Не могу уложить ребенка 3 года спать
11.08.2016
15
Все мы наслышаны, а некоторые уже ощутили на себе, как меняется ребенок и его поведение в 3 года (а у некоторых малышей и чуть раньше). Для вчерашнего крохи начинается период взросления, осознания себя отдельно от мамы, малыш хочет показать во всем свою самостоятельность и независимость. Для кого-то из малышей это проявляется просто в большей эмоциональности, а кто-то становится настоящим маленьким тираном – вечное недовольство, постоянное «нет», бесконечная проверка границ дозволенного и истерика по малейшему поводу.
В этот же период часто происходит и регресс сна, частые протесты перед укладыванием, отказ от дневного сна, ночные страхи, когда малыш, даже до этого спокойно спавший в своей кроватке, перемещается к родителям в постель.
В этот период недосып отражается на поведении и развитии малыша очень сильно. Но чем можно помочь великому нехочухе в этом возрасте спокойно спать?
Как уложить ребенка 3-х лет спать — несколько советов:
Старайтесь как можно дольше сохранить дневной сон. Как минимум до 4 лет дневной сон необходим малышу для здорового роста и развития. Отсутствие или недостаток дневного сна обязательно скажется и на ночном. Используйте максимальное затемнение, режим и прохладу в комнате, чтобы помочь ему уснуть. Старайтесь планировать свой день таким образом, чтобы на время дневного сна не выпадали мероприятия, постарайтесь сдержать себя от искушения максимально загрузить время ребенка кружками и занятиями. Помните, что как раз во время дневного сна мозг малыша развивается, перерабатывает и усваивает информацию, отрабатывает новые навыки.
Не поддавайтесь желанию уложить подросшего малыша позже вечером, даже если он будет утверждать, что не устал, а он будет утверждать именно это . В этом возрасте дети уже прекрасно маскируют симптомы усталости, ведь играть и быть с мамой и папой гораздо веселее, чем спать. Но, тем не менее, мало кто из малышей выдерживает без последствий более, чем 6-7 часов без сна. Оптимальное время отбоя в этом возрасте 20 часов при наличии дневного сна, и раньше, если малыш днем не отдыхает. При отсутствии дневного сна, постарайтесь, чтобы у ребенка было время спокойного отдыха, например, чтения книг, рисования.
Снижайте активность как минимум за полчаса до укладывания. Старайтесь избегать просмотра мультфильмов и активных игр, пусть это будет рисование, лепка, паззлы, все, что способно удержать малыша на месте, привлечь его внимание и успокоить. Время перед сном очень важно для малыша, отложите все дела и просто побудьте с ним, тогда и расставание на ночь будет не таким сложным.
Ритуалы — наше всё! Ни в коем случае не отказывайтесь от ритуалов перед сном, но видоизменяйте их с возрастом малыша и его новыми интересами. Сейчас уже не так актуально укладывание игрушек спать, а вот чтение книги, разговоры о том, как прошел день, обнимашки и поцелуи, колыбельные – никогда не надоедают. Возможно, что вам придется немного удлинить ритуал, чтобы дать малышу больше времени для успокоения.
Терапевтические сказки, которые вы будете рассказывать сами, помогут справиться малышу со страхом темноты, одиночества, непослушанием. Вы можете придумать сказку сами, назвав героя именем малыша, а можете рассказать уже готовую. Подобная сказка может стать чудесной частью ритуала.
Введите правила сна и систему поощрения. В возрасте 3-х лет малыши уже очень четко понимают правила. Вместе с ребенком нарисуйте плакат, на котором напишите, как вы будете проводить время перед сном, пусть он активно участвует в процессе, вносит предложения и разукрашивает. Например: чистим зубы, одеваем пижаму, читаем сказку, обнимаемся, выключаем свет, закрываем глазки и спим. Повесьте плакат прямо над кроватью. Напоминайте малышу правила сна каждый раз перед укладыванием и поощряйте его, когда он их соблюдает. Поощрение может быть не ежедневным, а, например, еженедельным – поход в зоопарк, на игровую площадку и т.д. Хвалите его за то, что он выполняет правила, говорите почаще о том, что теперь у него есть силы, чтобы больше играть, бегать, что он очень порадовал маму и папу тем, что отдохнул. В этом возрасте малышам очень важна положительная оценка их действий и поступков от родителей.
Проявите фантазию. Часто малышу в таком возрасте необходим выбор, чтобы он проявил свою самостоятельность, так предоставьте его. Например, пусть он сам выберет себе пижаму или постельное белье, книгу, которую вы прочтете перед сном, игрушку, с которой будет спать. Пусть предложение ложиться в кровать звучит не как приказ: «а теперь в кровать!», а как предложение, но обсуждать вы будете не сам поход в кроватку, а выбор аксессуаров: малыш, пошли выберешь себе пижаму, в которой будешь спать. Мотивируйте малыша хорошо спать тем, что он будет сильным, крепким, выносливым, и вырастет большим, как папа. Хорошей мотивацией также может быть ожидание чего-то хорошего после сна: вкусный перекус, прогулка.
Не забывайте про витамины для сна. В этом возрасте малыши активно растут, а питание, к сожалению, не всегда обеспечивает необходимый баланс витаминов и минералов. Старайтесь, чтобы рацион ребенка был достаточно разнообразным, а если вы сомневаетесь или малыш питается избирательно, то посоветуйтесь с врачом, вполне может быть, что малышу назначат комплекс витаминов.
Организуйте активное время. Все трехлетки практически не ходят пешком, их ритм жизни таков, что они готовы бегать и прыгать все дни напролет. Постарайтесь, чтобы у малыша была такая возможность. Если ребенок проводит достаточное количество времени активно, то и вечером ему будет легче уснуть.
Установите границы. Для трехлеток, активно познающих мир и пробующих свои силы, обязательно нужны границы дозволенного. Ребенок любого возраста чувствует себя защищенным только в рамках и задача родителя быть последовательным и четким в организации этих пределов.
Как это применимо ко сну ребенка?
Когда малышу спать решают родители, а не ребенок. Мы уже говорили, что в этом возрасте малыши умеют скрывать усталость и ожидать от них желания отдохнуть, практически бесполезно.
Чтобы малыш не просил повтора какого-либо элемента ритуала, например, еще и еще один стакан молока, еще очередная сказка и т.д., вы можете воспользоваться таймером. Установите таймер (будильник, телефон) на время, когда вы должны выйти из комнаты ребенка, и объясните ему принцип. С таймером спорить бесполезно и обычно это неплохо срабатывает.
Будьте последовательными и не меняйте правила в зависимости от своего настроения, усталости и поведения малыша.
Запаситесь терпением, ведь на самом деле дети растут очень быстро и уже скоро ваш кроха не будет так сильно нуждаться в вас, а этот период сложностей вы будете вспоминать с улыбкой.
Понравиласть статья? Оцените:
Источник
Содержание:
- Засыпание: как помочь ребенку
- Как уложить ребенка спать: 3 приема
Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.
— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.
Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».
Засыпание: как помочь ребенку
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
- Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
- Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
- Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
- Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
- Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.
Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?
- Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
- Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
- У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»
В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.
При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.
Как уложить ребенка спать: 3 приема
«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»
Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.
Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.
Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.
Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.
Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.
Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»
У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)
Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…
И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.
Источник
Как уложить ребёнка спать? «Моя дочка (ей скоро два года) вечером никак не хочет ложиться спать. Сама уже сонная ходит, но спать — ни в какую. Что только мы уже не пробовали: и сказки, и колыбельные, и укачивание…, и даже просто не обращать на неё внимание — сами ложимся спать, а она всё бегает… Как быть?»
Почему возникают проблемы с укладыванием и что делать, если ребёнок не хочет ложиться спать, сопротивляется сну, поздно ложится или слишком долго укладывается? Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Читайте в статье психолога Ирины Гладких, специально для CogniFit («КогниФит»).
Как уложить ребёнка спать? Полезные практические советы психолога
Почему ребёнок не хочет спать: причины
Каковы причины того, что ребёнка невозможно уложить спать?
Сон — важнейшая физиологическая потребность организма. Она идёт наравне с потребностью в пище, воде и воздухе… Нормы сна для каждого человека, конечно, индивидуальны, но, тем не менее, можно говорить о рекомендованных количествах сна, отклонение от которых приводит к негативным последствиям.
Нормы сна различаются в зависимости от возраста:
- новорожденные: им нужно спать 12-18 часов;
- ребёнок до года: спит примерно 15 часов;
- дети в возрасте 1-3 года: от 12 до 14 часов;
- дошкольники: 11-13 часов;
- школьники: 10-11 часов;
- подростки: 8-9 часов.
Если ребёнок спит меньше, одномоментно результаты недосыпа могут быть не заметны, однако в длительном временном интервале недосып приводит к таким последствиям как:
- чрезмерная утомляемость и возбудимость
- гиперактивность
- плохое усвоение информации
- капризность ребенка.
Бессонница — нарушение сна, которое может привести к серьёзным последствиям для нервной системы и организма а целом. Вы подозреваете у себя или своего ребёнка признаки бессонницы? Пройдите инновационный нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на бессонницу и менее, чем за 30-40 минут узнайте, присутствуют ли когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства сна. Получите подробный отчёт в формате pdf с персональными рекомендациями.
Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на бессонницу
Каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой укладывания детей спать. Ситуация, когда за окном уже давно темно и пора спать, а ребёнок не хочет ложиться, чрезмерно активен и не только не хочет спать, но и всячески противится отходу ко сну, знакома если не всем, то точно большинству.
Родитель всячески пытаться уговорить ребёнка пойти спать, иногда физически его несут в кровать, но далеко не всегда это даёт результат. В итоге и родитель без сил, и ребёнок уже находится в состоянии истерики. Такие ситуации случаются не только при укладывании на ночной сон, но и на дневной. Родители, конечно, беспокоятся, хотят найти и устранить причину такого поведения у
детей. Так в чём же заключается эта причина?
Причины бессонницы у детей или сложностей при отходе ко сну у детей разного возраста могут отличаться.
Сложности со сном у малышей до года в основном связаны с
несовершенством нервной системы. У младенцев суточные ритмы только начинают формироваться, поэтому малышам сложно сразу его установить. В этом возрасте нормально, если ребёнок спутает день с ночью, не нужно лишний раз переживать из-за этого.
Возможны сложности с засыпанием из-за физиологических проблем: прорезывание зубов; ушные инфекции; дискомфортные ощущения, связанные с появлением опрелостей, зудом, жжением; желудочно-кишечные расстройства; непривычная обстановка, шум, яркий свет; чересчур сухой и теплый воздух. В этих случаях нужно максимально быстро устранить причину, и сон нормализуется.
У детей от года до трёх лет причинами проблем со сном является повышенная нервная возбудимость. Ребёнок переходит на новый этап развития — двигательный. Но нервная система ещё не совершенна и ей сложно «переварить» все новые ощущения и
впечатления от собственного передвижения в пространстве.
В возрасте 3-6 лет у детей начинает активно развиваться воображение. Просмотр чрезмерно эмоциональных мультфильмов, фильмов, детских телепрограмм запускает механизм воображения, и ребёнок придумывает себе всевозможных чудищ и пр. Если
учесть, что современная индустрия развлечения детей построена на изображении монстров, приведений, зомби и пр. то неудивительно, что детям это всё может видеться в темноте. Ребёнок начинает бояться темноты и находиться один в комнате. Подробнее про ночные страхи также читайте в статье про никтофобию.
Для детей этого возраста также характерна низкая способность к переключению — т.е. если ребёнок чем-то сильно увлечён, то его внимание сложно переключить. Но нервная система не
готова к такому напряжению, и происходит её перенапряжение. Этим вызваны вечерние истерики и неугомонность вечером детей, которые «заигрались» или «засмотрелись мультиков». Нервная система, можно сказать, «перегрелась» и уже не может сама себя
отключить. Здесь необходима помощь взрослых с переключением, но самое главное — упреждать такие ситуации.
Если ребёнок чем-то увлечён, его внимание сложно переключить
Дети 7-10 лет — это уже школьники, и тут к возбуждению нервной системы добавляются школьные переживания, возрастающий поток информации, и всё еще не сформирована нервная система, имеющая сложности с обработкой информации.
После 10 лет дети переходят в подростковый возраст. Здесь причинами нарушения сна могут стать как гормональные перепады, так и переживания личного плана, первая любовь, болезнь или смерть домашнего питомца. Ну и, конечно, простудные заболевания, заболевания жкт и другие в любом возрасте будут нарушать спокойный сон ребёнка.
Бессонница заключается не только в плохом засыпании, но и в снижении качества сна, в постоянном пробуждении и поверхностном
сне. Частые ночные пробуждения говорят о слишком сильном дневном психо-эмоциональном напряжении. Проблемы с ночным укладыванием возникают и в случае нарушения режима сна и отдыха у ребёнка, а также неверным процессом укладывания.
Если нарушение сна у ребёнка носит крайне редкий, эпизодический и непостоянный характер, то зачастую дело или в нервном перевозбуждении или в незначительном физиологическом заболевании. Однако, если нарушения носят системный характер —
длятся более недели или возникают на постоянной основе, то нужно внимательно отнестись к режиму сна и отдыха ребенка, его эмоциональному фону и внести туда коррективы. Изменить процедуру отхода ко сну. Если это не приносит желаемых
результатов, тогда нужно обратиться к неврологу для проведения обследования на предмет выявления возможных заболеваний.
Ваш ребёнок ведёт себя импульсивно, испытывает трудности с вниманием, не может сосредоточиться, ему тяжело заснуть? Проверьте — возможно, речь идёт о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью или без неё. Эта патология, как правило, определяется на основе гиперактивности и устойчивой трудности с концентрацией внимания. Дети и взрослые с СДВГ часто бывают возбуждены и взволнованы, ведут себя импульсивно. То есть, не задумываются о последствиях своих действий. Они выполняют задачи, испытывая стресс, не думая о производительности, и легко отвлекаются на любой элемент окружающей среды или собственные мысли. Откройте для себя нейропсихологический тест CogniFit на СДВГ и узнайте, есть ли рис к присутствия данного расстройства. Тест подходит детям от 7 лет.
Узнайте, присутствуют ли признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Бессонница у детей: вред недосыпа для ребёнка
Чем опасна нехватка сна для ребёнка? Вред бессонницы у детей может быть не очевиден для взрослых. Казалось бы — ну не
выспался ребенок, покапризничал… и всё. Но на самом деле всё не так безобидно.
При бессоннице нервная система не успевает восстановиться за ночь. Т.е. всё напряжение, накопленное за день, не утилизируется. Затем наступает новый день, с новыми эмоциями и событиями. И вновь нервная система не успевает восстановиться за ночь. Если говорить языком нейрофизиологов, то синаптические связи не восстанавливают свой нейтральный химический состав, происходят нарушения в работе синапсов (т.е. в механизме передачи
нервных импульсов),что приводит к общим нарушениям в нервной системе.
Все эмоции, мысли, события в нашей жизни вызывают изменение химических реакций в нашем организме, и особенно в мозге. Во время сна происходит снятие излишнего напряжения и восстановление химических реакций, можно сказать, приведение их к изначально заложенному протеканию. Таким образом, на первый взгляд безобидный недосып приводит к весьма небезобидным нарушениям в работе мозга. Если это будет длиться продолжительное время, то изменения могут стать сложнообратимыми, и потребуется медикаментозное лечение.
Как уложить ребёнка спать: 13 практических советов
Как уложить ребёнка спать без мучений? Для облегчения процедуры укладывания ребенка спать, как и со всеми другими воспитательными и образовательными мероприятиями, важна системность.
Как уложить ребёнка спать: практические советы
Перейдём к практическим советам:
1. Начинайте готовиться ко сну заблаговременно. Определите время, во сколько вы будете укладывать ребёнка спать. Делать это нужно исходя из расчёта получения достаточного количества сна ребёнком к моменту его пробуждения. Это время должно быть одним и тем же каждый день, независимо от дня недели. Также полезна когнитивная тренировка при бессоннице у детей, однако примерно за час до отхода ко сну уберите планшеты, телефоны, исключите просмотр мультфильмов и развлекательных программ.
2. Снизьте яркость света и уменьшите громкость различных звуков в квартире.
3. Введите определённый ритуал, который предшествует отходу ко сну. В разных семьях это может быть что-то свое, но самый часто используемый — это принятие ванны или душа. Вода помогает ребёнку расслабиться и снять первую волну излишнего напряжения, накопленного за день.
4. Заведите «сонную игрушку» — ту, с которой ребёнку приятно засыпать. Это будет своего рода «якорь», ритуал. Если ребёнок постоянно засыпает с одной и той же игрушкой, то при её виде срабатывает автоматизм: сонная игрушка = сон.
5. Читайте ребёнку на ночь спокойные сказки при приглушённом свете. Ребёнок уже лежит в постели, его подвижность снижена, значит новых впечатлений уже не возникает. Приглушённый свет и негромкий, постоянно звучащий голос родного человека успокаивают ребёнка.
6. Примерно за час — полчаса до сна дайте ребёнку небольшой перекус. Это может быть стакан тёплого молока с мёдом или стакан тёплого травяного чая и печенье. Тёплый напиток также снимает напряжение, а перекус даёт ощущение сытости и безопасности.
Чувство голода, на базовом уровне, является сигналом опасности существования, и для детской нервной системы может стать активирующим.
7. Избегайте плотных ужинов непосредственно перед сном. Процессы пищеварения очень энергозатратны. Для правильного функционирования системы пищеварения под большой нагрузкой ей требуется контроль головного мозга, который дополнительно
обрабатывает огромный поток информации о качестве, объёме, температуре пищи и пр. Поэтому обильный ужин, помимо неполезности для желудочно-кишечного тракта, является излишне стимулирующим фактором для головного мозга.
8. За час до сна хорошо проветрите комнату, в которой будет спать ребёнок. Проверьте, чтобы постель не была излишне жаркой, мягкой или жёсткой. Как в сказке про трёх медведей — чтобы постелька была в самый раз.
9. Дайте ребёнку почувствовать телесный контакт с вами. Погладьте его по голове, держите его ручку, когда читаете сказку, поцелуйте на ночь.
10. Если ребёнок уже школьник или подросток, дайте ему перед сном время просто побыть одному — почитать, поиграть в конструктор, порисовать, просто полежать и помечтать.
11. Избегайте нотаций и разговоров на повышенных тонах перед сном. Настроение перед отходом ко сну должно быть хорошим, иначе это влияет на качество сна не только детей, но и взрослых.
Главное ощущение для малышей — чувство безопасности
12. Для малышей главным ощущением является чувство безопасности. Это чувство преимущественно даёт мама. Для улучшения засыпания малышей, помимо всего вышесказанного, можно порекомендовать укачивание ребёнка на руках. Что бы ни
говорили наши бабушки, ребёнка нельзя избаловать ношением на руках. Это его главная базовая потребность — ощущать маму. Только так он понимает, что его мир стабилен и безопасен. Неудовлетворение базовых потребностей на таком раннем этапе развития ребёнка приводит в дальнейшем к серьёзным психологическим проблемам.
13. Практикуйте совместное засыпание с ребёнком. Это может быть как засыпание ребёнка в своей кроватке, приставленной к кровати взрослого, так и засыпание взрослого рядом с ребёнком на его кровати. Взрослый потом может уходить в свою постель или же
практиковать совместный сон с ребёнком. Совместный сон, помимо облегчения засыпания, облегчает кормление ребенка, пока он грудничок, даёт возможность быстро проверить температуру, если ребёнок болен и пр.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?
Самостоятельное засыпание ребёнка является желанием многих родителей. Прежде, чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу отметить, что и тут необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы вашего малыша. Если ваш
ребёнок достаточно спокоен и независим, то вы можете практиковать самостоятельный отход ко сну довольно рано, но для этого, подчеркну, необходимо, чтобы ребёнок имел нервную систему определённого типа.
Если ваш ребёнок тревожный, прошедший через непростые роды, или просто чрезвычайно к вам привязан, то к самостоятельному засыпанию можно приступать ближе к возрасту 6-7 лет.
Существуют 2 мнения относительно самостоятельно засыпания:
- Ребёнок должен засыпать самостоятельно с возраста 5-6 месяцев.
- Родители должны помогать ребёнку успокоиться.
Сторонники раннего самостоятельного засыпания предлагают дать ребёнку выплакаться, прежде чем родитель начнет его успокаивать, и начинать приучать ребёнка к самостоятельному засыпанию с 5-6 месячного возраста по определённой схеме. Согласно ей, прежде чем войти в комнату к проснувшемуся ребёнку, нужно выждать определённое количество времени, а именно:
1 день: 1 минута (1 раз), 3 минуты (2 раза), 5 минут все последующие разы;
2 день: 3 минуты (1 раз), 5 минут (2 раза), 7 минут все последующие разы;
3 день: 5 минут (1 раз), 7 минут (2 раза), 9 минут все последующие разы;
4 день: 7 минут (1 раз), 9 минут (2 раза), 11 минут все последующие разы;
5 день: 9 минут (1 раз), 11 минут (2 раза ), 13 минут все последующие разы;
6 день: 11 минут (1 раз), 13 минут (2 раза), 15 минут все последующие разы;
7 день: 13 минут (1 раз), 15 минут (2 раза), 17 минут все последующие разы.
Однако недавно в США было проведено исследование, опубликованное в журнале «Раннее человеческое развитие». Согласно ему, по результатам наблюдений за 25 младенцами в возрасте от 4 до 10 месяцев, в пятидневной программе обучения самостоятельному засыпанию в стационаре, исследователи контролировали уровни кортизола (гормона стресса) у младенцев, которым давали «возможность выплакаться».
Ученые наблюдали , как долго младенцы плакали каждую ночь, прежде чем заснуть. Матерям не разрешалось входить в комнату и
успокаивать детей. На третью ночь младенцы плакали в течение более короткого периода времени и быстрее засыпали. Однако уровни кортизола, измеренные в их слюне, оставались высокими. Это указывает на то, что даже во сне младенцы были так же возбуждены, словно они продолжали плакать.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?
Для спокойного самостоятельного засыпания ребёнку нужно ощущение безопасности и спокойствия — это базовые условия. Чтобы успокоить ребёнка перед сном, достаточно следовать советам, указанным выше. Чувство безопасности ребёнку любого возраста
даёт присутствие значимого взрослого. Детям в младенческом возрасте невозможно дать ощущение присутствия взрослого без телесного контакта. Для детей более старшего возраста нужно проводить работу по выстраиванию доверительных отношений в
семье. Необходимо дать ребёнку базовое чувство, что родители всегда рядом, даже если он их не видит.
При соблюдении этих рекомендаций и советов, указанных выше, у вашего ребенка не должно возникнуть проблем со сном, однако, помните, что ваше психоэмоциональное состояние напрямую воздействует на детей, и, если родитель «на взводе», то никакие
рекомендации не помогут успокоиться ребёнку, чувствующему значительное нервное напряжение родителя.
Спасибо, что прочитали эту статью. А как вы справляетесь с проблемой укладывания ребёнка спать? Будем рады, если вы поделитесь с нами в комментариях. Здоровья и спокойствия вам и вашим детям!
Источник