Низкий уровень познавательного развития ребенка
На чтение 14 мин.
Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.
Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”
Общие требования
Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.
Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.
К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.
Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей
У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.
Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.
Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:
- Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
- Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
- Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.
Задания для диагностики и результаты оценивания
Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.
Диагностическое обследование детей 2-3 лет
Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.
Знания предметов ближайшего окружения
«Что где?». Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»
Тест на знание названий цветов
«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:
- угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
- поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.
Знания членов семьи
Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:
- кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
- что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
- чем занята бабушка? И т.д.
В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»
Знания об объектах и явлениях природы
«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;
Тест для детей 3-х лет: назови зверушку
«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.
«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.
«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).
Тест для детей 2-х лет
По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:
- травах и деревьях (3-4 вида);
- домашних птицах;
- диких птицах (2-3 вида);
- овощах и фруктах (5-6 видов);
- некоторых свойствах песка и воды;
- трудовых действиях взрослых и детей;
Диагностическое обследование детей 3-4 лет
Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.
Знания о ближайшем окружении
«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.
Тест для детей 4-х лет на знание эмоций
«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями
«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.
В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами
«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.
Знания об объектах и явлениях природы
«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.
Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь
«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.
Диагностика может быть оформлена в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки | |
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая | ||
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…) | ||
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека. | ||
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус. | ||
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши. | ||
Названия членов семьи, их домашние обязанности | ||
Название города, улицы, некоторые особенности района. | ||
Профессии (3- 4 вида) |
Диагностическое обследование детей 4- 5 лет
Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.
Знания о предметах ближайшего окружения
«Виды транспорта». Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.
Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур
«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).
«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:
- Как называют людей, идущих по улице?
- Где должны ходить пешеходы?
- Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
- Что означают цвета светофора?
Карточки для знания причин пожара
«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.
«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.
«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»
Знания об объектах и явлениях природы
«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».
«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.
Задание для детей 4-5 лет на внимательность
«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).
Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки |
Овощи и фрукты, способы ухода. | |
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья | |
Названия деревьев (5-7 видов) | |
Названия садовых цветов (5-6 видов) | |
Времена года | |
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов) | |
Домашние птицы, детёныши | |
Насекомые | |
Некоторые свойства воды, песка | |
Профессии (5-7 названий). Орудия труда | |
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы. | |
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный) | |
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности. | |
Названия страны, столицы, узнавание символов государства. | |
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков. | |
Государственные праздники. | |
Некоторые рода войск, военной техники |
Диагностическое обследование детей 6-7 лет
Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.
Занятие с ребенком 6-ти лет
Знания о национальной культуре
У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.
«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.
Тест в игровой форме на знание русского национального костюма
«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:
- Когда отмечают Рождество?
- На какой праздник пекут блины?
- Когда красят яйца?
- Для чего сжигают чучело?
Знания об объектах и явлениях природы
«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).
«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую — водных обитателей, в зелёную — обитателей земли.
Проверка знаний детей 6-7-ми лет
«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.
«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе – беги!», а ребёнок её выполняет.
«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:
- Из чего состоит песок?
- Где люди используют песок?
- Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
- Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
- Назови свойства воды.
- Смогут ли обходиться без воды живые существа?
Тестовое занятие на готовность ребенка к школе
Результаты диагностики рекомендуем занести в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки |
Овощи и фрукты, способы ухода. | |
Ягоды | |
Деревья и кустарники | |
Садовые, луговые, полевые, лекарственные растения | |
Времена года, отличительные признаки | |
Зимующие и перелётные птицы | |
Домашние птицы, детёныши | |
Рыбы. Морские обитатели. Аквариумные рыбки | |
Дикие и домашние животные, их детёныши | |
Животные севера и юга | |
Насекомые | |
Свойства воды, песка, глины, воздуха, бумаги, ткани | |
Профессии. Орудия труда | |
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы, бытовые электроприборы. | |
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. | |
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности. | |
Названия страны, столицы, символы государства. | |
Государственные праздники, традиции и обычаи | |
Известные памятники архитектуры | |
Известные россияне (писатели, поэты, художники, композиторы, учёные) | |
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, имена известных земляков. | |
Некоторые рода войск, военной техники |
Первые вопросы познавательного характера «Почему? Для чего?», характерны для возраста детей 3-4 лет. Это очень важный этап для развития дошкольников, значит, что они готовы познавать, изучать новую информацию. Родителям необходимо приложить усилия, чтобы это время продлилось как можно дольше. Постепенно желание задавать вопросы у ребенка уменьшается, а может и вообще исчезнуть, если он не будет иметь поддержку со стороны взрослых.
Подводя итоги диагностического обследования познавательного развития детей дошкольного возраста, взрослые должны понимать, что это не конечный результат, а ступенька для дальнейшего становления личности ребёнка.
Источник
Юлия Сабанина
«Маленькие неудачники» Почему они такие? (развитие познавательной активности ребёнка)
«Маленькие неудачники»
Почему они такие?
(развитие познавательной активности ребёнка)
Консультация для родителей
«Скоро наш малыш пойдет в школу, но ни читать, ни считать он не хо-чет. Книги его не интересуют, он не может ничем заниматься долго, он несамо-стоятельный.» — сетуют многие мамы с тревогой и недоумением.
Отсутствие у ребенка явных успехов, достигнутых его ровесниками, в преддверии школы начинает беспокоить даже самых уравновешенных родите-лей, заставляя их искать выход.
И тут начинается: на ребенка обрушиваются бесконечные наставления, упреки,угрозы: «Надо», «Ты должен», «В школе будешь двоечником», «Тебя вообще и школу не возьмут».
Одни мамы обвиняют воспитателей и детский сад в том, что с его ребен-ком плохо занимались,спешат наверстать упущенное: например, вводят жест-кий режим обязательного ежедневного чтения и счета. Другие, берут репети-тора для подготовки их чада к школе.
Только самая маленькаячасть родителей задумывается над вопросами: в чем причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пас-сивность и даже леность ума у сына (или дочери); почему нет стремления ис-следовать, искать; почему ребенок так беспомощен и пассивен там, где его сверстник безудержно активен и изобретателен?
То, что родители считают нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к дан-ному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозна-чает совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, собы-тиям, поступкам).
В контексте нашей консультации речь идет о побуждениях к познаватель-ной деятельности, поисковой, исследовательской активности в широком смыс-ле слова. Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энерге-тику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Следова-тельно, если речь идет о том, что познавательная мотивация ребенка недос-таточна или отсутствует у него вовсе,— значит,надо ответить на вопросы: по-чему у детей, от природы наделенных потребностью во все вникать и обо всем спрашивать, эта потребность угасла и что нужно сделать, чтобы она возроди-лась вновь?
Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, инте-реса) у ребенка означает активную установку на все то,что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвя-зей между предметами и ситуациями, ненасыщенность в познании.
При отсутствии познавательноймотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.
Чтобы понять, насколько эта проблема серьёзна, проанализируем поведение детей в детском саду. В детском саду, когда они сталкиваются с необходимостью,например: сравнить два предмета по величине; выбрать из набора картинок самые интересные и составить по ним рассказ, собрать панно из разрезных картинок; решить задачу, и т. д.
Подобные наблюдения можно провести и в домашних условиях, если ро-дителей интересует обсуждаемая здесь проблема. Правда, при проведении та-кой работы с ребёнком дома важно учесть то, что главное в этом процессе не количество решенных задач (решил — не решил — сколько решил, а само отношение ребенка к такому виду деятельности. К процессу умственного на-пряжения, к творческому поиску, к получению результата, а также просит ли ребенок в дальнейшем дать ему такие задания или избегает упоминаний о них. Эти выводы и лягут в основу характеристики уровня познавательной мотива-ции ребенка. Опишем несколько типичных тактик поведения детей, соответст-вующих разному уровню познавательной мотивации, в ситуации, требующей напряженной умственной деятельности.
Родители, зная своего ребенка, могут отнести его к одному из описывае-мых здесь уровней.
Тактика активногопреодоления необычных заданий и новизны си-туаций: первая группа, высокий уровень познавательной мотивации. Выслу-шав задание, дети активно включаются в работу,большинство заданий выпол-няют с интересом и самостоятельно: к взрослому обращаются лишь за уточне-нием условий задания или за подтверждением правильности выполнения. Бы-стро замечают и тонко чувствуют необычность условий отдельных задач; мо-билизуют для решения фантазию, воображение. При правильном выполнении радуются успеху. Способны к длительному умственному напряжению. После завершения работы многократно возвращаются к отдельным заданиям, осо-бенно к тем, где встретили наибольшие трудности. Просят взрослых дать им аналогичные задания и подтвердить правильность выбранных ими вариантов и способов решения. На протяжении всего периода работы — повышенный тонус, приподнятое настроение (иногда напевают по ходу, иногда комменти-руют вслух, что получилось, что нет, по окончании активно обсуждают со сверстниками свои успехи.
Тактиказависимого и защитного: перед выполнением, интерес пропа-дает, поведение становится неуверенным и напряженным. Поддержка, оказы-ваемая взрослым (подбадривание, советы, прямой показ, побуждает детей продолжить активный поиск решения. Отсутствие же такой поддержки (при нейтральной позиции взрослого) почти парализует активность: ребенок может много раз повторять один и тот же непродуктивный способ решения или бес-порядочно манипулировать с материалом. В правильности результата ребе-нок не уверен,спрашивает взволнованно: «Я правильно делаю?» На протяже-нии всей работы эти дети напряжены, молчаливы, зависимы от малейших ню-ансов в настроении взрослых. В эмоциональных проявлениях зажаты и ско-ванны. Усиление образности и наглядности задания, как и игровые приемы, способствуют более успешному их выполнению, хотя зависимость от взросло-го по-прежнему остается.
Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха,умственно-го напряжения: третья группа, низкий уровень познавательной мотивации. Некоторые из детей отказываются от работы, не сделав ни единой попытки, обнаруживают абсолютную беспомощность как крайний вид защиты. У них всегда готов собственный приговор самим себе («Не могу!», идущий впереди любой новой или чуть-чуть непривычной ситуации. Другие, сделав одну—две пробы, молча прекращают работу или отказываются тихо,но категорично: «Не знаю, как делать»; «Устал (а)».
Изменение формы предъявления задания (в сторону большей образности и наглядности, введение игровых приемов) не пробуждает интереса и актив-ных действий. Весь общий облик таких детей,их поведение представляются недетскими: не смеются, не улыбаются, их трудно расшевелить, заставить уди-виться. Иногда в подобных случаях активность вдруг прорывается в форме вопросов к взрослому («Ты здесь работаешь?») или сообщений («А у нас до-ма кошка есть») и т. д., что в принципе уже важно как проявление активности ребенка. В целом, естественно, здесь очень низкий итоговый результат. (Если возможен каламбур, то эти дети активно пассивны.)
Подобные варианты (тактики) поведения детей можно встретить в каждой группе детского сада (соответствующего возраста) и среди детей, не посещаю-щих детский сад. Что особенно поражает, так это то, с какой обреченностью оценивают они свои возможные защитные аргументы, отказываясь от элемен-тарных попыток решить предложенную задачу.
Американская исследовательница М. Дональдсон в своей книге «Мысли-тельная деятельность детей» (М., 1985) пишет о том, что еще до поступления в школу у ребенка уже складывается представление о собственных познаватель-ных способностях: многие дети из детского сада, будучи поставлены перед не-обходимостью решения какой-либо познавательной задачи,реагируют на это репликами типа: «Я глупый»; «Я не могу»; «Я тупой»; «Я не знаю, как это де-лается».И добавляет затем: «Если ребенка считают неудачником, он наверня-ка потерпит провал.»
К этому можно лишь добавить, что, скорее всего поведение таких детей,а именно: тактику избегания и защиты, можно рассматривать как своеобразный психологический «барьер», который позволяет ребенку «уходить» из ситуа-ции, не допуская еще более глубоких травм и переживаний.
Итак, почему же многие дети так пассивны, робки и неуверенны, когда речь идет об их способности к познавательной деятельности? Откуда эта так-тика защиты, «уходи», избегания вместо ожидаемых попыток преодоления трудностей и активного поиска? Конечно, проще всего переложить вину на са-мого ребенка («Ну что поделаешь, раз он такой?», на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться с обвинениями в адрес ребен-ка, а обратимся снова к мотивации, точнее — к самим истокам ее становле-ния.
Ключевой проблемой для становления познавательной мотивации имеют ранние формы контакта ребенка с близкими взрослыми. При доброже-лательности, принимающем и поддерживающем отношении родителей к ре-бенку у него формируется активное отношение к миру и предупреждается пассивно-тревожное, оборонительное поведение.
Подавляющее, отвергающее жестоко-агрессивное отношение матери к
ребенку может быть следствием как личностной незрелости матери, так и отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление взаимной неприязни). Когда у взрослых недостает сил на ласки, терпеливого отношение к малышу, у ребенка возникает ощущение угрозы, недостаточной защищенности и неблагополучия, переживание страха. В итоге, эти переживания оставляют глубокий аффективный след и составляют суть ран-них психологических расстройств. Складывается впечатление ребенка о неготовности его собственной активности, направленной на окружающий мир.
Рядом с родителями, при их поддержке и под их защитой, ребенок, стал-киваясь с новыми трудностями, благополучно преодолевает их, испытывая удовольствие, что и закрепляет в дальнейшем побуждения к исследованию, познанию, изучению. При искаженных же отношениях с близкими взрослыми подобные ситуации мгновенно вызывают страх, оборонительное поведение, что в дальнейшем закрепляется как пассивное отношение к окружающему.
Именно из этих двух противоположных стереотипов и формируются раз-ные стили познавательной активности, причем опыт зависимого, беспомощно-го и пассивно-оборонительного поведения закрепляется настолько прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.
Вернемся к детям с низким и средним уровнем познавательной мотива-ции. Один из крайне неутешительных выводов состоит в том, что внутри-семейные отношения, в которых в основном воспитываются дети с пони-женной активностью, характеризуются конфликтностью, тревожностью, агрессией между ребенком и близким взрослым, недостатком тепла, бли-зости и взаимной поддержки.
К примеру, если эти дети выполняют рисунок на тему «Семья», то почти половина из них не рисует себя в семье (фактически не находит себе места, не ощущает своей слитности с другими). Часть детей отгораживает себя мебелью или стеной (ощущение одиночества, отчужденности от других, некоторые ри-суют только себя, порой в рисунках вообще нет людей.
Если организовать с ребенком своеобразную игру в «два дома», суть ко-торой в расселении всех близких и знакомых так, как он захочет, то обнару-живается также своеобразная картина. В случае особенно выраженного дис-комфорта ребенок «отселяет» себя (иногда с кошками, собаками или друзья-ми) от родителей и других членов семьи, оставшихся в другом доме. В более мягком варианте такие дети остаются в одном доме с мамой, «отселяя» папу и других членов семьи, или, наоборот, остаются с папой, «отселяя» маму с ма-ленькой сестренкой, братиком, бабушкой, дедушкой, что в целом свидетельст-вует о явном эмоциональном неблагополучии, конфликтной эмоциональной атмосфере в семье, глубоким ощущением дискомфорта. Значит,такая связь закономерна: если низкий уровень познавательной мотивации, значит, на-рушены семейные взаимоотношения? Нет, не всегда! У незначительной части детей, не отличающихся высокой познавательной мотивацией, внутрисемей-ные отношения благополучные.
И тогда причина сниженной познавательной мотивации здесь в другом — в своеобразии развития ребенка, наличии у него «слабых» мест в раз-витии отдельных функций и сторон психики.
Однако для большей части детей (пассивных, безинициативных, вя-лых, невнимательных, неактивных) эта закономерность (низкий уровень познавательной мотивации — значит, нарушены семейные взаимоотно-шения) абсолютна.
Так что неудачниками наши дети не рождаются; взрослые помогают им стать такими! Поэтому сформировать у ребенка интерес к познанию, иссле-дованию, научить стать активным, ищущим и жаждущим познания мо-гут и должны сами родители прежде всего! И начинать здесь надо с восста-новления положительного эмоционального контакта родителей с ребенком. Важно,чтобы мать поняла: никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребенку общения с ней. Конечно, внимательно анализируя свою стратегию воспитания, ищущие и стремящиеся помочь сво-ему ребенку родители могут и сами найти уязвимые места в контактах с ребен-ком и добиться их преодоления. Однако лучше это сделать в ходе консуль-тирования с практическим психологом и под его руководством. Восстановле-ние контакта с ребенком, насыщение его эмоциональными и прежде всего иг-ровыми моментами позволяют ненавязчиво вводить задачи познавательного характера и добиваться их решения. Ребенком, то есть контакт матери и ре-бенка продолжается, укрепляется и развивается на тонком соотношении и до-зировке личностных и познавательных задач, поддержании родителей иссле-довательской (познавательной) активности, одобрении попыток преодолеть трудности и т. д. Постепенно акцент перемещается на собственно познаватель-ные задачи, которые поначалу тесно слиты с игровыми и практическими. При-чем выполняются они при заинтересованном и доброжелательном отношении взрослого, всегда готового прийти на помощь ребенку. Надо особо подчерк-нуть, что, участвуя в такой работе,мамы получили огромное удовольствие от изменения своих взаимоотношений с ребенком: радовались его успехам, воз-никшим теплым, доверительным отношениям с малышом.
Источник