Не могу успокоить ребенка 3 года
Истерики у ребенка 3 лет — 8 советов психолога
Читайте также: Как отговорить человека от суицида — страшная правда
Методы борьбы: единственный способ снять истерику этого типа – это нейтрализовать психическое перенапряжение у малыша. Ругать, наставлять ребенка сейчас совершенно бесполезно, потому что в таком состоянии он все равно не воспринимает информацию.
Игнорировать кроху сейчас тоже нельзя. Ребенок как никогда нуждается в родительском утешении. Посадите его на колени, крепко прижмите к себе. Постарайтесь убедить его, что все уже хорошо. Ласковые объятия и поглаживания тоже хорошо могут подействовать.
Часто родители теряются и не могут отличить истерику первого типа от второго. А это очень важно, так как методы противодействия абсолютно противоположны. В таком случае выяснить тип поможет психолог на индивидуальной консультации. Отличительной чертой настоящей истерики выступает истерический мост – когда ребенок выгибается дугой от воздействия судорог.
При этом первый тип истерики может непроизвольно переходить во второй.
Типы нервной системы и склонность к истерии
Каждый ребенок имеет 1 из четырех типов нервной системы, которая была дана ему от природы. Отец и мать для воспитания стрессоустойчивого человека должны знать особенности нервной системы своей кровинки. Это необходимо, чтобы была возможность откорректировать методы воспитания.
Слабый тип
Дети со слабым типом неохотно общаются с ровесниками из-за своей стеснительности. Также им свойственны ранимость, эмоциональность, обидчивость, чаще всего заниженная самооценка. Их сильно задевают конфликтные ситуации в семье и другие стрессы. Такие дети обладают замедленными процессами торможения и возбуждения в мозге.
Кроху легко можно вывести из себя. Но тем не менее он старается тщательно сдерживать свою эмоциональную реакцию. Но если уж истерический припадок неизбежен, то становится совершенно неуправляемым, даже неадекватным. Чаще всего у таких детей встречаются ночные истерики. Поэтому они предпочитают спать с родителями. Также, как признак можно выделить плохой аппетит и сон.
Рекомендации воспитания:
Родителям необходимо проявлять железное терпение, хвалить, обнимать и выражать любовь и одобрение всяческими способами на постоянной основе. Общаться следует на равных, выслушивать его переживания. Не требуется проявлять жесткость, силой заставлять выполнять домашние обязанности, лучше мягко объяснять, в чем они могли бы помочь по дому.
Сильный тип
Такие дети чаще всего находятся в бодром веселом настроении, легко вступают в контакт с окружением. Процессы торможения и возбуждения коры головного мозга – в уравновешенном состоянии. Чтобы малыш впал в истерию необходима весомая причина.
Редко провоцирует конфликты со взрослыми и сверстниками. Не имеют проблем с аппетитом и сном, с удовольствием занимаются различными занятиями, но часто их меняют. Так как разобравшись в каком-либо деле, интерес к нему ослабевает. Негативные черты характера: с трудом могут соблюдать режим дня, непостоянство во всем и нарушение данных обещаний.
Рекомендации воспитания:
- Приучать родную кровинку к соблюдению распорядка дня.
- Учить выполнять обещания.
- Привить любовь к постоянному занятию.
Неуравновешенный тип
Дети такого типа эмоционально неустойчивы, легко возбудимы и вспыльчивы ввиду того, что процессы возбуждения головного мозга преобладают над процессами торможения. Они быстро входят в возбужденное состояние от таких событий, как покупка новой игрушки или общение с новыми людьми. Таким детям свойственен некрепкий сон, они постоянно просыпаются во время ночного сна и плачут.
У них ярко выражено стремление к лидерству и желание быть центральной фигурой среди ровесников. Также имеют проблемы с доведением дела до завершения. Когда кто-либо их критикует, не выносят этого, сразу все бросают и уходят, выражая явную агрессию и злость.
Читайте подробнее о гиперактивности у детей в статье “Гиперактивный ребенок, что делать родителям?”
Рекомендации воспитания:
- Быть терпеливыми, проявлять гибкость в общении.
- Учить крошку сдерживаться и быть обязательным.
- Объяснять пользу доведения дела до конца, а не бросать на полпути.
Медлительный тип
У детей этого типа нет проблем с аппетитом и сном, они спокойны и уравновешенны. Их процессы возбуждения замедлены, а торможение преобладает. Не бояться одиночества, так как могут длительное время находиться в компании с собой и искать себе развлечения.
Они обычно до удивления предсказуемы, бесстрастны и рассудительны. Детки с медлительным типом все делают не спеша, но доводят до конца. Не приветствуют быстро меняющуюся обстановку. Родители часто не понимают настроение малыша, так как отличительная черта – сдержанность в эмоциях.
Рекомендации воспитания: Прививать интерес к активным действиям, которые развивают речь и физическую активность.
Важно: Следует отметить, что более всего предрасположены к истеричным припадкам трехлетние дети со следующим типами: неуравновешенный и слабый. Рекомендуется показать кроху неврологу в целях исключения врожденных патологий и отклонений в развитии нервной системы.
Этапы прохождения истерики
- На первой стадии малютка громко кричит. Также не реагирует на происходящее и ничего не требует.
- Проявляются физические действия: дитя падает на пол, бьется головой и конечностями. Встречается даже вырывание волос, так как на этом этапе ощущения боли отсутствуют.
- Этап рыданий – дитя долго и навзрыд хнычет без остановки. На его лице эмоции огорчения и досады. Так как малыш не в силах успокоиться быстро после этого этапа, он будет еще долгое время всхлипывать, а затем почувствует опустошенность. Также наблюдается упадок сил, поэтому чадо может заснуть днем, ночной сон будет характеризоваться прерывистостью.
Важно: Бороться с состоянием истерии имеет смысл только на первом этапе. Если уже пошел процесс второго и третьего этапа, то все уговоры уже будут бессильны.
Как остановить приступ и успокоить ребенка – тактика Комаровского
Известный педиатр Комаровский рекомендует в случае возникновения истерического состояния придерживаться следующих советов:
- Не поддавайтесь панике и беспокойству.
Не показывайте своим видом, что происходящее вас взволновало. Сохраняйте спокойствие насколько это возможно и продолжайте свои домашние дела. А на кричащего малыша никак не реагируйте.Как крайний вариант можно даже уйти в другую комнату, но так чтобы кроха была в зоне обозрения. И не стоит уходить надолго, иначе он подумает, что его бросили и испугается.Всевозможные чтения нотаций и попытки объяснить ребенку, что он неправильно себя ведет, сейчас абсолютно бесполезны. Сейчас кроха не воспринимает информацию. Увидев, что отец или мать не обращают внимания на истерику и не выполняют требования, есть шансы, что она успокоится. - Ни в коем случае не сдавайтесь и не идите на поводу у малыша.
Ваша задача – быть твердыми в своем решении и не поддаваться на манипуляции. Если карапуз добьется своего, то он всякий раз будет прибегать к таким требованиям того, что ему нужно.А это означает, что случаи истеричного поведения станут чаще и сильнее, чем прежде. Несмотря на свой юный возраст дети обладают хитростью и проницательностью, поэтому единожды дав слабину, потом уже сложно будет исправить ситуацию. - Когда кроха только начинает кричать, попробуйте отвлечь ее внимание.
Спокойно попытайтесь выяснить почему он проявляет недовольство, либо переведите внимание на новую игру, или сделайте что-то неожиданное. Если истерика уже приняла большой оборот, то это уже будет бесполезно. - Обнимите ребенка, скажите, как вы его любите, приласкайте.
Но если малыш вырывается или выгибается дугой – лучше не проявлять настойчивость. Не держите силой и проследите, чтобы он не нанес себе травму.
Что делать не рекомендуется?
- Наказывать физически: шлепать по попе рукой или ремнем.
- Переходить на крик в ответ.
- Ругать за недостойное поведение..Все эти способы только накалят обстановку и негативные эмоции, а малютка ничего не воспримет.
Если истерика произошла во время ухода родителя из детского сада, не нужно пытаться успокоить дитя, держать долго на руках и уговаривать. Такое поведение только продлит рыдания. Лучше будет побыстрее оставить малыша на попечение воспитателю и уйти, как бы сложно это ни было сделать.
Ночные приступы
У некоторых детей чаще истерики возникают в ночное время. Ребенок просыпается посреди ночи, начинает кричать, но непонятно что на самом деле ему нужно. Все попытки родителей выяснить это не заканчиваются успешно. Иногда даже неясно спит малыш или находится в сознании.
Среди причин ночных истерик можно выделить несколько:
- Ночные кошмары. Карапуз просыпается весь вне себя, никого не узнает. Мечется в страхе, отталкивает маму и папу, бьет окружающих или себя. Такие истерики не несут в себе патологии и не говорят о нарушениях психики. С возрастом это обычно проходит. И, как правило, на утро малыш уже не помнит о ночных кошмарах.
- В начале посещения детского сада в первые недели, когда ребенок еще не адаптировался. В это время происходит перестройка психики, в связи с чем возникает сильный стресс.
- День был чересчур насыщен событиями и эмоциями в результате частых походов по гостям или недостатка дневного сна.
- Рождение брата или сестры. Маленькие дети очень ревнивы и не хотят делить любовь родителей еще с кем-то. Днем у них получается в большей степени сдерживать негативные эмоции, а ночью нет.
Опыт из жизни:
“Дочке 1 год и 9 месяцев. В последнее время она стала очень раздражительной, стала чаще плакать и подолгу. Ничем не могу отвлечь и успокоить. Но еще хуже становится когда ложимся спать или ночью. Когда наступает время для сна, она не выказывает недовольства и собирается без проблем.
Но перед самым засыпанием сваливается куча причин и предложений, что еще нужно сделать: попить, поиграть, читать, на горшок. Я даю стакан с водой, она протягивает руку и тут же отталкивает с раздражением, потом снова собирается спать.
Потом вдруг на горшок, садится и тут же встает. А потом писает в штанишки и сама злится от этого. Такая история может продолжаться по часу, и за ночь раза 2. Ребенок весь измучился и не может справиться с этим. Я тоже уже не знаю чем помочь, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации?”
Консультация психолога:
“Такое поведение у детей может быть по нескольким причинам:
1) Изменения в жизни (переезд в другое место, начал ходить в садик, развод родителей)
2) Заболевание. В таком случае нужно показать малютку неврологу.
Необходимо выяснить первопричину и уже из этого корректировать поведение. В любом случае малыш нуждается в поддержке, ласке и любви. Если причина кроется в изменении окружения, целесообразно подстроить обстановку под крошку.”
Как избавиться от припадков – советы психолога
Чтобы сделать приступы как можно реже и уменьшить бурю эмоций во время их, применяются следующие методы:
- Ограничить излишне возбуждающие мероприятия – просмотр телепрограмм, особенно с яркими и часто мелькающими картинками.
- Составить строгий режим дня и четко ему следовать, не пренебрегать дневным сном. Стараться укладывать каждый день в одно время.
- Показывать на примере игры-демонстрации с использованием мягких игрушек хорошее поведение в различных ситуациях.
- Сделать общие правила воспитания для всех родственников, принимающий участие в воспитании, не забывая при этом бабушек и дедушек. Чаще всего именно они излишне балуют внуков, многое позволяя, а родители потом не знают как справиться с истериками после небольшого замечания или запрета.
- Выявить признаки в мимике и жестах, появляющихся перед началом истерии. Например, часто встречается такое предшествующее поведение, как сжимание кулаков, надувание губ.
- Научить ребенка значению слов “досадно”, “я огорчен”, чтобы он умел объяснять свои чувства на словах.
- С терпением относиться к проявлениям малютки быть самостоятельным. Не ругать его, когда что-то не получается. Например, он решил подмести пол и устроил еще больший беспорядок или долго одевается. Наоборот, малышу нужна поддержка, чтобы чувствовать себя увереннее.
- Различать желания проявлять самостоятельность и обычные капризы.
Итак, теперь вы знаете, как успокоить истерики у ребенка 3 лет. Дети – это наш лучик счастья и самые важные для нас люди. Поэтому, чтобы не наломать дров, лучше уделять побольше внимания своим методам воспитания.
Если не получается самостоятельно выяснить причину и решить вопрос, то лучший выход – консультация психолога. Специалист на основе своего опыта работы с другими детьми поможет разобраться и найти лучшее решение. При этом без травмирующих для крохи условий.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник
Говорить встревоженному ребенку «успокойся!» бесполезно. Словесных приказов реактивная нервная система не слушается. В стрессовой ситуации ее надо успокаивать другими способами. Мы прочитали советы Эрин Лейбы, доктора психологических наук, о том, как помочь ребенку успокоиться, если он встревожен (перед выступлением на сцене или перед контрольной, если испытывает неадекватный панический страх перед чем-либо, нервничает перед кабинетом врача и т.п.). Все эти способы обращаются напрямую к нервной системе, а не только к сознанию ребенка, а потому — эффективно работают.
Зачастую ребенок и сам не понимает, почему он испытывает страх и тревогу перед чем-либо или кем-либо. А раз не понимает, то и контролировать себя не может. В этот момент его самого контролирует симпатическая нервная система, которая в ответ на нечто страшное выдает вполне физиологическую реакцию: в кровь выбрасывается адреналин и норадреналин, повышается частота сердечных сокращений, кровяное давление, учащается дыхание. Эта реакция досталась нам от предков, которые в опасной ситуации, чтобы выжить, либо защищались, либо убегали. Современный ребенок тоже может убежать в случае опасности, но если опасности вроде как нет, да и взрослые рядом твердят, что «все хорошо», то организм разрывается от противоречий и выдает палитру поведенческих расстройств: ребенок может кричать, трястись, прятаться, цепляться, закатывать истерику, совершать странные или глупые действия. Все это попытка избежать стрессовой обстановки или ситуации.
Родители, не понимая истинной, глубокой причины поведения ребенка, могут даже наказать его за такое агрессивное, «невоспитанное» с их точки зрения поведение. Но это большая ошибка родителей. Таким образом они нисколько не помогают ребенку справляться со своими страхами, а только наоборот усугубляют положение — добавляют новый страх получить наказание за то, что он чего-то боится.
Исследования мозга уже давно подтвердили тот факт, что людям, а особенно детям, чрезвычайно трудно (если вообще возможно) мыслить логически и контролировать свое поведение во время стресса. Чтобы начать поступать осознанно, им нужно сначала выйти из состояния истерики, паники или ступора. А для этого требуется как минимум 20 минут с того момента, как причина, вызывающая тревожность и страх, исчезла с горизонта.
Так что же может помочь ребенку быстрее успокоиться, восстановить чувство безопасности и справиться со своим беспокойством?
1|| Стимулируйте блуждающий нерв. Блуждающий нерв — это главнокомандующий парасимпатической нервной системы, отвечающей за сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях, но только если он сам полностью здоров. Если ребенок постоянно испытывает тревожность, страх перед неудачей вплоть до потоотделения, сердцебиения, сухости во рту и другого физического дискомфорта — это причина наведаться к неврологу, чтобы проверить, как себя чувствует блуждающий нерв, все ли в порядке с его тонусом. Повышенная тревожность может быть следствием сбоя в работе блуждающего нерва.
Что же касается быстрого решения проблемы, то успокоить ребенка можно стимуляцией блуждающего нерва в момент беспокойства: предложите ребенку пожевать жевательную резинку, спеть любимую песенку, медленно и равномерно дышать, съесть кусочек горького шоколада (который так же является парасимпатическим регулятором) или банально прополоскать горло.
Почему все эти способы работают? Блуждающий нерв самый длинный и он проходит рядом с голосовыми связками, где на него легче всего воздействовать. Сигналы от спокойного дыхания, жевания, пения расшифровываются мозгом как сообщение, что объект (ребенок) больше не находится под атакой, что быть готовым, грубо говоря, к бегству или нападению больше не нужно.
2|| Предложите поиграть в дыхательные игры. Легко сказать — дыши медленно. Не у каждого ребенка это может получиться сразу. Поэтому можно не говорить о том, что надо дышать размеренно, а предложить игру, в процессе которой у ребенка как надо выровняется дыхание. Например, можно повыдувать мыльные пузыри, подуть на вертушку, медленно задувать воображаемые свечи на кончиках пальцев, поиграть в конкурс свистунов, сделать упражнение «вдыхай через нос, выдыхай через рот».
3|| Делайте упражнения на пересечение средней линии тела. Средняя линия — это линия, которую мы воображаем на своем теле ровно посередине. Линия, которая делит тело на левую и правую половины. Если вы когда-либо практиковали для себя или детей кинезиологию (гимнастику мозга), то это понятие вам очень хорошо известно, так же как и то, что упражнения на пересечение срединной линии помогают снять избытычное возбуждение и успокоиться. Самые простые упражнения:
— поднимать высоко колени и дотрагиваться до них противопоставленной ладонью или локтем (правое колено — левая рука, левое колено — правая рука);
— представить себя ветряной мельницей: немного податься вперед, вытянуть руки и махать ими, пересекая срединную линию;
— рисовать в воздухе одной рукой большой знак бесконечности (лежащую восьмерку), сменить руки.
4|| Сделать тяжелое физическое упражнение. Это тоже способ обмануть нервную систему, перенаправить внимание, отвлечь его от тревожащих стимулов. Отжимания от пола или стены, таскание школьного рюкзака, переноска стопок книг — все это помогает быстрее снять стрессовое состояние.
5|| Проговаривать свое состояние. Дэниел Сигел — доктор медицинских наук, детский психиатр, а также автор книг о воспитании детей — постоянно использует в своей психотерапевтической практике результаты исследований о мозге. Он советует родителям помогать тревожным детям проговаривать свои состояния, свои эмоции, рассказывать о том, что их расстраивает. Перед этим детей нужно немного успокоить выше названными способами, а разговор о своем состоянии подключит к работе левое полушарие мозга, которое анализирует полученный опыт и дает ощущение, что все под контролем.
6|| Максимально сузить фокус внимания. Исследования мозга показывают, что расслабления можно достичь путем максимального сужения фокуса внимания. Иными словами, попросите ребенка думать о какой-то одной-единственной вещи и только о ней. Например, о резиновой желтой уточке. Еще лучше — носить с собой какую-то вещь, которая в нужный момент будет собирать на себя все внимание ребенка, например, «палочка волшебного спокойствия», «баночка тишины»… Если ребенок часто испытывает тревожные состояния дома, заведите такую баночку дома. Их очень просто делать: в небольшую бутылочку (пластиковую или из прочного стекла) насыпьте бусины, помпоны, блеск, мелкие резиночки и прочий легкий мелкий наполнитель, залейте водой и приклейте крышку на суперклей. Можно в воду добавить глицерин, тогда взболтанный наполнитель будет медленнее оседать на дно банки.
Если ничего под рукой не оказалось, практикуйте с ребенком визуализированные места спокойствия и счастья: «Закрой глаза и представь себе место, где ты сейчас хочешь оказаться. Там тепло, спокойно и тебе полностью комфортно, твое любимое место…». Пусть ребенок заведет его в своем воображении, привыкнет к нему и в моменты тревоги словно бы перемещается туда.
7|| Используйте юмор. Исследования мозга показывают, что юмор значительно снижает уровень тревожности и стресса. Юмор может отвлечь, расслабить напряженные мышцы, высвободить эндорфины, которые как раз и борются со стрессом. Если видите зажатого взволнованного ребенка, попробуйте поиграть с ним в какую-то смешную игру, вспомнить что-то смешное, заговорить смешными словами, рассказать смешной стишок, включить смешное видео и так далее.
Кроме того, Эрин Лейба советует родителям
говорить с ребенком каждый раз после того, как ситуация тревоги уходит. Успокоившийся ребенок, как правило, готов к разговорам по душам. Используйте эти моменты для закрепления его уверенности в себе, для закрепления результата работы над собой. Вы можете спросить: «По шкале от 1 до 10 насколько трудно было сегодня написать контрольную/выдержать поход к доктору/ и т.п.?», «Сегодня было легче, чем в прошлый раз?», «Что тебе помогло справиться с волнением?», «Все оказалось не так страшно, как ты представлял вначале?», «Ты заметил, что стал гораздо смелее, чем раньше?», «Что бы ты сказал себе в прошлом, когда волновался?». Такие вопросы помогают ребенку размышлять в состоянии спокойствия и быть более уверенным в себе в будущем, когда момент тревоги снова настанет. Если настанет…
— Настя Морозова
Источник