Норма и отклонение от нормы в процессе развития и социализации ребенка
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Под нормой (от лат. norma: правило, точное предписание) понимают признанный обязательный порядок, узаконенное установление. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, считается отклонением.
Социальная норма – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения. Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, инструкциях, а также могут выступать в виде неписаных правил среды.
Социальные нормы можно подразделить на правовые, нравственные, этические и религиозные. Эти нормы служат критерием оценки поведения человека, его положения в обществе.
Следует отметить, что если понятия нормы в медицине, психологии более стабильны: так, поведение адекватное, неадекватное агрессивное, неагрессивное, то социальные нормы более подвижны, например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех сообществах, потому, что: 1) они имеют национальную специфику (этнические, религиозные особенности), 2) со временем преобразуются, изменяются иногда на совершенно противоположные.
Также следует сказать, что чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности в различных сферах – творческой, сексуальной, отношении к инвалидам, в то время как тоталитарные режимы склонны регламентировать поведение человека, устанавливать нормы во всех сферах – не только в общественной, но и в личностно-бытовой жизни и за отступление от этих норм жестко наказывать, используя широкий набор санкций.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, негативными отклонениями в развитии ребенка могут быть умственная отсталость, а позитивные – одаренность, талантливость.
В социальной педагогике понятие «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой уточняются причины, вызывающие те или иные отклонения, каким образом они влияют на процесс социализации, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Отклонения от нормы можно разделить на 4 группы: физические, психические, педагогические и социальные.
I. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определенными медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половозрастной группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди), которые характеризуют здоровье ребенка.
Тенденции ухудшения состояния здоровья детей (дефицит веса, несоответствие внешнего вида по спортивному возрасту) стабильны.
Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в развитии и здоровье. ВОЗ в 1980 г приняла британский вариант шкалы ограниченных возможностей:
— недуг, любая утрата или аномалия психических или физических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
— ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
— инвалидность – любое следствие дефекта, препятствующее или ограничивающее выполнение какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половозрастных или социальных факторов;
Сейчас используется термин человек (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья; к ним относят детей, имеющих физические и психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательной программы. Также введено понятие «недостаток»:
— физические недостатки – временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органов, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание;
— психические недостатки – недостатки в психическом развитии человека, нарушении речи, эмоционально-волевая сфера, нарушение умственного развития;
— сложные недостатки – сочетающиеся психические и физические недостатки;
— тяжелые недостатки – физические или психические недостатки, выраженные в такой степени, что образование недоступно;
II. Психические отклонения связаны с умственным развитием.
К этой группе отклонений относятся: задержка психического развития ребенка и умственная отсталость. Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или является результатом болезни, травмы. У детей может быть различная степень умственной отсталости: от легкой дебильности до глубокой идиотии.
К психическим отклонениям относятся нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушением чтения и письма.
Еще одной разновидностью психических отклонений является нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка – его крайняя степень аутизм.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей.
Для диагностики физических и психических недостатков создается межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия, из расчета одна на 10 000 детей. Задачи комиссии: ранняя диагностика детей с отклонением в развитии; консультирование родителей, социальных педагогов.
III. Педагогические отклонения – отклонения в получении общего и профессионального образования.
В данном случае педагогической нормой являются стандарты общего образования, то есть ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования.
В настоящее время растет число детей, не получивших общего образования, причины:
— не пошли в школу вообще по достижении 7 лет возраста;
— не доучились: 4-6 классов образования (конфликт с учителями); асоциальная семья (толкает на улицу, где необходимо зарабатывать на жизнь, бродяжничество);
— дети-инвалиды в специальных учреждениях;
— дети, часто болеющие; с ДЦП – те, кто не может посещать общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении на дому или компенсации.
IV. Социальные отклонения, связанные с понятием «социальная норма»: детский алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество.
Следует отметить, что в действительности чистых отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одно накладывается на другое.
Теории отклонений: медицинская модель (теория социальной полезности) и социальная модель (интеграция людей с ограниченными возможностями, отклонениями).
Вопросы для самоконтроля
1. Как Вы считаете, какая из обозначенных теорий отклонений согласуется с принципом гуманизма социальной педагогики?
2. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонение от нормы»?
Источник
ЛЕКЦИЯ . ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
План
1. Норма и отклонение: понятия и характеристики. Социальная норма.
Типы отклонений.
Социальные отклонения от нормы.
Выводы.
ПЗ: 1. Что такое социально-педагогические нормы?
Каковы свойства социальных норм?
Каковы причины необученности? Как выявить необученного ребенка?
Какие отклонения от нормы мы назовем отклонениями в социальной жизни ребенка?
1. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразуются, изменяются. Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от норм.
Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение от нормы».
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма ты. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.
Типы отклонений.
Выделяют четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели, которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы этим идеальным показателям. Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами, или внешними обстоятельствами:
Источник
норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий.
То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение».
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивныеже отклонения в поведении: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные.
Физическиеотклонения от нормы связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.
Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворит-м качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.
ВОЗ в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
• недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.
Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.
Педагогические отклонения. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.
Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время.
· Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма«. Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение соц. ролей и соц. опыта.
Разновидностями проблем детей с отклоняющимся поведением являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Причины такого поведения связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью соц-го положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.
Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.
Психические:задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.
Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.
Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.
Источник