Наука о развитии ребенка
Современные концепции воспитания, обучения направлены на развитие уверенной, успешной личности. Ответственность родителей заключается в создании условий для раскрытия заложенного природного потенциала ребенка. Закономерности развития, поведения детей изучает наука детская психология. Формирование личности происходит под влиянием биологических, социальных факторов, длится от рождения до пубертатного периода.
Что изучает детская психология?
Наблюдения и анализ процесса становления личности лежат в основе детской психологии. Это отдельное направление, изучающее сознательные и бессознательные факторы развития. Специалисты анализируют особенности поведения, способности познания окружающего мира, степень социализации, развитие когнитивных способностей. Уникальность каждой личности неоспорима.
Детская психология изучает стадии, который проходит каждый по мере взросления. Анализирует биологические, социальные факторы, влияющие на становление личности. Психологи учитывают и временные интервалы между этапами развития.
Психология ребенка до 5 лет
Дети не склонны задавать себе вопросы, копаться в особенностях личности, проводить анализ между поступками и последствиями. Все внимание ребенка занято познанием окружающего мира, социума. Яркие проявления эмоций — смех, плач, лишь вершина айсберга. Что происходит во внутреннем мире малыша, как формируются его реакции, взаимосвязи с миром — ответы можно найти в детской психологии.
Основные этапы взросления:
- совершенствование опорно-двигательного аппарата;
- познание мира, формирование речи;
- появление и управление эмоциональной сферой;
- социализация в микро- и макрообществе.
Психология развития ребенка до 5 лет закладывает сценарий будущей взрослой жизни:
- от 0 до года малыш находится на стадии существования, основная задача родителей обеспечить комфортную, безопасную обстановку, своевременно реагируя на его потребности;
- от 1 до 2 лет длится стадия действий, на этом этапе важна поддержка родителей для исследования окружающего мира, малыш проявляет инициативу;
- в трехлетнем возрасте появляется потребность в расширении окружения, самостоятельности, определения себя как отдельной от родителей личности, психологи рекомендуют на этом этапе устанавливать границы поведения, гармонично внедряя их в жизнь крохи;
- от 3 до 5 лет происходит формирование собственного Я, активно общается со сверстниками, интересуется отличиями мальчиков и девочек, учится приемлемому поведению, собирает информацию о мире — почему, когда, зачем.
Происходит активное развитие двигательных и когнитивных навыков, процессов, тесно связанных друг с другом. Самоопределение личности формируется под влиянием родителей. Критика, наказания формируют неуверенность, страхи. Для гармоничного процесса становления важно подавать информацию в игровой форме, при этом не искажая суть.
Основы детской психологии после 5 лет
В этом возрасте ребенок способен делать логические выводы, находить причинно-следственные связи. Продолжается познание мира, но уже на более глубоком уровне. Происходят первые противостояния со взрослыми, для очертания границ приемлемого поведения. Игры становятся более социальными, проявляется иерархия отношений — дочки-матери. Физические конфликты уступают вербальным, обида и гнев сохраняются дольше.
Особенности детской психологии после 5 лет:
- смешаются приоритеты, родители остаются главными в жизни, но появляются другие взрослые и сверстники, влияющие на познание мира;
- совершенствуются как физические, также и когнитивные способности, несмотря на прерогативу интеллектуального обучения сохраняется потребность в игре;
- интеграция в общество требует поддержки со стороны родителей, обучения навыкам коммуникации, сотрудничества;
- развивается эмоциональная сфера, формируются отношения со сверстниками и взрослыми, разделяет их по группам — нравится/не нравится;
- непоколебимыми авторитетами остаются родителя, возможны первые конфликты при отстаивании своего Я.
Психология детей этого возраста формируют родители. Строгость, авторитарность, запреты угнетают маленькую личность. Он не является полноправным участником своей жизни, за него все решения принимают взрослые. Не давая права выбора, родители создают удобного, покладистого ребенка. Став взрослым, не сможет определить для себя желаемые направления развития.
Психологи рекомендуют избегать излишней строгости, как и другой крайности — вседозволенности. Нужно вести диалог с детьми, объяснять причины поступков, решений взрослых. Важно обговаривать режимные моменты — почему нужно чистить зубы, делать зарядку, ложиться вовремя спать. Малыш будет понимать, что это не просто прихоть родителей, их действия продиктованы заботой, любовью. Постепенно будет формироваться уверенная, волевая личность, которая в будущем сможет взять ответственность за свою жизнь.
Психология для детей — экзамен для родителей
Цель детской психологии — помочь раскрыть ребенку свой потенциал, быть в гармонии с собой и внешним миром. Для воспитания нельзя выделить пару часов 3 раза в неделю. Это постоянный процесс, успех зависит от поведения родителей:
- не стоит брать за основу примеры воспитания своих родителей, бабушек, дедушек, у каждого человека свой темперамент, таланты, потенциал;
- не существует единой правильной методики, решающей все проблемы, стоит проявлять гибкость, используя эффективные методики;
- если родители зашли в тупик, не знают, как справиться с ситуаций, лучше обратиться к специалисту;
- родители — не только источники информации, но и примеры поведения, общения, чтобы ребенок рос здоровым, сильным, уверенным, мама и папа также должны обладать этими качествами;
- детская психология направлена на психоэмоциональное развитие, обретение новых навыков, соответствующих возрасту малыша, не стоит посвящать детей в свои взрослые проблемы, частью которых они являются, так можно развить чувство вины, отправной точки страхов, комплексов.
Мир ребенка наполнен яркими красками, положительными эмоциями, существуют в нем и проблемы, очень важные для маленькой личности. Если взрослый не интересуется жизнью малыша, считая все события, переживания пустяками, легко потерять нить доверия. Тогда родителям сложно наладить контакт, понять поступки, протесты. С годами конфликты между поколениями усиливаются, что приводит к психологическим травмам развивающейся личности. Уже будучи взрослым, человек все равно возвращается к детским травмам, мешающим самореализации, счастливой жизни.
Распространенные ошибки воспитания
Детская психология — это наука о правильной организации жизни ребенка. Основные аспекты полезно изучить не только родителям, но и всем окружающим — бабушкам, дедушкам, учителям. Основные ошибки воспитательного процесса деструктивно влияют на психику, формируя комплексы и страхи:
- Для обучения не эффективны инструменты принуждения. Ребенок не получает положительных эмоций от процесса и вместо того, чтобы изменить подход, вовлечь малыша, взрослый оказывает эмоциональное давление. В результате вырастает безвольная личность, привыкшая следовать чужим установкам.
- Стыдить ребенка, вместо спокойного обсуждения ситуации и оценки поведения. Особенно опасно публичный выплеск эмоций, малыш чувствует осуждение со стороны взрослых и собственную никчемность. Чтобы избегать подобных ситуаций, ребенок будет скрывать свои эмоции, постепенно отгораживаясь от родителей стеной.
- Психическое и физическое наказание детская психология определяет как насилие над личностью. Любая агрессия со стороны взрослых закладывает зачатки развития жестокости в будущем.
- Угрозы питают страх, развивают неуверенность в себе. Ребенок не чувствует себя в безопасности — основной потребности нормального развития психики. Обесценивание себя как личности мешает развивать природный потенциал. Низкая самооценка становится преградой для успешной карьеры, создания счастливой семьи.
- Критика со стороны взрослых может привести к протестам, желанию доказать свою значимость. Гиперчувствительные дети при резких оценках своих действий замыкаются, в дальнейшем боятся совершать ошибки. Необоснованное порицание поступков формирует закомплексованную, робкую личность.
- Игнорирование равносильно наказанию. У ребенка формируется мнение, что он незначителен в жизни родителей. Обесценивание своей роли будет наблюдаться и в будущем.
Неадекватное поведение детей является отражением ошибок взрослых в воспитании. Знания основ детской психологии поможет создать оптимальные условия для развития гармоничной личности.
Похвала — инструмент хорошего поведения
Поощрение — это показатель для ребенка, обозначающий правильность его действий. Кроме функции регулирования поведения, помогает в формировании уверенности, своей значимости. При неправильном использовании может привести к развитию чувства превосходства над остальными. Психологи рекомендуют хвалить детей за определенные действия, и не более 8 раз в день. Желательно комбинировать различные виды, чтобы не потеряли свою значимость. Не стоит путать поощрение и нежность, ласку, которые родители могут проявлять без ограничений.
Виды поощрений:
- словесные — «Молодец, собрал игрушки!», «Умничка, полила цветы!»
- тактильные — подбрасывания, объятия, «дай пять»;
- материальные — игрушки, развлечения, сладости;
- эмоциональные — времяпрепровождения с родителями, друзьями.
Как правильно поощрять:
- хвалить нужно сразу же после действия;
- достаточно один раз отметить хороший поступок ребенка;
- не манипулировать, используя похвалу для налаживания контакта.
Как определить готовность к обучению?
Детская психология по возрастам позволяет определить подходящие периоды для обучения. Знания возрастных норм помогает поэтапно развивать когнитивные и физические способности, подбирая оптимальные переходы от простого к сложному. Для объективной оценки готовности ребенка обучаться, психологи используют следующие критерии:
- физическое соответствие возрастным нормам — развитие крупной, мелкой моторики;
- когнитивные способности — речь, память, мышление;
- психологическая готовность;
- уровень социализации — готовность слушать и выполнять инструкции взрослых, сотрудничать со сверстниками, участвовать в жизни коллектива.
Взаимодействие между детьми
Через общение с другими детьми ребенок познает самого себя. Детская психология помогает определить иерархию в коллективе. Так, старшие дети часто берут ответственность за младших, подражая поведению взрослых. Они ждут от малышей безоговорочного признания своего авторитета, что ведет к конфликтам и ссорам. Возникает конкуренция и среди сверстников за лидерство и признание в коллективе. Задача взрослых организовать общение детей так, чтобы они не нарушали личностных границ друг друга.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Источник
Рейтинг Советы родителям, как в увлекательной форме заложить ребенку основы научного познания |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Когда родители думают о научном изучении мира, они, вероятно, представляют себе обучение в начальной школе и выше, химические эксперименты и учебники по биологии, часто используемые на уроках. Однако, научным приобретением знаний дети занимаются даже в дошкольном возрасте, как на занятиях в детском саду, так и за его пределами. По сути, как только они начинают задаваться вопросами и искать ответы на свои «как» и «почему», они приступают к практике научного познания.
Наука — это способ узнать о мире посредством исследования. Дети же являются исследователями от природы. Когда вы поддерживаете в ребенке его естественное желание исследовать все вокруг, вы помогаете ему развивать научный склад ума. Детям дошкольного возраста необходимо создать определенные условия, которые вовлекают их чувства и дают возможность сортировать и классифицировать, обрабатывать и наблюдать, строить умозаключения и задавать вопросы – вопросы, которые, в свою очередь, отразят нам то, как они формируют свои идеи о природе и материальном мире.
Научный метод для дошкольников не включает в себя использование новомодного оборудования и систематические процедуры. Вы можете содействовать научной любознательности вашего ребенка, просто участвуя в беседах с ним, читая книги и наблюдая за окружающим миром! Их природная жажда знаний превратит совместное изучение в настоящее событие.
Как же родителям помочь своим детям? Попробуйте некоторые из следующих забавных и простых способов вовлечь вашего малыша в научное изучение предметов.
Обсуждение. Поскольку вы осуществляете наблюдение за природой, начните разговаривать о ней с вашим маленьким дошкольником. Просто обсудите то, что вы видите, выдвигая гипотезу о том, что, по вашему мнению, может произойти дальше, и затем проведите категоризацию (классификацию) различных объектов и явлений. Это даст вашему ребенку очень важное базовое представление о науке.
Выдвигайте гипотезу: дайте ребенку возможность сделать предположение о том, что, по его мнению, может произойти.
- Спросите его, какой цвет, на его взгляд, может получиться при смешении синего и желтого и затем дайте ему самому попробовать это сделать, добавив пищевой краситель в воду или пальчиком нарисовав на бумаге.
- Немного познакомьте ребенка с миром физики, в частности с механикой, используя деревянную доску и игрушечную машинку или свернутую в трубку оберточную бумагу и шарик. Попросите ребенка предположить, под каким углом должна быть дощечка или бумажная трубка по отношению к поверхности, чтобы скорость машинки или шарика стала быстрее, а под каким – медленнее, а еще — под каким углом они смогут прокатиться дальше.
- Наполните большую емкость с водой и соберите со всего дома кучу разных мелких предметов. Пусть ваш ребенок предположит, какие из них утонут, а какие будут плавать на поверхности, а затем проверьте его теорию экспериментально. Поверьте, вы можете даже удивиться некоторыми результатами.
Проведите категоризацию (классифицируйте): помогите ребенку понять порядок вещей в природе посредством изучения категорий животных и продуктов питания.
- Отметьте с ребенком, какие именно продукты питания являются овощами, а какие фруктами. Можно также классифицировать другие продукты с вашего стола, например, молочные продукты, злаки (зерновые культуры) и разновидности белка.
- Поговорите о различных видах животных и посмотрите, что о них можно узнать из книг вашей домашней библиотеки. Следуйте за интересом вашего ребенка: если ему нравятся лягушки, найдите книги о земноводных; а своего маленький охотника на жучков побалуйте несколькими красочными книгами об особенностях и характеристике различных насекомых. Другие интересные категории можно выделить, изучая ночных животных, рептилий, рыб и млекопитающих.
Наблюдение. То, что вы считаете очевидным, может оказаться научным прорывом для вашего малыша. Изо дня в день вместе с ним наблюдайте всевозможные чудеса природы, озвучивая вслух свои наблюдения.
- Изучите растения. Вы можете отправиться на прогулку и понаблюдать там за любыми растениями, которые вы найдете. Весной обратите внимание, как набухают почки на деревьях, осенью — на падающие листья, а когда придет зима, посмотрите, как трава изменит свой цвет на коричневый. Зайдите в Интернет и узнайте больше ответов на вопросы вашего любознательного малыша.
- Исследуйте насекомых. Возьмите лупу и внимательно посмотрите на жука в вашем дворе. Дети просто очарованы разными жучками и получают большое удовольствие от пристального их рассмотрения. Обратите внимание ребенка на то, какие у жуков есть крылья или усики («антенки») или вместе сосчитайте сколько у них лапок («ножек»). Поищите в библиотеке и другие книги, чтобы ваше исследование стало еще глубже.
- Проанализируйте животных. Во время посещения зоопарка или фермы, обратите внимание на определенные характеристики животных. В чем отличие носорога от бегемота и чем они похожи? У каких животных имеются острые зубы и когти? Для чего жираф использует свою длинную шею, а слоны используют хобот? Что они едят? Где живут? Как называются их дети? Если это возможно, попросите смотрителя зоопарка или фермы ответить на любые вопросы, которые возникнут у вас и вашего ребенка.
Исследование. Поезжайте в вашу местную библиотеку, где содержится масса интересной информации по любой научной теме, которая привлекает вашего любознательного дошкольника.
- Обязательно посетите отдел научной литературы, в котором есть очень много книг с настоящими фотографиями, а не художественными иллюстрациями. Эти ценные экземпляры содержат также диаграммы, схемы и все то, что ваш ребенок захочет узнать по научной тематике.
- Обратите внимание на хорошо иллюстрированные детские энциклопедии, в них, как правило, рассказывается и о растениях. Там вы найдете не только описание их строения и особенностей произрастания, но также различные интересные факты, которые непременно увлекут ребенка в дальнейшее познание. Также отдельного внимания заслуживают и красочные детские энциклопедии насекомых.
- Не лишним будет прочитать вместе с ребенком интересные детские рассказы о животных, в которых в увлекательной литературной форме описаны многие научные факты.
Наука — это довольно просто для маленьких детей. Помогите ребенку узнать о его мире с помощью обсуждений, наблюдений и исследований. Эти простые действия заложат фундамент для его будущих научных начинаний!
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.7 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
19.03.2015
Источник
Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией!
От рождения до тризны
В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию.
Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зарождение науки относят к XVIII—XIX вв. Жан-Жак Руссо писал: «Мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчёт того, чему в состоянии научиться дети». Становление педологии связывают с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841). В процессе становления педагогической психологии происходила усиленная перестройка общей психологии. Гербартианская психология с её абстрактно-дедуктивным методом сменилась экспериментальной психологией, изучающей психические явления методами экспериментальной физиологии и раскрывающей некоторые возрастные психические особенности детей и их индивидуальные особенности.
Общее развитие
Общую картину жизни ребёнка, как полагали, должна была дать особая наука о раннем возрасте, которая кроме психологических данных требовала исследований физической жизни ребёнка, её зависимость от внешних, особенно — социальных условий его воспитания. Наука произрастала из детской психологии, которая, в отличие от педагогической психологии, вместе с вопросами о филогенетическом развитии человека ставила вопрос об онтогенетическом его развитии. Американец Стенли Холл считал невозможным изучать психическое развитие ребенка оторвано от его физического развития. В результате предложили создать новую науку — педологию, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. К моменту оформления педологии как самостоятельной науки запас знаний о психологии детского возраста был невелик. Педология была призвана дать картину развития ребёнка и единстве его психических и физических свойств в соотношении «био—социо». В методологии исследований с самого начала приоритет отдавался психологическому изучению ребёнка.
Профессор Павел Петрович Блонский (1884—1941) дал четыре формулы-определения, три из которых взаимно дополняют друг друга, а четвертая… противоречит им всем. Первая формула определяет педологию как «науку об особенностях детского возраста». Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребёнка в различные эпохи детства». Третья формула даёт определение: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий». Они сводятся к следующему: ребёнок как предмет изучения представляет собой явление природы не менее сложное, чем взрослый человек. При психологическом изучении ребёнка выявляли сложные «возрастные симптомокомплексы».
Отечественная педология
Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование Александра Петровича Нечаева (1870—1948) «Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Он с учениками изучал отдельные психические функции: память, внимание, суждение и т.д. Ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904-го открыты первые в России педологические курсы, а в 1906-м созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии.
В 1911 году в Москве Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика «психологических профилей», в которой он для составления полного «психологического профиля» предложил исследовать 38 отдельных психических функций.
Основателем и творцом педологии в СССР называют и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), благодаря которому были созданы: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных детей, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника.
В 1915 году вышла книга Григория Яковлевича Трошина (1874—1939) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».
Советская педология
В 1921 году в Москве были образованы сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. В 1923 году в Москве прошёл I Всероссийский съезд по психоневрологии со специальной секцией по педологии и вскоре стал выходить «Педологический журнал».
Весьма перспективной среди педологов считалась методика наблюдения за процессами поведения и изучение результатов этих процессов, разработанных Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931). Но сами разнообразные тесты были разработаны и впервые применены в США для выявления умственных способностей и определения обучаемости детей бывших рабов. «Национальные тесты», рассчитанные на применение во всех школах США, создавались, чтобы: помочь подразделить умственно более сильных и умственно более слабых детей различных школьных групп на более мелкие подгруппы; помочь учителю ориентироваться в индивидуальных особенностях детей определённой группы; вскрыть индивидуальные причины, в силу которых некоторые дети не могут приспособиться к классной работе и общественной жизни; содействовать профессиональной ориентации детей. Их обзор на русском языке был дан в 1926 году Н.А. Бухгольцем и А.М. Шубертом, а анализ привёл к выводу о несомненной перспективности применения в педологии.
В конце 1920-х годов тестирование стали применять в школах и других детских учреждениях и в СССР. На основе тестов определялись одаренность и успешность детей, давались прогнозы обучаемости и рекомендации педагогам, разрабатывались оригинальные отечественные тесты, аналогичные тестам Бине. Тестирование стало массовыми. По из результатам определялся «умственный возраст» ученика, что противоречило догматам уравнительного обучения, которое испытали на себе несколько поколений советских детей.
В 1925 году появилось первое учебное пособие для студентов педагогических институтов Павла Блонского «Педология». Следом он публикует ещё две работы: «Педология в массовой школе первой ступени» и «Основы педагогики». А профессора Григорий Алексеевич Фортунатов (1890—1972) и Г.В. Мурашов разработали методику исследования детского коллектива.
Весной 1927 года в Москве было созвано педологическое совещание, на котором обсудили роль среды, наследственности и конституции в развитии ребенка, значение коллектива как фактора, формирующего детскую личность; методы изучения ребёнка и соотношение рефлексологии и психологии. Однако во главу угла педологии поставили идеологический принцип.
До 1931 года пользовались ещё двумя определениями педологии: «Наука о факторах, закономерностях, стадиях и типах социально-биологического формирования индивида» и «Наука о генетических процессах, о выработке новых усложняющихся механизмов под воздействием новых факторов, о ломке, перестройке, трансформации функций и лежащих в их основе материальных субстратах в условиях роста детского организма».
За развитие педологии в СССР выступала и вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская. «Кто-то перегибает палку и недооценивает наследственности и влияния общих законов развития», – говорила она и указывала на «отсутствие в науке достаточно четких указаний об учебно-воспитательной ёмкости каждого возраста, о специфических его особенностях, требующих возрастной индивидуализации, программного подхода».
Однако деятельность педологических лабораторий по сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств не согласовывались с новой линией партии. По итогам тестирования в разряд дефективных учащихся в основном попадали дети рабочих и крестьян, а среди одарённых оказывались потомки дворян, интеллигенции, священников и других «социально-чуждых» элементов.
Недооценка культурно-исторической среды и переоценка природных способностей учащихся при истолковании испытаний выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность.
Итогом полемики о педологической практике в народном образовании стало вышедшее 4 июля 1936 года Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое на долгие годы официально запретило применение методов тестирования, обвинив педологов в злоупотреблениях, которые приводят к недопустимым социальным последствиям, и фактически ликвидировало педологию как науку. Согласно постановлению, педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
***
О запрещённой в СССР науке в Энциклопедическом словаре 1953 года издания написано: «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована». В РФ использование тестов в образовательных учреждениях стало в пику советской системе образования неотъемлемой частью.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!
Источник