Невролог ребенку 2 года
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.
Источник
Андролог, Уролог
Добрый день! Для двухлетнего ребенка это нормальное состояние, не переживайте! Придет время, будет разговаривать много, не остановите. Чаще всего больший набор слов приходит во время общения с другими детьми, в коллективе, например, в детском саду. Наберитесь терпения!
Акушер, Гинеколог
Здравствуйте, в принципе, это не считается патологией особенно для мальчиков. До трех лет. Однако ребёнка должен очно осмотреть невролог, чтобы исключить серьёзные отклонения в принципе.
Терапевт
Здравствуйте! Пусть больше общается с другими детьмми постарше,сами с ним больше говорите,пойте, читайте сказки,показывайте карточки Домана-это ускорит его развитие,больше подвижных игр, на координауцию( сбор-разбор пирамидок и тп) пальчиковый массаж.развивающий коврик купите.
Гинеколог, Терапевт, Венеролог
Добрый день, это не является патологией, для ребенка 2 — х лет это может быть вариантом нормы. Проводите больше времени с другими детьми, играйте в активные игры, побольше общайтесь.
Гинеколог, Кардиолог, Венеролог
Здравствуйте. Это все нормальное явление. Тем более он родился семимесячным и если представить что он бы родился доношенным то сейчас ему было бы не два года и меньше. Не переживайте все нормализуется
Педиатр
Здравствуйте какие сопутствующие заболевания есть?
Терапевт, Нефролог
Александр, это индивидуальная особенность. До трех лет не вмешивайтесь, в детском саду запас слов увеличится. С четырех лет можно водить к логопеду-дефектологу.
ЛОР
Хорошо ли слышит ребенок?
Уролог, Венеролог, Сексолог, Андролог
Задержка речи у ребенка даже до 4 лет считается нормальным, особенно у мальчиков. Ждите, скоро хлынет целый поток речи.
Акушер, Гинеколог
Александр, здравствуйте!
Это может быть вариантом норму, но может быть и отклонением. Некоторым детям надо расшевелить речевой аппарат и тогда они начинают разговаривать. Для этого вам нужна консультация невролога и занятия с логопедом.
Если обращаться к стандартам, то ребёнок в 2 года уже может говорить словосочетания. Так как сейчас у многих детей идёт задержка развития речи, то уже практически за норму принимают то, что в 2 года ребёнок говорит очень мало.
Конечно, в становлении речи большое значение имеет общение с ребёнком, занятия — задавать вопросы «Что это? Какого цвета? Какой формы?» и т. д. Чтобы ребёнок не мог показать пальцем, а пытался сам ответить. Если ребёнок долго не отвечает на вопрос — самим говорить ответ. И изо дня в день одно и тоже проводить.
Вы, как родители, уже понимаете по полузвуку ребёнка, чего он хочет. Но надо в каких-то моментах делать так, чтобы ребёнок пытался объяснить. У него конечно не получится сказать что хочет, но тем не менее будет попытка и он будет задействовать речевой аппарат и таким образом его развивать.
Но все же консультация невролога и логопеда нужны. Но нужны хорошие специалисты.
Невролог, Терапевт
Добрый день. Покажите ребенка неврологу, ЛОРу и психологу для осмотра на предмет патологии или ее отсутствия.
Педиатр, Терапевт, Массажист
Добрый день. В 2 года- ещё рано ставить какие- то диагнозы. Неврологи ставят, но я , наблюдая за детьми, хочу сказать- в два года говорят только единицы. Сходите к неврологу. Если найдёт что- то по своей части- пролеситесь. Развивающие занятия, картинки, чтение. Все наладится.
Кардиолог, Терапевт, Невролог
Здравствуйте. Такое развитие является вариантом нормы.
Гематолог, Терапевт
Попробуйте ежедневную гимнастику, общий массаж, акцент на воротниковой зону, пальчиковая гимнастика, чаще сменяйте привычную обстановку, гуляйте с разными детьми в новых районах, осмотр невролога и психиатра планово по возрасту.
Педиатр
Занятия с логопедом, психологом, развивающие занятия со сверстниками и ребенок заговорит.
Невролог, Психолог
Добрый день, Александр. ЗРР (задержка речевого развития) не ставится в возрасте младше 3, а то и 4 лет. Вы же планово посещали невролога? Там всё в порядке?. Просто больше занимайтесь с малышом, читайте, показывайте ему различные предметы, фигурки, животных, называйте их в слух, показывайте на них пальцем и проговаривайте по буквам. Вскоре малыш начнет сам Вас просить ему что-то показать и назвать, а вскоре и сам начнет называть и показывать. Если в 3 года ребенок не говорит, тогда порядок таков — невролог, ЛОР (может у малыша проблемы со слухом), стоматолог (может у малыша короткая подъязычная уздечка, отсюда и проблемы с артикуляцией, поэтому и не говорит, что сложно), психолог детский (которого нужно посетить всей семьей) и логопед. А пока что не делайте акценты на том, что у малыша что-то не получается, в его возрасте это нормально. Почаще хвалите его и он будет стараться больше. Крепкого здоровья Вам и Вашему крохе, всех благ.
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте. Какой вес и рост ребенка? Окружность головы?
Педиатр
До 3-х лет развитие речи может идти сккачкообразно.
Поводов для беспокойства нет.
Логопед раньше 3х лет не смотрит.
Плановый осмотр невропатолога.
Хирург
Здравствуйте!
Для ребенка двух лет — это возрастная норма. Необходимо постепенно учить слушать и разговаривать ребенка, читать книги в слух, учить писать на родном языке — необходимо постепенно подготовить ребенка к школе к 7-летнему возрасту. Очень полезно приглашать на дом учителей. С четырех летнего возраста можно изучать иностранные языки, если изучать с четырех летнего возраста в будущем у ребенка будут хорошие навыки общения на родном и иностранных языках.
Здоровья Вам и Вашему ребенку!
Гастроэнтеролог, Терапевт, Диетолог
Добрый день. В принципе, ничего страшного не рассказываете: если ребенок обучаем (а судя по трем словам, он обучаем), он слышит и распознает обращенную к нему речь (судя по всему — да), умеет применять те слова, что знает, к месту и понимает их смысл, то ни о какой задержке говорить нельзя. С возрастом все компенсируется. По возрасту покажите ЛОР-врачу (и сурдологу), неврологу и детскому психологу. Если все в порядке — просто чаще разговаривать с малышом. Часто большой скачок в речи начинается у детей с необходимостью этой речью пользоваться — в детском саду, например
Психолог, Сексолог
Вы должны смотреть на его понимание, реакцию. Он может не хотеть говорить по каким-то причинам, главное, чтобы понимал, что он хочет и что хотят другие. Пока это вариант нормы до 3х лет.
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
анонимно, Женщина, 38 лет
Добрый день!
Вынуждена обратиться к вам со своими вопросами, касающимися здоровья моего трехлетнего сына. Дело в том, что уже на протяжении 2-х лет, замечая проблемы в его развитии, обращаемся к различным специалистам нашего региона. Сначала от нас просто отмахивались, ссылаясь на якобы наши излишние переживания. Сейчас многие, видя явные проблемы, не могут ни установить диагноз, соответственно, ни назначить лечения, ни сформулировать прогнозы. Только недавно (21.04.2015Г.) Нам был поставлен диагноз.
В связи с этим, убедительно прошу вас дать свои профессиональные комментарии по состоянию здоровья сына. Для этого описываю основные моменты его развития: родился в декабре 2011 года, в 38 недель, вес 3380 г, рост 53 см, закричал сразу, в выписке зафиксировано, что доношенный, при рождении поставлено 8/9 баллов по апгару. Роды признаны стремительными. От момента сильных схваток до родов прошло примерно 5 часов. Никаких стимуляций не использовалось. В первые сутки постанывал. Поставили капельницу глюкоза+магнезия и все прошло. После стандартных прививок и узи был выписан домой на 5 сутки.
Начал сидеть в 7 месяцев, ползать в 10 месяцев, вставать у опоры в 11 месяцев. Ходьба начиналась необычно. Начал не тихонечко ходить, увеличивая количество шагов, а начал сразу же, шатаясь, бегать. Пробегал 2 дня, затем сильно упал. Около месяца не ходил. Потом все возобновилось. Еще через 2 месяца ходьба никак не приобретала уверенности. Его всё время шатало и «заносило». Начали обращаться к невропатологам. Некоторые говорили, что слишком мало прошло времени. Другие – что возможно поврежден мозжечок. Сделали мрт, в ходе которого повреждение мозжечка не подтвердилось, но было установлено нарушение сроков миелинизации нервных волокон. Лечение не назначалось. Дополнительно стали замечать неловкость, нарушение координации движений, медленное развитие навыков. Повторное мрт определило положительную динамику по отношению к предыдущему обследованию. Вскоре столкнулись с другими проблемами. Появился насморк. Лечили под наблюдением врачей 4 месяца, испробовав, наверное, все существующие препараты. В итоге был установлен диагноз аденоиды 1 степени. В последующем насморк мучал постоянно с периодичностью 1 неделя без соплей и 3 недели – лечение. Всё это время находился на домашнем уходе. В сентябре состояние резко ухудшилось, стала стремительно развиваться ночная апноэ. При очередном обращении поставили гнойный этмоидит и аденоидит 3 степени с рекомендациями оперативного вмешательства. 5 Ноября был прооперирован. Проведены операции: поднаркозная эндоскопическая радиоволновая шейверная аденотомия и двухсторонний парацентез б/пер. Состояние нормализовалось. Носовое дыхание полностью восстановлено, но до сих пор болеет часто. Также нормализовалась и координация движений. Стало получаться нанизывание шариков на палочку.
Параллельно находились на лечении у невропатолога с жалобами на отсутствие речи. В младенческом возрасте лепетал очень мало. В период с года до 1,5 лет появлялись слоги па-па-па, ма-ма-ма, дя-дя-дя, ти-ти-ти. Потом это всё полностью исчезло. В 2 года прошли первый курс восстановительного лечения в отделении раннего развития (массаж, плавание). В 2 года 4 месяца – второй курс с добавлением кортексина 10 мг № 10. В этот период проявился повышенный интерес к буквам, формам, возобновились слоги, звуки. Был явный прогресс. Но через 2 недели всё исчезло. Звукоподражание (типа гав, мяу, му-у) никогда не возникало. И до сих пор не появилось. В 2 года 9 месяцев – второй курс кортексина и в 3 года 2 месяца – третий курс. Результатов не было. В 3 года 1 месяц пробовали фенибут. Это привело к резкому ухудшению засыпания и неадекватности поведения. Через 5 дней были вынуждены отказаться. Другого лечения не назначали, ссылаясь на проблемы из-за отсутствия полноценного носового дыхания, а в последующем – на короткое послеоперационное время. На данный момент после операции прошло 6 месяцев и отставание в развитии уже заметно всем.
Дважды делали обследование слуха. Но первый раз — при наличии длительного насморка, что явно отразилось на результаты. Второй – вскоре после аденотомии, когда поставили тугоухость справа 1 степени и слева – 2 степени. Собственное отношение к слуху таково: слышит достаточно хорошо, но такое ощущение, что не всегда; либо слышит только то, что ему нужно. Допустим, можно шепотом ему сказать: «пойдем смотреть мультики» и он побежит к компьютеру или телевизору. А можно несколько раз крикнуть имя и увидеть реакцию далеко не с первого раза.
Сделали 2 раза ээг. В первом случае признали её достаточно хорошей, а во второй раз при мониторинге ночного сна обнаружили эпилептическую активность. Хотя мы ни разу не замечали никаких приступов, замираний либо «зависаний».
Текущая ситуация по развитию такова:
речь отсутствует полностью. Нет ни единого слова. Только несколько звуков и слогов: а-а-а, э-э-э, ти-ти-ти.
Повышенное слюноотделение (присутствовало всё время с 6 месяцев с периодическим изменением интенсивности).
Очень часто и сильно скрипит зубами во время бодрствования, но ни тогда, когда он нервничает, а просто вместо развлечения; может скрипеть во время игры.
На горшок не просится (даже знаками). Сами высаживаем в определенное время. Хотя ходить в запачканных штанах не нравится. Снимает.
Нет никакого познавательного интереса. Невозможно заинтересовать ни рисованием, ни лепкой, ни конструированием. Но всегда был повышенный интерес к книгам. Однако, даёт читать только определенные сказки и стихи. Может их слушать по кругу часами. По тексту сам перелистывает страницы.
Любит смотреть мультфильмы, но тоже только определенные, хорошо знакомые. Редко когда соглашается на новый мультфильм (в протест мотает головой и кричит).
Буквы и фигуры, несмотря на то, что их учили в 2 г.4 Мес., До сих пор помнит. Из 4-5 букв по вопросу правильно показывает пальцем на нужную. Фигуры определяет из 6-7 штук.
Имеет место стереотипия – повторение одних и тех же движений, жестов. Может открывать и закрывать шкафы, не интересуясь внутренним содержимым. Может кидать предметы, используя одни и те же жесты.
Плохо раздевается. Может расстегнуть молнию, снять трусики, с трудом носки и колготки. Но этот процесс сопровождается недовольством (капризничает). Сам не одевается. Даже не делает попыток.
Кушает и пьет самостоятельно. Довольно уверенно, но неаккуратно.
Практически не играет игрушками. Как правило, бегает, перелистывает книги, в редких случаях может поиграть с мячом и пирамидкой. Пирамидку собирает правильно. Может покататься с горки. В игру приглашает брата (берет за руку и показывает, что нужно бегать).
Простые знакомые просьбы понимает: выключи свет, пойдем спать, закрой дверь, унеси трусики в стирку и т.П.
По обучающим карточкам (около 100 штук) правильно показывает предметы мебели, животных, транспорт, овощи и т.П.
При возращении одного из родителей не проявляет никаких чувств (не бежит навстречу даже после длительного отсутствия).
Может никак не реагировать на свое имя.
Таким образом, заявить о том, что совсем ничего не понимает – нельзя и в то же время, развитие не соответствует возрасту.
В соответствии с вышеизложенным, возникают вопросы:
1. Может ли эта задержка в развитии быть вызвана эпилептической активностью головного мозга в ночное время? Или причина сокрыта в другом и необходимо делать какие-то дополнительные обследования?
2. Насколько существует вероятность коррекции поведения и развития? Каковы перспективы?
3. Что ещё нам необходимо сделать для исправления ситуации?
Еще раз обращаюсь к вам с просьбой и надеждой получения квалифицированной консультации. С нетерпением жду вашего ответа. Заранее спасибо.
С уважением, елена.
Источник