Нейрофизиологические основы развития ребенка
а. Особенности строения мозга человека.
И. П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Это очень точное определение. Есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т.д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Поэтому мозг с полным основанием можно назвать органом приспособления.
Чем проще строение мозга, тем примитивнее форма приспособления этого животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает.
Усложнение в строении головного мозга выражается в увеличении его массы относительно массы тела ( у человека вес мозга составляет 1/46 – 1/50 часть веса тела, а у человекообразных обезьян – только 1/200 часть ), в большем развитии полушарий мозга, особенно лобных отделов ( у человека лобные доли занимают 25% площади больших полушарий, а у обезьян – в среднем 10%), в появлении новых областей – речевых. Значительно увеличилась и поверхность мозга. Она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины.
Ребенок родится с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350 – 400 граммов, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.
Головной мозг человека по своему внешнему миру напоминает гриб: «корень» – это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; «шляпку» гриба образуют большие полушария – правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.
Особый интерес имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства человека.
В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток ( у человекообразных обезьян их не более 3 – 5 миллиардов). Клетки погружены в так называемую нейроглию – ткань, которая обеспечивает жизнедеятельность нервных клеток.
Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются.
В коре больших полушарий выделяется шесть слоев, каждый слой имеет свое особое клеточное строение. Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того вся кора пронизана сетью нервных волокон. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению – это зависит от того, какую работу выполняет тот или другой участок коры.
Эксперименты над животными и наблюдения за больными людьми позволили обнаружить в мозговой коре ряд зон, или областей, от которых зависит восприятие внешнего мира и регуляция деятельности организма. К важнейшим из них относятся чувствительно – двигательная, зрительная, слуховая и обонятельная зоны.
Чувствительно – двигательная зона расположена в извилинах впереди и позади центральной борозды. Сюда по центростремительным нервам и восходящим путям спинного и головного мозга поступает возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц , суставных сумок. Отсюда возбуждение передается по нисходящим путям мозга и центробежным нервам в мышцы, вызывая или прекращая их деятельность, ослабляя или усиливая ее. Эта зона коры является высшим центром согласования всех движений.
Зрительная зона расположена в коре затылочных долей и является местом, куда проводится возбуждение от рецепторов глаза. Ее деятельность связана с возникновением зрительных ощущений.
Слуховая зона находится в коре наружной поверхности височных долей. Сюда поступает возбуждение от слуховых рецептов. Оно является причиной звуковых ощущений.
Обонятельная зона лежит на внутренней поверхности височных долей. Она связана с рецепторами носовой полости.
В левом полушарии ( у левшей в большинстве случаев – в правом ) лежат центры речи, свойственные только человеку. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств ( зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.
В речевых областях разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.
Большое значение имеют передняя и задняя центральные извилины. Передняя центральная извилина – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение; задняя центральная извилина воспринимает ощущения от мышц. Каждая мышца тела связана с «чувствительной проекцией» в задней центральной извилине – благодаря этому человек чувствует положение и состояние каждой части тела : например, согнута или выпрямлена рука, как повернута голова и т.п.; по нервным путям из передней центральной извилины ко всем мышцам бегут нервные импульсы, которые заставляют одну мышцу сокращаться и напрягаться , а другую – расслабляться.
Участок головного мозга, который представляет собой непосредственное продолжение спинного, называется продолговатым мозгом. Он хорошо виден на нижней поверхности головного мозга, а также если разрезать весь головной мозг в продольном направлении на две равные части. Впереди продолговатого мозга в виде поперечного вала расположен Варолиев мост. С продолговатым мозгом и мостом связана большая часть нервов головного мозга. Сюда идут центростремительные импульсы от органов слуха, кожи головы, слизистой оболочки полости рта. Через блуждающий нерв продолговатый мозг связан с органами кровообращения, пищеварения, дыхания. Следовательно, его деятельность имеет непосредственное отношение к важнейшим жизненным отправлениям: здесь находятся центры дыхательной, сердечно – сосудистой системы, мимических мышц лица, жевания, глотания, рвоты, кашля, слюноотделения и многие другие. Позади продолговатого мозга и Варолиева моста расположен мозжечок. Поверхность мозжечка испещрена многотысячными бороздками, состоит из серого вещества. Сюда направляются импульсы с периферии, в частности, от всех мышц тела, а также из коры больших полушарий и других отделов мозга. Мозжечок принимает участие в координации движений. Нарушение этой функции наблюдается при некоторых заболеваниях, а также при опьянении. Небольшой участок мозга, расположенный над Варолиевым мостом, называется средним мозгом. Здесь находится скопление нервных клеток, или ядра, принимающие участие в регуляции мышечного тонуса.
Моторное развитие человека.
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов ( новейших органов моторики – пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий ) заканчивается к 2 – 2,5 годам.
До первого полугодия жизни ребенку присущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В пяти – шестимесячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка : наблюдается переход от синкинезий к синнергиям ( синкинезии – одновременные движения, лишенные смысловой связи, у взрослых всегда патологические ; синергии – содружественные движения или их компоненты, направленные на совместное разрешение определенной двигательной задачи). К семи месяцам ребенок приобретает позу.
Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. Целиком комплект динамических волн ходьбы заполняется только к пяти годам. Дети двух лет производят впечатление увальней, дети трех – семи лет отличаются подвижностью, грациозностью и двигательным богатством, которое проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.
Между семи и десяти годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К одиннадцати годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, точные движения.
Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после полового созревания, т.е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.
Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.
Рекомендуемые страницы:
Источник
а. Особенности строения мозга человека.
И. П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Это очень точное определение. Есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т.д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Поэтому мозг с полным основанием можно назвать органом приспособления.
Чем проще строение мозга, тем примитивнее форма приспособления этого животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает.
Усложнение в строении головного мозга выражается в увеличении его массы относительно массы тела ( у человека вес мозга составляет 1/46 – 1/50 часть веса тела, а у человекообразных обезьян – только 1/200 часть ), в большем развитии полушарий мозга, особенно лобных отделов ( у человека лобные доли занимают 25% площади больших полушарий, а у обезьян – в среднем 10%), в появлении новых областей – речевых. Значительно увеличилась и поверхность мозга. Она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины.
Ребенок родится с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350 – 400 граммов, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.
Головной мозг человека по своему внешнему миру напоминает гриб: «корень» – это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; «шляпку» гриба образуют большие полушария – правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.
Особый интерес имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства человека.
В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток ( у человекообразных обезьян их не более 3 – 5 миллиардов). Клетки погружены в так называемую нейроглию – ткань, которая обеспечивает жизнедеятельность нервных клеток.
Нервные клетки – самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются.
В коре больших полушарий выделяется шесть слоев, каждый слой имеет свое особое клеточное строение. Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того вся кора пронизана сетью нервных волокон. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению – это зависит от того, какую работу выполняет тот или другой участок коры.
Эксперименты над животными и наблюдения за больными людьми позволили обнаружить в мозговой коре ряд зон, или областей, от которых зависит восприятие внешнего мира и регуляция деятельности организма. К важнейшим из них относятся чувствительно – двигательная, зрительная, слуховая и обонятельная зоны.
Чувствительно – двигательная зона расположена в извилинах впереди и позади центральной борозды. Сюда по центростремительным нервам и восходящим путям спинного и головного мозга поступает возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц , суставных сумок. Отсюда возбуждение передается по нисходящим путям мозга и центробежным нервам в мышцы, вызывая или прекращая их деятельность, ослабляя или усиливая ее. Эта зона коры является высшим центром согласования всех движений.
Зрительная зона расположена в коре затылочных долей и является местом, куда проводится возбуждение от рецепторов глаза. Ее деятельность связана с возникновением зрительных ощущений.
Слуховая зона находится в коре наружной поверхности височных долей. Сюда поступает возбуждение от слуховых рецептов. Оно является причиной звуковых ощущений.
Обонятельная зона лежит на внутренней поверхности височных долей. Она связана с рецепторами носовой полости.
В левом полушарии ( у левшей в большинстве случаев – в правом ) лежат центры речи, свойственные только человеку. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств ( зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
Источник
Нейрофизиологические игры для дошкольников.
Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
ПОЛЬЗА УПРАЖНЕНИЙ.
Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным. Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Самое главное в такой практике — чтобы ребенку было приятно играть, у него был позитивный настрой. Ни в коем случае не заставляйте его играть и не ругайте, если что-то не получается. Игра – это хорошая возможность для ребенка провести время с вами, получить внимание, одобрение и поддержку.
Примеры игр и упражнений
Один из видов игровых заданий – растяжки. Эти игры нормализуют тонус и очень пригодятся, если вы замечаете, что у ребенка снижена двигательная активность, есть эмоциональная вялость, низкая мотивация и слабость волевых усилий (гипотонус). Или, наоборот, ребенок часто беспокойный, бывают эмоциональные вспышки, нарушения сна, трудности с произвольным вниманием (гипертонус).
Растяжка «Половинки»
Исходное положение: сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать то левую половину тела (плечо, руку, ногу), то, после расслабления левой половины тела, напрягать правую. После небольшой паузы, когда все мышцы расслаблены, ребенок напрягает верхнюю половину тела (шею, плечи, руки, мышцы груди и спины), затем, после расслабления, делает то же с мышцами нижней половины тела.
Растяжка «Лучики»
Исходное положение: сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.
Игры «между делом»
В дороге, во время ожидания где-то в очереди, пригодятся игры, которые помогают развивать взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
Игра «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала потренируйтесь складывать «колечки» каждой рукой отдельно, затем вместе.
Игра «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают на плоскости стола три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. «Ладонь» — это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» — рука, сжатая в кулак, «ребро» — ладонь, стоящая ребром.
Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Колпак мой треугольный»
Интересная игра на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, снятие импульсивности.
Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из стишка:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Затем фраза повторяется, но участники, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).
Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).
При повторении фразы в третий раз, заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками). Если кто-то из игроков ошибся, он начинает стишок с начала. Посмотрим, удастся ли вашей команде дойти до конца!
Выплёскиваем напряжение
Очень важны игры, которые дают детям возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившееся напряжение, проявить агрессию, побыть шумным и активным. Покидайтесь друг в друга скомканной бумагой, порвите бумагу, потопайте или покричите, кто громче. Такие игры нужны каждый день.
Тигр-Цапля
Ноги стоят на месте, все остальное подвижно. По правилам нельзя сходить со своего места и задевать других игроков. Превращаемся в тигров: пальцы изображают когти – напряжены и согнуты, все тело сильное и напряженное, тигры машут лапами и громко рычат. Через 2-3 минуты превращаемся в цапель: тихо замерли на одной ноге, вторую поджали, руки-крылья сложили за спиной и стоим тихо-тихо, не шевелясь – высматриваем лягушку. Потом можно снова превратиться в тигров, и в завершение снова в цапель.
Формула покоя
Поделимся с вами стихотворением, помогающим расслабиться – это своеобразная формула покоя. Познакомьте ребенка с этой формулой заранее в нейтральной ситуации, например, рассказывайте это стихотворение после вечернего чтения. И тогда в стрессовой ситуации ребенку будет легче справиться с сильными эмоциями и расслабиться.
Предложите ребенку удобно сесть или лечь, пусть руки свободно лежат на коленях, ступни слегка расставлены и уверенно стоят на полу, можно прикрыть глаза. Формула общего покоя произносится взрослым медленно, тихим доброжелательным голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Через несколько секунд можно аккуратно открыть глаза и перейти к какому-то спокойному делу.
Старые добрые дворовые игры
Можно вспомнить и наши дворовые игры, которые тоже очень полезны. Например, «Море волнуется раз…», «День-ночь», и даже привычные прятки — ведь в этой игре ребенку нужно очень тихо сидеть и не шевелиться, а это отличная тренировка самоконтроля на мышечном уровне.
Игре – ура!+
Играйте с детьми каждый день. Им это очень нужно. Игра – замечательный способ узнать друг друга, укрепить отношения, разрешить многие сложности.
Источник: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
Источник