Нечеткая речь у ребенка 3 года

Нечеткая речь у ребенка 3 года thumbnail

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже
сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и
при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

ВозрастФорма речи
1 — 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса

ВозрастКоличество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для
выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит
диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может
дать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии
    строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов
    головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,
    неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Читайте также:  Рецепт торта ребенку 3 года

Источник

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ НЕВНЯТНО ГОВОРИТ? В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?

На наши вопросы ответила специалист детской поликлиники №17 г. Минска, учитель-логопед высшей категории Лариса ГОРБУНОВА.

Проблемы с речью ребенок может заработать еще в животе у мамы

— Лариса Михайловна, детей с дефектами речи сейчас много?

— Увы, да. С каждым годом работы у нас прибавляется. Детей с дефектами речи стало больше, и они стали сложнее, чем те, которые были даже десять лет назад. Самый легкий дефект — дислалия. Как он проявляется? Ребенок искажает звуки, заменяет их или опускает. Например, «каова» вместо «корова», «лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо «лампа». Но сейчас детей, у которых такой простой дефект речи, практически нет. На первое место выходят дефекты речи, обусловленные органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Например, минимальные дизартрические расстройства. У ребенка затруднены движения артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть). Ребенок высовывает язык между зубами при произнесении шипящих и свистящих звуков. Свистящие звуки заменяет звуком «ф»: «фамолет», «мафына», «фобака». Звук «р» гортанный.

— А в чем причина проблем с речью?

— Причины могут возникнуть внутриутробно: асфиксия, гипоксия, инфекционные заболевания матери и т.д. Могут возникнуть в момент родов: родовая травма. А могут возникнуть и сразу после рождения: нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.

— А может быть это связано, например, с привычкой ребенка сосать палец?

— Да, конечно. Это может быть вызвано и тем, что ребенок очень долго сосет пустышку. У ребенка может сформироваться неправильный прикус, и в итоге мы можем получить язык между зубами.

— А по наследству нарушения речи передаются?

— Скорее, по подражанию. Если у мамы «р» горловое, ребенок может начать говорить так. У меня был ребенок, который стал неправильно произносить звуки, подражая няне.

— То есть мультфильмы, в которых герои картавят и шепелявят, детям лучше не смотреть?

— Абсолютно верно. Вспомните наши старые советские мультики. Их герои говорили детскими голосками, но говорили правильно. Современные мультяшные герои через одного картавые-шепелявые.

Дефекты речи не ветрянка — сами не пройдут

— Лариса Михайловна, в каком возрасте следует обращаться к логопеду?

— В нашей поликлинике профилактические осмотры детей мы начинаем с одного года. А детей группы риска начинаем осматривать с одного месяца по направлению невропатолога или участкового педиатра. Если родители вовремя обращаются к логопеду, то дефекты речи у ребенка быстро и безвозвратно уходит. У взрослых, кстати, тоже может быть прогноз хороший. У меня был мальчик, у которого был горловой звук «р». Но он категорически отказывался заниматься. А в 19 лет поступил на юрфак и пришел: «Исправьте мне «р», мне для работы надо уметь красиво говорить». И достаточно быстро — всего за три месяца — мы поставили ему правильный звук.

— Услышать дефекты речи у своего ребенка родители могут сами?

— Как показывает практика, далеко не все родители понимают, что это дефект речи. Им кажется, ребенок еще маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, а они — «само пройдет». И упускают время. Когда дело подходит к школе, мама приходит и говорит: «Нам только справочку, у нас все хорошо. Подумаешь, дочка говорит «шушки» вместо «сушки», это она ошиблась. И ей тяжело еще говорить такие фразы, как «Саша сушит белье». А это нарушение фонематического слуха, т.е. звукового восприятия речи. Значит, как ребенок говорит, так он и будет писать в школе: «шушки». А мы удивляемся, почему такая безграмотность. 80% детей пишут с ошибками, потому что неправильно говорят. Точно могу сказать, что 10% старшеклассников имеют дефекты речи. Но приходят их исправлять только 0,1%.

— Вот это и удивляет — почему школьники имеют дефекты речи, если в детских поликлиниках осмотр у логопеда — обязательное упражнение?

— Да, обязательное, но мы оставляем за родителями право решать, будут они заниматься с ребенком или нет. Логопед в поликлинике в одиночку не справится, особенно при таком потоке детей, который есть сейчас. Родители часто считают, что один раз пришли к логопеду, тот палочкой раз махнул — и все исправил. А это большой труд и работа. Мы только консультируем, что и как надо делать. А основная работа ложится на родителей.

КСТАТИ

Не каждая ошибка в речи — дефект. Так, дефектами речи не являются:

— иностранный акцент;

— диалектное произношение («оканье», «геканье» и проч.);

— возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.

В 3 месяца ваш ребенок:

• Вздрагивает при внезапном звуке?

• Умеет издавать звуки?

• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?

• Улыбается вам в ответ?

• Узнает голос матери?

В 6 месяцев ваш ребенок:

• Поворачивается на звук?

• Издает несколько разнообразных звуков?

• Подражает и повторяет свои собственные звуки?

• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?

• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

В 9 месяцев ваш ребенок:

• Тянется, чтобы его взяли на руки?

• Откликается на свое имя?

• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)

• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?

• Поворачивается на голос (услышанный разговор)?

• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?

• Понимает, когда ему говорят «нет»?

В 1 год ваш ребенок:

• Показывает пальцем на предметы вокруг?

• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?

Читайте также:  Амоксиклав порошок ребенку 3 года

• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?

• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?

• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?

• Понимает простые фразы?

В 1,3 года ваш ребенок:

• Обычно смотрит на вас во время общения?

• Повторяет услышанные слова?

• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?

• Произносит одно-два слова?

• Понимает простые вопросы и просьбы?
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)

В 1,6 года ваш ребенок:

• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?

• Говорит «нет»?

• Произносит десять и более слов?

• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?

• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?

• В играх с партнером меняет манеру поведения?

• Использует игрушки в ролевых играх?

В 2 года ваш ребенок:

• Умеет показывать части тела?

• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?

• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)

• Задает такие вопросы, как «Что это?»

• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

В 3 года ваш ребенок:

• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)

• Участвует в коротких разговорах?

• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?

• Рассказывает о том, что случилось в прошлом?

• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают хотя бы половину из сказанного им?

В 4 года ваш ребенок:

• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?

• Рассказывает истории, которые легко понять?

• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

• Задает множество вопросов?

• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?

• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?

• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают три четверти сказанного им?

В 5 лет ваш ребенок:

• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?

• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?

• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?

• Участвует в длительных и подробных беседах?

• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают почти все сказанное им?

Источник

Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.

«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»

Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Читайте также:  Что брызгать в горло при ангине ребенку 3 года

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.

Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.

2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.

Источник