Неврологическое развитие ребенка 3 года

Неврологическое развитие ребенка 3 года thumbnail

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Неврологическое развитие ребенка 3 года

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Неврологическое развитие ребенка 3 года

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Источник

анонимно, Женщина, 38 лет

Добрый день!
Вынуждена обратиться к вам со своими вопросами, касающимися здоровья моего трехлетнего сына. Дело в том, что уже на протяжении 2-х лет, замечая проблемы в его развитии, обращаемся к различным специалистам нашего региона. Сначала от нас просто отмахивались, ссылаясь на якобы наши излишние переживания. Сейчас многие, видя явные проблемы, не могут ни установить диагноз, соответственно, ни назначить лечения, ни сформулировать прогнозы. Только недавно (21.04.2015Г.) Нам был поставлен диагноз.
В связи с этим, убедительно прошу вас дать свои профессиональные комментарии по состоянию здоровья сына. Для этого описываю основные моменты его развития: родился в декабре 2011 года, в 38 недель, вес 3380 г, рост 53 см, закричал сразу, в выписке зафиксировано, что доношенный, при рождении поставлено 8/9 баллов по апгару. Роды признаны стремительными. От момента сильных схваток до родов прошло примерно 5 часов. Никаких стимуляций не использовалось. В первые сутки постанывал. Поставили капельницу глюкоза+магнезия и все прошло. После стандартных прививок и узи был выписан домой на 5 сутки.
Начал сидеть в 7 месяцев, ползать в 10 месяцев, вставать у опоры в 11 месяцев. Ходьба начиналась необычно. Начал не тихонечко ходить, увеличивая количество шагов, а начал сразу же, шатаясь, бегать. Пробегал 2 дня, затем сильно упал. Около месяца не ходил. Потом все возобновилось. Еще через 2 месяца ходьба никак не приобретала уверенности. Его всё время шатало и «заносило». Начали обращаться к невропатологам. Некоторые говорили, что слишком мало прошло времени. Другие – что возможно поврежден мозжечок. Сделали мрт, в ходе которого повреждение мозжечка не подтвердилось, но было установлено нарушение сроков миелинизации нервных волокон. Лечение не назначалось. Дополнительно стали замечать неловкость, нарушение координации движений, медленное развитие навыков. Повторное мрт определило положительную динамику по отношению к предыдущему обследованию. Вскоре столкнулись с другими проблемами. Появился насморк. Лечили под наблюдением врачей 4 месяца, испробовав, наверное, все существующие препараты. В итоге был установлен диагноз аденоиды 1 степени. В последующем насморк мучал постоянно с периодичностью 1 неделя без соплей и 3 недели – лечение. Всё это время находился на домашнем уходе. В сентябре состояние резко ухудшилось, стала стремительно развиваться ночная апноэ. При очередном обращении поставили гнойный этмоидит и аденоидит 3 степени с рекомендациями оперативного вмешательства. 5 Ноября был прооперирован. Проведены операции: поднаркозная эндоскопическая радиоволновая шейверная аденотомия и двухсторонний парацентез б/пер. Состояние нормализовалось. Носовое дыхание полностью восстановлено, но до сих пор болеет часто. Также нормализовалась и координация движений. Стало получаться нанизывание шариков на палочку.
Параллельно находились на лечении у невропатолога с жалобами на отсутствие речи. В младенческом возрасте лепетал очень мало. В период с года до 1,5 лет появлялись слоги па-па-па, ма-ма-ма, дя-дя-дя, ти-ти-ти. Потом это всё полностью исчезло. В 2 года прошли первый курс восстановительного лечения в отделении раннего развития (массаж, плавание). В 2 года 4 месяца – второй курс с добавлением кортексина 10 мг № 10. В этот период проявился повышенный интерес к буквам, формам, возобновились слоги, звуки. Был явный прогресс. Но через 2 недели всё исчезло. Звукоподражание (типа гав, мяу, му-у) никогда не возникало. И до сих пор не появилось. В 2 года 9 месяцев – второй курс кортексина и в 3 года 2 месяца – третий курс. Результатов не было. В 3 года 1 месяц пробовали фенибут. Это привело к резкому ухудшению засыпания и неадекватности поведения. Через 5 дней были вынуждены отказаться. Другого лечения не назначали, ссылаясь на проблемы из-за отсутствия полноценного носового дыхания, а в последующем – на короткое послеоперационное время. На данный момент после операции прошло 6 месяцев и отставание в развитии уже заметно всем.
Дважды делали обследование слуха. Но первый раз — при наличии длительного насморка, что явно отразилось на результаты. Второй – вскоре после аденотомии, когда поставили тугоухость справа 1 степени и слева – 2 степени. Собственное отношение к слуху таково: слышит достаточно хорошо, но такое ощущение, что не всегда; либо слышит только то, что ему нужно. Допустим, можно шепотом ему сказать: «пойдем смотреть мультики» и он побежит к компьютеру или телевизору. А можно несколько раз крикнуть имя и увидеть реакцию далеко не с первого раза.
Сделали 2 раза ээг. В первом случае признали её достаточно хорошей, а во второй раз при мониторинге ночного сна обнаружили эпилептическую активность. Хотя мы ни разу не замечали никаких приступов, замираний либо «зависаний».
Текущая ситуация по развитию такова:
 речь отсутствует полностью. Нет ни единого слова. Только несколько звуков и слогов: а-а-а, э-э-э, ти-ти-ти.
 Повышенное слюноотделение (присутствовало всё время с 6 месяцев с периодическим изменением интенсивности).
 Очень часто и сильно скрипит зубами во время бодрствования, но ни тогда, когда он нервничает, а просто вместо развлечения; может скрипеть во время игры.
 На горшок не просится (даже знаками). Сами высаживаем в определенное время. Хотя ходить в запачканных штанах не нравится. Снимает.
 Нет никакого познавательного интереса. Невозможно заинтересовать ни рисованием, ни лепкой, ни конструированием. Но всегда был повышенный интерес к книгам. Однако, даёт читать только определенные сказки и стихи. Может их слушать по кругу часами. По тексту сам перелистывает страницы.
 Любит смотреть мультфильмы, но тоже только определенные, хорошо знакомые. Редко когда соглашается на новый мультфильм (в протест мотает головой и кричит).
 Буквы и фигуры, несмотря на то, что их учили в 2 г.4 Мес., До сих пор помнит. Из 4-5 букв по вопросу правильно показывает пальцем на нужную. Фигуры определяет из 6-7 штук.
 Имеет место стереотипия – повторение одних и тех же движений, жестов. Может открывать и закрывать шкафы, не интересуясь внутренним содержимым. Может кидать предметы, используя одни и те же жесты.
 Плохо раздевается. Может расстегнуть молнию, снять трусики, с трудом носки и колготки. Но этот процесс сопровождается недовольством (капризничает). Сам не одевается. Даже не делает попыток.
 Кушает и пьет самостоятельно. Довольно уверенно, но неаккуратно.
 Практически не играет игрушками. Как правило, бегает, перелистывает книги, в редких случаях может поиграть с мячом и пирамидкой. Пирамидку собирает правильно. Может покататься с горки. В игру приглашает брата (берет за руку и показывает, что нужно бегать).
 Простые знакомые просьбы понимает: выключи свет, пойдем спать, закрой дверь, унеси трусики в стирку и т.П.
 По обучающим карточкам (около 100 штук) правильно показывает предметы мебели, животных, транспорт, овощи и т.П.
 При возращении одного из родителей не проявляет никаких чувств (не бежит навстречу даже после длительного отсутствия).
 Может никак не реагировать на свое имя.
Таким образом, заявить о том, что совсем ничего не понимает – нельзя и в то же время, развитие не соответствует возрасту.
В соответствии с вышеизложенным, возникают вопросы:
1. Может ли эта задержка в развитии быть вызвана эпилептической активностью головного мозга в ночное время? Или причина сокрыта в другом и необходимо делать какие-то дополнительные обследования?
2. Насколько существует вероятность коррекции поведения и развития? Каковы перспективы?
3. Что ещё нам необходимо сделать для исправления ситуации?
Еще раз обращаюсь к вам с просьбой и надеждой получения квалифицированной консультации. С нетерпением жду вашего ответа. Заранее спасибо.
С уважением, елена.

Источник

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 ГОДА


ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО — ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)

А

Н

30 месяцев

А

Н

36 месяцев

А

Н

42 месяца

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Строит башню из 8 кубиков

Строит башню из 9 кубиков (с
3-й попытки из 10)

Строит мост из кубиков по
модели

К построенному из кубиков
поезду добавляет трубу

Строит мост из кубиков по
модели

Узнает 6 геометрических
фигур

Срисовывает  вертикальные   и горизонтальные линии

Кладет 10 пилюль в бутылочку
за 30 секунд

Повторяет три цифры

Чертит две и более линии,
которые пересекаются

Рисует и отвечает, что
нарисовал

Из двух блоков по просьбе
дает более тяжелые

Помещает одну цветную
фигурку на карточку

Узнает человека в
незавершенной фигурке

По просьбе помещает 3
фигурки в доску с формами

Копирует окружность

После поворота доски на 180°
фигуры вкладывает, но может допускать ошибки

После   демонстрации   рисует крест

Повторяет две цифры

Помещает три фигуры на
карточку

Узнает 4 геометрические
фигуры

Быстро адаптируется к
повороту доски и без ошибок размещает фигуры

Повторяет 3 цифры

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходит на
«цыпочках»

Поднимаясь по лестнице, ноги
переставляет по одной

На одной ноге стоит 2 сек.

Прыгает, отрывая обе ноги от
пола

Прыгая с одной  ступени 
на другую, отрывает обе ноги

Пытается стоять на одной
ноге

Без помощи ездит на
трехколесном велосипеде

Стоит на одной ноге,
кратковременно сохраняя баланс

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Строит башню из 8 кубиков

Строит башню из 9 кубиков (с
3 попыток — из 10 кубиков)

Чертит ромб

При рисовании держит
пальцами карандаш.

Кладет 10 пилюль в бутылочку
за 30 сек.

4. РЕЧЬ

Говорит полное имя

Определяет действие
изображенное на картинке

Называет все карты с
картинками

Узнает 7 картинок в книжке

Использует  названия предметов во множественном числе

Перечисляет три картинки

Называет 5 картинок

Называет 8 картинок

Отвечает на два ситуационных
вопроса

Демонстрирует умение
использовать тестовые объекты

Правильно называет свой пол

По просьбе помещает мяч на
стул под стул и кладет перед стулом

Отвечает на один
ситуационный вопрос

По просьбе помещает мяч под
и на стул

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Говоря о себе, использует
чаще местоимение, чем свое имя

Ест сам, немного проливая

Сам одевается, умывается,
вытирает руки и лицо

В игре целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)

Хорошо наливает из
кувшинчика

Отдает предпочтение
коллективной игре

Помогает убирать свои
игрушки

Надевает ботинки

Может переносить бьющиеся
предметы

Застегивает доступные
пуговицы

Понимает шутки

Знает несколько
стихотворений

А

Н

42 месяца

А

Н

48 месяцев

А

Н

54 месяца

1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса кубиков: строит мост
из кубиков по модели

Масса кубиков: имитирует
ворота (54 мес.)

Масса кубиков: делает ворота
с модели

Геометрические формы: узнает
6 геометрических фигур

Рисование: человек из 2-х
частей (60 мес.)

Рисование: копирует квадрат

Цифры: повторяет три цифры

Рисование: копирует крест.

Геометрические формы:
указывает 9

Взвешенные блоки: из двух
блоков по просьбе дает более тяжелые

Рисование: добавляет 3 части
к неоконченному человечку

Счет: 4 предмета и отвечает
на вопрос «Сколько?»

Геометрические формы:  указывает 8

Эстетическое сравнение:
правильно

Недостающие части: 1
исправляет

Недостающие части:
исправляет 2

Счет: 3 предмета правильно
указывает

Цифры: повторяет 4 (1 из Зх
попыток)

Взвешенные блоки: выбирает
более тяжелый в разных вариантах

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Стояние: на одной ноге стоит
2 сек.

Ступени: спускается вниз 1
нога на ступени.

Скачки: на 1 ноге

Прыжки: только на 1 ноге (60
мес.)

Жестикуляция: не как у
новорожденного

Прыжки: широкие прыжки с
места или с разбегом.

Мяч: кидает в руки

Стояние: и на 1 ноге 4-8 сек

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Рисование: чертит ромб

Пилюли: кладет 10 пилюль в
бутылочку за 25 сек.

Рисование: чертит крест
(квадрат)

4. РЕЧЬ

Называет все карты с
картинками

Цветная картинка: называет 1

Определяет: 4 в отношении
использования

Перечисляет три картинки

Перемещения: выполняет 4
команды по перемещению мяча относительно стула

Ситуационные вопросы: 1
исправляет

Отвечает на два ситуационных
вопроса

По просьбе помещает мяч на
стул под стул и кладет перед стулом

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Сам одевается, умывается,
вытирает руки и лицо

Одевание: умывается,
вытирает руки и лицо, чистит зубы.

Общение: уделяет внимание
своей внешности.

Отдает предпочтение
коллективной игре

Одевание: одевается
раздевается под наблюдением (60 мес.)

Общение: рассказывает
неправдоподобные истории

Одевание: зашнуровывает
ботинки.

Общение: хозяйничает и
критикует (60 мес.)

Одевание: различает перед и
спинку у одежды.

Игра: театрально хвастается
(60 мес.)

Игра: включается в игру с
другими детьми.

Игра: строит здание из
блоков.

Развитие ответственности:
посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)

Развитие ответственности:
пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)

Н

54 месяца

А

Н

60 месяцев

А

Н

72 месяца

1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса кубиков: делает ворота
с модели

Масса кубиков: строит 2
ступени

Масса кубиков: строит 3
ступени

Рисование: копирует квадрат

Рисование: безошибочно,
человек с телом и т.д.

Рисование: человек с шеей
руками, одеждой.

Геометрические формы:  указывает 9

Рисование: копирует
треугольник.

Рисование: ноги человека в
2х измерениях.

Счет: 4 предмета и отвечает
на вопрос «Сколько?»

Рисование: копирует
прямоугольник с диагоналями (66 мес).

Рисование: копирует ромб.

Эстетическое сравнение:
правильно

Рисование: добавляет 7
частей к неоконченному человечку.

Рисование: добавляет 9
частей к неоконченному человечку.

Недостающие части:
исправляет 2

Счет: 10 объектов правильно
показывает

Взвешенные блоки: без ошибок
в тесте с 5 блоками.

Цифры: повторяет 4 (1 из Зх
попыток)

Счет: 12 объектов правильно
показывает (66 мес.)

Недостающие части:
исправляет все

Взвешенные блоки: только
одна ошибка в тесте с 5 блоками (72 мес)

Цифры: 4 правильно (2 из 2х
попыток)

Пальцы: правильно перечисляет
на каждой руке (72 мес)

Пальцы: правильно
перечисляет на каждой руке и на обоих вместе.

Складывание и вычитание: до
пяти.

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Скачки: на 1 ноге

Прыжки: использует ноги
попеременно.

Прыжки: с высоты 30 см приземляется на
корточки

Жестикуляция: не как у
новорожденного

Стояние: на 1 ноге более чем
8 сек.

Мяч: дает. Бросая.

Стояние: на каждой ноге
попеременно, глаза закрыты.

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Рисование: чертит крест
(квадрат)

Пилюли: кладет 10 пилюль в
бутылочку за 20 сек.

Рисование: рисует ромб.

4. РЕЧЬ

Определяет: 4 в отношении
использования

Монеты: называет номинал
монеток

Здесь можно применять тесты
Бинета

Ситуационные вопросы: 1
исправляет

Цветные формы: называет все
четыре.

Картинки: перечисление с
описательным комментарием

Ситуационные вопросы: 2
правильно

Поручения: в успешном случае
— 3

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Общение: уделяет внимание
своей внешности.

Одевание: одевается и
раздевается без помощи

Одевание: зашнуровывает
ботинки

Общение: рассказывает
неправдоподобные истории

Общение: спрашивает значения
слов.

Общение: различает время до
полудня и после полудня.

Общение: хозяйничает и
критикует (60 мес.)

Игра: одевается в одежду
взрослых

Общение: знает где правая,
где левая сторона (3 из Зх).

Игра: театрально хвастается
(60 мес.)

Игра: пишет несколько букв
(60 мес.)

Общение: считает до 30

Развитие ответственности:
посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)

Развитие ответственности:
пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)

Источник