Наука о развитии ребенка в раннем детстве

НАУКА О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Белград – декабрь, 2008 г.

Текст видео материалов – РАЗВИТИЕ МОЗГА

1. Фиона Стэнли

Video: BD1_Stanley1

Мне кажется, это все так интересно, потому что сейчас мы знаем больше о развитии мозга и развитии ребенка, чем когда-либо в прошлом. Конечно, раньше мы знали многое интуитивно. Когда я говорю с нашими исследователями и коллегами аборигенами, они говорят: «Зачем вы это исследуете? Мы все об этом знаем уже 40 тысяч лет». И я отвечаю им: «Очевидно, мы все забыли. Очевидно, мы забыли, как важны эти ранние годы для развития знаний и способности взаимодействовать со сверстниками, способности понимать свою среду и обладать компетентностью в отношении ее. А также чтобы успешно взаимодействовать в социуме, что позволяет вам быть интеллектуально и социально компетентным человеком. Мы забыли, как важны эти ранние годы. Когда думаешь об этом, это так логично. Так логично».

Что особенно важно и интересно – это исследования в области нейрофизиологии, исследования головного мозга, которые показывают, какое огромное значение имеет развитие мозга – еще до рождения ребенка в утробе матери, и затем в первые три, четыре, пять лет его жизни. Хотя, конечно, для общей картины того, как выглядит головной мозг, очень важен генетический компонент – у нас у всех есть мозжечок, у нас у всех есть кора головного мозга, мозжечковая миндалина, и так далее. Однако то, как эти части головного мозга работают вместе и, по сути дела, как достигают эффективности – в утробе, в эти первые несколько лет – вот это обусловлено социальной средой, окружающей ребенка. Влияет и то, какие сенсорные стимулы получает ребенок; и кто его сверстники, родители, и каково его окружение; звуковое, зрительное окружение, а также какова та среда, которая «включает» лобную кору, особенно заботливое отношение, надлежащая реакция на плач, кормление грудью, чтение ребенку, разговоры с ним – все те действительно «глупые» вещи, которые мы говорим ребенку, которые на самом деле развивают понимание ребенка того, как происходят социальные взаимодействия. Фактически, мы теперь знаем, что именно это и «включает» специфические нейро-эндокринные пути в мозге. Это все просто замечательно.

Итак, все это очень четко говорит нам о важности этих взаимодействий и как важно обучать родителей, чтобы они знали об этих взаимодействиях. Они имеют огромные последствия: они влияют на то, каким этот ребенок будет в возрасте 10 лет, в возрасте 20 лет, и даже в возрасте 50 лет и 60. И поэтому именно здесь на этом этапе и возможно решение проблем. Мы должны дать эти знания родителям, сообществам, семьям, правительствам – местным, областным, федеральным. Поскольку будущий потенциал этого ребенка, этой семьи, этого сообщества, этой нации зависит от того, насколько эффективно мы «включаем» эти нейронные пути и обеспечиваем правильную работу мозга. Интересно. Просто. Замечательно.

2. Стюарт Шэнкер

BD1_Shanker1

Итак, один из вопросов, который нам необходимо понимать с самого начала – почему родители, основные воспитатели так важны во всем этом процессе развития мозга? И чтобы ответить на этот вопрос, мы начали изучать эволюцию. Мы исследовали ее очень тщательно. Теперь ученые-неврологи, занимающиеся эволюцией мозга человека, начинают понимать, что перед природой стояла очень интересная дилемма при развитии головного мозга. С одной стороны, мы видим, что способность ходить на двух ногах, дала людям замечательное преимущество перед всеми другими видами. С другой стороны, мы видим, что большой головной мозг дал нам еще одно замечательное преимущество в плане нашей способности планировать, помнить и проектировать. Это породило дилемму, и дилемма эта состоит в том, насколько большой мозг могла развить природа, все же позволяя при этом женщинам ходить на двух ногах – поскольку им нужно рожать это существо с большим головным мозгом.

У природы появилось очень интересное решение. По сути дела, она заставляет нас рожать детей преждевременно. Наши дети на протяжении первых девяти месяцев жизни представляют собой, по меткому выражению Стивена Дж. Гоулда, «плод вне матки». Итак, дети рождаются с головным мозгом, который приблизительно составляет ¼ от размера мозга взрослого человека. Теперь природа должна была позаботиться о том, чтобы дети получали надлежащий жизненный опыт, который необходим для развития архитектуры развивающегося головного мозга. Итак, что делает природа – она дает нам всякого рода механизмы, призванные обеспечить, чтобы основной воспитатель – обычно это биологическая мать – оставался в тесной близости со своим ребенком.

И поэтому у нас имеются различные механизмы как, например, определенные гормоны, которые высвобождаются у матери как следствие того, что ребенок сразу после рождения ползет по ее животу в поисках молока, руководствуясь своим обонянием. И когда мы изучаем это, мы видим, что у матери вырабатывается окситоцин, т.н. гормон «нежности». Это также стимулирует гастро-интестинальные гормоны. Определенные вещи происходят также в мозгу ребенка. Итак, у нас имеются все эти механизмы, в значительной мере являющиеся врожденными, которые нацелены на то, чтобы у нас были тесные взаимоотношения между воспитателем и младенцем в первые два года жизни ребенка, т.е. в период, когда мозг ребенка претерпевает это огромное развитие.

3. Брайен Кольб

BD1_Kolb1

Вспомним сейчас, что при развитии мозга мы проходим серию этапов. Итак, у нас генерируются клетки, происходит миграция и так далее. Мозг реагирует различным образом, сталкиваясь в разные моменты во время этих процессов с разным жизненным опытом. Представим плод в утробе матери; идет второй триместр (т.е. срок беременности от трех до шести месяцев); нейроны только образуются, а ребенок испытывает различный жизненный опыт. Синапсы не могут меняться, поскольку пока еще они не образовались. И поэтому, очевидно, существуют такие периоды, когда мозг более или менее реагирует. Если вы пытаетесь изменить синапсы (а как я уже сказал, это и является задачей), то когда будет наиболее подходящее время для этого?

Тогда, когда в мозгу образуются все эти синапсы. Поэтому имеется такой период развития – и оказывается, что приблизительно это первые два года жизни – когда происходит создание миллиардов и миллиардов синапсов, а затем мы избавляемся от половины из них, поскольку они, в каком-то смысле, созданы плохо; это плохо спроектированная система. Среда действует в качестве резца ваятеля, если угодно, и отсекает те, которые нам не нужны. И поэтому это период, когда мозг претерпевает колоссальные изменения, а значит, мы можем рассматривать этот период как важнейший, поскольку события, происходящие во время этого периода, будут способствовать развитию синапсов и изменять те, которые теряются.

Поэтому, когда я объясняю этот процесс своим студентам, я использую следующее сравнение: я говорю, вот представьте, Микеланджело изваял Давида. Ведь он мог взять гору песка, склеить все и сделать статую. Но вместо этого он начинает работать над огромной глыбой мрамора и резцом отсекает то, что ему не нужно. И вот также поступает мозг. Он сначала заготавливает гораздо больше, чем нужно, а затем отсекает ненужное. Поэтому можно сделать Давида или Мону Лизу (если бы она статуей) из одной и той же глыбы гранита – хотя Давид и Мона Лиза очень разные. И вот такую функцию и выполняет жизненный опыт ребенка в раннем детстве. После того как эта фаза пройдена, процесс «ваяния» закончен и создано нечто определенное, поэтому жизненный опыт играет менее эффективную роль в изменении конечного результата. Вы можете изменить Давида – сделать мускулы не столь рельефными или еще что-нибудь, но его уже невозможно превратить в Мону Лизу.

Читайте также:  Таблица развития плода ребенка по месяцам

4. Майкл Раттер

BD1_Rutter2

Это означает то, что на определенные аспекты развития, включая развитие головного мозга, оказывает воздействие жизненный опыт ребенка; таким образом, представление о том, что такое развитие не зависит от того, что происходит в окружающей ребенка среде, просто неверно. Существует три разных способа взаимодействия жизненного опыта и развития мозга. Во-первых, существуют определенные разновидности жизненного опыта, которые необходимы для того, чтобы имело место нормальное развитие мозга. Так, работа, проделанная Хьюбелом и Визелом (Hubel and Wiesel), за которую эти ученые получили Нобелевскую премию, показала, что для развития той части мозга, которая отвечает за зрение, необходимо поступление зрительной информации в соответствии с определенными моделями. Однако имеются и иные виды жизненного опыта – иные в том смысле, что они служат для того, чтобы адаптировать мозг к среде: чтобы мозг, как и все тело, являющийся адаптивным организмом, развивался определенным образом в соответствии с окружающей средой.

Наиболее четким примером этого может служить тот факт, что до шестимесячного возраста все младенцы во всем мире одинаково различают звуки. Однако после шести месяцев все меняется, и, начиная с этого возраста, японские младенцы способны различать звуки, имеющиеся в японском языке, а английские младенцы – в английском языке. Т.е. здесь мы не говорим, что это необходимо для нормального развития, а говорим, что мозг развивается в соответствии с жизненным опытом ребенка, обусловленным конкретной средой.

Наконец, имеется и более общее свойство: любой опыт приводит к изменениям мозга. Вот пример, который очень нравится англичанам. Водителям такси в Лондоне приходится на протяжении трех лет проходить ужасную программу обучения, когда они изучают улицы Лондона. Это оказывает воздействие на размер конкретной части гиппокампа, маленького отдела мозга. Итак, жизненный опыт также изменяет мозг и у взрослых. Отличие в данном случае в том, что такое воздействие на развитие мозга не сохраняется в дальнейшем. Т.е. что-то появляется и исчезает.

5. Клайд Херцман

BD1_Hertzman1

Биологическое встраивание – это термин, связанный с представлением о том, что у детей имеется социальный и жизненный опыт, под которым понимаются и взаимоотношения детей с родителями, и их питание – например, кормление грудью и т.д. и т.п. Различный личный опыт может попадать «под кожу» и изменять то, как функционирует развивающийся мозг младенца и, следовательно, и то, как тело будет функционировать в будущем. Идея биологического встраивания связана с пониманием того, что систематические изменения в качестве среды воспитания ребенка в раннем детстве могут приводить к системным различиям в том, как тело функционирует в будущем (т.е. «встраиваться» в биологию тела). Это важно по ряду причин. В частности, это влияет на то, в какой мере воспринимаем и ощущаем стресс, а также на то, как мы реагируем на стресс.

Вы знаете, что одни дети развиваются так, что они вполне легко могут справляться с неоднозначными или трудными ситуациями. Другие же дети реагируют на такие ситуации так, что делают себе жизнь более трудной. Подобным же образом, есть четкие данные о том, что качество жизненного опыта в раннем детстве может влиять на способность понимать язык и выражать себя вербально и т.д. С течением времени такие влияния «проникают» в тело человека и воздействуют на то, как стареют органы тела и, таким образом, могут воздействовать на здоровье и благополучие человека уже в его взрослой жизни – как результат жизненного опыта в раннем детстве. В сущности, вы знаете, значительная часть работы, которую мы осуществляем в программах по изучению формирования мозга на основе жизненного опыта и биологического развития, связана с попыткой понять, как и где происходит биологическое встраивание.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка в курске

6. Фрейзер Мастард

BD3_Mustard 1

Понимание развития мозга на основе опыта означает, что вам необходимо понимать воздействие сенсорных стимулов, поступающих в мозг. Итак, если вы читаете ребенку или говорите с ним, держа его на коленях, когда ребенок еще в младенческом возрасте или учится ходить, то вы задействуете много сенсорных проводящих путей: работают не только звук и зрительные стимулы, но также запах, температура и прикосновение. Тогда как если вы посадите ребенка на стул, то эти многочисленные сенсорные пути вы не задействуете. Мозг – это орган, который интегрирует разнообразные стимулы для обеспечения оптимального функционирования, если воспользоваться специальным языком. Поэтому дети, которым читали и которых держали на руках, будут лучше развиваться не только в плане языка и навыков грамотности позже в жизни, но у них также будет меньше анти-социального поведения, когда они повзрослеют, поскольку прикосновение оказывает огромное влияние на то, как этот проводящий путь устанавливается в раннем детстве.

Людям важно понимать, что раннее детство является критическим периодом и периодом наибольшей восприимчивости для развития мозга – именно в этот период происходит формирование систем проводящих путей нервной системы, а они связаны с проводящими путями ощущений. Например, осязание оказывает огромное влияние на то, как работает лимбическая гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, которая является поводящим путем стресса. Если вы держите на руках ребенка, когда вы с ним разговариваете, и так далее, или даже когда ребенок еще в младенческом возрасте вы смотрите на него, то это оказывает огромное влияние на развитие этого проводящего пути; а мы знаем, что то, как в этом периоде он развивается, впоследствии во взрослой жизни будет управлять вашим поведением; он также управляет вашей уязвимостью в плане проблем душевного здоровья (таких как депрессия). Возможно он также воздействует на риск сердечнососудистых заболеваний – честно говоря, мы пока еще не знаем этого в достаточной мере, но у нас уже имеются некоторые данные, что дело, вероятно, обстоит именно так. Поэтому так важно, чтобы родители это понимали.

Итак, в этом смысле, чрезвычайно важно чтобы у ребенка не было недостатка во взаимодействиях, предполагающих физический контакт с людьми.

7. Роб Сантос

Video: BD1_Santos1

За последние 30 лет мы узнали больше о том, что происходит в ранние годы развития ребенка, чем мы знали в предшествующие 2500 лет. Итак, большая часть этих исследований новые, и только недавно их начали осмыслять. В плане того, что же происходит – на самом деле все начинается с зачатия. Зачастую мы думаем о детях, уже когда они родились, и нам часто следует напоминать себе, что очень многое происходит в утробный период во время беременности. В плане того, какую поддержку мы обеспечиваем детям, нам действительно нужно начинать с предоставления поддержки родителям и особенно беременным женщинам. В плане того, что же происходит в развитии ребенка, история того, как развивается мозг, мне кажется, действительно поразила воображение широкой общественности и всех, кто над этим работает…

То, что называют «ваянием» – это метафора того, что происходит на уровне нейронов в головном мозге; и подобно большинству других живых существ в этом мире, у людей при рождении мозг развит не полностью. После рождения ребенка еще многое требуется сделать, чтобы помочь ребенку развиваться так, чтобы увеличились его возможности и потенциал.

Обучение на основе жизненного опыта очень зависит от социального окружения ребенка. Поэтому в качестве «данного» ребенку необходимо достаточно еды и воды, тепло и физическая безопасность; то, как в ранние годы развивается мозг, в большой мере зависит от присутствия заботливых взаимоотношений или присутствия заботливого взрослого в жизни ребенка; говоря о «ваянии», связи в мозгу ребенка действительно зависят от такого взаимодействия. Поэтому наша обязанность – в свете этих исследований – думать, как способствовать тому, чтобы такие взаимоотношения действительно имели место.

Я хочу упомянуть, что часто и много говорят о том, что раннее детство является критическим периодом и периодом наибольшей восприимчивости для развития ребенка. И хотя это справедливо, зачастую делают ошибку, полагая, что все на этом и заканчивается, что возможности для развития детей заканчиваются до того, как дети идут в школу. А это не так! Если взглянуть на развитие на протяжении всей жизни человека, от зачатия ребенка до взрослой жизни, то наибольшая активность – это развитие мозга в раннем детстве, но существует еще один пик активности – ранние подростковые годы. Но это тема для другого обсуждения.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1год4месяца

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник