Низкорослость ребенка 4 года

Очень часто родители переживают за то, что их ребенок якобы отстает в росте от своих сверстников. В большинстве случаев эти опасения не оправданы, а невысокий рост является просто особенностью развития. Однако иногда отставание в росте может свидетельствовать о серьезном заболевании, и помощь специалиста просто необходима. Когда же родителям на самом деле стоит переживать, а когда нужно просто набраться терпения и подождать, когда ребенок подрастет?

Наиболее интенсивный рост происходит у ребенка на первом году жизни. Нормальным при рождении считается рост от 48 до 55 см. За первый год малыш прибавляет около 25 см, за второй — 10-12 см, за третий — 7-8 см. Далее рост ребенка замедляется и до начала полового созревания прибавка в росте линейная и составляет примерно 5-6 см в год. Как правило, до 3-4 лет дети развиваются в соответствии с нормами. Симптомы болезней, влияющих на рост начинают проявляться как раз примерно в возрасте 3-4 лет, поэтому тревогу стоит бить, когда за год ребенок вырос не более,чем на 2 см при норме 5-6 см. Кроме того, если ребенок систематически отстает от норм роста, но при этом вес набирает относительно стабильно или родители имеют высокий или средний рост, а малыш плохо подрастает, необходимо обратиться за консультацией к педиатру или эндокринологу.

Причины задержки роста могут быть разнообразны:

1) генетическая предрасположенность. Если оба родителя низкие, то и ребенок не будет отличаться высоким ростом. Если отставание критичное, то стоит обследовать не только ребенка, но и родителей на предмет различных патологий, чтобы выявить, присутствует ли наследственная патология или речь идет об особенности организма;

2) недоношенность, низкая масса тела при рождении, задержка внутриутробного развития — все это также может являться причиной низкого роста. Обычно дети выравниваются к двум годам. Если к этому возрасту выравнивания не произошло, то в дальнейшем это маловероятно. Около трети детей, рожденных с экстремально низкой массой тела (менее 1500г), имеют низкий рост;

3) причиной низкого роста также могут стать различные заболевания: бронхо-легочные заболевания, астма, патологии кишечника, проблемы с надпочечниками, сахарный диабет, болезнь Крона, муковисцидоз и др.;

4) эндокринные нарушения — из-за поражения гипофиза нарушается выработка тиреотропного гормона, который влияет на работу щитовидной железы. Т.е. в данном случае причиной задержки роста будет являться гипотериоз. Другим отклонением в работе гипофиза может стать недостаток гормона роста. В следствие этого рост также может замедляться.

Для диагностики отставания в росте применяют ряд исследований, в т.ч. рентгенограмма кистей рук. Она позволяет определить, на сколько скелет ребенка формируется в соответствии с возрастом. В случае задержки развития скелет будет отставать от календарного возраста. Имеется также ряд других внешних признаков, позволяющих судить о задержке роста: черты лица у ребенка кукольные, воспринимаются как у детей более младшего возраста, все тело округляется, происходит излишнее отложение жировой ткани, наблюдаются проблемы в функционировании всех систем и органов в организме, голос ребенка не меняется из-за недоразвития голосовых связок.

В случае выявления реальной патологии врач назначает в качестве лечения заместительную терапию. Принимая синтетический гормон каждый день, ребенок сможет догнать своих ровесников в росте и развитии. Также существует и естественный способ повлиять на выработку гормона роста. Установлено, что занятия спортом укрепляют мышцы и скелет, запускают обменные процессы естественным образом. Запишите ребенка в любую спортивную секцию и резльтат не заставит себя ждать.

5) хромосомные нарушения: синдром Дауна, Тернера, Нунан и Рассела-Сильвера;

6) психологическая депривация — относится, как правило, к детям из неблагополучных семей. Рост самостоятельно быстро восстанавливается, если поместить такого ребенка в более заботливую среду;

7) плохое питание — недостаток витаминов и питательных веществ в организме также могут стать причиной низкого роста. Однако причиной непоступления в организм этих веществ может также являться плохой аппетит, болезни ЖКТ, неусвоение нужных элементов из-за нарушения обмена веществ или каких-либо патологий;

8) конституционные особенности — как правило, характерны в большей степени для мальчиков, проявляются в задержке полового развития и были характерны и для других членов семьи того же пола. В данном случае это является просто особенностью развития и в дальнейшем ребенок набирает нормальный рост;

К счастью, в большинстве случае низкий рост является просто особенностью конкретного человека, но если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок растет слишком медленно, то для исключения патологии лучше обратиться к специалисту.

Читайте другие статьи о детях и материнстве:

Как обезопасить розетки от ребенка?

Профилактика детского ожирения по-французски.

Грудное вскармливание. Мифы и здравый смысл.

Читайте также:  Если ребенок ругается матом 4 года

Источник

Рост ребенка оказывает значительное влияние на его развитие и адаптацию в современном обществе.
Задержка роста является частой причиной обращения детей к эндокринологу: примерно около 3% детского населения имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста (ГР), как причины низкорослости, выявляется не более чем у 7,5%. У остальных детей наиболее часто выявляют конституциональные особенности роста и развития, реже – дефицит других анаболических гормонов, тяжелые соматические заболевания, генетические и хромосомные заболевания.
В последние годы проблема выявления больных с дефицитом ГР, как причины задержки роста, становится особенно актуальной. Обусловлено это тем обстоятельством, что в качестве заместительной гормональной терапии у данной группы больных используют рекомбинантный человеческий ГР. Препарат обладает хорошим ростовым эффектом. Особенно выражен этот эффект у больных с задержкой роста, обусловленной дефицитом ГР. В связи с этим выявление подобных больных среди детей с низкорослостью является очень важным этапом в цепи мероприятий, направленных на нормализацию роста детей.

1. Эндокринно – зависимые варианты задержки роста.

Наиболее тяжелые нарушения процессов роста наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что гормоны непосредственно или опосредованно участвуют в процессах роста. Наиболее выраженным ростовым эффектом обладает соматотропный гормон (ГР). ГР ускоряет синтез аминокислот и включение их в молекулу белка, что осуществляется с помощью соматомединов — инсулиноподобных факторов роста (ИФР).

Помимо выраженного ростового эффекта ГР оказывает липолитический и гликогенолитический эффекты, а также стимулирует выделение инсулина поджелудочной железой, т.е. улучшает энергетический обмен. Уровень ГР в течение суток подвержен значительным колебаниям. Максимально высокое содержание гормона имеет место в ночные часы: до 70% суточного количества ГР выделяется ночью. Кроме того, ГР принимает активное участие в адаптационных реакциях организма и, следовательно, его уровень в течение суток может меняться и по этой причине. Так, повышение уровня ГР наблюдается при гипогликемии и физической нагрузке. Аминокислоты, глюкагон, вазопрессин, тиреоидные и половые гормоны активно влияют на синтез и выделение ГР и во многом определяют его уровень в крови.

Тиреоидные гормоны (ТГ) в физиологических количествах оказывают значительный анаболический эффект. В отличие от ГР тиреоидные гормоны в большей степени влияют на дифференцирование и созревание тканей, и прежде всего – костной. В то же время тиреоидные гормоны, активно влияя на уровень ГР, ускоряют и линейный рост ребенка.

Инсулин играет важную роль в регуляции процессов роста, т.к. с одной стороны, обеспечивает анаболические процессы энергетически, с другой – непосредственно усиливает синтез белка.

Половые гормоны обладают мощным анаболическим эффектом, ускоряя как линейный рост, так и дифференцировку костей скелета. Однако следует помнить, что ростовой эффект половых гормонов осуществляется лишь в присутствии ГР.

Глюкокортикоиды, усиливая процессы глюконеогенеза, оказывают выраженный катаболический эффект. Отрицательное влияние на процессы роста кортизол оказывает и по той причине, что активно тормозит выделение ГР.

Совместное действие вышеперечисленных гормонов обеспечивает нормальные процессы роста и развития. Окончательный рост взрослого человека во многом определяется также сроками начала и продолжительностью пубертатного периода, т.е. сроками окончательного закрытия зон роста.

Итак, задержка роста и отставание костного возраста является симптомом многих эндокринных заболеваний, для которых характерен дефицит анаболических или избыток катаболических гормонов.

Множественная гипофизарная недостаточность

Характеризуется выпадением всех тропных гормонов (пангипопитуитаризм) Различают идиопатический и органический варианты заболевания. При идиопатическом варианте признаков органического поражения ЦНС нет, патологический процесс формируется на уровне гипоталамических структур. Помимо дефицита ГР имеются также дефициты тиреоидных, половых и глюкокортикоидных гормонов.

При органическом варианте может иметь место повреждение гипоталамо – гипофизарной системы вследствие врожденных дефектов ( аплазия или гипоплазия, аневризма) или деструктивных повреждений. Однако наиболее часто у таких больных выявляется врожденная опухоль – краниофарингеома. Помимо задержки роста у больных с органическим вариантом гипофизарной недостаточности обращает на себя внимание выраженная неврологическая симптоматика.

Изолированный дефицит ГР

В этом случае другие тропные гормоны выделяются в нормальных количествах, в связи с чем наблюдается более благоприятное течение заболевания. Существует 3 варианта изолированного дефицита ГР:

  1. частичныйдефицит ГР
  2. селективный дефицит ГР
  3. психологическая карликовость

Частичный дефицит ГР встречается примерно у 10% больных. Этот вариант заболевания характеризуется неполным выпадением ГР и более легким клиническим течением.

Психологическая карликовость может иметь место у детей из неблагополучных семей. У подобных детей развивается выраженная задержка роста, костного возраста, психического развития, доказано наличие дефицита ГР. При изоляции этих детей из неблагоприятных условий уровень ГР самостоятельно восстанавливается, дети начинают расти, однако отставание интеллектуального развития остается на всю жизнь.

Синдром Ларона.

Клиническая картина у больных с подобным синдромом идентична клинической картине изолированного дефицита ГР. Однако уровень ГР у больных обычно превышает нормальные показатели. Отсутствие эффекта ГР объясняют снижением уровня соматомединов (ИФР -1). Описываются семейные случаи заболевания.

Читайте также:  Спазмалгон ребенку 4 года

2. Эндокринно – независимые варианты задержки роста

Значительно чаще у больных с задержкой роста признаки нарушения функции эндокринных желез отсутствуют, т.е. у большинства детей задержка роста обусловлена не эндокринными факторами.

Тяжелые соматические заболевания, в результате которых возникают состояния длительной гипоксии (врожденные пороки сердца, анемия, заболевания легких), нарушения всасывания (целиакия, муковисцидоз), тяжелые метаболические нарушения (хронические заболевания печени и почек), а также патология костной системы (хондродистофия, гаргоилизм и др. врожденные синдромы) часто сопровождаются выраженной задержкой роста.

Внутриутробная задержка развития. Особенностью данного варианта задержки роста является нарушение процессов роста с периода внутриутробной жизни. Доношенные новорожденные с этой патологией имеют недостаточную длину и массу тела. На всех этапах жизни дети отстают от своих сверстников в росте. Однако в отличие от детей с эндокринно – обусловленной задержкой роста, костный возраст у этих детей соответствует хронологическому, пубертатный период, как правило, наступает в обычные сроки. Уровень ГР соответствует нормальным показателям. В этой группе объединяются больные по одному главному признаку – нарушение процессов роста с периода внутриутробной жизни: генетические синдромы (Секкеля, Рассела – Сильвера и др.), внутриматочная инфекция (краснуха, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), «плод алкоголика» и др.

Характерным признаком синдрома Шерешевского – Тернера является выраженная задержка роста. При классическом варианте синдрома (кариотип 45Х0) рост больных не превышает 142 – 145 см.

3.Конституциональная задержка роста и полового созревания

Cиндром позднего пубертата – характеризуется особенностями роста и развития наследственного характера. Обычно родители иили ближайшие родственники этих детей имеют те же особенности развития. Так, длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.

Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3 – 4 лет. С 4 – 5 лет темпы роста восстанавливаются (5 – 6 см. в год), однако, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. «Костный» возраст несколько отстает (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, Этим обстоятельством можно объяснить позднее вступление в пубертат: обычно половое развитие и, следовательно, пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2 – 4 года. В связи с этим подростки с синдромом позднего пубертата резко отстают в своем развитии от сверстников. Позднее вступление в пубертат в данном случае следует признать благополучным фактором, т.к. позволяет пациентам с подобными особенностями конституционального развития иметь в конечном итоге нормальный рост.

При проведении дифференциальной диагностики вариантов задержки роста у мальчиков следует помнить, что около 80% подростков с задержкой роста и полового развития имеют эту конституциональную особенность роста и развития.

4.Семейная низкорослость.

Среди родственников детей с подобным вариантом задержки роста всегда имеются низкорослые. При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы роста после 3 – 4 лет составляют 2 – 4 см. в год. Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует хронологическому и, следовательно, вступление детей в пубертат соответствует нормальным срокам. Это обстоятельство является причиной низкорослости взрослых пациентов с этими особенностями развития.

При необходимости Вы можете пройти обследование в учреждении здравоохранения «Могилевский областной лечебно – диагностический центр» и получить консультацию врача-эндокринолога.

Врач эндокринолог (детский)
первой категории Рубекина И.Г.

Источник

Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?

Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.

В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.

На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.

Читайте также:  Низкие лимфоциты у ребенка 4 года

В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

Когда нужно срочно идти к специалисту?

О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:

  • он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
  • у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
  • берет мелкие предметы, но не удерживает их;
  • избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
  • постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
  • не может удержать в руке карандаш;
  • у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
  • имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
  • речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
  • не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
  • всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
  • или не может обслуживать себя вообще;
  • когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
  • у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.

Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

Что делать?

В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.

  1. Невролог
    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.
  2. Психолог
    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.

    Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android

  3. Психиатр
    Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
    Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются.
  4. Дефектолог
    Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).

При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.

Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

Источник