Незрелость нервной системы у ребенка 5 лет
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
- Главная
- Архив
Время: 18:24
Дата: 03 май
2007
Были сегодня на консультации у
невролога и логопеда(сыну 3,8, не
выговаривает кучу букв и речь частенько не
совсем правильная грамматически). Они охали
— ой, какой незрелый мальчик, совсем
ребенок, не усидчивый(мы приехали в три, во
время его дневного сна, через 15 минут сын
стал подавать признаки усталости-вздыхать и
тереть глаза, логопед разозлилась жутко),
не правильно отвечает на вопросы(на вопрос,
где живет ежик, сын ответил-в норке,
дома,логопед аж закричала-в лесу, в лесу он
живет!!!!).Чтобы созрела нервная система,
они назначили пантогам, вазобрал и глицин
на два месяца.
У кого была тоже незрелость нервной системы
и что из этого вышло? И надо ли нам
садиться на медикаменты?
Сообщение 28607787. Ответ на сообщение
28607608
Автор: burik
Статус: Корифей
Время: 18:31
Дата: 03 май
2007
может, еще раз сходить, но уже
к другому врачу?
Сообщение 28608376. Ответ на сообщение
28607787
Автор: мама
Статус:
анонимный пользователь
Время: 18:52
Дата: 03 май 2007
это вы где же так хорошо
консультировались? и какое право они имеют
право «орать»???? врачи хреновы… Надо
было наорать на них как следует и
посоветовать пропить им что-нить для
мозгов, идиоты, блин..
Консультировались мы в центре
коррекционной педагогики. К другому врачу
мы уже не пойдем, мы много где были.То,что
у моего ребенка есть проблемы с речью
очевидно, и то, что у него нервная система-
слабое звено, тоже понятно.Мне интересно,
говорили ли кому-нибудь такой же термин
-незрелость нервной системы и как люди
«дозревали» сами или с помощью
медикаментов.
Сообщение 28685844. Ответ на сообщение
28608376
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 22:51
Дата: 06 май 2007
А мой ребенок нашу участковую
врачиху боится, так оа на него еще и орет,
чтобы не плакал…
А такое ощущение, что логопеду
лечиться надо.
Лекарствами вы всегда успеете ребенка
напоить. (ну, глицин еще куда ни шло, от
него, правда, и толку мало, но и вреда
нет;-)).
Относительно нервной системы — ставит
диагнозы психоневролог (невропатолог,
психиатр…)но никак не логопед.
Хорошо сегодня логопеды устроились:
главное- вовремя пантогам
выписать…:think
(видимо, логопед на вопрос «где живет ежик»
знает только ОДИН верный ответ:-)не повезло
тетеньке…)а слабо ей было спросить «а где
норка ежа находится?»…:-) ой, нет, этого
же вопроса у нее в планах не было, а
придумать его прямо так — сходу — это уж
высший пилотаж…извините;-)
Сообщение 28686116. Ответ на сообщение
28685233
Автор: Пчёлka
Статус: Пользователь
Время: 23:03
Дата: 06 май
2007
+1 :)) маразм, я тоже бы
ответила «в норке» — недозрела, видать до
сих пор:) А ежи, кстати, не только в лесу
живут:)
А ежик и правда живет в
норке!:) А вот норка не всегда в лесу
находится! А врач д..а! Она видимо в лесу
живет! Глицин подавать можно, он не вреден.
Запишитесь на прием к другому врачу! Удачи
Вам! Растите здоровенькими!
Сообщение 28695637. Ответ на сообщение
28607608
Автор: Козля
Статус: Пользователь
Время: 12:00
Дата: 07 май
2007
Т.е. «попейте таблеточки,чтобы
ежик стал жить где положено!»:)
Офигеть!:(
поменяйте логопеда!
обязательно, этот не проффесионал! ребенок
правильно сказал про ежика, а если она
хотела стандартный ответ, то надо задавать
стандартный вопрос где еж живёт в лесу или
дома? и т. п.
Сообщение 28900484. Ответ на сообщение
28607608
Автор: Anonymous
Статус:
анонимный пользователь
Время: 10:22
Дата: 15 май 2007
Сейчас у многих детей
повреждение головного мозга,разные
причины.Никаких медикаментов,сами
занимайтес хот это и порой очен трудно
будет.
(с транслита)
Сообщение 28612586.
Автор: Мокошь
Статус: Корифей
Время: 21:31
Дата: 03 май
2007
Уже такие высказывания, о
которых вы говорите, со стороны логопеда
свидетельствуют о его некомпетентности.
Обратитесь к другому специалисту.
Сообщение 28679502.
Автор: Летучая Моль
Статус:
Пользователь
Время: 18:04 Дата: 06 май 2007
Вашему невропатологу надо
самому идти к невропатологу, а лучше сразу
к психотерапевту.
Сообщение 28679827.
Автор: Блюм
Статус: Пользователь
Время: 18:21
Дата: 06 май
2007
нервная система ребёнка
созревает после 4-5лет.У меня у дочки
похожее совсем недавно было,потом
вдруг,как-то ,,поумнела,,выражается
правильно,выводы делает.Подождите
немного,дети вообще рывками
развиваются.
Сообщение 28684956. Ответ на сообщение
28679827
Автор: uiaga
Статус: Пользователь
Время: 22:16
Дата: 06 май
2007
С лекарствами подождите, но начинайте
занятия с логопедом уже сейчас. Чтобы до
летних разъездов понять суть выполняемых
заданий, научиться базовым
упр.артикуляционной гимнастики, получить
задание на лето.
А с нового учебного года возобновляйте
занятия с логопедом. Нервная система за
лето окрепнет.
Нервничайть запрещено! 🙂
Сообщение 28685448.
Автор: Алиса в городеN
Статус:
Пользователь
Время: 22:34 Дата: 06 май 2007
почту ваш адрес (только напомните, о чем
речь, а то у меня корреспонденции очень
много), я вам вышлю презентацию про Мозг и
про то, как можно влиять на его
формирование.
В любом случае, даже если ваш диагноз
относительно «незрелости» подтвердится,
одни медикаменты — без внешних
педагогических стимулов — ничего не решат.
Более того, наоборот можно обойтись и без
них.
Сообщение 28688518.
Автор: НЕХ
Статус: Корифей
Время: 01:53
Дата: 07 май
2007
А чем, интересно, врачу не
понравился ответ про норку. Разумный ответ.
Дети иногда отвечают не так, как от них
ждут, но это не значит, что неправильно.
Вот понмю пахе в три года показывают
картинку, на которой три елки и один гриб и
просят показать один предмет. на что он
показывает елку. Врач так смотрит на
меня… а потом спрашщивает у Пахи :» разве
елка одна?». Он отвечает:»три». Короче,
врач и замолкла. Просили показать один
предмет, он и показал одну… а ведь не
арзобравшись, получилось бы, что ребенок не
знает понятия «один-много». Так что врач
категорически не прав. если он хотел
узнать, является ли данный зверь домашним
или диким, так и надо спрашивать.
Сообщение 28693617.
Автор: Галюсик
Статус: VIP
Время: 10:49
Дата: 07 май 2007
Может действительно сходить к
другому, адекватному специалисту?
Сообщение 28699846.
Автор: Xelenka
Статус: VIP
Время: 14:32
Дата: 07 май 2007
Разве ёжик не в норке
живет?
Сообщение 28721779.
Автор: sonjaschka
Статус:
Пользователь
Время: 13:05 Дата: 08 май 2007
Вы что доверяете мнению
специалиста, который не понимает, что
ребенок утомлен, потому что должен спать?
Или специалисту, который позволяет себе
орать на ребенка?
Сообщение 28895446.
Автор: mama trim
Статус:
Пользователь
Время: 01:54 Дата: 15 май 2007
Глицин — безвредный можете и
попить.
Источник
Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение “нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.
Что такое незрелость коры головного мозга?
Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.
У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.
Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.
Причины и признаки
Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.
Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:
Причина – провокатор мозговой дисфункции | Состояние | Признаки мозговых нарушений |
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной | Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?) |
|
Тяжелые или длительные роды |
| |
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) | Гестационная незрелость |
|
Анизокория (врожденная и приобретенная) | Разница в диаметре зрачков более 1 мм |
|
Умственная отсталость | Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей). |
|
К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:
- головная боль;
- повышенная раздражительность;
- гипервозбудимость;
- нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
- нарушение сна;
- низкая концентрация внимания.
По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.
Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.
Как диагностируется?
Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.
Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.
Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.
Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.
Возможные последствия
Ранняя диагностика и грамотное лечение мозговой дисфункции гарантируют благоприятный исход. Почти у 50% детей мозговая дисфункция по достижении подросткового возраста полностью исчезает (подробнее в статье: как проводится обучение детей детей с зпр?).
Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.
Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга
Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.
Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.
Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук
Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:
- снотворные – Нитразепам;
- седативные – Диазепам;
- транквилизаторы – Тиоридазин;
- антидепрессанты;
- улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
- витаминно-минеральные комплексы.
Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник