Неусидчивый ребенок 1 год что делать
Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.
А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.
Что советуют психологи?
Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.
Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.
Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.
Причины неусидчивости
Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:
- Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
- Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
- И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.
Как бороться с неусидчивостью?
Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.
- Создайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.
Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.
Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.
Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.
Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.
- Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание. В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.
Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.
Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.
Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.
Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.
Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.
Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.
Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.
Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.
- Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.
Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.
Психологи также советуют родителям организовать дома спортивный уголок, где ребенок может бегать, прыгать и кувыркаться в свое удовольствие. Благо, таких спортивных комплексов в наши дни можно найти превеликое множество в детских и спортивных магазинах.
Кроме всего вышеперечисленного, психологи советуют также применять закаляющие приемы. К примеру, обливание холодной водой. Этот метод, хоть и довольно банален, но крайне эффективен. Выброс хорошей порции адреналина с самого утра в сочетании с улучшением кровообращения и снабжения мозга кислородом – именно то, что нужно вашему гиперактивному чаду.
Источник
Ребёнок сверхактивный, невнимательный и суетливый. Когда стоит бить тревогу? Наш блогер Ирина Муковозова рассказывает о СДВГ, как его лечат и с чем путают. Оказывается, иногда «модный» диагноз ставят совершенно здоровым детям.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
«Мой Илюшка на месте усидеть совсем не может. Только и знает, что носится и носится, спасибо, что на голове не стоит. То фотографирует, то рисует, то на гитаре хочет играть. Только надолго его не хватает: месяц, два — и новое увлечение. Ни на чём не фокусируется. Наверное, у него СДВГ и дефицит внимания».
СДВГ, или синдром гиперактивности, — модный нынче диагноз среди родителей и педагогов. Между тем это действительно заболевание, в основе которого лежит нарушение мозговой деятельности и (или) дефицит определённых химических веществ (дофамина и норадреналина), поэтому оно требует соответствующей диагностики и правильного лечения.
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью, но среди больных встречаются и те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, выявить их ещё сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, считают просто глупыми.
Кстати, очень похоже выглядят взрослые, у которых стоял когда-то такой диагноз, а ещё у этих взрослых могут возникать проблемы с различными зависимостями и депрессией. Поэтому не стоит сильно обольщаться и надеяться, что перерастёт и всё наладится.
Если перерос, то не было никакого заболевания, как у Илюши, с которого мы начали наш разговор. Просто это активные, энергичные и увлекающиеся дети, которые стремятся объять и постичь огромный мир. Пожалуй, им не стоит мешать, они много чего ещё попробуют и найдут то, что им нравится. Надо только следить, чтобы ребёнок высыпался, отлучать его почаще от компьютера и подсовывать всё новые увлечения на пробу. Ещё разговаривать с ними и вовлекать в свою деятельность и свои интересы. Этот фонтан энергии можно и нужно использовать.
У СДВГ как заболевания есть определённые симптомы, не только гиперактивность. Кстати, эта гиперактивность реально сверхактивность, которая, как правило, суетлива, бесцельна, не приводит к результату, а очень мешает его достичь.
1. Симптомы гиперактивности
Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе стремятся сорваться с места в неподходящее время. Образно говоря, они всё время в движении, как будто заведённые. У меня пациентом была девочка, которая совсем не могла сидеть на стуле. Для неё в классе поставили спортивный комплекс, по которому она ползала в процессе объяснения нового материала, математику постигала вниз головой.
2. Симптомы невнимательности
Дети с СДВГ легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачиваются. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией, соблюдением инструкций и правил. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. В одно ухо влетело, в другое вылетело. В тетрадке у такого ребёнка классная работа выглядит как разбросанные по странице обрывки чисел и слов. Из-за невнимательности часто теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
3. Симптомы импульсивности
Дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди, получив слово, им часто нечего сказать. Не могут отложить получение удовольствия. Если чего-то хотят, то должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры. Помните тесты с зефиркой? Ребёнок с СДВГ успеет её слопать ещё до того, как уйдёт психолог!
Все эти симптомы должны держаться длительное время (полгода и больше), то есть должны быть присущи ребёнку, а не быть признаком другого заболевания или проявлением демонстративности, когда ребёнку не очень комфортно. Так же могут себя вести и очень маленькие дети, до трёх лет. Если так себя ведут здоровые дети в старшем возрасте, это должно вызвать у родителей некоторую тревогу и желание проконсультироваться у специалистов.
Кроме СДВГ, у детей с таким поведением могут быть и другие расстройства. Например, гормональные или расстройства психики, может быть эпилепсия или нейросенсорная тугоухость.
Эти расстройства тоже требуют помощи — как правило, медикаментозной или даже оперативной. Их нельзя пропустить
Ко мне на занятия пришёл ребёнок с СДВГ, уже школьник со множеством школьных проблем. Оказалось, что он на один глаз практически слепой. Ещё в садике говорил, что «он одним глазом смотрит, а другим подглядывает», только никто не подумал отнестись к его словам всерьёз. Для него так видеть было нормально. Он всегда видел только так, поэтому и повода для жалоб не находил.
Точная причина СДВГ до настоящего времени неясна. Однако специалисты считают, что симптомы могут быть обусловлены комплексом факторов, имеющих генетическую причину, то есть передаваемых по наследству, или формирующихся вследствие недоразвития или повреждения некоторых структур головного мозга ребёнка.
Лечение у детей является многофакторным, направленным на созревание или возрождение расстроенных функций нервной системы и адаптацию ребёнка в социуме.
Такое лечение включает в себя три основные составляющие:
- обязательное соблюдение режима дня и диеты;
- немедикаментозное лечение;
- лекарственная терапия, если есть необходимость.
Как это происходит?
Гиперактивный ребёнок находится в постоянном перенапряжении и очень быстро утомляется, поэтому он должен обязательно высыпаться, режим дня способствует правильной подготовке ко сну и лёгкому засыпанию. Кроме того, понятный и размеренный режим дня предполагает внешнее планирование деятельности ребёнка и позволяет не перевозбуждаться лишний раз.
Диета и нормальная работа желудочно-кишечного тракта исключают излишнюю интоксикацию организма, также возбуждающую нервную систему.
Немедикаментозное лечение СДВГ подразумевает изменение поведения ребёнка, которое может обеспечить педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Детям необходимо облегчить режим обучения и дать возможность расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. Помните девочку, которая висела в классе на уроке вниз головой? В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. В этом помогают игровые элементы урока и частое переключение видов деятельности.
К сожалению, в школах не очень считаются с детскими проблемами и чаще прибегают к методу кнута, чем пряника
Это просто выключает ребёнка из деятельности и формирует соответствующую самооценку. Ведь он не просто не хочет, но и не может сам себя контролировать. Если он, «к несчастью, ещё и не дурак», то вас ожидают скорые неврозы и даже депрессии. Если это так, срочно меняйте школу и учителя. Дети дороже, чем престиж любой школы и то, что о вас подумают.
Как немедикаментозное лечение можно использовать арт-терапию или занятия в театральной студии. Ребёнку полезно примерять на себя чужие роли, но так как гиперактивных детей отличает повышенная возбудимость, им не очень полезны большие компании, поэтому их партнёры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.
Родителям тоже надо обязательно научиться относиться к поведению собственных детей с терпением. Да, должно быть и наказание, но адекватное проступку. Он не хотел, так получилось. Чаще это его беда, а не вина.
Помните, коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов.
Идите к нейропсихологу с ребёнком, к психологу с собой, устанавливайте контакты с педагогами, повышайте самооценку у ребёнка, обязательно хвалите за дело, разговаривайте с ним, обсуждайте происходящие события, вырабатывайте причинно-следственные связи.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Pixel-Shot)
Источник
Все чаще можно услышать жалобы родителей первоклассников: неусидчивый ребенок что делать? К сожалению, в младших классах заниматься такой проблемой уже достаточно сложно. Приходится совмещать коррекционные мероприятия с обучением.
Причины неусидчивости детей
Родители и даже некоторые педагоги считаю неусидчивость признаком лени ребенка. Неврологи и психологи с таким подходом категорически не согласны. Они видят причины неусидчивости не в лени ребенка, а в незрелости его нервной системы, легких аномалиях развития мозговой деятельности и даже в неправильном питании.
Неусидчивость ребенка в школе может быть спровоцирована следующими явлениями:
- Нервная система еще недостаточно созрела. Что это значит? Стволовые клетки, кора головного мозга, оболочка нервных волокон находится на той стадии развития, когда длительные занятия невозможны.
- Это интересно: Существует тест, позволяющий быстро определить готов ли малыш к школе. Предложите ребенку около 6 лет поднять руку и через ухо дотянуться до противоположного уха. Если он достает до уха, значит, его внутренние системы уже созрели для учебы в школе.
- Аномалии развития: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия, эписиндром, аутизм и аутоподобные расстройства.
- Депрессия. Да, ребенок 7 лет может страдать от этого заболевания. Детскую депрессию можно распознать по повышенной капризности, страхам и высокой тревожности.
- Неправильное питание. Капризные в еде дети могут не получать нужного для мозговой деятельности набора витаминов и микроэлементов.
- Педагогическая запущенность. Когда родители не занимаются развитием своего ребенка в дошкольном возрасте, начиная с 1 года жизни, к школе его мозг не сможет развиться достаточно для учебы. Нянька в виде телевизора и мультиков сильно вредит детскому мозгу.
- Не сформирована познавательная мотивация. Первокласснику банально неинтересно на уроке.
Как можно самостоятельно распознать неусидчивость ребенка в дошкольном возрасте
Лучше всего предупредить неусидчивость в школе заранее. Ее уже видно в детском саду. Как самостоятельно диагностировать предпосылки к школьной неусидчивости в дошкольном возрасте?
Это легко сделать при помощи обыкновенной раскраски. Предложите ребенку раскрасить новую раскраску и понаблюдайте, сможет ли он удерживать внимание достаточно, чтобы закрасить хотя бы один рисунок. Для чистоты эксперимента, купите книжку, которая будет интересна малышу.
Ребенок 5 лет может и должен справиться с этим заданием. Он будет активно и с интересом раскрашивать книжку. В 4 года допускается еще неплотное закрашивание, пропуски и заходы за линию. Если малыш капризничает, не хочет, отвлекается и требуется ваша помощь, – что-то не так. Это признак явного неблагополучия и нужно искать его причину.
Неврологические причины
Неврологические причины обычно дают о себе знать еще до школы. Воспитатели жалуются родителям на неусидчивость ребенка в саду, его невнимательность, расторможенность. Если это еще сочетается с задержкой речи, нужно обследоваться у детского невропатолога.
Какие поведенческие сложности указывают на неврологические проблемы:
- трудное засыпание, расторможенность – гиперактивность;
- капризность, слезливость, тревожность – депрессия, неврозы;
- расторможенность, проблемы речи, гиперчувствительность к разным стимулам, проявляющиеся в период – подозрение на аутизм или аутоподобные расстройства.
Коррекция неусидчивости при помощи специальных занятий
Специальные занятия и игры для неусидчивых детей помогут развить произвольное внимание, а значит и усидчивость ребенка. Они направлены также на овладение учебными навыками и развитие познавательных навыков и мышления.
Психологи советуют для профилактики неусидчивости начинать занятия в 2-3 года:
- Чтение и разглядывание книжек.
- Рисование карандашами, фломастерами и красками при помощи пальцев.
- Постройка пирамидок и различных строений из конструктор
- Разглядывание на улице во время прогулок деревьев, облаков, травы, любых других природных объектов.
- Учить стишки и потешки на память
Таким образом, к 5 годам у ребенка разовьется пытливость (познавательный интерес), произвольное внимание и память.
Коррекция неусидчивости предполагает следующие упражнение:
- лабиринты;
- поиск отличия в картинках;
- «корректурная проба» – возьмите старый журнал, вырежьте несколько абзацев и предложите ребенку зачеркнуть определенную букву;
- игры: «Летает, не летает», «Повторяй за мной», «Повтори только движение с словом: «пожалуйста» и т. д.
Загрузка…
Источник