Навыки самообслуживания ребенка в 4 года
Консультация для родителей: «Навыки самообслуживания детей 4- 5 лет»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.
Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
-хозяйственно – бытовой труд,
-труд в природе,
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
— коллективная трудовая деятельность.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки, которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т.д. При этом необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми операций по самообслуживанию.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты т.д.).
У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо» . Они понимают и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться, не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле, дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом, важно установить связь между трудом и игрой.
Нужно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и показа способа действий на данной этапе занимает важное место. Необходимо учить детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти нужную вещь.
Стоит отметить, что положительного эффекта можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей.
Поскольку дети к 4-5 годам овладевают основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т.д.).
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также закрепления полученных в саду и дома умений.
Источник
Консультация для родителей
Тема: «Формирование у ребенка навыков самообслуживания».
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст – особый период в жизни ребёнка. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.
В программе второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.
С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, кто правильно повесил одежду в шкаф». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Мы добивались, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим.
Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.
Оценивая то, как ребёнок умылся, убрал игрушки, как повесил бельё, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчёркивание в данный момент достижений ребёнка и того, что ещё плохо получается. Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Для кукол сшили платья, связали кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.
Для того чтобы дети научились шнуровать ботинки, необходимо было развить мелкую мускулатуру рук. Для этого мы использовали дидактические игры «Шнуровка», «Рамки и вкладыши», «Мозайка» и т. д. В уголок ряжения мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.). Для привлечения внимание детей к уголку ряжения, внесли ярко оформленный сундучок, сразу заинтересовавший их. Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления. В игре они учились застегивать, завязывать.
При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. В раздевалке мы повесили иллюстрации с алгоритмом одевания и раздевания. Объясняли, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, сандалии надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть футболку, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на скамейке, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед футболки (по рисунку, по вороту и т. п.) и как правильно надеть её. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания. Постепенно мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если дети неправильно надевали колготки, говорили им: «Проверьте и положите их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение.
Формируя навыки самообслуживания, мы воспитывали и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, использовали художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела…»). Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.
Мы учили самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывали, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель. Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, Петрушку, которого очень хотели научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать». Мы постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек. Так, в начале года дети обедали за столами, покрытыми пластиком, и если кто-нибудь из них был неаккуратен, это проходило незамеченным. Несомненно, что при таком условии трудно воспитать аккуратность. Мы стали сервировать стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же подтянулись, старались не испачкать их, не крошить хлеб.
В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время мы проявляли большую активность, чем ребёнок. Подведя малыша к умывальнику, мы говорили: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогали ему аккуратно и чисто умыться.
Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни мы показывали и объясняли лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Обязательно использовали игровые приемы: по просьбе воспитателя няня учила куклу Степашку мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, а воспитатель объяснял ее действия. Уже через два месяца у детей образовались довольно прочные умения, что дало возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком мы привлекали их к помощи сверстникам, предъявляли более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно мы приучали детей правильно пользоваться полотенцем: показывали, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряли тех, которые делают это правильно. По окончании умывания мы обращали внимание детей на их внешний вид, отмечали, что они стали чистые, аккуратные. В результате все дети без напоминания шли мыть руки, самостоятельно засучивая рукава, правильно пользовались мылом и водой, вытирали руки полотенцем.
Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечивает постепенное формирование навыков самообслуживания.
Источник
Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста. К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны. Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением. А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.
Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям. Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении. Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей
Физическое и психическое развитие
Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:
- самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
- стоять на одной ноге непродолжительное время;
- прыгать на одной и двух ногах;
- подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
- бросать и ловить мяч обеими руками;
- самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого — двухколёсным;
- перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.
Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы. Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода. В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.
Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна. Но важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки. Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:
- выражает эмоции и чувства;
- определяет настроение человека;
- может изобразить мимикой любую эмоцию;
- способен признать свою вину и попросить прощения;
- активно общается со сверстниками;
- может посочувствовать и пожалеть;
- стремится не конфликтовать;
- радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.
Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам. В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие. Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
- самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
- частить зубы;
- пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
- самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
- расчёсывать короткие волосы;
- не ломать, не разбрасывать игрушки, после игры убирать на место.
Мелкая моторика
- соединять пальцы, имитируя «фонарики».
- поочерёдно показывать пальцы;
- надевать на нитку или шнурок бусины;
- выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
- штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.
Развитие речи.
Формирующаяся речь малыша претерпевает заметные изменения, теперь это не только способ передачи информации, но и помощник в управлении своим поведением, планировании своих действий. Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой. Важно отметить, что речевое развитие девочек и мальчиков имеет особенности. Речь девочек более эмоциональна, точна и понятна. Мальчики выдают какую-то информацию, поэтому говорят коротко, могут неправильно выговаривать слова.
В речевом развитии ребёнок должен уметь:
- правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
- последовательно связно высказываться;
- использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
- задавать и отвечать на вопросы;
- составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
- слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
- образовывать форму множественного числа имён существительных;
- правильно употреблять предлоги;
- рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)
Окружающий мир.
Ребёнку необходимо знать и уметь:
- своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
- фамилии, имена, профессии родителей;
- различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
- находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
- называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
- владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
- называть и показывать части тела и лица;
- выделять отличительные особенности нескольких профессий;
- характеризовать сезонные изменения;
- называть разные виды одежды и обуви, их части.
Математика
Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:
- считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
- сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
- различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
- находить отличия между 2-я картинками;
- складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
- выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
- находить предмету пару.
Продуктивная деятельность.
В рисовании и лепке важно:
- уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
- передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
- составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
- создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
- рисовать по замыслу; по образцу;
- пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
- лепить предметы из нескольких частей;
- использовать стеку.
В аппликации и конструировании необходимо уметь:
- держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
- правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
- сгибать лист пополам и по диагонали;
- составлять узор из растительных и геометрических элементов;
- называть и показывать строительные формы;
- воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.
Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания. Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.
Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:
- Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
- Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
- Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
- Определить форму предметов.
- Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
- Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.
Результат:
все « + » – развитие ребенка по возрасту.
один « — » – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.
два и более « — » — вероятно нужна помощь психолога.
Основная задача воспитания и развития ребенка четырех лет — не препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).
Загрузка…
Источник