Негативное влияние семьи на развитие ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой
характеризуется сильнейшей зависимостью от
взрослого, и прохождение того этапа становления
личности во многом определяется тем, как
складываются отношения ребенка в семье.
На процесс психического развития ребенка
оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
- расторжения брака;
- внебрачного рождения ребенка;
- смерти одного из родителей или раздельного их
проживания.
В связи с этим выделяют следующие
разновидности неполных семей:
- разведенная семья;
- внебрачная семья;
- осиротевшая семья;
- распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так
называемые функционально неполные семьи. В
этой группе двое родителей, но профессиональные
или другие причины оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми оказывается возможным
только по выходным дням, да и то несколько часов.
Более того, некоторые родители вообще забывают о
своих воспитательных функциях. Примером может
быть семья, в которой один из родителей занят
бизнесом. Такие родители, как бы выключены из
семейной группы, числятся в ней, а реального
участия в формировании личности своих детей не
принимают.
В зависимости от того, кто занимается
воспитанием ребенка, выделяют семьи
подразделяют на:
- материнские
- отцовские
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет
свои специфические особенности, которые
сказываются на развитии психики ребенка и
формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях
Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка к
родителям (особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности в любви,
уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще
не может хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний.
Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры
между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения
Стиль воспитания – это способ управления
человеческим поведением, типичная для родителя
система приемов воздействия на ребенка. В идеале
родители должны создавать разумные ограничения
автономии ребенка, настойчиво передавать ему
свои ценности, способствовать развитию
самоконтроля, действуя при этом очень осторожно,
чтобы не пресекать любопытство, инициативу и
растущее чувство компетентности ребенка.
Определяющими измерениями родительского
поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают
степень выраженности у родителей запретительных
тенденций.
Термином родительская теплота обозначается
количество любви и одобрения, демонстрируемое
родителями.
Воздействие стилей родительского
поведения на ребенка
Авторитетный стиль предполагает высокий
уровень родительского контроля, поощрение
растущей автономии своих детей, теплые отношения
с детьми. Как результат – дети социально
адаптированы, уверены в себе, способны к
самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется
высоким контролем: родители ждут
неукоснительного выполнения своих требований,
отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны. Девочки в большинстве своем –
пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий
уровень контроля и теплые отношения: родители
слабо или совсем не регламентируют поведение
ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но
доминирующее направление коммуникации – от
ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию
и агрессивности, ведут себя неадекватно и
импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых
случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.
Индифферентный стиль – с низким уровнем
контроля и холодными отношениями: родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок
проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
«Традиционные родители». В полных семьях
родители иногда придерживаются различных стилей
поведения. Например, при так называемом
традиционном стиле воспитания родители
исполняют роли, закрепленные давней традицией за
мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно
авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.
Здесь влияние одного родителя уравновешивается
влиянием другого.
Таким образом, неблагоприятные типы воспитания
способствуют возникновению отклонений и
нарушений в психике ребенка, формированию у него
неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
З.Фрейд был первым, кто заметил, что позиция
ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее
значение во всей его последующей жизни. Первый
ребенок чаще всего вызывает у родителей
трепетную любовь и восхищение. На нем
концентрируется внимание всей семьи. Родители
только начинают открывать для себя мир ребенка,
переживают и тревожатся за него. Старший ребенок
сначала воспитывается как единственный.
Первенцы, как правило, больше ориентированы на
успех и достижения. С другой стороны, такой
ребенок более зависим от родителей, социально
изолирован. Большое влияние на развитие личности
первого ребенка оказывает рождение второго.
Когда в семье появляется новорожденный, даже те
дети, которые с нетерпением ждали его, могут
чувствовать себя забытыми и отверженными. Он
вынужден искать новые формы поведения, чтобы
добиться внимания и любви родителей, ощутить
свою значимость в семье. Для привлечения к себе
внимания ребенок может использовать такие формы
поведения, как агрессивность, капризность,
упрямство. Более соперничают между собой дети
одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до
4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в
доме родителям необходимо избегать существенных
изменений в отношениях со старшим ребенком;
стараться уделять старшему ребенку достаточно
внимания, помочь старшему найти адекватную форму
вхождения в жизнь изменившейся семьи – как
помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно
более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как
много времени проводят со старшими братьями или
сестрами. Родители более спокойно относятся ко
вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена
роль родителей. Младшие дети более творческие и
самостоятельные, но под покровительством и
защитой старших у них может сложиться заниженная
самооценка и чувство неполноценности. Тогда
младший ребенок выбирает по отношению к
родителям испытанный способ поведения: «Когда я
беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего
хочу, родители обязательно будут заботиться обо
мне». Самое сложное положение у среднего ребенка.
Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как
бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и
способным. В то же время роль «малыша» для него
уже не подходит. Он не может конкурировать с
малышом, так как не обладает его качествами.
Оказавшись между старшим и младшим, средние дети
чаще других чувствуют себя отвергнутыми,
одинокими.
В психическом развитии близнецов возникают две
основные проблемы: взаимное соперничество и
зависимость. Близнецы показывают более низкие
результаты, по сравнению с другими детьми, в
тестах на интеллект, они позже начинают говорить.
Это связано с тем, что они не стремятся выходить
за пределы пары, не «тянутся» за другими.
Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом
расстаются. Именно поэтому к ним стоит
относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогической
культура родителей
Родителей необходимо обучать культуре
семейного воспитания и умению выработать
собственный неповторимый стиль родительского
воспитания. Чем более родители будут
ориентированы на предоставление возможности
выбора ребенку, будут понимать и чувствовать,
чего хочет ребенок (поддерживать его
автономность), чем больше они будут уделять ему
внимания, а также более четко описывать свои
требования, сдерживать обещания
(структурированность отношений), тем более
психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния
отрицательных факторов семейной среды на
психическое развитие ребенка могут иметь
для детей необратимый характер, приводить все к
большим аномалиям психики и поведения. Поэтому
так важно своевременное выявление и оказание
психологической помощи таким семьям.
Список литературы:
- Г. Крайг «Психология развития», СПб., Питер,
2000. - Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. - Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и
его значение. – М.: “Педагогика”, 1991. - Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького
человека. – Санкт-Петербург: изд-во “Речь”, 2002. - Смирнова Е.О. и др. Специфика
эмоционально-личностной сферы дошкольников,
живущих в неполной семье // Вопросы психологии.
1999, №6
Источник
https://emilija.ru
В целом, психологический климат семьи можно считать все ощущения и эмоции, которые испытывает человек (не обязательно член семьи, находящийся продолжительное время в окружении всех членов семьи). Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из членов. Он воздействует как на психологическое, так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.
Склонные к капризам и истерикам дети обычно появляются в семьях, где отношения между всеми членами нарушены. Если родители часто скандалят или привыкли срывать на ребенке плохое настроение, устремляют все внимание на ребенка, выделяют его среди братьев и сестер, конфликтуют со старшим поколением, то ребенок оказывается в неблагоприятной психологической среде. Он постоянно находится в противоречивом напряженном состоянии и не может гармонично развиваться. Ему сложно выработать приемлемое поведение в обществе и не вступать в конфликты. Неблагоприятные семейные взаимоотношения приводят к формированию у ребенка негативных черт характера, и проблемы в его жизни в дальнейшем нарастают снежным комом. Анализ отношений в семье и особенностей воспитания поможет выработать верный подход к ребенку и корректировать его поведение, избавить от капризности и склонности истерикам.
Виды психологического климата:
— благоприятный;
— не благоприятный.
Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье будет только способствовать психологическому здоровью человека. Если после изнурительного рабочего дня (или учебы) человека ждет в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, смыть стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия. В таком случае семья является источником проблем и расстройства, и, естественно, возвращаться в такой дом после работы охоты не будет.
Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения определяет как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества».
Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.
В вопросе влияния атмосферы семьи на детское психологическое здоровье важно отметить умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи.
Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.
«Здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Формирование здоровья ребенка связано с приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации.
Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый член семьи должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но, если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.
Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы ребенка, что могут привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).
Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:
• позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений;
• социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния;
• адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании.
Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семейная психологическая атмосфера благополучия является мощным фактором здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.
Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам».
Е.Г. Кудрявцева https://www.b17.ru/article/45386/
Читайте так же на нашем сайте: «Как разговаривать с ребенком?», «Проявления родительской любви», «Отношения родители-дети».
Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
Источник