Невнятная речь ребенка 5 лет

Невнятная речь ребенка 5 лет thumbnail

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает рекомендации логопедов

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

игры развивающие для детей 5 6 лет

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Читайте также:  Норма аст у ребенка 5 лет

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает

  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник

Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.

Тахилалия

При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:

  • ребенок запинается, глотает слова;
  • ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
  • суетливо и быстро двигается;
  • плохо засыпает, часто просыпается;
  • есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
  • часто раздражается, ведет себя агрессивно;
  • с трудом концентрируется на задании;
  • внимание рассеянное.

Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.

Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.

Читайте также: Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Дислалия

При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.

При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.

Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.

Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:

  • в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
  • в четыре года – [c], [з], [ц];
  • в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
  • в шесть лет – [р], [л], [й].

Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.
Для дислалии характерны следующее:

  • Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
  • На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
  • Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.

Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» — «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».

Читайте также:  Снуп ребенку 5 лет

По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.

Можно ли предотвратить развитие дислалии?

Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.

  • Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
  • Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.

    Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук

  • Не давите на ребенка и ориентируйтесь на примерные сроки появления звуков. Не пытайтесь объяснить плохое произношение наследственностью. Это может сделать только логопед на основании результатов исследований и заключений других специалистов.

Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.

Когда нужно срочно идти к логопеду?

  1. Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
  2. Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
  3. Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
  4. Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.

При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.

Источник

Бывают ситуации, когда ребенок в 5,5 плохо говорит. В этом возрасте малыш должен выговаривать все звуки, а речь должна быть грамотной и понятной окружающим. Если в 5 и старше лет наблюдается отставание в речевом развитии, то родителям следует обращаться к врачу.

Специалист проведет необходимое обследование и выявит причину развития проблем. Лечение при этом включает в себя регулярные логопедические занятия, а также при необходимости лекарственные препараты.

Возможные причины

Речь у 5-летнего ребенка должна соответствовать уровню развития взрослого человека. Единственное отличие возможно в словарном запасе, но звукопроизношение находится на понятном для окружающих уровне.

Все причины нарушения выговаривания слов принято делить на две группы:

  1. органические, связанные со структурными изменениями в головном мозге или артикуляционном аппарате;
  2. функциональные, отражающие особенности психического развития ребенка.

Органические нарушения могут включать в себя внутриутробные аномалии развития ЦНС, повреждение нервной системы в результате гипоксии, в том числе, связанной с родами. Кроме того, частой причиной является нарушение прикуса, укороченная уздечка языка и другие особенности строения органов артикуляции. При выявлении подобных факторов, лечение направлено на их устранение с помощью оперативных вмешательств или медикаментозных средств.

Возможные причины.

К функциональным расстройствам относят нарушения слуха, недостаток внимания малыша, а также ряд психиатрических расстройств: аутизм, синдром гиперактивности и др. Подобные состояния нуждаются в лечении психотерапевтом. В некоторых случаях возможно использование лекарственных препаратов при отсутствии противопоказаний.

Различные варианты речевого недоразвития требуют специфического подбора методов коррекции. В связи с этим никогда не следует пытаться лечиться самостоятельно. При любых проблемах с речью родителям необходимо обратиться к логопеду или педиатру.

Основные проявления

Речевые нарушения у детей могут носить различный характер. Часто встречается заикание, ротацизм (невозможность выговорить «р») и другие проблемы с произношением отдельных звуков. Помимо этого, патология может носить комплексный характер и характеризоваться расстройствами лексикона, фонетики и грамматики.

Когда ребенок не может правильно говорить, важно поставить точный диагноз и на его основании подобрать индивидуальное лечение.

В зависимости от выраженности нарушений, принято выделять 4-е группы детей:

  • Ребенок с расстройством первого уровня имеет практически полное отсутствие фразовой речи. По факту, подобный уровень речевых навыков соответствует возрасту в 1 год. Звукопроизношение и грамматика нарушены, а словарный запас минимален. При этом наблюдаются нарушения восприятия речи.
  • При речевом нарушении второго уровня у ребенка имеются предложения, состоящие из 2-4 слов. Высказывания простые и не отличаются по содержанию. Как правило, слова не согласованы по падежам, лицу и времени, что связано с выраженным аграмматизмом. Важное отличие от расстройства 1 уровня − малыш может понимать речь окружающих людей.
  • Расстройство речи 3 уровня характеризуется появлением фразовой речи с преобладанием простых предложений. Ребенок хорошо понимает окружающих, однако не может усвоить сложные грамматические конструкции. Объем лексикона соответствует возрасту. Дети активно пытаются разговаривать, но не могут правильно произносить сложные звуки и их сочетания.
  • В пять лет чаще встречается задержка развития речи 4 уровня. В этом случае наблюдаются отдельные затруднения в произношении звуков и сложных комбинаций букв при чтении. Грамматика и словарный запас соответствуют возрасту. Как правило, навыки письма и чтения формируются своевременно.
Читайте также:  Сколько пряжи надо на свитер ребенку 5 лет

Если у ребенка наблюдаются нарушения выговаривания звуков, то коррекция наиболее эффективна в раннем возрасте. В связи с этим, родителям следует сразу же обращаться к педиатру или логопеду, а не откладывать визит к специалисту на будущее.

Осложнения

Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:

  • Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
  • Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
  • При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.

Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.

Необходимая диагностика

Если родители видят, что ребенок не может сказать какие-либо буквы или слова, то им следует обращаться к педиатру или логопеду. Логопедическая диагностика основывается на комплексном исследовании речи. Специалист изучает звукопроизношение, состояние связной речи, а также уровень развития грамматических навыков. Помимо этого, проводится исследование артикуляционного аппарата − состояния зубов, прикуса, языка и тонуса мышц. Важно провести изучение слуха, так как расстройства речи могут быть связаны с его снижением.

Необходимая диагностика у логопеда.

Во всех случаях у родителей узнают особенности течения беременности и родов, а также психомоторного развития ребенка в раннем возрасте. Врач-педиатр дополнительно обследует состояние нервной системы. С этой целью проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют выявить функциональные и органические расстройства в работе головного мозга.

Делать самостоятельные выводы по результатам обследования нельзя. Интерпретировать все полученные данные должен только медицинский специалист.

Подходы к лечению

Терапия нарушений речи всегда осуществляется комплексно, она включает в себя как логопедические методики, так и лекарственные препараты.

Среди медикаментов используют средства, улучшающие работу головного мозга:

  • Ноотропы (Фенотропил, Пирацетам) − стимулируют обменные процессы в нейронах, обеспечивая улучшение их функции.
  • Нейропротекторы (Кортексин) и антиоксиданты (Токоферол и др.) защищают нервные клетки от повреждения и положительно сказываются на их активности.
  • Препараты, улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани (Актовегин, Церебролизин).

Назначает медикаменты врач, так как они имеют определенные показания и противопоказания к своему использованию. В противном случае, возможна их неэффективность или развитие побочных эффектов.

Логопедическая коррекция.

Важной частью лечения является логопедическая коррекция, которая включает в себя две группы методов:

  • Логопедические упражнения, позволяющие ребёнку усвоить правильное звукопроизношение. Подобные задания изначально выполняются с логопедом, в последующем, родители могут самостоятельно заниматься с малышом. В зависимости от конкретного типа речевого дефекта специалист подбирает комплекс упражнений.
  • Логопедический массаж, направленный на восстановление артикуляционной мускулатуры. Для его проведения используют специальные зонды. Рекомендуется проводить курсы массажа по 7-12 сеансов.

Если ребенок начинает отставать в речевом развитии с раннего возраста, его следует как можно раньше направить к логопеду. Своевременные комплексные мероприятия позволяют нормализовать звукопроизношение и избежать негативных последствий дефекта.

Родители часто начинают беспокоиться о речевом развитии ребенка в 5-5,5 лет. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у детей наблюдается формирование полноценной и грамотной речи, сопоставимой со взрослыми людьми. Для лечения используют комплекс мероприятий: лекарственные средства и регулярные логопедические занятия, включающие в себя упражнения для закрепления правильного произношения звуков и массаж.

Источник