Невыносимый ребенок в 1 год

Невыносимый ребенок в 1 год thumbnail

На чтение 8 мин. Просмотров 1.5k. Опубликовано 11.02.2019

Воспитание детей – вечная тема и в ней все эксперты. Все без исключения знают, как правильно поступить бабушке вон той несносной девчонки, и что именно делает не так мама этого проблемного ребенка. Вот только не всегда удается справиться с собственным разбушевавшимся чадом. Итак, невыносимый ребенок – что делать родителям?

Ребенок болен или здоров?

Сразу оговариваем – в статье не идет речь о больных детях. Если у ребенка нарушена психика, если есть основания предполагать наследственность или последствия какой-либо травмы, ищите хорошего детского невропатолога.

Если вы не можете определиться, в чем проблема – в воспитании, или все же у ребенка неврология, также обратитесь к врачу. Возможно, причина в слишком резкой реакции на нового воспитателя в детском саду, на переезд, на первые посещения детской площадки. Достаточно будет легкого успокоительного препарата, чтобы избавиться от истерик.

Но лекарство должен прописать врач, а не знакомая, у которой «ну вот точно так же с ребенком!». Не пичкайте ребенка лекарствами, даже самыми безобидными, без одобрения врача!

невыносимый ребенок

Если врач уверяет, что ваш ребенок здоров, значит, невыносимое поведение любимого чада спровоцировано семейной обстановкой и неверной реакцией на его истерики членов семьи.

Проблема детских истерик

В постсоветском обществе проблему детских истерик начали широко обсуждать только в последние годы, во многом благодаря родительским форумам. Если ваше дите закатывает регулярные концерты с воплями, знайте: вы не так уж одиноки.

Статистика доказывает, что до 6-7 лет регулярно истерит каждый второй ребенок, а время от времени этим занимаются 8 из 10 наших очаровательных деток.

Поэтому не надо сразу впадать в крайности и искать причину в психических отклонениях малыша или в собственной педагогической бездарности.

Нужно понаблюдать за ребенком, постараться определить причины истерик, и определиться, что делать родителям, если малыш начинает очередную психическую атаку.

Признаки истерики

Плач и истерика – не одно и то же.

Признаки истерики:

  • истошный крик;
  • дрожь;
  • бледность;
  • нарушение дыхания;
  • судороги;
  • катание по полу;
  • стук руками и ногами, иногда – головой;
  • выгибание спины.

Сильная истерика – пугающее родителей зрелище. Малыш способен описаться, биться головой о стену, падать в обморок.

Такого ребенка лучше показать врачу, чтобы исключить патологии нервной системы. Но до подобного состояния может довести себя и здоровый ребенок. Например, проблемы с дыханием могут быть вызваны тем, что при сильном плаче из легких выходит много воздуха.

Игнорировать подобные припадки нельзя, но реагировать на них следует правильно. Иначе вопящий малыш вырастет в трудного ребенка, а затем и в неуправляемого подростка, привыкшего добиваться своего любыми путями.

Для чего нужен плач

Поговорим о плаче. Именно от него нужно отучать ребенка в первую очередь. Плач оправдан в раннем возрасте, как единственное средство коммуникации и защиты. Хочется есть, что-то болит, малышу дискомфортно – младенец призывает к помощи плачем.

Но как только он научился говорить, рефлекс слез  для получения желаемого поощрять не стоит.

несносный ребенок

Дети – прирожденные манипуляторы. Как только он поймет, что плачем может добиваться своего, появление «ужасного ребенка» обеспечено. Стоит ему один раз «выплакать» в магазине шоколадку, и он будет использовать этот способ снова и снова.

А при маминой попытке возразить ребенок добавит к слезам еще и крик.

Это не значит, что на детские слезы не нужно обращать внимание. Обида, боль – к сожалению, у детей бывают причины для слез, и тогда они нуждаются в утешении.

Просто ребенок должен понимать, что желание что-то получить следует выражать словами, а не воплями. И отказ в просьбе – это тоже не повод для слез.

Любопытное явление – адресный плач. Помните, у Чуковского – «Я не тебе плачу, а тете Симе!»? Присмотритесь, и вы наверняка заметите, как легко дети определяют, кому имеет смысл плакать, а на кого слезу тратить не стоит.

Истерика у детей разного возраста

Не бывает образцово-показательных детей, проблемы возникают у всех родителей, только по-разному и в разном возрасте.

Важно выработать правильную тактику, и не менее важно придерживаться ее сообща. Если мама разрешает то, что запретил папа, а бабушка разрешит буквально все, то  ребенок очень быстро усвоит, как добиваться своего: стоит только поплакать.

1.5-2 года

Самое оптимальное время для отучения малыша от манипулирования. Он осваивает коммуникацию с помощью слов и жестов, у него уже нет необходимости плакать, чтобы привлечь внимание. Именно сейчас малыш должен понять, что плач не поможет ему управлять родителями.

Популярный педиатр Комаровский советует при капризном плаче малыша просто выходить из комнаты. Конечно, ребенок должен быть в безопасности – в кроватке или в манежике. При этом можно разговаривать с малышом, но не показываться.

Когда ребенок успокоится, мама вернется в комнату. Малышу понадобится 2-3 дня, чтобы понять – мама рядом, если он не капризничает.

Конечно, малыш в это время должен быть здоровым, накормленным и сухим. Маме непросто не кинуться на обиженный плач крохи, но чем старше становится ребенок, тем сложнее отучить его от «слезного шантажа». Поэтому лучше проявить твердость сейчас.

2.5 года

Ребенок учится работать на публику, ему нужен зритель, причем сочувствующий. И тратить силы и слезы на бесчувственного папу, который спокойно смотрит футбол, он не станет.

А если ребенок уже усвоил, что и мама останется равнодушна к слезам, он подождет бабушку. Или не станет устраивать истерику вообще. Если, конечно, у него нет опыта успешных манипуляций с помощью крика.

Читайте также:  Как уложить ребенка спать без грудного кормления комаровский в 1 год

Истерика в общественных местах

Это самое тяжелое испытание для родителей. Ребенок уже достаточно большой, и его берут с собой в магазины и другие общественные места. И маленький тиран запросто может устроить истерику, не получив желаемую игрушку, конфету или что там еще ему захотелось.

Что делать

Прежде всего – не уступать. Сейчас у вас еще есть возможность противостоять требованиям. С подростком, привыкшему к успешному шантажу, вам вряд ли удастся справиться. Поэтому – никакой игрушки!

Не бить. Физическая расправа – не метод. Ребенок, бьющийся в истерике, не лучший объект для воспитания, да еще таким способом.

Не уходить, даже понарошку. Конечно, есть соблазн напугать маленького деспота тем, что вы исчезли, но реакция может быть неадекватной.

Будьте настойчивы в своем отказе. Попробуйте отвести его куда-нибудь в сторонку, чтобы лишить публики. Не кричите, сохраняйте спокойствие, как бы трудно это ни было. Дайте ребенку попить, умойте его. Когда зареванное чудовище успокоится, обнимите и поговорите с ним – спокойно и ласково.

Реакция зрителей

И отдельно – об общественном мнении. Вам наверняка неловко и неприятно, но отнеситесь к ситуации философски. Как правило, в публике находятся особо сочувствующие, которые попытаются пожалеть несчастного малыша. Или те, кого очень раздражает невыносимый ребенок.

детская истерика

Вежливо поблагодарите первых, извинитесь перед вторыми, и всем очень вежливо посоветуйте не вмешиваться не в свое дело. Или еще проще – проигнорируйте.

3 года

Ближе к 3 годам у большинства детей истерики выходят на максимум. Родители не могут понять, почему ребенок истерит без причины по несколько раз на дню. А у ребенка – возрастной кризис.

Психологи дали этому периоду специальный термин – «кризис 3 лет». Ребенок впервые осознает себя как личность. Появляется самостоятельность, упрямство, желание настоять на своем. А если что не по нем – истерика. Она может быть не только требованием чего-либо, но и выплеском накопившихся эмоций.

Лучший выход – предугадывать истерики и вовремя переключать малыша. Дать интересную книжку, включить любимый мультик, поиграть с ребенком.

Если же предотвратить бедствие не удалось, остается только его переждать. А когда уставшее чадо утихнет, ни в коем случае не наказывайте его. Спокойно поговорите о причине слез, помогите ребенку осознать ситуацию. И еще раз скажите, как вы его любите.

4 года

К сожалению, истерики в этом возрасте чаще всего – следствие ошибок родителей. И исправлять их очень сложно, но необходимо. Если истерики часты и серьезны, если проявляется агрессия, необходима консультация невропатолога, чтобы исключить заболевание.

ребенок истерит

Если ребенок здоров, то корректировать его поведение лучше с помощью детского психолога. Если у ребенка уже есть длительный опыт успешного применения истеричного шантажа, отучить его будет очень сложно.

6-7 лет

Причиной истерик в этом возрасте становится взросление ребенка. Начало школьного периода может быть стрессом, и ребенок в истериках выплескивает накопившееся напряжение. Будьте внимательны и терпеливы с маленьким школьником.

Если же процесс адаптации затянулся, лучше обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти и устранить причину дискомфорта.

Профилактика истерик

Для ребенка очень важна атмосфера спокойствия и любви. Общайтесь с ним, учите его проговаривать эмоции и желания, правильно выражать их.

Для здоровья нервной системы важен режим дня. Ребенок должен полноценно питаться и отдыхать, необходимы прогулки на свежем воздухе и достаточная двигательная активность.

Пересмотрите систему домашних ограничений и запретов, минимизируйте их. Дайте ребенку возможность проявлять инициативу, прислушивайтесь к его желаниям.

Но если вы что-то запрещаете, то запрет должен соблюдаться без оговорок. Ребенок должен осознавать невозможность отмены родительского «нельзя».

Заключение

Детские истерики – еще то испытание родительских нервов.  Трудно  уговаривать и договариваться с неуправляемым ребенком. А такой ли он неуправляемый?  Поищите  нужную « кнопку» – она у него обязательно есть.

Если ребенок психически здоров, он просто использует истерики для манипуляции взрослыми. Не допускайте этого, если не хотите тирана в семье.

А вам приходилось сталкиваться с неуправляемым ребенком? Как вы решали эту проблему? Пишите, ждем ваших комментариев.

Источник

Всем доброго времени суток.

Надеюсь, вы заметили, что сейчас Россия переживает «бум», связанный с рождением детей и их воспитанием. Мамы делятся друг с другом секретами на различных форумах, взять хотя бы самые популярные babyblog.ru, baby. ru, да и других уйма. А сколько видео на ютуб! Это прекрасно, ведь иногда современным мамочкам некому помочь, кроме интернета и мнения других людей на различных сайтах. Вся эта помощь, конечно, нужна, малыши – это всегда мило и забавно, но сейчас всё больше возникает вопросов, почему же этот самый малыш становится невыносимым впоследствии. Давайте сегодня рассмотрим одну из основных причин, которую вы также можете наблюдать очень часто.

Вы можете, конечно, мне сказать о том, что эта статья совсем не вписывается в тематику моего канала. Но извините, мой канал: что хочу, то и ворочу! При чем основой к статье послужил один случай, случившийся со мной и мужем на днях, о котором я расскажу чуть позже. А пока взяла время таймаут, чтобы всё увиденное переосмыслить!

А я хочу…

Буквально с самого рождения ребенка новоиспеченные мамочки и папочки пытаются окружить его буквально всем, чего бы тот не пожелал. Хочешь машинку? На тебе машинку! Хочешь сока? На тебе сока! Хочешь новый телефон, потому что старый не поддерживает какую-либо игру? Да, пожалуйста! Вы скажете, что в этом такого? Многие так делают! Да, но вспомните, с какой частотой вы преподносите ребенку новый подарок, не требуя ничего взамен! С одной стороны, раз у самих в детстве не было таких игрушек или вещей, то обязательно дитятку надо побаловать. Но с другой стороны, ребенок перестает воспринимать вас как родителя, а начинает считать денежным мешком. Оно вам надо? Знаю много таких родителей, которые настолько сильно ущемляют себя, чтобы порадовать ребенка, что иногда сидят на макаронах и картошке. Конечно же, чипсы для своего чада – важнее! Новая машинка – в этом счастье!

Что же на деле?

Читайте также:  Ребенок 1 год 2 месяца привязан мама

Дитятке в настоящий момент 7 лет, и он абсолютно не знает слова «нет», «денег нет», «давай доживем до зарплаты». Вам не кажется странным то, что мальчик в таком возрасте закатывает истерику в магазине или перед знакомыми? А мама и папа уже не в состоянии унять его пыл! Лучше купить эту несчастную игрушку, сок, шоколадку да и кучу разной ерунды, лишь бы не голосил. Подход в точности неверный. Родители, почему вы не смотрите вперед в будущее? Вы будете влезать в кредиты для того, чтобы купить ребенку айфон последней модели или машину по первому «хочу» вашего сына или дочери? Или вы думаете, что всё изменится в одночасье. Хочу вас огорчить, ничего не изменится. Ребенок с ранних лет понимает, что ему дозволено, а что – нет. Если ему дозволено получать всё, что он хочет, не прилагая никаких усилий для этого, то так и будет продолжаться, а потом все мы удивляемся, почему человек, закончив институт, колледж, техникум, не может устроиться в жизни? Да потому что делать ничего не хочет, привык сидеть на маминой или папиной шейке.

Оправдать ли? Нет, не думаю.

Совсем недавно мне было очень грустно наблюдать следующую картину. Гуляю с семьей по парку, присели на лавочку, напротив – две девушки, судя по всему подружки, вместе с мальчиком 6-7 лет. Ребенок бегает вокруг лавочки, пытается играться сам с собой. Рядом растут цветы. Мальчик начинает вырывать их с корнем и просто бросать на плитку. Вопрос: что это было? Сказать, что ребенок слишком мал, так нет же! Возраст вполне осознанный, чтобы понимать, что это, как минимум, некультурно. Мама, увидев это, только засмеялась. Тогда я сделала замечание девушке. Как вы думаете, какой поступил ответ? «Это же ребенок, что ты лезешь не в своё дело!» — кинула она мне. Я понимаю, что мы примерно одного возраста, но почему на «ты» я так и не уразумела. Конечно, набрасываться на девушку с оскорблениями или причитаниями я не стала, сделав вывод, что она сама считает такое поведение ребенка нормой, но, что, если не считает? Вдруг она оправдывает его тем, что «Это же ребенок». А, если этот ребенок пойдет и ради прикола, просто потому что ему так захотелось, кому-нибудь порвет одежду, руку сломает или еще что-нибудь? Будет ли это оправдание логично? Я думаю, что нет.

Знаю, что статья получилась немного негативная, но просто хочу, чтобы вы задумались о том, как часто вы позволяете своему ребенку потакать вами или как часто оправдываете его за какие-либо действия, которые вы порицаете, но думаете; «Он же ребенок»?

Источник

Содержание:

  • Не могут без движения
  • Язык эмоций
  • Плохое поведение — маме
  • Мама реагирует
  • Как не сорваться?
  • И еще немного о физической активности

О свойственных раннему возрасту особенностях нервной деятельности мы не так давно говорили в отдельной статье. Сегодня попробуем разобраться: о чем сигнализируют нам дети своим поведением и как правильно реагировать родителям. Также поговорим о физическом своеобразии малышей второго года жизни.

Не могут без движения

Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.

А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы «примерить» это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.

Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.

Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.

Язык эмоций

Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?

Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.

Читайте также:  Шершавая шея у ребенка 1 год

Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.

Плохое поведение — маме

Те, кто остаются с вашим ребенком без вас, наперебой рассказывают, как он хорошо себя ведет — с бабушкой, с няней, даже с папой. Как с ним интересно и какой он покладистый. Но вот приходит мама — и ребенок как наказание. Знакомо?

Дело не в неправильном воспитании. Дело в том, что к маме — самая сильная любовь и, соответственно, ее обратная сторона — основные эмоциональные претензии. И неважно, какая вы мама. Вы можете быть супермамой и вообще никаких ошибок не делать. Такого, конечно, не бывает, но тем не менее. Сливки плохого поведения достаются именно маме. Это просто правило, вытекающее из особенностей детского существования. И все это мама должна претерпевать. Не надо думать, что, мол, я лучше уйду на работу или побуду где-нибудь, а ребенок будет себя лучше вести, будет меньше истерик. Нет. Смысл развития в том, чтобы об маму это все оттачивать: и волю, и истерики. Маме надо лишь набраться терпения и научиться правильно реагировать.

Мама реагирует

Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: «Не пойду из лужи!» — вы говорите: «Ты пойдешь из лужи!», и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.

Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.

Вы должны научиться не терять масштаба. По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование. И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.

А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов «разрулить» режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.

Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

И еще немного о физической активности

Недостаток физической активности у маленьких детей негативно сказывается на общем поведении и качестве сна. Если ребенок не расходует своих физических сил, т.е.не гуляет и не двигается достаточно, это проявляется как нервное возбуждение, страдает качество бодрствования и качество сна ребенка. Идеально гулять два раза по полтора-два часа. Плохое поведение активных маленьких мальчиков — как правило, следствие недостатка движения.

А вот при усталости — физической ли, эмоциональной ли — у детей второго-третьего года жизни очень сильно ухудшается координированность движений. При переутомлении ребенок не только перестает говорить, но и начинает двигаться, как малыш на полгода — на год младше.

Источник