Назовите критические периоды развития ребенка

Назовите критические периоды развития ребенка thumbnail

Критические периоды онтогенеза.

   В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность

развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает

повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их

течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными

изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.

Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания

онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие

последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.

Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в

определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к

данной перестройке.

    Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.

 
    Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на

учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького

ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним

миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.

  1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное

освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию

жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой

наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и

тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования

легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).

 2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),

характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,

вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,

приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за

окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.

Назовите критические периоды развития ребенка
 3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых

внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В

этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное

давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно

окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.

Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно

выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.

  4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.

Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и

внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения

внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,

формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,

преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается

выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.

          Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать

лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает

немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову

в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет

активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.

  5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)

системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется

активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть

и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,

издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и

рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.

          Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает

способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать

обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности

активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие

и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,

начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
          С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие

окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к

переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а

затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять

рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —

протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.

Читайте также:  Особенности развития и воспитания ребенка второго года жизни

Назовите критические периоды развития ребенка
  6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.

Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает

доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и

экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.

Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от

их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для

становления речи.

          В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый

отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление

о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с

родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»

двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.

Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.

  7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться

индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа

анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется

личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.

Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге

(правой, потом левой).
          В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,

интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом

окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные

условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.

  8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением

навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится

членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные

качества личности.

  9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается

период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными

перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.

          В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том

случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или

факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены

правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с

благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —

стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы

мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только

способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул

к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.

    Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем

моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее

своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,

требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее

позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только

помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,

прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав

действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.

Так же вас может заинтересовать:

  1. Этапы развития речи.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение.

Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков.

До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается достаточно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

Читайте также:  Полезное для ребенка развитие мозга

В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще не достаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить «срывы» нервной деятельности. Результатом таких «срывов» может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой.

Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и
соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при
заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или
услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций,
проведения опросов в целях повышения качества услуг.

Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к
потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон,
адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия
(операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с
соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем
подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных
данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем
соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail)
info@viline.tv

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные
данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с
первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все,
что нужно для развития,
оздоровления, а также психологического и интеллектуального
воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и
для будущих мам.

Читайте также:  Развитие ребенка 1года жизни

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами
воспитания малышей в том
возрасте, когда закладывается фундамент для развития
личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для
полного раскрытия его
природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить
малыша крепким, здоровым и
талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без
психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления
иммунитета, разработки и
внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом,
знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными
проблемами. Мы поможем
вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко
вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад,
школу, спортивную
секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv —
это явно ваши
потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем
проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv — это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки
    подписчикам ViLine. Наши письма
    читают десятки тысяч
    молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией
    для авторских курсов и
    специальные страницы о
    вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и
    автора в нашей
    собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора — мы расскажем
    огромной аудитории, почему ваш
    курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем
    комиссионное вознаграждение.
    Вы получаете активный
    рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее
    мы продаем ваши
    материалы самостоятельно,
    получая 100% прибыли.

Пишите по адресу info@viline.tv, присылайте
свои курсы. Условия
размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать
полезные статьи для мам и пап?
Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством
на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

Размещение статей на ViLine.tv — это:

  • ✓  Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной
    аудиторией;
  • ✓  Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓  Достойное вознаграждение.

Условия:

  • –  материал должен быть уникальным;
  • –  не размещаем SEO-статьи;
  • –  можем отказать в размещении материала по усмотрению
    руководства проекта.

Для начала сотрудничества

  • ✓  Напишите письмо по адресу
    info@viline.tv,
    с примерами работ и/или
    ссылкой на
    сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
обоснованными и применимыми
требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
Клиентом на Сайте в
общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@viline.tv

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
возврата денежных средств в
следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
курс, шаблоны и
вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
быть направлен с адреса
электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
в течение 7 (семи) дней
с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
денежные средства не
возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
предоставление копии документа,
удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).

Источник