Не справляюсь ребенком 3 года

Не справляюсь ребенком 3 года thumbnail

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.

Не справляюсь ребенком 3 года

Светлана Смирнова

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Как проявляется кризис 3 лет

Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
  2. Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
  3. Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.

Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.

Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.

И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

Алгоритм такой:

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Читайте также:  Ребенку 3 года болит голова в области лба причины

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.

Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.

Источник

Если вашему малышу больше двух лет, он всё время говорит вам»нет» и совсем не слушается, то эта статья поможет вам понять как решить проблему «детского кризиса 3 лет».

В этот период ребёнок начинает проверять насколько он может влиять на окружающий мир, что значат его слова, как он может влиять на развитие событий. В последствие, будучи взрослым, если ребенку помогли грамотно преодолеть это период, он будет уверен в себе, ответственен, сможет отказывать и отстаивать свою точку зрения, если что-то будет не в его интересах, понимать границы поведения как свои так и чужие.

Читайте также:  Сколько грамм творога ребенку в 3 года

Признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, жадность, негативизм, строптивость, жадность, своеволие, обесценивание. В это время от ребёнка на все предложения слышно постоянное «нет»: — Ты хочешь кушать? — Нет! — Пойдем гулять? — Нет! — Пойдем маму встречать? — Нет! Нет! Нет!

Родителям при этом нужно понимать, что ребенок говорит «нет» не им на зло, он не бунтует. В такие моменты он проверяет как сильно он может повлиять на развитие событий, как его слова отразятся на будущем. И это очень важный период в его развитии. Ведь примерно к четырем годам у ребенка заканчивается формирование 85% связей нейронов, а при рождении они сформированы только на 15%. Поэтому от действий родителей с ребенком, от количества полученной им любви будет зависеть его дальнейшее отношение к окружающему миру. При этом следует знать несколько особенностей кризиса 3‑х лет.

1) Больше всего от малыша достанется тому человеку, к которому он испытывает наибольшую привязанность. Не надо обижаться на ребенка, если он проявляет к вам негативные эмоции. Это значит он очень доверяет вам и чувствует себя, находясь с вами, в безопасности. Именно от вас он будто бы получает разрешение на установление границ своего поведения.

2) В этот период ребёнок не способен сам остановить свою истерику. Просьбы успокоиться будут бесполезны. На этом этапе развития у него работает правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. А вот левое полушарие уже отвечает за причинно-следственную связь: зачем? почему? Малыш «не слышит», что вы ему говорите, но он улавливает тон вашего голоса, ваше настроение. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, нужно прежде всего успокоиться самим.

3) Лучше всего ребенок развивается через игру. И в задачи родителей входит предоставить ему пространство для исследования окружающего мира и игр. В этот период очень полезны будут игры развивающие мелкую моторику: складывание оригами, пересыпание крупы, завязывание шнурков и т.д. При этом как раз формируется связь двух полушарий мозга, необходимая для наилучшего развития.

4) Дети становятся прилипалами/бунтарями. Почему так получается? Ребенок становится прилипчивым только по одной причине — катастрофический недостаток внимания со стороны родителей, которые погрузились с головой в свои гаджеты вместо того, чтобы поиграть с малышом. Бунтарями же дети становятся, когда все время слышат от родителей слово «нет». А делают они это из-за своеволия ребенка, который делает то, что хочет сам. Услышав очередной запрет, ребенок уже не слушает и не идет на контакт, он понимает, что сейчас будет очередное «нет». Избежать этого довольно просто: на каждое «нет» должно быть два «два» Когда вы что-то запрещаете, вы сразу же должны что-то разрешить или предоставить ребенку альтернативный вариант действий.

5) В этот период дети «не слышат» родителей. Конечно не из-за неуважения, а по причине сильной увлеченности своими действиями. Поэтому кричать не надо, просто подходите, аккуратно поворачиваете ребенка к себе и, обратив на себя внимание, говорим, что хотели.

6) Происходит активное формирование самооценки ребенка. В связи с этим не вздумайте формировать у детей чувство вины в этом возрасте, говоря: «На кого ты похож? Весь испачкался!» Не его забота поддерживать одежду в чистоте, а взрослых. Вы должны обеспечить ему комфортные условия для развития, объяснить, рассказать и показать. Например, если он сломал игрушку, то вы можете предложить ему попытаться ее починить, чтобы исправить ситуацию. А если он рассыпал что-то, то можете предложить собрать вместе и показать ему как это делается.

7) В период кризиса детям следует оградить от перегрузок. Я понимаю соблазн родителей устроить ребенка в 100500 кружков. Но нужно понимать, что в этом возрасте у ребенка формируются внутренние органы и физиологические процессы. Концетрации внимания малыша хватает минут на 10-15. Поэтому, чтобы чему-то научить ребенка, нужно делать это интересно и увлекательно через игру или сказки.

8) Ребенок не устраивает истерику на ровном месте, тем более, чтобы позлить вас. Родители должны понимать, что происходит с малышом и помочь успокоиться. Об этом будет отдельная статья. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить. ))

Чтобы помочь ребенку справиться с кризисом трех лет, приведу 4 простых послания родителей детям.

1) Я люблю тебя таким каков ты есть, несмотря ни на что.

2) Ты можешь пробовать для себя разные модели поведения и я всегда тебя поддержу, подскажу что может случиться и всегда буду рядом. Даю тебе право и ты можешь сейчас пробовать разные роли разные способы поведения и я всегда тебя под страховую и подскажу какие будут последствия.

3) Задавай любые вопросы и я отвечу на них. Я взрослый и объясню тебе как устроен этот мир.

4) Я знаю, что делать с твоими чувствами и могу их принять.

Дорогие родители, помните что любому на нашей планете прежде всего нужно ощущать вашу любовь.

Источник

Аха… я думала мы одни такие))))у нас прям истерические припадки… когда что то не даешь… или кушать заставляешь… или спать укладываеш)в общем по 10 раз на дню у нас истерики… что у меня прям волосы дыбом встают)

ОтветитьНравится 

Всем спасибо. Значит я не тупая мать раз игнориую ее вопли))))Надеюсь это пройдет….

ОтветитьНравится 

Мы как раз вступаем в этот период, если это действительно истерика-каприза, а не что-то из разряда усталости, плохого самочувствия и т.д то спасаюсь полным игнором, т.е пусть орет пока не наорется, а потом поговорим… у меня пару раз орала до рвоты… но я молча тряпку ей всучила, она вытирала… потом поняла, что со мной это не прокатывает, как только ор начинается, я иду заниматься своими делами.если это на улице или на людях, просто везу в коляске молча куда мне нужно… через какое-то время предлагаю спокойно попить чайку или печеньку, типа ничего не происходит. Малая отвлекается и потом я объясняю ей, что такое поведение ее мне не нравится, что очень огорчаюсь, что окружающим людям тоже не приятно смотреть на некрасиво ревущую девочку, которая расстраивае маму. И в добавок говорю, что она не может получать всего чего ей вдруг захотелось, есть множество факторов и причин препятствующие этому(денег нет если купить, на улице дождь если гулять и т.д)

ОтветитьНравится 

А еще стоящие книги Юлии Гиппенретер, можно в инете скачать, они тоненькие, мы на псих.факе по ней детскую психологию отношений сдавали даже… я всем ее рекомендую…

ОтветитьНравится 

у нас тоже такое было. Сначала просто выходила из комнаты и она сама успокаивалась, хотя сдерживала себя чтоб не зайти, потому что рыдать она могла и по часу и более. Потом этот метод перестал помогать, пыталась как то справляться, разговаривать, и со временем это прошло.

ОтветитьНравится 

сходите к неврологу и потом к психологу, там вам все раскажут и т.д. с одной стороны нельзя давать каждый день орать ребенку… с другой стороны нельзя чтоб ребенок вами манипулировал… эти два специалиста ( речь идет о грамотных специалистах а не первых попавшихся в дет. поликлинике) помогут индивидуально найти подход… может просто такой период и надо травки попить (это назначит невролог) а может и вы себя не так ведете с двойными стандартами и.тд. это уже психолог подскажет. Просто все индивидуально это может быть обычный переходный период а может быть усталость от зимы-темноты и т.д. т.к. это для нас зима это снег и новый год с подарками а детки маленькие они этого не знают еще для них зима это почти всегда темно, нет солнышка, куча одежды на прогулку, сковывание движений и сокращение времени пребывания на воздухе… это все тоже может сказаться сильно на маленьких детках… так что сходите лучше к специалистам.

ОтветитьНравится 

вот только-только моего это отпускать начало. дома-выхожу из комнаты и закрываю дверь. на улице-в рамках безопасности. Если это реакция на запрет-я считаю надо продолжать стоять на своём, иначе потом вообще верёвки будет вить, зная что криками-истериками можно добиться своего

ОтветитьНравится 

к врачу не надо обращаться, вам ща навыписывают кучу лекарств… это со всеми бывает.просто наберитесь терпения.У ребенка начинается кризис 3х лет.можете в инете про это почитать

ОтветитьНравится 

Тоже самое, буквально месяца 2 назад началось. Я уж думаю может ему успокоительное какое давать…

ОтветитьНравится 

Catherineнет, лекарств не надо.Ребенок вас прощупывает… как вами можно манипулировать.тут надо быть стойкой и набраться терпения.удачи вам

ОтветитьНравится 

Терпения и себе побольше валерьянки… у нас еще проблема, живем со свекрами, мы все с сыном строги, но в меру конечно, а бабушка балует, вот у него и путанница наверное. Вообще Да, надо книжки Какие-нибудь по воспитанию купить, вроде читаю, а знаний не достаточно. У Моего сына истерика еще как выплеск эмоций за весь день что-ли. Вечером разорался Из-за того, Что хотел что бы баба чай налила, а она устала, налила Я. Пол часа истошно орал, аж дрожал потом, Успокоился и спокойно пошел пить чай

ОтветитьНравится 

Catherineмы тоже живем со свекрами, и иногда Я схожу с сума от того, что ломают все мои привычки традиции.Если я наказываю, сразу бежит свекеровь и жалеет.Приходится еще и ее воспитывать)

ОтветитьНравится 

мне кажется не поддаваться на шантаж. пару раз поскандалит и поймет что нет смысла орать и успокоится.

ОтветитьНравится 

у нас тоже капризы бывают, говорят это в таком возрасте от 2-3 лет что это норма, лишь бы не сломаться и не потакать ребенку

ОтветитьНравится 

возраст кризиса — дети вдобавок ко всему проверяют своих родителей

ОтветитьНравится 

Анастасия

+100000

тоже было такое и иногда случается

ОтветитьНравится 

я просто выхожу из комнаты… через 3 минуты там уже смех… но, опять же все дети разные.Моим это помогает.

ОтветитьНравится 

Послушаю, у нас такая же ерунда!!!

ОтветитьНравится 

работа, работа и еще раз работа, вреиени совсем не было, а сейчас опять появилось )))

ОтветитьНравится 

Инна Доброхотова

Ну с возвращением)))Видела вас вроде вчера. Шли по проспекту с Данечкой на санках)))

ОтветитьНравится 

а что не подошла? ))) Я то тебя уже давно не видела

ОтветитьНравится 

Инна Доброхотова

Да вы шли куда-то да и мы торопились)))) Надо как нибудь встретиться)))) Давно вас не видели)))

ОтветитьНравится 

вот и у нас тоже самое это ужас какойто, на сл.нед идем к неврологу можит давление внутречерепное оно у нас было.(

ОтветитьНравится 

Источник