Наталья кулакова развитие ребенка
Наталья Кулакова
Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей
Предисловие
Когда малыш рождается, он кажется таким крохотным, таким беспомощным! Даже не верится, что эти ножки очень скоро будут шлепать по лужам, нетерпеливые ручки тащить, хватать, ловить, вытаскивать… А с губ сорвутся первые слова… Мы мечтаем, как он подрастет, пойдет в школу, как мы сможем поговорить с ним по душам, поделиться с ним своими знаниями или опытом. А сейчас, когда он только родился, он – маленькое загадочное существо. Как его любить? Как понять? Чему учить и что развивать? Столько вопросов было у меня, когда родился первый ребенок. В этой книге я собрала ответы, которые мне удалось найти, а иногда полагаясь на знания и наблюдения, частично на интуицию. Будучи монтессори-педагогом, приняв многие гуманистические идеи этой педагогики, в частности ту, что ребенок с рождения обладает впитывающим сознанием, я, как никто, понимаю, как важно, чтобы с самого рождения малыш получил наилучший материал для впитывания и развития. Многолетний опыт и ощущение поддержки со стороны таких педагогов, как Мария Монтессори, помогли мне сформулировать ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы ребенку был обеспечен наилучший старт.
Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.
Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.
Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.
Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…
Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»
Родители, задавайте свои вопросы! И думайте, действительно ли дожди и отсутствие мамы полезнее солнца и моря. А морская вода вредит пятимесячному ребенку больше, чем потница? Нужно ли учить ребенка читать до года? Если вы ответите себе, зачем это вашему ребенку, пробуйте. А еще доверяйте своей интуиции. Именно вы сможете почувствовать, подходит ли это вашему малышу. Всегда есть повод для размышлений, даже если это первый ребенок. И тем более если первый. И не забывайте, что малыш все впитывает, как губка, – плохое и хорошее, полезное и бесполезное. Он каким-то чудом знает, слышит и видит все, даже если сидит, повернувшись к вам спиной.
Часть 1
Первый год жизни
Глава 1
Как любить ребенка в понимании ребенка?
Мой первый и главный ответ на вопросы, ответ-совет: в первый год жизни, а также до этого и после года ребенка надо любить.
«В каких же родителях нет любви к своему чаду?» – воскликнет читатель. «У нашей дочери все самое лучшее – самая дорогая одежда, самая удобная коляска, няня прекрасная… ей всего хватает». Кое-кто может добавить: «Очень бережем, даже в море не купаем, да и вообще климат не меняем. В общем, любим страшно!»
Любить нужно в понимании ребенка, а не взрослого.
Всегда ли мы умеем проявить свою любовь именно так, как это необходимо ребенку? Задумайтесь. Американскими учеными был проведен эксперимент: две группы крысят, рожденных от одних родителей, поместили в равные бытовые условия (их одинаково кормили, ухаживали и т. д.). За исключением одной детали: малышей из одной группы ежедневно… гладили, пока они росли. В результате они набрали больший вес, стали здоровее и крепче своих родственников из другой группы.
А теперь о людях. Новорожденного, совсем крошечного ребенка, почти всегда можно успокоить (когда другие средства уже не помогают), раздев и положив на свой живот, кожей к коже, лучше к левой груди, где бьется сердце. Это неудивительно, ведь основное назначение кожи – способствовать человеческой близости и теплу, восприятию, содействовать контакту, «проводить» ласку.
Дети чувствуют боль и прикосновение уже в возрасте 10–11 недель в утробе матери (а может быть, и раньше, такие исследования еще впереди). Кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что младенец рождается с уже хорошо развитым тактильным восприятием. Ни один орган чувств, пожалуй, не развит у новорожденного так хорошо. «При рождении ребенком резче всего воспринимается именно прикосновение на биологическом и психологическом уровнях», – пишет Стенли Гринспэн.
Все это понимают, однако современные малыши проводят очень много времени в кроватках, манежиках, детских переносках, ходунках и т. п. Гиподинамия и различные психологические проблемы – вот расплата за «блага» цивилизации. Многие родители прямо заявляют: «Я своего стараюсь к рукам не приучать, пусть лучше покричит лишний раз, привыкнет». Дети действительно очень быстро понимают, что их плач мало или совсем не влияет на то, что происходит вокруг. Но вот в чем проблема: сама причина или природа стресса является менее значительным фактором, чем то, каким образом удается облегчить его последствия и удается ли это сделать вообще. Пережитые в период младенчества ситуации (дискомфорт, после которого не следует утешения) формируют поведенческие модели и скорее всего дадут толчок к возникновению комплексов, низкой самооценки, других проблем в будущем. Мы ведь не желаем этого своим детям? Тогда их надо любить.
Источник
Наталья Кулакова
Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей
Предисловие
И держу на руках своего четвертого ребенка, наслаждаюсь ни с чем несравнимым запахом младенца и понимаю, что я обязана этому миру. Прежде всего за то, что я снова мама, за те бесконечные возможности, которые это дает каждый раз, и просто за постоянную, хорошо ощутимую поддержку свыше, которую получаю, когда делаю свое дело.
Я работаю с детьми, и мне часто приходится отвечать на вопросы родителей, иногда
по Интернету или на страницах родительских журналов. О, у думающих родителей множество вопросов! Что делать с подрастающим малышом? Как не навредить, что запрещать, а что позволять? Как справляться с упрямством и истериками? Как развивать речь и приучать к самостоятельности? По какой методике заниматься с малышом? Сколько времени в день посвящать развитию? Наконец, какой пластилин и краски безопасны для все тянущего в рот карапуза?
Поэтому я догадываюсь, в чем может материализоваться моя благодарность миру за все. Я напишу продолжение первой книги («Развитие ребенка. Первый год жизни»), я обязана поделиться своими находками, опытом, ответить на вопросы родителей. Возможно, она станет для кого-то подспорьем в нелегком деле осознанного воспитания и развития ребенка, тем более что те, кто прочитал про первый год, спрашивают: «А что дальше?»
До года все было и сложно, и просто одновременно. Все было ново для родителей, но не было самого главного, что ставит взрослых в тупик на втором году жизни крохи. До года ребенок еще мало проявлял собственную волю, не так часто протестовал, не топал ногой, настаивая на своем, и не кусал брата, чтобы отнять игрушку, он замирал от счастья, прижавшись к маме. Но вот он подрос… И тут тако-о-ое началось!
Особенно сложно с детками, с которыми родители усердно занимались, уделяли им много внимания, активно знакомили с миром, ведь они как личности развиваются быстрее. В учебниках по развитию речи можно прочитать, что ребенок начинает говорить о себе в первом лице, осознает себя как личность, выделяет себя в мире к трем годам… Ничего подобного! По моим наблюдениям, уже в полтора года, некоторые к двум говорят «я». Я – и все тут! Считайтесь со мной, учитывайте мое мнение, научитесь ладить со мной. Вот он и вылупился, характер…
Ломать его – себе дороже. Вырастет такой «сломанный» покорным, безынициативным, несамостоятельным и скучным. Не ломать – не просто на шею сядет, на голову залезет. И что же делать?
Как и раньше, я призываю вас думать и задавать мои любимые вопросы «зачем?» и «почему?». Не спешите окружать ребенка стеной запретов. Спросите себя, что является вашей конечной целью – добиться послушания или все-таки вырастить счастливого и успешного человека. В то же время обозначьте границы. Где же золотая середина? Попробуем разобраться. Ведь мы совершаем немало ошибок, понимаем и раскаиваемся лишь годы спустя. В свое время меня поразила книга многодетной мамы знаменитой семьи Никитиных (Л. А. Никитина «Я учусь быть мамой»). В ней она годы спустя анализировала свой дневник, который вела, когда дети были маленькими. И что удивительно, на смену «Этого мы наказали», а «Этого мы в угол поставили» пришло «Сейчас бы мы этого пожалели», «А этому помогли справиться с…». Вот такая странная лояльность и жалость появляется с годами.
Другой важный вопрос на втором году жизни – развитие речи, коммуникативных способностей ребенка. Вроде бы рано еще беспокоиться, даже консультацию у логопеда получить можно не раньше двух с половиной-трех лет. А время-то будет упущено, благодатное время, когда у ребенка колоссально развиты компенсаторные возможности, когда многое можно наверстать, сгладить последствия неблагоприятной беременности, не вполне легких родов и т. д. Вот что утверждают нейрохирурги: «Если удалить участок мозга до трех лет, он восстанавливается, с трех до семи – другой участок мозга возьмет на себя функции удаленного, а дальше спрогнозировать сложно». В любом случае возраст до трех лет – это уникальный восстановительно-адаптационный период.
Так что же могут узнать родители про развитие речи в этот период? Заглянешь в Интернет: либо все очень примитивно – должен в норме столько-то слов произносить (кому должен?), либо ужас, нагнетаемый логопедами-дефектологами, от которого родители начинают метаться: «Мы не вписываемся в норму». И непонятно, как в эту норму вписаться, как в конце концов пересчитать слова в «речи» ребенка. «Гав-гав» считать за слово? А «ху» про поросенка – слово? Ведь кроме нормы нужно учесть генетику, анамнез родов и беременности, стратегию вхождения ребенка в язык, его пол, темперамент, межполушарную асимметрию, уровень стрессированности мамы и малыша и т. д.
Почти нигде ни слова о том, что нужно смотреть на ребенка в целом и, помимо активного словарного запаса (то, что кроха произносит), нужно оценить пассивный словарный запас (те слова, которые он знает, понимает), способность к подражанию, коммуникативные навыки, умение жевать и глотать и т. п. Написать обо всем этом меня побуждают вопросы родителей.
Как и первая, эта книга не об уходе за малышом, это книга о развитии и воспитании и о взаимодействии с ребенком на втором году жизни. Она исключительно практическая, применимая в повседневной жизни, все мои советы проверены на собственных и чужих детях. Это книга о становлении родительства вообще и моего лично. Теоретические части в ней лишь для того, чтобы лучше понять, что мы делаем, почему и зачем.
Часть 1
Окружение ребенка. Как организовать пространство?
Поддерживаем познавательный интерес ребенка
Малыш рождается с огромной жаждой познания, которая дает ему возможность расти, развиваться, узнавать что-то новое. Любой предмет представляет интерес для маленького ребенка. Для него все ново, все в первый раз. А значит, каждый исследовательский бросок дает крохе дополнительную энергию. Наблюдая за маленьким ребенком, диву даешься: «Когда же он устанет?» Да никогда. Он ловит рукой струю из-под крана, она не ловится, проскальзывает мимо пальцев – открытие, восторг! Поймал жучка в коридоре, тот ползет, убегает – снова открытие, снова восторг и снова прибавка сил, толкающих на новые открытия. Взрослого удивить очень сложно. Что может нас привести в такой же восторг и придать столько сил? Посещение Ниагарского водопада, прыжок с парашютом, а может, самостоятельное путешествие по тайге?
Наша повседневная жизнь не похожа на повседневную жизнь крохи. Попробуйте взглянуть на этот факт не предвзято, ведь такие поразительные возможности даются нам лишь в раннем детстве. Невероятная движущая сила, которая раздражает и выматывает многих взрослых, заставляет ребенка все доставать, везде залезать, раскручивать, пробовать, рассыпать, размазывать и разливать.
После года малыш как раз входит во вкус и начинает действовать в полную силу, ведь у него теперь совсем другие двигательные возможности, он постепенно обретает самостоятельность и дотягивается до тех вещей, которые красовались в наших интерьерах нетронутыми в первый год его жизни.
Мы и не замечаем, как гасим интерес ребенка своими постоянными ограничениями, запретами, прерываем интересные игры, ограничиваем увлеченность крохи ради, например, режимных моментов: «Хватит играть, пора обедать!» Порой мы даже пугаем его, когда малыш, например, лезет в пепельницу или мусорное ведро, а мама или бабушка в этот момент истошно кричит. Впоследствии ребенок закрывается, боится лишний раз проявить инициативу.
А ведь развитие познавательных интересов еще очень пригодится для успешного обучения и для развития малыша в целом. Выходит, гасить интерес к миру, подавлять любопытство ребенка никак нельзя.
Какой же должна быть позиция родителей по отношению к этой всепоглощающей жажде познания? Поддержка, несомненно, но какая-то особенная. «Пусть делает что угодно» ведь тоже не подходит. Значит, придется искать какой-то компромисс.
Источник
Выбрать главу
Наталья Кулакова
Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей
Предисловие
Когда малыш рождается, он кажется таким крохотным, таким беспомощным! Даже не верится, что эти ножки очень скоро будут шлепать по лужам, нетерпеливые ручки тащить, хватать, ловить, вытаскивать… А с губ сорвутся первые слова… Мы мечтаем, как он подрастет, пойдет в школу, как мы сможем поговорить с ним по душам, поделиться с ним своими знаниями или опытом. А сейчас, когда он только родился, он – маленькое загадочное существо. Как его любить? Как понять? Чему учить и что развивать? Столько вопросов было у меня, когда родился первый ребенок. В этой книге я собрала ответы, которые мне удалось найти, а иногда полагаясь на знания и наблюдения, частично на интуицию. Будучи монтессори-педагогом, приняв многие гуманистические идеи этой педагогики, в частности ту, что ребенок с рождения обладает впитывающим сознанием, я, как никто, понимаю, как важно, чтобы с самого рождения малыш получил наилучший материал для впитывания и развития. Многолетний опыт и ощущение поддержки со стороны таких педагогов, как Мария Монтессори, помогли мне сформулировать ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы ребенку был обеспечен наилучший старт.
Книга не об уходе за младенцем, об этом и так написано немало. Я занимаюсь психологией и развитием детей. Эта книга о фундаменте, который закладывается в раннем возрасте. Это основа взаимоотношений с ребенком, залог его успешного и своевременного развития, и обеспечить это можно лишь в раннем симбиозе с родителями. В книге две части: в первой – общая информация, например, о том, какие игрушки и книжки нужны в первый год жизни, как развивать ту или иную сферу, а главное, зачем. Во второй части занятия расписаны по месяцам первого года жизни – от одного до двенадцати. Некоторые упражнения и описания игр здесь дублируют приведенные в первой части. Это поможет вам соотнести общую информацию с конкретным возрастом ребенка. Надеюсь, такая «двухполушарная» структура информации (что соответствует устройству человеческого мозга), и целостная, и детальная, поможет усвоить ее легко.
Эта книга о том, что мне удалось понять и рассмотреть благодаря своим детям, а также многочисленным младенцам, с которыми я занималась, которых наблюдала. Она исключительно практическая: в основном это советы и упражнения, а теория только для того, чтобы понять, зачем что-то делать.
Зачем и почему? Мои любимые вопросы. Зачем гимнастика? Зачем плавать? Почему именно эта методика, а не другая? Почему это не нравится моему ребенку, а это нравится? А второму ребенку оказалось полезным что-то третье. Я не очень люблю давать советы, я всегда жду вопросов. Поэтому хочется, чтобы каждый нашел что-то полезное в этой книге для себя и своего ребенка, без фанатизма, но задавая вопросы и прикидывая, тот ли это «размер». Думая.
Недавний эпизод убедил меня: книге быть, она может кому-то помочь. Летний пляж, +36, кроме собственных, с нами туча детей от 8 месяцев до 8 лет (это выездная группа на Кипр), все они перепачканы с ног до головы песком, большинство свободно плавает и ныряет. Неподалеку томится «посторонняя мама» (как выяснилось, из Швейцарии) с ребенком неопределенного возраста. Объясню, почему неопределенного: ребенок крупный, но поддерживает и тетешкает она его как двух-трехмесячного, они не купаются, сидят под зонтиком. Думаю, обоим очень жарко, у ребенка потница. Пару дней наблюдаем за ними. Наконец не выдерживаем, выясняется, что ребенку 5 месяцев. На вопрос «А почему вы не купаете его, не плаваете?» получаю изумительный ответ: «А врач сказал, что можно начинать месяцев в восемь-девять». Может, это тот самый врач, который посоветовал маме годовалого(!) ребенка оставить его на пару недель, а самой поехать отдохнуть, ведь не стоит климат менять такому малышу. Ах нет, тот был в России, а этот из Швейцарии. Или это тот врач, который сказал, что дети, не получающие грудного вскармливания после года, опережают в своем развитии… Или тот, который считает, что ребенку, который не начал ходить, бессмысленно посещать развивающие занятия…
Мне хочется кричать свое «почему?» на весь пляж. С нами педиатр, она другого мнения. С нами дети, которые другого мнения. Что может убедить маму малыша? «Ведь это мой первый ребенок, я не знаю, как правильно!» Я тоже не знаю, хотя у меня третий ребенок, я просто пытаюсь понять малыша, которому нестерпимо жарко. «Ну хоть бассейн ему налейте, попробуйте!» – беспомощно предлагаем мы. На следующий день на их лицах счастливые улыбки: «Мы купались в бассейне с морской водой!»
Источник