Навыки рисования ребенка в 4 года
Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интересуются, зачем обучать ребенка рисованию в раннем возрасте.
Обучение рисованию ребенка 3-4 лет
Рисование способствует познанию окружающего мира, развивает такие навыки, как внимание, воображение.
Зачастую малышу проще выразить свои эмоции при помощи художественной деятельности — лепки, рисования.
Умение владеть карандашом способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи ребёнка. Во время рисования малыш задействует оба полушария головного мозга, что стимулирует развитие межполушарных связей.
Рисование в детском саду
Кроме того, рисование помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве (вверх-вниз), соизмерять пропорции объектов (больше-меньше).
Психологи отмечают, что рисование обладает успокаивающим эффектом, поэтому особенно им рекомендуется заниматься детям, склонным к капризам и неврозам.
Как заинтересовать малыша рисованием
Ребенок в три года уже проявляет интерес к определенным темам, у него появляются любимые герои и персонажи. Для поддержания увлеченности чада при организации занятий необходимо учитывать его предпочтения.
В этом возрасте с малышом можно использовать различные способы рисования, необходимо проявлять фантазию каждый раз, чтобы сделать занятия максимально интересными для ребенка. Возможно рисовать пальчиками, цветными карандашами, кистью и красками, восковыми мелками, поролоновыми тампонами.
Чтобы сделать рисование для детей 3-4 лет увлекательным и любимым занятием, надо разрешать ему экспериментировать и импровизировать. Не стоит навязать ему какие-либо правила. Обязательно нужно рисовать вместе с малышом.
Важно! Не надо критиковать, в процессе рисования нужно помогать и направлять малыша очень мягко и деликатно.
Наблюдая за своим чадом, родители могут определить проблему, с которой он сталкивается во время занятий, и помочь решить ее.
Если малыш при малейшем затруднении бросает занятие, это говорит о том, что он не умеет преодолевать сложности. В этом случае необходимо показать ребенку альтернативные пути достижения желаемого. К примеру, если у малыша не получается нарисовать белочку, ему можно предложить слепить ее из пластилина или сделать аппликацию с изображением животного.
Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, то возможно занятие подобрано не под его уровень. Тогда нужно усложнить или упростить его.
Когда чадо быстро утомляется, для него представляет сложность завершить рисунок, то можно чередовать рисование с детьми 3-4 лет с активными занятиями, делать массаж.
Особенности организации рабочего пространства для малыша
Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад.
Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.
Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.
Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.
Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе.
С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.
Техники для рисования
Основные техники рисования:
- Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
- Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.
Рисование палочками
Интересные идеи для рисования
Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:
- Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
- Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».
Рисование листом
- Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.
Учим ребенка рисовать карандашами
При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении.
Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать.
Учим рисовать красками детей 3-4 лет
Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.
Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.
Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.
Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.
В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испачканную одежду или разлитую воду.
Как научить ребёнка рисовать поэтапно
При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи.
Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.
Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию.
Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.
«Поэтапно самолет»
Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?
Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.
Рекомендации психологов и педагогов
Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.
Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия.
Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Для привития чувства красоты, расширения кругозора и воспитания развитой личности, особенно если ребенок не ходит в сад, родителям стоит уделить особое внимание рисованию с детьми в возрасте 3-4 лет.
Источник
Наталья Геннадьевна Корунова
Консультация «Особенности рисования детей 3–4 лет»
Консультация для родителей: Особенности рисования детей 3-4 лет.
Многих родителей часто беспокоят вопросы:
«В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?»,
«Как и с чего, начинать обучение ребенка?»,
«Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?».
На самом деле эти вопросы не так уж и сложны, и все – в ваших руках.
Почему так важна помощь родителей?
Каждый человек в детстве обладает большими возможностями для интенсивного развития творческих способностей. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. К сожалению, некоторые родители думают, что только при поступлении ребенка в дошкольное учреждение начинается обучение рисованию. Конечно, в раннем возрасте процесс элементарного преобразования не может считаться творческим процессом, однако он оказывает большое влияние на дальнейшее формирование сознательного творчества, основанного на воображении ребёнка.
Учёными отмечено, что ребёнок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если родители создают ему соответствующие условия. Поэтому родителям нужно предоставить ребёнку возможность заниматься художественной деятельностью дома, при этом крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и помощь ему.
В 3-4 года дети уже достаточно опытные «художники«. Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения. И поэтому принимаются не свободно рисовать, как малыши 2-3 лет, а именно раскрашивать, действуя в пределах заданного контура, стараясь повторить все его изгибы.
Если в 2-3 года дети раскрашивают образы чаще всего цветовыми пятнами или отдельными мазками, оставляя много белых пятен и не обращая на это никакого внимания, то после 3 лет они уже постепенно переходят на линейное пластичное раскрашивание. И при этом стараются закрыть цветом все «прозрачное» пространство. Многих из них беспокоят белые просветы, они вновь и вновь возвращаются к ним с кисточкой — подправляют, дорисовывают. Иногда стремятся обвести и контурные линии.
Дети видят образ во всех его особенностях и стараются их передать. Для них очень значимы детали. При этом глаза и лицо продолжают играть роль главного эмоционального стимула к рисованию.
Кроме того, малыши любовно прорисовывают чешую рыбки, кисточки на ушках белочки, лапки утенка, клювики. Главное же достоинство такой деятельности в том, что дети имеют возможность совершенствовать технику рисования красками и получают при этом эффектный, радующий результат.
Помощь взрослого состоит в том, чтобы предоставить детям не только свободу действий, но также выбор цветов и кисточек разных размеров. Еще нужно по мере необходимости показывать детям новые технические способы. При умелой и деликатной помощи взрослого дети могут не только разные детали раскрашивать разными цветами, но стараются какой-то фрагмент или даже весь фон решить в многоцветной гамме.
И все же самое важное состоит в том, чтобы не ограничивать детей рамками заданного образа: предлагать придумать дополнение, продолжение («с кем встретился, куда пошел. .»). И почаще давать чистую бумагу для самостоятельного творчества.
Но, к сожалению, бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться: все дети разные, и темпы их развития — тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке и по поводу рисунка, поддерживать стремление рисовать, относиться к его желаниям бережно.
Источник
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Василий Сухомлинский, советский педагог
Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.
Для чего нужны уроки рисования в детском саду
Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:
- тренировать координацию;
- выстраивать связь между мышлением и речью;
- упорядочивать большой объем получаемых знаний;
- закреплять новую информацию.
Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:
- Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
- На занятиях рисованием используют графические материалы.
- Дети поэтапно выполняют задания.
- В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.
Особенности графических навыков у дошкольников
Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).
Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).
Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.
Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:
- Доизобразительный (каракули).
- Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
- Правдоподобные и реалистичные изображения.
Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам
Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).
В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.
Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.
Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.
Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.
Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:
- овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
- предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
- изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.
Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.
Методики обучения графическим навыкам в детском саду
Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.
Разнообразие
Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).
Разделение процесса и результата
Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.
Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.
Последовательность — от простого к сложному
Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.
Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.
Многократность повторений (систематичность)
Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.
Контроль качества исполнения упражнений
Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.
Какими навыками должны владеть дошкольники
Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:
- К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
- В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
- В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
- В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.
С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:
- игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
- занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
- занятия лепкой;
- пальчиковые игры;
- уроки рисования с простыми элементами для изображения.
В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:
- штриховка, не выходя за границы рисунка;
- обведение образцов;
- рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
- раскрашивание более сложных картинок.
На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:
- ориентироваться в строчках и клеточках;
- проводить прямые, косые и изогнутые линии;
- рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
- соединять противоположные углы клетки;
- выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).
Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник