Науки изучающие развитие и воспитание ребенка

1. Современная
педагогика – разветвленная система наук о воспитании.

2.
Отрасли педагогики.

3. Новые отрасли педагогики.

1. Педагогика — обширнейшая
наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить
сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития,
накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему
научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой
наук о воспитании
.

Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как
методологическая основа педагогики.

2. Фундаментом системы наук о
воспитании является общая педагогика,
которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы
учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и
вида.

В системе наук о воспитании
особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением
закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями
возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к
состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом
изучения — закономерности, методы, средства технологии организации
учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст,
дошкольный, школьный).

Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и
образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы представляет собой одну из старейших
отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о
закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных
учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает
подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в
стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы
профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности
учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические
основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и
взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

— 
вопросами обучения и воспитания глухих и
слабослышащих занимается сурдопедагогика;

— 
обучения и воспитания слепых — тифлопедагогика,

— 
с речевыми нарушениями — логопедия,

— 
обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие
педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические
эпохи.

Особую группу педагогических наук
составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания
конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

3.По мере роста объема новых
знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни
появляются новые отрасли педагогики.

 1. Этнопедагогика — наука об
эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о
морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода,
племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практическую
педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

 2. Семейная педагогика
наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания,
его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации
родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы
воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.

 3. Социальная педагогика
содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного
воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные
учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального
искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и
развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей
людей.

 4. Производственная педагогика
изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства
и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

 5. Исправительно-трудовая педагогика
содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц,
находящихся в заключении за совершенные преступления.

Сравнительная педагогика исследует закономерности
функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных
странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Лечебная педагогика разрабатывает систему
образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими
и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука,
когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Источник

Современная педагогика

Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.

Зарождению науки способствуют следующие факторы:

  • возникает общественная потребность;
  • можно выделить предмет исследования.

Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).

Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.

Педагогическая наука ставит следующие задачи:

  • накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
  • исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
  • накопление и анализ педагогического опыта;
  • формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
  • реализация исследований на практике.

Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.

В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.

Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.

Классификация в современной педагогике

В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:

  • общая педагогика;
  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);
  • педагогика средне специального образования;
  • отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);
  • социальная педагогическая отрасль;
  • сравнительная педагогика;
  • исправительно-трудовая;
  • коррекционная;
  • лечебная.

У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.

Общая педагогика

Общая педагогика ­­— отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.

Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:

  • теория и практика обучения;
  • теория и практика воспитания;
  • теория организации и управления образовательной системой.

Возрастная педагогика

Возрастная педагогика — отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.

Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.

Педагогика школы считается наиболее развитой отраслью, её опыт насчитывает тысячелетия. Она занимается исследованиями моделей образования в различных социально-экономических условиях. Данная отрасль выступает базовой для вузовской педагогической науки.

Педагогическая отрасль высшей школы имеет отношение сразу к двум ветвям педагогики: к возрастной и к отраслевой. Перед ней стоит задача не только профессионального, но и личностного роста студентов.

Педагогика «третьего возраста» (андрагогика) занимается разработкой образовательной системы и развития людей пожилого возраста. Отрасль ещё до конца не сформирована. Предпосылками её появления стало внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни, вследствие чего появилась необходимость обучать людей пенсионного возраста пользованию гаджетами.

Читайте также:  Развитие ребенка в социуме социализация

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогическая наука (дефектология) исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.

Среди её ответвлений выделяют:

  • сурдопедагогика ­­— процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;
  • тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;
  • олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;
  • логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.

Предметные дидактики

Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.

История педагогики и образования

История педагогики и образования выделилась как отдельная отрасль в середине XIX века. Она изучает теорию и практику образования и воспитания в динамике её эволюционного развития и становления. Основная научная задача ­­— определить предпосылки возникновения педагогических теорий разных эпох и выяснить роль образования в историческом контексте.

В истории педагогики и образования выделяют функции:

  • раскрывает историю обнаружения проблем образования и пути их решения;
  • является критерием подлинности педагогических теорий и маяком в формировании новых подходов;
  • показывает путь, пройденный наукой для накопления определенного опыта;
  • поясняет процесс образования и преобразования учебных традиций;
  • отслеживает взаимовлияние и взаимосвязь педагогических концепций, теорий в разные исторические периоды.

Социальная педагогика

Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы:

  • социально-педагогическая виктимология;
  • социология воспитания;
  • теория социального воспитания;
  • философия социального воспитания;
  • методика социального воспитания;
  • психология социального воспитания;
  • экономика и менеджмент социального воспитания.

Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.

Исправительно-трудовая педагогика

Исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления. Она тесно взаимосвязана с правоведением и юриспруденцией. Отрасль ставит перед собой цель перевоспитать преступных лиц в социально ответственных людей, для улучшения их качества жизни и окружающих. Отличительными понятиями исправительно-трудовой педагогической ветви выступают исправление и перевоспитание.

Исправление ­­— двойственный процесс разрушения сформированных установок поведения и сознания осужденных, который подразумевает жесткое вмешательство в жизнь заключенных и управление их деятельностью.

В процесс перевоспитания входят педагогически направленная работа воспитателей, администрации по формированию комплекса исправительно-трудового влияния и деятельность заключенных по усвоению этого воздействия. В результате взаимодействия педагогов с осужденными происходит перестройка их поведения.

Целью и результатом перевоспитания является исправление. В перевоспитательном процессе приобретают статус правовых такие нравственные нормы: добросовестное отношение к труду, уважение личной и чужой собственности, следование законам, соблюдение правил проживания на общей территории.

Сравнительная педагогика

Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

Данное ответвление педагогической науки устанавливает способы улучшения национальной образовательной системы путем заимствования зарубежного опыта.

Выделяют разные подходы:

  • конкретно-исторический;
  • культурологический;
  • этнопсихологический;
  • комплексный;
  • объективный.

Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.

Отраслевая педагогика

Отраслевая педагогическая ветвь исследует специфику обучения и воспитания исходя из профессии или социальной категории. К ней относятся:

  • семейная;
  • правовая;
  • профессиональная (военная);
  • культурно-просветительной работы;
  • спортивная.

Подробнее остановимся на двух видах:

  1. Педагогика среднего специального образования. Развитие отрасли базируется на школьной и вузовской педагогике.
  2. Производственная педагогика исследует:
  • особенности воспитательного процесса работающих ­­— необходимы для освоения студентами рабочих процессов;
  • переподготовка на новые производственные технологии вследствие модернизации оборудования;
  • повышение квалификационного уровня работающих ­­— на каждом предприятии обязательным является регулярное прохождение переаттестации, повышение профессионального уровня;
  • переквалификация рабочих на новые профессии.

Лечебная педагогика

Лечебная педагогическая отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Её предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками. Рост специфических заболеваний среди школьников вызвал необходимость разработки щадящих обучающих концепций. Работа с такими детьми требует медицинских и педагогических знаний одновременно. Лечебная педагогика преследует цель ­­— предоставить помощь в адаптации к окружающему миру детям с заболеваниями или отклонениями. Для достижения цели обустраиваются специализированные учреждения: интернаты, детские сады и педагогические лечебные центры.

Разделы педагогики и их функции

Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:

  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

Дидактика изучает и разрабатывает общую теоретическую часть обучения и воспитания. Она отвечает на вопросы: «Чему, когда, как и зачем учить?». Проведение педагогической работы невозможно без теоретической базы знаний, что и объясняет значение роли дидактики для преподавателей. Наука прогнозирует внедрение новых методик преподавания, обучающих материалов, оценивает их значимость в педагогическом процессе. Дидактика не является пошаговой инструкцией для педагога, она дает направление, ориентируясь на которое, учитель сам разрабатывает наиболее удачные вариации обучения.

Методология

Методология — раздел педагогической науки, описывающий внутреннее устройство и логическую организацию педагогического процесса.

Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.

Теоретическая педагогика

Основная цель теоретического раздела состоит в исследовании феноменальных педагогических проявлений и формулировании законов и закономерностей воспитания и обучения. Целью теоретической педагогики является постижение истины, поэтому степень применения разработок на практике уходит на второй план.

Практическая педагогика

Практический раздел педагогической науки базируется на данных теоретической педагогики и преследует цель улучшения эффективности учебного и воспитательного процессов. Технология выступает как главная категория данного научного раздела. Проблема практической педагогики состоит в разрыве между уровнем теории и практики. Теоретические исследования прогрессируют быстро, однако, в силу недостаточной информированности, педагоги не всегда могут применять их на практике. На данный момент практический раздел науки чаще всего основывается на педагогической интуиции и мастерстве.

Какие дисциплины не являются отраслями педагогики

Отраслью педагогической науки не являются следующие дисциплины:

  • эстетика;
  • гигиена детей и подростков;
  • биология;
  • анатомия.

Источник

Общая педагогика – предполагает исследование критериев, способов и форм образования. В данном случае необходимо учитывать общие возрастные признаки и условия получения образования в образовательном учреждении. Разделами общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика – занимается вопросами изучения закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Особенности развития и воспитания ребенка младенческого возраста

Педагогика общеобразовательной школы – занимается изучением содержания, форм, методов обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) – особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования– занимается изучением и разработкой вопросов обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика – изучает проблему перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика высшей школы – занимается вопросами обучения и воспитания студентов вузов.

4. Связь педагогики с другими науками:

Педагогика, как самостоятельная научная дисциплина, не может развиваться, не взаимодействуя с другими науками.

Философия — база, основа для педагогики (педагогика вышла из неё). Преподаватель в воскресной школе опирается на религиозную философию, советские педагоги опирались на марксистско-ленинскую философию, например.

Психология – на неё также опирается педагогика, теория воспитания и обучения. Без психологии нет педагогики. Лев Семёнович Выготский (зона актуального и ближайшего развития). Психология влияет на решение конкретных вопросов обучения и воспитания, затрагивая вопросы разработки режимов труда и отдыха (особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания)

Медицина – медицинские показатели важны в обустройстве кабинетов, создании учебников, здоровье ребенка при обучении ребенка, организации учебного дня ребёнка.

Социология – наука о законах общества, об его устройстве. дает педагогике большой практический материал для логической организации процесса обучения и воспитания.

История – как источник исторических знаний, информации

Математика – как язык науки

Экономика – финансирование педагогической науки и практики

Так, например, при разработке педагогической теории важную методологическую роль занимает философия, которая определяет исходные данные при исследовании педагогических процессов.. Социология, которая изучает общество как сложный целостный механизм, Таким образом, в данной лекции мы познакомились с основными историческими этапами педагогической науки, предметом, объектом, функциями, задачами и методами педагогики.

Педагогика как наука:

1. этапы развития педагогики, её предмет, объекты, цели, задачи и функция

2. фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение и т. д.)

3. структура педагогической науки

4. связь педагогики с другими науками

5. методология педагогической науки

Этапы развития педагогики:

Педагогика дословно переводится как «детовождение».

Педагогика вырастает из философии. Развитию педагогики предшествует долгий период развития философской науки. Первые сведения о взаимоотношении взрослых и детей как воспитателя и воспитанника – у египетских жрецов.

Аристотель, Сократ, Платон – на основании их работ вырастает педагогическая наука.

Образцом педагогической мысли является работа Марка Квинтилиана «Образование оратора». Образование оратора в Древнем Риме считалось самым высоким.

Начиная с 10-11 веков до нас доходят источники, из которых мы может судить, что церковь, христианство имело решающее значение в регулировании взаимоотношений взрослого и ребенка. Религиозная позиция по отношению к ребенку жесткая. Ребенок должен быть послушным, прилежным христианином, знать обряды, не интересоваться ничем, что не предлагает церковь. В образовании достаточно долгое время господствует идея «мир непознаваем».

Образование, воспитание обсуждалось только с позиции обучения мальчиков («Человек ли женщина?» — церковный собор).

В школах и церквях господствовали жесткие порядки («Чем бить ребёнка?» — церковный собор решил, что лучше всего хлыстом). Предполагалось, что битьё – обязательный элемент воспитания.

Цели воспитания в Средние века тесно были связаны с сословиями (детей духовенства воспитывали как священников, дворян – как рыцарей). Для ремесленников главная добродетель – трудолюбие (и богобоязнь, конечно).

Влияние религии было доминирующим. Всё ей регулировались. Женщина не могла любить ребёнка больше, чем Бога. Хотя многие религиозные философы писали о материнской любви (должна общаться с ребенком больше, кормить его грудью сама). Но почему-то женщины всех сословий стремились избавиться от ребенка (перестать кормить, отдать на воспитание) как можно раньше (бросающий период). Отторжение ребенка от семьи.

Постепенно развивается общество, экономика. Наступает момент, когда преграды, ставящиеся церковью, стали ощутимы. Постепенно меняется и взаимоотношение взрослого и ребенка.

В 17 веке Каменским написана работа «Великая дидактика, или Наука о том, как обучать всех всему». Идея о том, что надо учить всех всему, что пригодится в жизни (делать хлеб, мастерить лодку), чтобы ребенок мог найти свое место в жизни – была нова. Каменский говорит, что ребенка надо обучать языку + языку близлежащей страны. Это произведение стало важной вехой.

Вторым важным моментом является работа Руссо «Эмиль, или О воспитании».Она произвела фурор в обществе. Руссо пишет о том, что надо уважать свободу ребенка (а о свободе – даже взрослого – тогда никто не думал). Ребенок должен быть свободен физически, от наказаний, от излишних наставлений. Эта работа возмутила церковь – ведь она трактовалась как свобода от власти церковных догм.

Отец бил Руссо, о матери ничего неизвестно. Своей традиционной семьи у него не было. Детей он сразу же отдавал и несмотря на такую работу, к своим детям относился жестоко.

Эта книга произвела фурор в Европе, но не в России – Екатерина была против.

Работа Руссо породила идею «свободного воспитания».

Люди, внесшие вклад в мировое развитие педагогики:

Платон, Сократ, Аристотель, Квинтеллиан, Каменский, Руссо, Макаренко, Блонский, Штайнер, Монтессори, Песталоцци, Дистервек, Дьюи, Гербарт

Наш известный отечественный педагог – Ушинский – инспектор Смольного института, занимался вопросами воспитания – зарубежом не известен.

К 20-му веку наметились следующие тенденции. Влияние религии на образование сохранилось в разной степени в различных странах. Где-то восторжествовали идеи свободного воспитания. Появилась гуманистическая педагогика и психология (середина 50-х годов).

На сегодняшний день педагогика выделилась в отдельную науку.

ОБЪЕКТ ШИРЕ ПРЕДМЕТА!

Объект педагогики – это те явления действительности, которые обуславливают развитие личности ребёнка. Можно сказать, что это образование (определение см. ниже) и педагогика – это единственная специальная наука об образовании.

Предмет педагогики – те взаимоотношения, которые возникают в процессе воспитания, обучения и характеризуют процесс образования.

То есть, педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человеческой личности на протяжении всей его жизни.

В педагогике разрабатываются теория организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия взрослого и ребёнка (педагога и учащегося), а также стратегии и способы их взаимодействия.

Можно сказать, что педагогика изучает 3 главные составляющие образовательного процесса:

— цели обучения и воспитания

— содержание обучения и воспитания

— формы и методы обучения и воспитания

Задачи педагогики:

1. выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения

Читайте также:  Роль формирования речи в развитии ребенка

2. изучение и распространение передового педагогического опыта

3. прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

4. разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания

5. внедрение результатов педагогических исследований в практику

6. изучение зарубежного опыта, участие в международных педагогических проектах и обмен информацией с другими странами

Функции (назначение) педагогики:

1. объяснительная – объяснить то, что происходит в обучении и воспитании

2. преобразовательная – как усовершенствовать то, что мы уже имеем – как лучше учить, как лучше воспитывать?

3. прогностическая – предвидение того, как будет развиваться обучение, воспитание

Цель педагогики:

Цель любой науки – описание, объяснение, прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения.

Цель педагогики — описание, объяснение, прогнозирование процессов воспитания и образования.

Фундаментальные категории педагогики:

Категория – наиболее ёмкое и общее понятие о сущности и свойствах данной науки. Педагогические категории – это основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения:

— воспитание

— образование

— обучение

— развитие

— формирование

— личность

Воспитаниеможно трактовать в двух смыслах:

– целенаправленное формирование личности, которое осуществляется специально подготовленными людьми в специально подготовленных условиях (педагогическое определение)

– процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (социальное определение)

Цели воспитания зависят от того, какой человек требуется обществу. Например, после революции требовался атеист.

Образование– это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, полученных в результате обучения.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления (разъяснение на семинаре)

Обучение– двусторонний процесс передачи и приёма опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося (двусторонний, т.к. учитель преподаёт – преподавание, а деятельность ученика – учение => взаимосвязь преподавания и учения)

Личность – человек, обладающий набором социально-значимых черт, способный к самопознанию и саморазвитию. Личность человека в течение всей жизни развивается, человек узнаёт себя.

Развитие – процесс постепенного длительного накопления количественных изменений (например, физиологических, психологических), которые затем скачком переходят в качественные. Продолжается всю жизнь

Формирование – придание законченности для определенного периода, но формирование личности продолжается всю жизнь (например, «личность ребёнка сформирована к 16 годам», но формирование всё равно продолжается)

Структура педагогической науки:

Начиная с 17 века, и очень интенсивно с 19 века педагогика развивается как самостоятельная наука. И в ней вычленяются отрасли педагогической науки.

Это:

1) основы педагогики (общая педагогика) – цели, задачи, категории

2) теория и методика воспитания – как воспитывать ребенка?

3) теория и методика обучения (дидактика) – общие вопросы обучения

4) история педагогики – развитие науки, её изменения

5) коррекционная педагогика (дефектология) – как учить и воспитывать детей с отклонениями в психическом и физическом развитии? Делится на:

— сурдопедагогику

— тифлопедагогику

— олигофренопедагогику

— логопедию

6) этнопедагогика – вопросы народных традиций в воспитании и обучении детей – возникла в 70-е годы XX века

7) сравнительная педагогика (зарубежная педагогика) – педагогика различных зарубежных стран

8) возрастная педагогика:

— педагогика детей дошкольного возраста

— педагогика детей школьного возраста

— андрогогика – педагогика взрослых

— геронтогогика – педагогика старости (занятия для пожилых людей)

9) пенетенциарная педагогика – работа с заключенными (может делиться на педагогику заключенных до 18, 18-21 года, взрослых + по полам)

10) профессиональная педагогика – связанная с особенностями той или иной профессии

Образование как общественное явление и педагогический процесс.его сущность. Стратегия развития российского образования. XXI в.

Понятие «образование» (перевод с немецкого bildung) происходит от сло­ва «образ»

В современной педагогической науке образование рассматривается как социально-исторический феномен, образование представляет собой особую сферу социальной жизни, решающую задачи социализации личности, и прошло как социальное явление длительный пугь исторического развития. Корни образования уходят в глубокое прошлое, когда процесс передачи знаний (обучение) и социального опыта (воспитание) выделился из других видов жизнедеятельности общества. Впрочем, процесс этот назывался в течение длительного времени воспитанием, емко вмещая в себя и образователь­ные, и обучающие задачи. Понятие «образование» как «формирование духов­ного или телесного образа» ввел в педагогический словарь швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци в начале XIX века, в России первое упоминание этого термина связано с именем известного отечественного педагога Н.И. Новикова (XIX век).

Следует отметить, что с тех пор соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение» стало предметом многочисленных научных дискуссий, что свидетельствует о том, что эти понятия в разных контекстах употреб­ляются в различных значениях. Приведем несколько определений понятия «об­разование» и связанных с ним педагогических явлений.

Проф. В.А. Сластенин определяет образование как «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны».

Проф. Л.П. Крившенко указывает на то, что образование — «это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития».

Оба педагога-исследователя подчеркивают социальный характер образования, его обусловленность потребностями и запросами конкретного общества. В.А. Слатенин акцентирует внимание на том, что образование представляет собой динамично развивающийся целенаправленный процесс, формирующий че­ловека как личность. Л.П. Крившенко прямо указывает на то, что понятие «образование» шире понятий «воспитания» и «обучение» и включает их как необходимые сущностные компоненты.

Образование как процесс определяется в некоторых педагогических ис­точниках в качестве социально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания и задач воспитания и обучения.

Несколько иной оттенок имеет понятие «образование» в контексте определения его как результата педагогического процесса: в данном случае речь идет о характеристике достигнутого уровня образованности.

С понятием «образование» тесно связаны другие понятия — «образованная личность», «образованный человек», «образованность личности». Образованность характеризуется не только суммой знаний и умений: она требует высокого уровня духовности и нравственности.

На разных этапах развития человечества к образованию предъявлялись разные требования, актуализировались различные его функции.

Современная отечественная педагогическая наука одним их стратегиче­ских направлений организации образовательной сферы считает гуманизацию образования.

Гуманизация образования — это направленность образовательного про­цесса на признание человека высшей ценностью и высшим смыслом жизни, ориентация на уважение свободы каждого человека. Гуманизация основывается на ряде положений, которые можно считать принципами, и предполагает:

· признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе;

· учет образовательных мотивов, интересов и потре