Недостатки умственного и физического развития у ребенка
Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.
Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.
В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».
Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?
Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.
По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.
Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.
Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.
Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.
1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет;
2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет);
3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)»
В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.
Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейронные связи, в ином случае — отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейронных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.
Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.
По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.
Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.
И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.
Какой вид спорта лучше выбрать?
Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.
Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.
Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.
Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?
Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.
Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.
Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.
1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет);
2)Комплекс упражнений во время летних каникул;
3)Гимнастика и лечение плоскостопия;
4)Формируем правильную осанку;
5)Учимся подтягиваться
Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?
Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.
С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.
От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.
Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.
В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.
В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.
При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.
Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.
Рекомендуется проводить занятия не более 50 мин с высокой интенсивностью. За это время дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!
Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.
Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.
Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.
Источник
Афанасий Семёнов
Коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся посредством традиционных игр народа Саха
Дети с интеллектуальными нарушениями проходят обучение в школах VIII вида, где им предоставляется специально организованная комплексная психолого-педагогическая помощь.
Основная масса обучающихся в данных заведениях — это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». У детей с нарушениями интеллекта отмечаются нарушения осанки, походки, плохая координация движений. Для умственно отсталых детей характерны наличия стереотипных действий, гиперкинезов, меняющийся мышечный тонус, поэтому оптимально организованная двигательная деятельность обучающихся коррекционных школ способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности умственно отсталого ребенка. Итак содержание работы учителя физической культуры, воспитателя, тренера, инструктора лечебной физической культуры должна быть насыщено такими упражнениями, играми, движениями, которые с одной стороны, могли быть адекватно восприняты детьми — олигофренами, с другой обеспечивали бы им высокий уровень физического воспитания и физической подготовленности. С учетом вышесказанного необходимо определить характер упражнений, игр объем и дозировку физических нагрузок, учесть их специфику и воздействие на детей. Урок физической культуры — также коррекционный урок, вырабатывающий у обучающихся гибкость, ловкость, выносливость, координацию силу, расширяет знания обучающихся о спортивных играх и упражнениях. На уроках используется национально — региональный компонент, наблюдается хорошая динамика физических показателей обучающихся. Внеклассная работа по физической культуре, секции, которые дети охотно посещают, воспитывают положительную мотивацию к учению, развивают спортивные и умственные возможности обучающихся. Творческие дела воспитывают умение адекватного реагирования детей в различных ситуациях. Обучающиеся овладевают основными моделями коммуникативного поведения. Исследователями установлено, что наиболее успешно развивается двигательная сфера умственно отсталых детей и корригируются их двигательные нарушения, когда практическая работа педагога строится на теоретических положениях,включающих следующие основные аспекты:
1. Необходимость гармонического физического развития с опорой на сохранные двигательные возможности;
2. Осмысление и словесная регуляция движений при выполнении физических упражнений;
3. Адекватность критериев обратной связи.
Опираясь на первое положение, учителя физической культуры в практической деятельности необходимо определить как сохранные, так нарушенные двигательные способности.
У умственно отсталого ребенка при оценке его двигательной сферы обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно выявить эти способности, а также определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности. Второй аспект определяет необходимость словесного опосредования движений выполняемых, как самим ребенком, так и его товарищами, расширяя тем самым словарный запас и способствуя развитию познавательных возможностей средствами физической культуры. Третье положение обосновывает необходимость обследования двигательной сферы такими методами, с помощью которых можно выявить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.
Наиболее близкая, интересная и доступная для ребенка деятельность — это игра. Игра увлекает эмоционально захватывает ребенка. Однако игра умственно отсталого ребенка, чисто носит однообразный,примитивный характер: во время игры такие дети не проявляют инициативу и творчество. Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ребенка и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удается преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим умственно отсталым детям. Игра заменяет детям труд, она выводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она как и трудовая деятельность, всегда имеет цель. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности. Игры в условиях коррекционной школы одновременно имеют и коррекционное значение. Они развивают процессы внимания, памяти, наблюдательности, мышления. В игре развивается речь, волевые усилия.
Коррекционно — воспитательное влияние игры на обучающихся зависит от доходчивого объяснения, ее сути и содержания, правильного обучения игровым действиям, дозирования физических нагрузок, поддержания положительного эмоционального настроения. Объяснение обязательно надо сочетать с показом. при таком способе обучающиеся успешнее усваивают смысл игры. В начале игры, следует включать тех учеников, которые в основном ее хорошо усвоили. Остальные следят за действиями играющих. Наблюдая, отстающие дети постепенно усваивают игру с комментарием учителя, после чего сами становятся ее участниками.
Важным моментом является назначение ведущего игры. Ведущим должен быть подготовленный ученик. по мере повторения игры становится все больше учеников, которые могут быть ведущими. Дети, увлекаясь игрой, очень активно двигаются и могут переутомиться. Поэтому в нужный момент игру прерывают, давая в это время объяснения по ее дальнейшему совершенствованию. Затем игру можно продолжить. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей. Особенно чувствительны возбудимые дети. учителю следует так руководить игрой, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, чрезмерного возбуждения.Вот почему так важно правильно подвести итог игры: отметить победителей, поощрить тех, кто действовал по правилам и всех участников игры. Нужно, чтобы все дети остались довольны игрой.
Игра выполняет еще одну важную функцию: лечебно — оздоровительную. Использование подвижных и специальных оздоровительных развлечений должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с учениками. Способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, восстановлению после интеллектуальной деятельности, адаптации к физическим нагрузкам, совершенствованию нервно — психической регуляции. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения осанки, снимают утомления, вызванные интенсивными интеллектуальными нагрузками, создает у детей состояние психологического комфорта. Особенно ярко такой эффект достигается когда игры сопровождаются музыкой.
1. Якутские национальные прыжки.
«Куобах» Заячьи прыжки, прыжок одновременно двумя ногами;
«Кылыы» танец Стерха, прыжок на одной ноге;
«Ыстанга» бег Оленя прыжок с ноги на ногу.
Коррекционные задачи: развитие прыгучести, координации движений.
Играют две команды. Игрок первой команды от отмеченной линии выполняет три прыжка вперед. Участник из другой команды выполняет так же три прыжка в обратном направлении с того места, где предыдущий закончил. Победителем считается команда, игроки которой опередили по длине прыжков соперника.
2. «Волк и жеребята»
Коррекционные задачи: развитие быстроты, внимательности, координации, ловкости.
На игровой площадке вычерчивается несколько больших кругов — «пастбищ», где находятся «жеребята» и их защитники — несколько «лошадей». «Волк» располагается вне «пастбища», «жеребята» активно передвигаются с одного «пастбища» на другое. В это время «волк» старается поймать «жеребят». Победителем считается тот «волк» который больше поймал «жеребят».
3. «Навьючивание коня»
Коррекционные задачи: развитие силы, сноровки быстроты и ловкости.
На расстоянии 10-15 м. от места старта становится гимнастические кони. участники по сигналу взваливают гимнастические маты на плечи, преодолевают дистанцию бегом, накладывают «груз» поперек «коней», садятся на них верхом и поднимают руку вверх. С момента старта до поднятия руки засекают время.
4. Упражнение в равновесии (Халбас харата).
Коррекционные задачи: развитие внимательности, ловкости, меткости координации.
Два участника стоят друг против друга на гимнастической скамейке и пытаются сбить соперника захватами, толчками выше пояса. Победителем считается тот кто сбил соперника.
5. Перетягивание с «Ярмом»
Коррекционные задачи: развитие силы выносливости, сноровки.
На площадке отмечаются три линии — стартовая, две — финишные, расположенные на ровном расстоянии от первой. Лента длиной 2-3 м. с соединенными концами надевается, как ярмо, на шею с продеванием через подмышки на двух играющих. Каждый из играющих по команде пытается уползти на четвереньках за свою линию и перетянуть другого.
Источник