Нет зрительного контакта с ребенком в 3 года
Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, появляются вопросы: «Что делать?», «Как помочь?», «С чего начать?».
· Ребенок не смотрит в глаза.
· Не реагирует, когда его зовут по имени.
· Не понимает обращенную к нему речь.
· Не идет на контакт (со взрослыми, сверстниками).
· Не играет с игрушками
· Навыки самообслуживания и простые бытовые навыки не развиты.
· Неприемлемое поведение (агрессия, самоагрессия)
· Стериотипии
Как правило, у многих родителей опускаются руки. Большинство родителей просто не понимают, что делать. Да, и в детских садах простые педагоги не знают, как работать с такими детьми и большинство д. садов эту категорию детей не берут. А ведь чем раньше, будет начата коррекционная работа, тем выше будет обучающий эффект.
Так с чего же начать?
Когда у ребенка, есть все выше перечисленное сразу, то работа будет вестись параллельно над несколькими навыками. Но чтобы разобраться какие методы использовать, каждую проблему разберем по отдельности. В этой статье рассмотрим приемы, как помочь ребенку устанавливать зрительный контакт.
Способ 1. Развиваем зрительные и слуховые реакции. Используем шумовые предметы (погремушка, колокольчик и т.п.).
Этап 1. С помощью колокольчика вызываем реакцию ребенка на возникший звук. Ребенок фиксирует взгляд на колокольчике, поощряем.
Этап 2. Побуждаем ребенка искать источник звука. Ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета и фиксирует его взглядом, поощряем.
Этап 3. Находить невидимый источник звука. Ребенок поворачивается в сторону звучащего предмета и фиксирует на нем взгляд.
Способ 2. Привлечение внимание на лицо другого человека. Используем яркие предметы: клоунский нос, смешные очки, используем предметы из наборов для праздника — рот на палочке, усы на палочке и т.д. Можно использовать разноцветные парики и шляпы. Еще дети хорошо реагируют на прозрачную медицинскую маску, которая закрывает лицо, они начинают рассматривать ее и вас заодно, стремятся ее потрогать. Поощряем ребенка каждый раз, когда он фиксирует взгляд на вас. Еще ребенок реагирует, если сделать из пальцев бинокль и смотреть на него. Некоторые дети фиксируют просто взгляд, а некоторые подходят и смотрят с другой стороны.
Способ 3. (из АВА-терапии) Стратегии для формирования зрительного контакта.
1. Подкрепление каждого зрительного контакта.
2. Дифференцированное подкрепление – реакции в сопровождении взгляда подкрепляются, реакции без взгляда нет.
3. Шейпинг – продолжительность зрительного контакта:
1) Сначала скользящий взгляд
2) В течение секунды (задержал взгляд)
3) Посмотрел 2 секунды
4) 3 секунды и т.д.
Подкрепляем на каждом этапе.
Классическая процедура обучения зрительному контакту со словесной инструкцией «Посмотри на меня!» имеет недостаток в том, что взгляд ребенка вызывается инструкцией и практически никогда не происходит спонтанно. А нам важен именно спонтанный взгляд.
А теперь как это выглядит на практике. Приведу три примера.
Дима (3 года).
Зрительного контакта не было, речи нет, на имя не отзывается, указательного жеста нет. Есть игровая деятельность, к разнообразным игрушкам проявляет интерес.
1. Подкрепляли (родители дома делали так же), любые спонтанные взгляды (использовали маршмеллоу, маленькие кусочки).
2. Использовали колокольчик.
3. И конечно же игра, разнообразные игрушки, самолеты, поезда, машинки, фигурки животных все то. что Диме нравится. Клоунский нос, прозрачная медицинская маска (по отдельности) привлекали взгляд ребенка во время игры. Использовались так же мыльные пузыри, ребенок их очень любит. Сначала просто пару раз выдувала пузыри, а затем ждала реакцию ребенка, как только он встречался со мной, взглядом естественно снова были пузыри.
В итоге Дима, на данный момент, стал на несколько секунд задерживать взгляд на других людях (но работа еще идет).
Вообще с такими детьми намного проще работать, у них большой спектр мотивационных стимулов есть за что «зацепиться». Многие любят, когда их подбрасывают, качают на качелях и т.п. Да игра в этом возрасте, если есть хотя бы минимальный игровой навык творит чудеса.
Все очень сложно, когда у ребенка практически нет ни каких навыков.
Митя (7 лет).
Двойная гемиплегия. Зрительного контакта не было. Речи нет. На имя не отзывался. Мама сделала практически невозможное (врачи говорили, ходить не будет). Митя ходит, и даже бегает, но чтобы его усадить на стул крик, плач. Из-за этого, с ним не возможно было заниматься в классе, его перевели на надомное обучение.
Использовала стратегии АВА-терапии. Наша работа началась с того чтобы он просто сидел на стуле, использовала счет до пяти и подкрепляла, сначала ребенок мог сидеть в течение 1 минутки, через две недели в течение 20 мин (при этом через каждых 5 мин. ребенок мог встать и пройтись по комнате) без крика или плача. Митя научился сидеть и класть руки на колени (до этого руки согнутые в локтях всегда наверху были). Ребенку давалась инструкция «Митя сидит, руки лежат», помощь физически и счет до пяти, затем подкрепление. В плане поощрения были огромные трудности, так как дети с таким диагнозом имеют мало мотивационных стимулов, но в итоге нашли – это мармеладки. Когда Митя скользил взглядом во время счета, счет прекращался, и он получал поощрение. В итоге если счет доходил до четырех, а Митя не бросил взгляд, я прекращала считать и ждала реакцию ребенка, как только он смотрел на меня, получал поощрение.
Сейчас ребенок спокойно сидит на стуле, смотрит в глаза окружающим, отзывается на свое имя, показывает на себя после инструкции «Где Митя?». Если руки «полетели наверх», то после вопроса «Где руки лежат?», возвращает на колени. Так же научился здороваться по-мужски и при этом смотреть в глаза.
Миша (6лет)
Зрительного контакта не было, речи нет. Ребенок в основном лежал через каждые 3-4 минуты бил со всей силы себя по лицу. Если его пытались поднять родители педагоги начинал без перерыва бить себя по лицу, если задерживали руки, до крови начинал кусать запястья. Туалету обучен не был, в памперсах. Сам не умывался. Естественно одевают и раздевают тоже родители. Ел руками, пил из бутылочки, откручивали и закручивали крышечку взрослые. Также любые предметы брал в руку и начинал кусать.
Из поощрений – мармелад очень мотивационный, когда его видел сильно бил себя по лицу. Печенье крекер «Рыбка».
Здесь работала в паре с коллегой. Постоянно с ней менялись местами, то бы ребенок привыкал к тому, что инструкцию может давать любой взрослый.
Ребенка усаживали за стол, руки клали на стол, второй педагог сидел сзади и удерживал руки, не давая ему бить себя по лицу и кусать руки. Давалась инструкция «Миша сидит» и счет до пяти (с сопровождением показа на пальцах). Затем следовало поощрение и словесная похвала «Миша сидит, молодец». Когда Миша смог сидеть самостоятельно, не пытаясь себя бить или кусать, и присутствие второго педагога сзади уже не нужно было, стали подкреплять его спонтанный зрительный взгляд, увеличивая время фиксации.
В итоге Миша смотри в глаза, сидит спокойно на стуле, диване. Чтобы добиться этого ушло 4 недели.
Надеюсь, статья полезна, если да, ставьте ????
И делитесь вашими способами, как помочь ребенку установить зрительный контакт, это может помочь и другим родителям.
Источник
Многие слышали, что отсутствие «контакта глазами» у ребенка – симптом аутизма. Люди с аутизмом с раннего возраста меньшей вероятностью смотрят напрямую в глаза других людей, что говорит о том, что они меньше вовлечены в общение и в целом меньше реагируют на других людей.
Тем не менее, этот симптом не так прост, как принято считать. Во-первых, причины отсутствия взгляда глаза могут быть разные. Более того, не всегда эти причины связаны с аутизмом.
Симптомы аутизма
При диагностике аутизма специалисты должны обращать внимание на нарушения разных типов невербального поведения, в том числе взгляд в глаза, мимику, жестикуляции, и на то, как ребенок использует (или не использует) их во время социального взаимодействия.
Отсутствие взгляда в глаза – это один из множества критериев при диагностике аутизма, но одного этого симптома недостаточно для постановки диагноза. Это лишь один из множества признаков и типов поведения, которые могут указывать на аутизм.
Поскольку аутизм нельзя диагностировать по анализу крови или результатам сканирования мозга, врачи должны полагаться на целый спектр характерных видов поведения и учитывать, в каком контексте они проявляются. Только обследование опытного специалиста может подтвердить или исключить аутизм, а иногда врач не может сделать окончательных выводов.
Как взгляд в глаза связан с аутизмом?
Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, ребенок не смотрит в глаза потому что:
— Он боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему этот человек не нравится.
— У ребенка есть нарушение слуха, из-за чего он может не понимать, когда нужно посмотреть на другого человека.
— Ребенок в целом застенчив или испытывает тревожность в социальных ситуациях.
— Возможно, в культуре, к которой принадлежит семья ребенка, считается невежливым смотреть людям в глаза напрямую (это относится ко многим азиатским культурам).
Однако дети с аутизмом, как правило, не смотрят в глаза совсем по другим причинам. Хотя исследования в этой области все еще не пришли к окончательным выводам, существующие данные предполагают, что:
— У детей с аутизмом может не быть достаточной социальной мотивации, которая побуждает других детей устанавливать контакт глазами.
— Им может быть трудно слушать чужую речь и смотреть в глаза одновременно.
— Возможно, для них нет разницы смотреть ли в глаза или, например, на рот или руки другого человека.
— Для некоторых взгляд в глаза кажется слишком интенсивным опытом, который вызывает у них сенсорную перегрузку.
Другие симптомы аутизма у детей
В диагностических руководствах аутизм определяется как нарушения социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных ситуациях, которые включают такие особенности как:
— Нехватка взаимного общения и эмоционального обмена (взаимный обмен реакциями, не обязательно с помощью речи).
— Нехватка невербальной коммуникации во время взаимодействия (мимики, языка тела).
— Неспособность устанавливать, поддерживать и понимать отношения с другими людьми (при этом часто ребенок кажется другим людям апатичным и не заинтересованным в общении).
Очевидно, что контакт глазами играет важную роль в каждом из этих пунктов. Если ребенок не смотрит в глаза, но активно взаимодействует с другими людьми, пользуется при этом мимикой и жестами, может устанавливать контакт и близкие отношения, то маловероятно, что у него есть аутизм.
Когда это проблема
Отсутствие контакта глазами само по себе не является симптомом аутизма. В первую очередь, это верно для младенцев, которые могут не смотреть в глаза, но поворачивают голову в сторону лица другого человека. Тем не менее, стоит изучить информацию об аутизме и обратиться за профессиональной диагностической помощью, если ребенок младше трех лет не смотрит в глаза, а также имеет другие особенности:
— Не откликается на свое имя несмотря на отсутствие проблем со слухом.
— Имеет задержку в развитии речи.
— Повторяет одинаковые движения или действия без какой-либо функциональной цели, не играет «понарошку» или не играет игрушками обычным образом.
Окончательный диагноз может поставить только специалист, желательно имеющий опыт именно в отношении расстройств аутистического спектра. В случае диагностики аутизма существуют методы раннего вмешательства, в первую очередь, поведенческой терапии, которые помогают детям улучшить навыки социальной коммуникации.
Хотя иногда в процессе терапии ставится цель развить «контакт глазами», например, в моменты, когда ребенок хочет привлечь чье-то внимание, обычно это не является основной целью и развитие этого навыка не повлияет на остальные проявления аутизма. Нельзя заставлять детей с аутизмом смотреть в глаза, когда они этого не хотят – это может вызвать у ребенка тревожность, сенсорную перегрузку и негативное отношение к общению с другими людьми.
Также смотрите: «Почему детям с аутизмом трудно смотреть в глаза?»
Источник
Страницы: 1 [2] Все Вниз
Автор
Тема: Отсутствует зрительный контакт. Это аутизм? (Прочитано 14063 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Девочки,спасибо за ответы и советы.
Есть тут ещё мамочки аутистов. Всё таки хочется больше их мнение услышатьУ меня аутист, ваш по описанию не похож. Но лучше конечно со спецами проконсультироваться, если есть лишь отдельные черты свойственные аутизму, то говорят об аутоспектре(аутичный спектр). Сходите на диагностику, хотя бы для своего спокойствия, чтобы червячок сомнений не грыз вас постоянно.
У меня в городе даже нет детского психиатра, так что ходить не к кому. Невролог говорит всё нормально, но не внушает она мне доверия(молодая, только с института)
Записан
Записан
И закрывая глаза, засыпая, помни одно: Бог не ставит преград, которых пройти не дано…
@Irisha1558, у меня аутист, скоро 5 лет. По вашему описанию аутизма не вижу. Из похожего с моим ребенком в 1 год — кручение колесиков, плохой глазной контакт и очень сильная активность. Из непохожего — совсем не понимал обращенную речь, не выполнял инструкций, совсем не говорил, относился ко мне, как к обслуживающему персоналу — никаких чувств, ласки, первый раз сказал «мама» ближе к 4 годам. Помимо всего, были стереотипии (длительное кружение, махание руками перед лицом), не понимание опасности, отсутствие страха, не было деления на своих/чужих, частые истерики, полевое поведение, неумение ждать и классическое построение рядов из всего, что найдет, очень неуклюжий, хотя физически развит хорошо.
Можете пройти модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста (не знаю, можно ли здесь давать ссылки, если что, то удалю) https://xn—-7sbqgez1bcecc.xn--p1ai/test
и Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма https://sunchildren.narod.ru/autism3.html
Записан
Заранее прошу прощение, если неправильно выбрала раздел, т к только зарегистрировалась.
Девочки, прошу совета. Оцените ситуацию….роды тяжелые, но в срок. После родов 5 дней вПИТе, потом в детской. Сказали инфекция..В выписке диагноз- гипоксически- ишемическое поражение ЦНС 2 ст.
Сейчас малышу 1 год и 2 месяца. Физическое развитие в норме.
Меня беспокоит отсутствие глазного контакта…смотрит, но редко. Также мой малыш ну очень активный и если что не по его — в крик.
Из положительного — знает около 12 слов и использует их по назначению, машет пока, играет ладушки, сороку, танцует, показывает где носик, ротик и тд., знает многих животных, и вообще повторяет многие действия и выполняет. Речь понимает однозначно. Просьбы все выполняет. Обнимает маму, целует.
Указательный жест отлично использует.смотрит в сторону, в которую я показываю пальцем.
В игрушки играет, но больше интересуют кастрюли, любит делать вид что подметает (сам берёт совок и веник). Обожает крутить колеса, что также мне не очень нравится.
В общем запуталась я. Ввожу в интернете — не смотрит в глаза — и выдает одно- АУТИЗМ.
Прошу вас как-то высказать своё мнение….Как вы считаете? Как было у ваших деток в этом возрасте?
а Вы можете снять кусочек его игр или Вашего с ним общения и выложить? И лучше обратитесь к психологу. Аутизм очень «размытый» диагноз, и только то, что он знает где носик и показывает животных еще ни о чем не говорит. У меня старший аутист, младший обычный, и скажу с уверенность ребенок должен смотреть в глаза. Так он начинает общаться, даже сперва не понимая речи.
Записан
мне доктор из исследовательского инстутита по проблемам поведения в Балтиморе сказала, что при дефиците внимания- гипер активности не редко бывает плохой глазной контакт, это не значит обязательно должен быть аутизм или его спектр.
настроженность больше вызывает, если он сначала был устойчивый, а потом пропал.
Записан
мне доктор из исследовательского инстутита по проблемам поведения в Балтиморе сказала, что при дефиците внимания- гипер активности не редко бывает плохой глазной контакт, это не значит обязательно должен быть аутизм или его спектр.
настроженность больше вызывает, если он сначала был устойчивый, а потом пропал.
Очень точно сказано!!!????
Записан
Может у ребенка со зрением проьлемы?
На осмотре в год окулист ничего не заметила. Сказала всё в норме
ну да окулист нам очики 2 года выписывал оказалось зря зрение в норме было только хуже от очков
Записан
Читаю про аутизм и не понимаю….вроде не походит мой сын на аутиста…Но редкий глазной контакт..
Да не самое главное там глазной контакт. Вот по описанию — пока аутичного е вижу.
Мой когда бвл в вашем возрасте и позже — никпких «ладушек» и «пока-пока» не делал (учили). А вот взгляд был в глаза. Сын у меня как раз аутистЮ кже большой (16).
Кстати, обратите внимание — все у кого аутисты, у вас ничего подозрительного не видят занимайтесь с ним просто и наблюдайте.
Записан
За тучами всегда есть солнце!
Страницы: 1 [2] Все Вверх
Источник
23 способа установить контакт с невербальным ребенком
Оригинал: https://www.friendshipcircle.org/blog/2013/04/16/23-ways-to-communicate-with-a-non-verbal-child/
Перевод: Ектерина Ильина
Редактор: Елена Багарадникова
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: https://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.
«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать» — важное замечание от родителя невербального ребенка.
Общение необходимо каждому человеку. Общаясь и разговаривая, люди принимают жизненно важные решения, выражают эмоции и ощущают принадлежность к обществу, в котором они живут.
Люди с малоразвитой речью и невербальные не меньше остальных нуждаются в общении. И нам просто надо приложить немного усилий, чтобы помочь им в преодолении сложностей коммуникации.
Ниже следуют советы, присланные на сайт, посвященный обучению людей с ограниченными возможностями (https://www.netbuddy.org.uk/) родителями таких детей, а также взрослыми людьми с подобными сложностями. Надеемся, эти советы будут вам полезны. И, пожалуйста, поделитесь вашими маленькими секретами.
1. Придавайте значение действиям:
«Кэтти хлопает в ладоши. Мы научили ее хлопать, когда она хочет сказать «да».
2. Будьте на одном уровне:
«Вам будет легче играть и разговаривать, если вы сядете так, чтобы быть с ребенком на одном уровне».
3. Говорите:
«Эдди не может говорить, и понимает не всё, но важно продолжать рассказывать ему о том, что происходит вокруг».
4. Старайтесь удерживать зрительный контакт:
«Я приклеиваю стикеры на лоб, чтобы мой сын их увидел. Это напоминает ему о том, что надо смотреть в лицо человеку, чтобы люди лучше поняли, что он с ними контактирует».
5. Помните, что всё имеет смысл, просто он не всегда очевиден:
«Мы воспринимаем каждый невербальный намек как акт коммуникации, и стараемся понять, что именно Габи пытается сказать».
6. Используйте зеркала:
«Если человеку, которому вы помогаете, сложно установить зрительный контакт, попробуйте использовать зеркало. Возможно, ему будет легче посмотреть на вас с его помощью».
7. Попробуйте использовать простой выбор: «Ты хочешь Х или У»?
«Когда я общаюсь с моим невербальным сыном, я спрашиваю «ты хочешь Х?» (показывая рукой на одну точку) или «ты хочешь У?» (показывая рукой на другую точку). Затем он всегда выбирает одну из двух точек. Мы используем такой прием и для общения, а не только для ситуаций, где надо сделать выбор».
8. Постарайтесь посмотреть на привычные вещи другими глазами:
«Дайте вашему ребенку возможность самовыражаться. Танец ли, музыка, рисование, живопись – неважно, пусть он возиться с тканями, бьет в барабан, трясет маракас – присоединяйтесь к нему. Не бойтесь лечь с ним рядом на ковер, и увидеть мир с его точки зрения».
9. Помните, что зрительный контакт – не самоцель:
«Специалисты часто просят поддерживать с детьми зрительный контакт. Мы, люди страдающие синдромом Аспергера, часто избегаем зрительного контакта. Он мешает нам сконцентрироваться на том, о чем мы говорим. Мне трудно одновременно говорить и смотреть собеседнику в лицо».
10. Используйте игрушки, домашних питомцев или песни:
«Часто дети с расстройствами аутистического спектра не общаются с другими людьми, и не смотрят им в глаза. Однако они могут общаться и делают это – часто на вербальном уровне – с куклами или домашними питомцами. Некоторые малоговорящие дети с удовольствием поют. Даже малоговорящие дети иногда могут очень хорошо петь. Используйте эти особенности для взаимодействия с ними.
11. Придумывайте «социальные истории»:
«Я создаю свои собственные «социальные истории», используя рисунки сына и просто цветные картинки. Множество картинок с разными предметами можно найти в Microsoft Office, и потом из них легко составить подходящую вам «социальную историю».
12. Делайте карточки с текстом и картинкой:
«Сделайте фотографии любимых игрушек, членов семьи, предметов, например, кружки, печенья, др. Для начала выберите самые мотивирующие из них. Распечатайте и обрежьте до размера открытки. Выкладывайте не больше 3 картинок одновременно и просите ребенка выбрать из них одну. Пусть он или укажет на нее, или коснется. Также будет полезно на обороте фото поставить соответствующий знак, отсылающий к другим фото».
13. Носите с собой «карточки с сюрпризом»:
«Если ваш ребенок страдает аутизмом или синдромом Аспергера, полезно носить с собой «карточки с сюрпризом» для незапланированных тревожных ситуаций, в которые вы с ним можете попасть (например, неожиданная пожарная тревога). На карточке нарисуйте символ, обозначающий сюрприз, можно восклицательный знак или само слово «Сюрприз!», или надпись «мы идем в …(любимое место вашего ребенка)».
14. Снимайте фото прямо на камеру мобильного телефона:
«Сотовый телефон с камерой – мобильное устройство, которое идеально подходит для использования фотографий как средства общения».
15. Используйте жестовый язык Макатон:
«Моя любовь – язык жестов Макатон! Мы рады, что научили Зои использовать Макатон. Хотя она еще не может ничего сказать, жесты облегчают общение: она может сказать нам, что она хочет, а жесты, которые мы используем, помогают ей понять нас. Обучение займет некоторое время, но оно стоит того».
16. Используйте предметы-символы:
«Предметы-отсылки (символы) очень помогают людям с серьезными проблемами в обучении или другими сенсорными нарушениями понимать окружающий мир. Используйте предмет для обозначения действия, которое вы собираетесь совершить, например, вилку — для обозначения ужина, полотенце — для купания».
17. Используйте приложения для IPAD, iPhone и IPod Touch: например, Proloquo2Go:
«Если вам нужна помощь в общении, и у вас возникают проблемы с поиском чего-либо подходящего для сына или дочки, попробуйте установить на iTouch приложение Proloquo2Go, созданное как альтернативный способ общения».
18. Используйте графические формы выносок («пузыри») со словами:
«Кэрри любит мультики. И мы используем мультики со словами в пузырях, чтобы лучше донести информацию до дочки».
19. Сделайте «Паспорт общения»:
«Паспорт общения – документ на одну страничку, который ребенок всегда носит с собой. Он информирует окружающих о том, как общаться с ребенком, как ему помочь и что сделать для того, чтобы поддержать. Подробней о таких паспортах можно прочитать на сайте www.communicationpassports.org.uk».
20. Используйте специальные книги по общению и диаграммы:
«Некоторые дети могут научиться делать выбор, показывая на символ или слово в специальной книжке или на диаграмме. Они могут указать кулаком или пальцем, показать взглядом или обозначить кивком головы. Существуют советы по составлению книг и диаграмм по общению, а также примеры зрительных подсказок в виде таблиц. Вы можете распечатать на сайте contactcandle.co.uk».
21. Используйте повязки для общения:
«У моего сына острая форма коркового паралича, и он не разговаривает. Мы научили его отвечать «да/нет» с помощью повязок: «да» — коснуться/махнуть/поднять/пошевелить рукой с зеленой повязкой, «нет» — рукой с красной повязкой. Такой способ понятен каждому. Приобрести такие повязки можно на сайте www.thegreencrab.com».
22. Создайте личное портфолио ребенка:
«Организация «Cerebra» бесплатно помогает родителям составить личное портфолио для детей до 16 лет. Портфолио – это удобный и наглядный буклет о вашем ребенке, помогающий правильно представить его другим людям, описать его потребности и дать рекомендации. Такое портфолио особенно необходимо, если у вашего ребенка проблемы с общением. Весьма полезным для учителей и специалистов будет сайт www.cerebra.org.uk».
23. Используйте методику «Интенсивного взаимодействия» (Intensive interaction):
«У меня двое проблемных детей в возрасте 5 и 7 лет. Только благодаря «Интенсивному взаимодействию» я не сошла с ума, смогла преодолеть барьеры и могу общаться с ними. Подробнее об «Интенсивном взаимодействии» на сайте о доречевых основах коммуникации для детей и взрослых, которые имеют серьезные трудности в обучении и/или аутизмом: www.intensiveinteraction.co.uk».
А как вы общаетесь с вашими детьми?
Источник