Нервное развитие ребенка младшего школьного возраста
Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь — индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапеВозрастная физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие — https://deymos1788.livejournal.com/17338.html.
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологические рамки. Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась и первой, и последней ступенью образования. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97..
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте.
Высшая нервная деятельность — совокупность разнообразных форм совместной деятельности, коры полушарий большого мозга и подкорковых структур, которая обеспечивает взаимодействие целостного организма с окружающей средой (поведение человека).
Кора конечного мозга и подкорковые образования является высшими отделами ЦНС человека. Они обеспечивают рефлекторные реакции, за счет которых осуществляются сложные взаимодействия человека с окружающей средой.
Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности.
У детей слабая уравновешенность нервных процессов, условные рефлексы формируются медленно. Сильные или длительные раздражители вызывают у детей запоздалое торможение, они быстро устают. Посторонние раздражители легко вызывают у них внешнее торможение. Динамический стереотип изменяется с большими трудностями. Поступив в школу, такие дети трудно контактируют с другими школьниками, часто плачут. Нуждаются в постоянном педагогическом наблюдении, особенном внимании.
В этот период изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда — непоседливость младших школьников.
Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.
Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций».
Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии.
Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно — рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.
Например, при выработке вегетативных и сомато — двигательных условных рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условного рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста — у более дисциплинированных и способных.
Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления: условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных раздражителей.
Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. — М.: Высш. шк. 1985. — 384 с., ил..
Таким образом, в младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью.
Все виды внутреннего торможения хорошо выражены. Однако внутреннее торможение, как и раньше, нуждается в управлении, тренировке с целью усиления.
В этом возрасте могут достаточно легко развиваться нарушение нормальной возбудимости в результате избыточной нагрузки в учебе.
Растет значение второй сигнальной системы. В связи с некоторой незрелостью регулирующих влияний коры на подкорковые структуры мозга в этом возрасте наблюдается несовершенство механизмов, которые определяют активное внимание и сосредоточенность.
К 10—11 годам кора приобретает главную роль в корково-подкорковом взаимодействии, которое является важным фактором формирования высших нервных и психических процессов.
Источник
Особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста
1. Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Младший школьный возраст время не только начало обучения в школе, но и период активной перестройки организма.
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы.
К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.
Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.
Здоровье школьников в этот ответственный период вещь хрупкая, но поддающаяся усовершенствованию.
И что не может не радовать, по сравнению с дошкольниками дети младшего школьного возраста болеют реже. Если для здорового дошкольника нормальное количество ОРВИ и простудных заболеваний 5-6 в год, то младший школьный возраст уменьшает это число «болячек» до 4.
Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме.
К 7 годам активно развивается двигательный организатор, дети легко выполняют размашистые и широкие движения. Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широким. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение.
Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях.
Младший школьный возраст – время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны. Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают наплавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие.
Чтобы вы не выбрали, если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние на здоровье школьника.
Не секрет, что малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, стрессы – все это негативно отражается на здоровье школьника. Это одна из причин, по которой дети младшего школьного возраста должны уделять время прогулкам и занятиям спортом. Физическая активность укрепляет работу всех систем органов, в том числе и нервной системы.
Выводы:
Правильная организация режима дня (продолжительность сна 10-12 часов, дневной сон).
Мотивирование ребенка на сохранение собственного здоровья (отметка за правильную посадку, здоровое питание).
Выбор дополнительных занятий, предполагающий активные движения и свежий воздух.
2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Его первой и важнейшей обязанностью становится отныне учение. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению как к приобретению новых знаний, умений и навыков, накоплению систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок не привык трудиться, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к школе. Для того чтобы этого не случилось, учитель и родители должны объяснять ребенку мысль, что учение – это серьезное и очень интересное дело, позволяющее узнать много нового, занимательного, нужного.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление
Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года дети много работают с наглядными образцами, то дальше объем таких заданий сокращается. Это соответствует возрастным тенденциям, но обедняет интеллект ребенка. Поэтому большое значение имеет развитие творческого мышления по средствам курса «Учусь творчески мыслить». Хорошо, когда развивается и словесно-логическое и образное мышление.
Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ теоретического мышления. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка. Поэтому использование различных типов развивающего обучения дает значительный эффект.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание
Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Ребенок в этом возрасте может сосредоточенно заниматься одним делом только 10–20 минут. Функция внимания имеет некоторые возрастные особенности. Для учащихся начальных классов основная из них – слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны.
Если учащиеся старших классов могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Дети бывают невнимательными по различным причинам: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учебе, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.
Правильная организация рабочего места!
Возрастные особенности памятиразвиваются под влиянием обучения. Усиливаются роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Поэтому необходимо учить школьников дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.
У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.
Продуктивность запоминания повышает также осмысливание материала. Пути осмысления различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеетсоставление плана.
Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа?
Пересказ того, что было на уроках, какие сведения запомнил ребенок, какую физкультминутку разучивали и т.п.
Мотивация
Что движет ребенком, какие желания у него возникают в начале школьной жизни? Приобретая внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично.
Один из самых важных для ребенка мотивов учения связан с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учиться, его хвалит учитель и родители, его ставят в пример другим. Это обеспечивает ему особый статус в классе, ребенок ощущает эмоциональное благополучие.
К широким социальным мотивам помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование.
Как же обстоит дело с познавательной мотивацией — стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний?
Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах свойственно детям одаренным. Их немного, но родители школьников, которые проявляют повышенный интерес к изучению какой-либо дисциплины, должны обязательно поговорить с учителем и познакомиться с информацией о сопровождении одаренных детей.
Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление самооценки, которая напрямую зависит от оценки учителя и родителей учебной деятельности ребенка. Школьники, ориентируясь на оценки учителя, считают себя хорошо или не очень хорошо успевающими. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка. Для успевающих детей свойственна завышенная самооценка, а для других — заниженная.
Источник