Невнятная речь ребенка 5 лет

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.
Источник
Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.
Тахилалия
При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:
- ребенок запинается, глотает слова;
- ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
- суетливо и быстро двигается;
- плохо засыпает, часто просыпается;
- есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
- часто раздражается, ведет себя агрессивно;
- с трудом концентрируется на задании;
- внимание рассеянное.
Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.
Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.
Читайте также: Признаки отставания развития ребенка в 2 года
Дислалия
При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.
При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.
Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.
Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:
- в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
- в четыре года – [c], [з], [ц];
- в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
- в шесть лет – [р], [л], [й].
Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.
Для дислалии характерны следующее:
- Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
- На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
- Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.
Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» — «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».
По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.
Можно ли предотвратить развитие дислалии?
Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.
- Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
- Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
- Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.
Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук
- Не давите на ребенка и ориентируйтесь на примерные сроки появления звуков. Не пытайтесь объяснить плохое произношение наследственностью. Это может сделать только логопед на основании результатов исследований и заключений других специалистов.
Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.
Когда нужно срочно идти к логопеду?
- Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
- Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
- Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
- Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.
При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.
Источник
Бывают ситуации, когда ребенок в 5,5 плохо говорит. В этом возрасте малыш должен выговаривать все звуки, а речь должна быть грамотной и понятной окружающим. Если в 5 и старше лет наблюдается отставание в речевом развитии, то родителям следует обращаться к врачу.
Специалист проведет необходимое обследование и выявит причину развития проблем. Лечение при этом включает в себя регулярные логопедические занятия, а также при необходимости лекарственные препараты.
Возможные причины
Речь у 5-летнего ребенка должна соответствовать уровню развития взрослого человека. Единственное отличие возможно в словарном запасе, но звукопроизношение находится на понятном для окружающих уровне.
Все причины нарушения выговаривания слов принято делить на две группы:
- органические, связанные со структурными изменениями в головном мозге или артикуляционном аппарате;
- функциональные, отражающие особенности психического развития ребенка.
Органические нарушения могут включать в себя внутриутробные аномалии развития ЦНС, повреждение нервной системы в результате гипоксии, в том числе, связанной с родами. Кроме того, частой причиной является нарушение прикуса, укороченная уздечка языка и другие особенности строения органов артикуляции. При выявлении подобных факторов, лечение направлено на их устранение с помощью оперативных вмешательств или медикаментозных средств.
К функциональным расстройствам относят нарушения слуха, недостаток внимания малыша, а также ряд психиатрических расстройств: аутизм, синдром гиперактивности и др. Подобные состояния нуждаются в лечении психотерапевтом. В некоторых случаях возможно использование лекарственных препаратов при отсутствии противопоказаний.
Различные варианты речевого недоразвития требуют специфического подбора методов коррекции. В связи с этим никогда не следует пытаться лечиться самостоятельно. При любых проблемах с речью родителям необходимо обратиться к логопеду или педиатру.
Основные проявления
Речевые нарушения у детей могут носить различный характер. Часто встречается заикание, ротацизм (невозможность выговорить «р») и другие проблемы с произношением отдельных звуков. Помимо этого, патология может носить комплексный характер и характеризоваться расстройствами лексикона, фонетики и грамматики.
Когда ребенок не может правильно говорить, важно поставить точный диагноз и на его основании подобрать индивидуальное лечение.
В зависимости от выраженности нарушений, принято выделять 4-е группы детей:
- Ребенок с расстройством первого уровня имеет практически полное отсутствие фразовой речи. По факту, подобный уровень речевых навыков соответствует возрасту в 1 год. Звукопроизношение и грамматика нарушены, а словарный запас минимален. При этом наблюдаются нарушения восприятия речи.
- При речевом нарушении второго уровня у ребенка имеются предложения, состоящие из 2-4 слов. Высказывания простые и не отличаются по содержанию. Как правило, слова не согласованы по падежам, лицу и времени, что связано с выраженным аграмматизмом. Важное отличие от расстройства 1 уровня − малыш может понимать речь окружающих людей.
- Расстройство речи 3 уровня характеризуется появлением фразовой речи с преобладанием простых предложений. Ребенок хорошо понимает окружающих, однако не может усвоить сложные грамматические конструкции. Объем лексикона соответствует возрасту. Дети активно пытаются разговаривать, но не могут правильно произносить сложные звуки и их сочетания.
- В пять лет чаще встречается задержка развития речи 4 уровня. В этом случае наблюдаются отдельные затруднения в произношении звуков и сложных комбинаций букв при чтении. Грамматика и словарный запас соответствуют возрасту. Как правило, навыки письма и чтения формируются своевременно.
Если у ребенка наблюдаются нарушения выговаривания звуков, то коррекция наиболее эффективна в раннем возрасте. В связи с этим, родителям следует сразу же обращаться к педиатру или логопеду, а не откладывать визит к специалисту на будущее.
Осложнения
Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:
- Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
- Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
- При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.
Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.
Необходимая диагностика
Если родители видят, что ребенок не может сказать какие-либо буквы или слова, то им следует обращаться к педиатру или логопеду. Логопедическая диагностика основывается на комплексном исследовании речи. Специалист изучает звукопроизношение, состояние связной речи, а также уровень развития грамматических навыков. Помимо этого, проводится исследование артикуляционного аппарата − состояния зубов, прикуса, языка и тонуса мышц. Важно провести изучение слуха, так как расстройства речи могут быть связаны с его снижением.
Во всех случаях у родителей узнают особенности течения беременности и родов, а также психомоторного развития ребенка в раннем возрасте. Врач-педиатр дополнительно обследует состояние нервной системы. С этой целью проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют выявить функциональные и органические расстройства в работе головного мозга.
Делать самостоятельные выводы по результатам обследования нельзя. Интерпретировать все полученные данные должен только медицинский специалист.
Подходы к лечению
Терапия нарушений речи всегда осуществляется комплексно, она включает в себя как логопедические методики, так и лекарственные препараты.
Среди медикаментов используют средства, улучшающие работу головного мозга:
- Ноотропы (Фенотропил, Пирацетам) − стимулируют обменные процессы в нейронах, обеспечивая улучшение их функции.
- Нейропротекторы (Кортексин) и антиоксиданты (Токоферол и др.) защищают нервные клетки от повреждения и положительно сказываются на их активности.
- Препараты, улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани (Актовегин, Церебролизин).
Назначает медикаменты врач, так как они имеют определенные показания и противопоказания к своему использованию. В противном случае, возможна их неэффективность или развитие побочных эффектов.
Важной частью лечения является логопедическая коррекция, которая включает в себя две группы методов:
- Логопедические упражнения, позволяющие ребёнку усвоить правильное звукопроизношение. Подобные задания изначально выполняются с логопедом, в последующем, родители могут самостоятельно заниматься с малышом. В зависимости от конкретного типа речевого дефекта специалист подбирает комплекс упражнений.
- Логопедический массаж, направленный на восстановление артикуляционной мускулатуры. Для его проведения используют специальные зонды. Рекомендуется проводить курсы массажа по 7-12 сеансов.
Если ребенок начинает отставать в речевом развитии с раннего возраста, его следует как можно раньше направить к логопеду. Своевременные комплексные мероприятия позволяют нормализовать звукопроизношение и избежать негативных последствий дефекта.
Родители часто начинают беспокоиться о речевом развитии ребенка в 5-5,5 лет. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у детей наблюдается формирование полноценной и грамотной речи, сопоставимой со взрослыми людьми. Для лечения используют комплекс мероприятий: лекарственные средства и регулярные логопедические занятия, включающие в себя упражнения для закрепления правильного произношения звуков и массаж.
Источник