Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Речь – психофизиологический процесс, реализующийся в общении, опосредованный языком.

Речевой аппарат регулируется высшими отделами мозга человека – корой. Значительные участки сенсорных и моторных областей коры специализированы к восприятию, интерпретации, запоминанию и воспроизведению речи. Первичная кора: Зрительные (затылочные доли) поля, Слуховые (часть первой височной извилины височной доли) поля, Соматосенсорные (задняя центральная извилина) поля.

Произвольная двигательная активность мышц лица, конечностей и туловища человека во время речи и письма управляется первичным моторным полем передней центральной извилины правого и левого полушарий. В непосредственной близости от первичных зон расположены вторичные сенсорные и моторные поля

Речь человека асимметрично регулируется в правом и левом полушарии мозга. В левом полушарии речевые зоны задней височной области, нижней центральной извилины и дополнительной моторной коры действуют как единое целое и определяют лингвистические способности человека.

Акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в первичной слуховой коре. Понимание человеком смысла обращенной к нему речи осуществляется в зоне Вернике-22поле (левая височная область, в непосредственной близости к первичной слуховой коре). При произнесении речи активируется зона Брока-44поле (третья лобная извилина). В зону Брока информация поступает из зоны Вернике, где формируется детальная программа артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.

41поле (Ощущение звука)=>42поле (Выделение сложных характеристик) =>22поле (Понимание речи) =>44поле (Формирование ответа) => 4,6поля (Моторный центр речи)

При восприятии письменной речи сначала активируется первичная зрительная кора, затем информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.

Языковые функции.

17поле (Первичная зона) => 18,19поле=> 37,39поля (Перевод зрит. инф. в слух.) =>22поле=>44поле => 4,6поле (Моторный центр речи).

Нарушения речи – афазии, возникают при повреждении участков коры левого полушария, либо соединяющих эти участки нервных путей.

Взаимодействие речевых корковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково-корковых связей, но и по вертикали, через таламические ядра мозга.

Функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом: тональный слух идентичен для обоих полушарий. Левое полушарие — обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, восприятия и их генерации. Правое полушарие опознает интонацию, музыкальные мелодии, выделяет сигнал из шума, понимание устной речи и написанных слов, опознание по голосу.

3 сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса:

1)Слуховая обратная связь контролирует точность воспроизведения речи. Она начинается в слуховой височной зоне и проходит в центробежном направлении параллельно путям и центрам афферентной слуховой системы вплоть до волосковых клеток улитки внутреннего уха. 2)Проприоцептивные и кинестетические рецепторы мышц и суставов речеобразующих органов контролируют точность воспроизведения речи. Возбуждение от рецепторов соматосенсорной системы сравнивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта. В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора третьей лобной извилины левого полушария и нижняя моторная кора обоих полушарий. 3)Зрительный и слуховой каналы афферентации контролируют конечный результат влияния экспрессивной речи на слушателя. Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя.

Источник

Теоретические основы речевого развития ребенка (физиологический, психологический и нейропсихологический аспекты). Предпосылки речевого развития.  Взаимосвязь мышления и речи. Взаимосвязь речи  с другими психическими процессами.

    Речевое развитие ребенка – это сложный  процесс, который включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития.

   Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Л.С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

Читайте также:  Задержка развития речи занятия с ребенком

   Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

   Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.

физиология изучает развитие речи в зависимости от возраста

Предпосылки речевого развития:

1) Биологические предпосылки- нормальное развитие центральной нервной системы.

2) Социальные предпосылки развития речи- Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Речевая среда — пример для подражания.

3) Психолого-физиологические предпосылки- развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения.

Взаимосвязь мышлении и речи.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Связь речи с другими психическими процессами.

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А.В. Запорожец и др.)

Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.

Источник

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

В социальной сфере, медицине и  образовании используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

 Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка duplo

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

— истощаемость, утомляемость, вялость;

— эмоциональная неуравновешенность;

— аллергии у ребенка;

— часто болеющие дети;

— гипо/гипертонус;

— дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

— движение языком во время письма (другие синкинезии);

— дизартрии, дисграфии;

— сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

—  несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

—  несформированность  сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);

—  неловкость, однотипность движений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

—  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

—  упрощение любой программы;

—  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

—  бедная речь;

—  не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно,

у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

.Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:

— при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты..)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития для логического мышления у ребенка

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Кинезиологические физминутки.

Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.

1.Колечко.
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

« Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

 Но за ним приходит осень,

 Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

 Вновь тепло несет она»

Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

«Тает снег, уходит лед,

 И на речке – ледоход.

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель»

2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия — разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой  правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Источник