Навыки самообслуживания ребенка в 1 год

Елена Ерофеева
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят, считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

• приема пищи;

• раздевания и одевания;

• гигиены тела;

• опрятности.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Основные навыки самообслуживания:

I. Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

носовым платком;

полотенцем;

горшком;

расчёской;

салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

II. Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

III. Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых

Показатели нормы овладения навыками самообслуживания:

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:

Самостоятельно ест ложкой любую пищу.

Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.

Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.

Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.

Обращает внимание на грязное лицо, руки.

Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).

Проявляет желание многое делать самостоятельно.

Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 мес. — 2 года:

Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.

Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.

Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.

Для приема пищи садится за стол.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.

При напоминании пользуется носовым платком.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

Вместе с взрослым может убрать игрушки.

Контролирует физиологические потребности.

Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

1. помогает убирать со стола;

2. переносит что-либо из одной емкости в другую;

3. ест сам, но неаккуратно;

4. пользуется вилкой и ложкой;

5. сам моет руки с мылом;

6. под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);

7. застегивает и расстегивает большие пуговицы;

8. надевает обувь;

9. расстегивает и застегивает молнию (неразъемную) ;

10. благодарит после еды без напоминания;

11. сам пьет из сосуда или струи;

12. сам пользуется туалетом;

13. чистит зубы под присмотром;

14. сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;

15. самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.

Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста.

Комплекс дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

1. Дидактическая игра: «Водичка, вода!»

(Воспитатель показывает ребятам двух кукол и поясняет, что куклы хотят кушать, но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: «Что необходимо им сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка»).

2. Дидактическая игра: «Чистые ручки»

Воспитатель говорит детям: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит детей.

3. Дидактическая игра: «Лодочки»

Воспитатель поясняет детям, что при мытье рук необходимо соблюдать определенную последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»; открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия самостоятельно, подражая воспитателю, который контролирует действия ребенка.

Читайте также:  Желтый стул у ребенка 1 год

4. Дидактическая игра: «Перчатки»

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить самостоятельно эти движения. Движения необходимо повторять до тех пор, пока не образуется пенка. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки — белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да!

Где тут прячется вода!

В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются

совместные действия взрослого и ребенка.

5. Дидактическая игра: «Чистюля»

Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку — посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания воспитатель учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

6. Дидактическая игра: «Делаем прическу»

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

7. Дидактическая игра: «Юный доктор»

Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Воспитатель произносит потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

8. Дидактическая игра: «Курносики»

Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,

Чтобы носик, наш курносик,

снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

9. Дидактическая игра: «Маша растеряша»

Воспитатель достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

10. Дидактическая игра: «Оденемся на прогулку»

Воспитатель предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания — липучки.

11. Дидактическая игра: «Пара»

Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша — растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

12. Дидактическая игра: «Оденем кукол»

Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

13. Дидактическая игра: «Обед»

Воспитатель просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

В успешном развитии навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Читайте также:  Фильтрум сти ребенку 1 год

Источник

Светлана Чиркина
Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

С. В. Чиркина, старший воспитатель,

высшая квалификационная категория

ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри»

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека. Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например, ложкой ест, шапочку надевает на голову, а носки на ножки и т. д. Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки.

Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Организация в ГБУ РС (Я) реабилитационного процесса с детьми раннего возраста с ОВЗ (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям,в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша, особенно с ОВЗ может потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, одеть носок – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Различают три части освоения ребенком раннего возраста деятельности:

Ребёнок действует рядом со взрослым, следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.

Появление первого алгоритма деятельности – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

Появление первых способностей соотносить результат с намеченной целью.

Успешность формирования навыков самообслуживания и общения со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

Формирование навыков самообслуживанияна занятиях в условиях учреждения осуществляется в двух формах:

индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

С учетом психофизических возможностей детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок научится обслуживать себя сам, исходя из собственных возможностей. В условиях РРЦ навыки самообслуживания у детей раннего возрастаформируются на занятиях с использованием разнообразных методов:

Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

Систематические упражнения, целенаправленное наблюдение.

Игровой метод (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)

Использование литературных произведений,малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в обществе.

Источник

Светлана Коротич
Развитие навыков самообслуживания и соблюдения культурно-гигиенических норм у детей от 1,5–2,5 лет

Прошло ровно 2 месяца как наш детский сад снова открыл двери для маленьких воспитанников. Вместе нам с малышами и их родителями, предстоит преодолеть много трудностей и радоваться нашим совместным достижениям. Познакомившись с нашей детворой, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Не секрет, что у маленьких детей отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: малыши не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, кушать ложкой. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому приводя ребёнка в сад, большинство родителей раздевают и переобувают ребенка сами. Родителям проще сделать всё за детей, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, и детям не предоставляется самостоятельность.

Читайте также:  Брокколи ребенку 1 год

Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно — гигиеническими навыками и желание выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.

Поэтому мы разработали подбор педагогических приемов и технологий для развития у младших дошкольников самостоятельности и развития культурно-гигиенических навыков.

Наши актуальные основные задачи на сегодня:

— научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,

-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,

-формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,

-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,

-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем.

В раннем возрасте появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы стараемся, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. Поэтому мытье рук и лица обязательно сопровождаем потешками или стихами » Водичка, водичка- умой наше личико. «; «Кран откройся, нос умойся. » Малыши охотно повторяют за воспитателем знакомые строки, самостоятельно моют руки и лицо, при этом любят похвалиться какими чистыми они стали. Процесс вытирания рук полотенцем тоже становится настоящим испытанием, ведь нужно найти нужное полотенце среди множества других. В этом нам помогает маркировка в виде картинок. Ребенок запоминает свою картинку возле полотенца и знает, что это именно то, что он искал. Детские горшки и шкафы в раздевалке, промаркированы такими же картинками, а также двери шкафов покрашены в разные цвета, чтобы детям было легче ориентироваться.

Детский сад — это настоящие испытание для ребенка и родителей в период адаптации, которая во многом зависит от того как развиты навыки самообслуживания у детей. Если малыш не умеет самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки, мыть руки и одеваться -несомненно ему будет трудно. Конечно на помощь всегда придут воспитатели, но очень важно чтобы ребенок это делал сам.

Маленьким детям особенно важно каждое действие неоднократно проговаривать, вещи называть своими именами. Постепенно дети включаются в работу и стараются самостоятельно одеть вещи, некоторые даже начинают сердится, чтобы воспитатель не помогал. Такого рода проявление самостоятельности мы стараемся поддержать в ребенке, обязательно хвалим малыша, ведь это настоящий труд.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыковработу осуществляюем в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой (на занятиях, в дидактических играх, беседах, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры)

Навыки самообслуживания тесно связаны с мелкой моторикой, поэтому включаем в работу подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики (мозаика, шнуровка, конструктор и т. д.)

Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала используем деревянные пазлы «Оденем Мишу», пальчиковые игры с сыпучим материалом и глиной, «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», мягкие игрушки на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори (с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками);регулярно проводим пальчиковые игры со стихами и песенками, которые очень нравятся детям.

Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы,поэтому в нашей группе используются следующие формы:

-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».

-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша — растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка — чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».

-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.

-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Моем руки правильно»,

папки-передвижки:

«Культурно-гигиенические навыки»

«Как научить ребенка одеваться».

Выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности (убираем игрушки, сбор бросового материала).

Итак подведем итоги нашей работы за два месяца. Дети комфортно чувствуют себя в группе; организованно ведут себя в группе и туалетной комнате, самостоятельно моют руки и лицо, используют индивидуальное полотенце и горшок; умеют организованно сидеть на стульях во время занятий и приема пищи, самостоятельно кушать и пить из кружки; частично одеваться и надевать обувь. Особенно сложно научить выходить малышей на прогулку парами. Вне помещения внимание детей становится рассредоточенным, и дети начинаются расходится в разные стороны. Тут тоже пришлось преодолевать эту проблему. Поэтому мы изготовили разноцветную веревочку и пришили к ней петли для каждого малыша. Таким образом дети держатся за свою петельку и даже если они отвлекаются и смотрят по сторонам -это не страшно. У детей хорошо развит «хватательный рефлекс», они крепко держатся за свою петличку и мы гордо и организованно выходим гулять.

Впереди у нас еще очень много работы, но мы очень гордимся нашими достижениями за столь короткое время!

Источник