Научные статьи о развитии ребенка до года
Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.
Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.
Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.
Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].
Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].
Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.
Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.
Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?
Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.
Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.
Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.
Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.
В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.
Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.
Литература:
- Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
- Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
- Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
- Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
- Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
- Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, детский возраст, младенческий возраст, сенситивный период, жизнь ребенка.
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Статья
Тема:
«Раннее развитие — вред или польза?»
Подготовила:
Воспитатель Жихарева Виктория Николаевна
Санкт-Петербург
2015
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В «раннем развитии» безусловно прекрасно одно — это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми — самыми. И это так естественно — на пути к своей мечте пройти через увлечение «ранним развитием». Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.
Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно». Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.
Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.
Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.
Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка — развить и раскрыть его собственный потенциал. Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.
Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.
Раннее обучение — это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.
Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.
Почему же родители стремятся к раннему обучению?
Родителям хочется, чтобы:
- ребенок был не по годам развит, потому что хочется
- воспитать его уникумом, не таким, как все;
- ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»
воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)
Польза «раннего развития»
Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):
С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.
В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.
Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.
Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.
Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.
Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.
Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д. И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.
Что несет за собой раннее обучение?
Перегрузка центральной нервной системы.
Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.
Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям. Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску — и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по «раннему развитию». Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.
Снижение «пластичности» мозга.
При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
Проблемы с самооценкой
Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.
«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.
Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.
Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики «раннего развития» основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний «успех», доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию — и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик «раннего развития», а есть только некоторые руководства. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы «раннего развития» построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет «развитие» словно бы и заканчивается. А где же методики «раннего развития» школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?
Раннее развитие: стоит ли?
Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни. И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами — такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер. Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов. Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить — со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: «Не учить, а знакомить!» Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух «Сказку о царе Салтане» Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.
И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!
Использованные источники: « Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины», Леонид Некин, nekin@narod.ru.По материалам сайта Тропинка к гениальности.
Источник