Неврология у ребенка 2 года симптомы
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
Ребёнок часто плачет, капризничает или становится агрессивным и раздражительным? У него появилась бессонница и проблемы с засыпанием? Быстро теряет интерес к играм, злится из-за различных запахов или звуков, не успевает “добежать” до туалета? Все эти признаки могут указывать на детский невроз. Что такое детский невроз? Каковы признаки и симптомы невроза у детей? Как проявляется невроз у ребёнка? Каковы его причины и лечение? Об этом – в статье психолога Анны Суровой специально для CogniFit («КогниФит»).
Что такое детский невроз?
Что такое невроз?
Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.
Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.
С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом.
Особенности детского невроза
Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозы первоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.
Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей
Причины неврозов у детей
На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:
— социально-психологические причины,
— социально-культурные причины,
— социально-экономические причины.
К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.
Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.
Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.
Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.
Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь.
Каковы причины неврозов у детей?
Виды неврозов у детей
Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Невроз навязчивых состояний у детей
Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.
Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.
Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает.
Депрессивные неврозы
К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям.
Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.
Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию
Истерические неврозы
Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.
Неврастения или астенический невроз
По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.
Ипохондрия
Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью.
Заикание или невротический логоневроз
Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи.
Невротические расстройства сна
Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.
Нервная анорексия
Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.
Невротический энурез
Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.
Невротический энкопрез
Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.
Что делать, если у ребёнка – невроз?
Как помочь ребёнку при неврозе?
Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.
Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.
Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.
Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.
Полезные советы
Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.
Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот невроз не закончится. Поэтому на этот случай, если ребёнок проснулся, он должен иметь ритуал. И маме следует постепенно удаляться из этой ситуации – тогда невроз будет нивелироваться. Малыш должен справляться с этой проблемой сам, постепенно.
Когда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту? Если у ребёнка присутствует один из неврозов, который действительно мешает, и семья не может справиться с его проявлением самостоятельно, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.
Спасибо, что прочитали эту статью! Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии.
Источник