Немов диагностика развития ребенка

Немов диагностика развития ребенка thumbnail

Книги и учебники онлайн

Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.

Оглавление

  • Предисловие

    Часть I. Психологическая диагностика

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    • Краткое содержание главы
    • Общее представление о психодиагностике
    • Из истории психодиагностики
    • Профессионально-этические аспекты психодиагностики
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 1

    Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования

    • Краткое содержание главы
    • Общая характеристика методов психодиагностики
    • Методы психодиагностики, их классификация
    • Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям
    • Тесты и тестирование
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 2

    Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

    • Краткое содержание главы
    • Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
    • Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
    • Методы диагностики восприятия
    • Методы диагностики внимания
    • Методы диагностики воображения
    • Методы диагностики памяти
    • Методы диагностики мышления
      • Методики для оценки образно-логического мышления
      • Методики для оценивания наглядно-действенного мышления
    • Методы диагностики речи
    • Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников
    • Методы изучения межличностных отношений
    • Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников
    • Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
    • Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 3

    Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

    • Краткое содержание главы
    • Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
    • Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов
    • Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу
    • Методы диагностики памяти
    • Методы изучения воображения
    • Методы психодиагностики мышления младшего школьника
    • Методы оценки уровня развития речи у младших школьников
    • Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников
    • Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста
    • Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 4

    Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

    • Краткое содержание главы
    • Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста
    • Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте
    • Методы оценки мышления у подростков и старших школьников
    • Методы диагностики личности
    • Методы изучения межличностных отношений
    • Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 5

    Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

    • Краткое содержание главы
    • Психология и психодиагностика взрослых
    • Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей
    • Методы изучения личности взрослого человека
    • Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем
    • Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей
    • Контрольные вопросы, практические занятия и дополнительная литература к главе 6

    Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

    Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

    • Краткое содержание главы
    • Понятие об экспериментальной педагогической психологии
    • Проблемы экспериментальной педагогической психологии
    • Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 1

    Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований

    • Краткое содержание главы
    • Типология научных психолого-педагогических исследований
    • Психолого-педагогический эксперимент
    • Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 2

    >Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов

    • Краткое содержание главы
    • Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
    • Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента
    • Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 3

    • Краткое содержание главы
    • Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования
    • Проведение эксперимента
    • Анализ результатов эксперимента
    • Практические рекомендации и программа их внедрения
    • Контрольные вопросы и дополнительная литература к главе 4

    Словарь основных терминов

    • Словарь основных терминов
  • Источник

    Ваш комментарий о книге
    Все книги автора: Немов Р. (3)

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие 3
    Часть I. Психологическая диагностика
    Глава 1. Введение в психодиагностику 6
    Общее представление о психодиагностике 7
    Из истории психодиагностики 14
    Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
    Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования 26
    Общая характеристика методов психодиагностики 26
    Методы психодиагностики, их классификация 33
    Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям 42
    Тесты и тестирование 47
    Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста 56
    Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 57
    Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 62
    Методы диагностики восприятия 65
    Методы диагностики внимания 73
    Методы диагностики воображения 83
    Методы диагностики памяти 88
    Методы диагностики мышления 96
    Методы диагностики речи 116
    Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников 123
    Методы изучения межличностных отношений 144
    Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников 148
    Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника 149
    Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников 156
    Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 157
    Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов 164
    Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу 173
    Методы диагностики памяти 179
    Методы изучения воображения 193
    Методы психодиагностики мышления младшего школьника 198
    Методы оценки уровня развития речи у младших школьников 216
    Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников 223
    Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста 259
    Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей 270
    Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста 270
    Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте 277
    Методы оценки мышления у подростков и старших школьников 281
    Методы диагностики личности 321
    Методы изучения межличностных отношений 380
    Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 411
    Психология и психодиагностика взрослых 412
    Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей 417
    Методы изучения личности взрослого человека 452
    Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем 479
    Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей 502
    Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
    Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология 528
    Понятие об экспериментальной педагогической психологии 529
    Проблемы экспериментальной педагогической психологии 531
    Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии 534
    Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований 539
    Типология научных психолого-педагогических исследований 539
    Психолого-педагогический эксперимент 543
    Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте 553
    Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов 558
    Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента 559
    Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента 566
    Способы табличного и графического представления результатов эксперимента 586
    Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования 593
    Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 593
    Проведение эксперимента 600
    Анализ результатов эксперимента 601
    Практические рекомендации и программа их внедрения 605
    Словарь основных терминов 613

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений1. Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».
    Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения — бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения — магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.
    Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
    Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
    Немое Р.С. Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С. Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.

    ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
    Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Как учебная дисциплина экспериментальная психология в данной книге понимается гораздо шире. Это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором.
    Аналогичное можно сказать и о курсе «Психологическая диагностика». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
    Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
    Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стандартизировал, а также сделал преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте просто дается ссылка.
    Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не рас-
    4

    творен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
    Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
    Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
    Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
    В первой части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
    В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.

    Немов Р.С.
    Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
    ISBN 5-691-00112-4.
    Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.
    ББК 88
    © Немов Р.С, 1997
    ©  «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
    © Художественное оформление обложки.
    «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
    ISBN5-691-00112-4

    Ваш комментарий о книге
    Обратно в раздел психология

    Источник

    Введение

    Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.

    Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.

    Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. 

    Целями тестирования автор выделил: оценку уровня восприятия малыша; выявление способности формировать образы в сознании; определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами; анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения. Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

    Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
    Инструкция по организации тестирования: В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать». Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты. Обработка и интерпретация результатов Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу: 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд; 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд; 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд. 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд; 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд; 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты. По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка: 10 очков — очень высокий; 8–9 — высокий; 4–7 — средний уровень; 2–3 — ниже среднего; 0–1 — очень низкий.

    Если малыш получил оценку от 4 до 7 баллов, то достаточно продолжать занятия с ним, направленные на концентрацию внимании и образное восприятие информации. Для этого отлично подходит чтение сказок вслух с последующим выполнением заданий (решением ребусов, разгадыванием кроссвордов, ответами на вопросы к тексту, зарисовками главных героев повествования и так далее). При показателях от 0 до 3 очков рекомендуется обратиться к дефектологу, который поможет ребёнку научиться концентрироваться и выделять основное в увиденном и услышанном с помощью индивидуально разработанной программы коррекции.

    Методика «Чего не хватает?» (Немов Р. С.)

    Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

    инструкция: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

    Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

    10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

    8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

    6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

    4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

    2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

    О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом боль ше 45 секунд.

    С ПОМОЩЬЮ Пробы «ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА».

    Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

    Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст.

    Задание: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи.

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

    Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс — 1 уровень. Если ребенок сделал 1—3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2 уровень выполнения задания.

    Более трех ошибок — тест считается невыполненным и оценивается знаком (—) минус — 3-й Уровень.

    Цель: понимание услышанного и увиденного материала, проверка восприятия ребёнка на уведенное и услышанное

    Возраст испытуемых: 4-6 лет

    Стимульный материал: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи.

    Инструкция обработки: Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс — 1 уровень. Если ребенок сделал 1—3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2 уровень выполнения задания.

    Более трех ошибок — тест считается невыполненным и оценивается знаком (—) минус — 3-й Уровень

    Цель методики: изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.

    Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.

    Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

    Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования ( либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

    Анализ результатов.

    Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб.

    После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения.

    При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

    Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

    Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

    1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

    2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

    3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

    4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

    Стимульный материал

    Таблица с различными фигурами. Внизу таблицы дается эталон. Необходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения.

    Инструкция

    Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.

    Проведение теста

    После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти не одной даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти  полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса который нарушен у ребенка.

    Анализ результатов

    При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок , так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальце в контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает прийти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного действия  восприятия еще плохо  сформированы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь обучить выделению информативных точек и постепенной сформированности  восприятия.

    В процессе диагностики приведенные здесь образцы эталонов по очереди помещаются внизу таблицы.

    При коррекции вырезаются только контуры каждого эталона Предлагаемые  диагностические методики позволяют оценить уровень развития восприятия у детей.

    Стимульный материал

    Деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т.д.

    Инструкция

    Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.

    Проведение теста

    Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором так же есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать ему дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или параллелепипеды.

    Анализ результатов

         В норме ориентировка как самостоятельный этап деятельности появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться и значительно позднее, к 4-4,5 годам) Поэтому 3-4-летние дети должны осматривать фигурки прежде, чем начать, чем начать их опускать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, то есть ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробочку. В этом случае также допустимо участие взрослого, помогающего детям  перейти к зрительной ориентировке, которая в норме должна появиться к концу третьего года их жизни. В это время попытка ощупать фигурку и тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно важно проверить обучаемость ребенка, так как хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

    Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого,  можно говорить о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которые они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют.

    Таким образом, мы увидели, какие методики применяются для оценки восприятия детей и каким образом нужно оценивать малышей

    https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-5-do-7-let/5-7vospriatie-test-korobocka-form

    https://mydocx.ru/3-39706.html

    https://megalektsii.ru/s22648t10.html

    https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-5-do-7-let/test-na-vospriatie-etalony-l-a-vengera

    10

    Источник