Наследственность и развитие ребенка кратко
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
1. Наследование интеллектуальных качеств.
Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).
Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
2. Наследование специальных качеств.
Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.
3. Наследование моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.
Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.
Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:
· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);
· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);
· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).
К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).
Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.
Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.
Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Источник
2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови.
Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.
И.П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Источник
Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè
Ëåêöèÿ 10. Íàñëåäñòâåííîñòü, ñðåäà è âîñïèòàíèå êàê ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
Íàñëåäñòâåííîñòü — ýòî îòðàæåíèå áèîëîãè÷åñêîãî â ÷åëîâåêå,
ïåðåäà÷à îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ è îñîáåííîñòåé. Íîñèòåëè
íàñëåäñòâåííîñòè — ãåíû (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷. — «ðîæäàþùèé»), ëîêàëèçîâàííûå â
ñòðóêòóðàõ ÿäðà êëåòêè — õðîìîñîìàõ.
Ñîâðåìåííàÿ íàóêà äîêàçàëà, ÷òî ñâîéñòâà îðãàíèçìà çàøèôðîâàíû â
ñâîåîáðàçíîì ãåííîì êîäå. Ãåíåòèêà ðàñøèôðîâàëà
íàñëåäñòâåííóþ ïðîãðàììó ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò:
äåòåðìèíèðîâàííóþ ÷àñòü — îïðåäåëÿåò òî îáùåå, ÷òî äåëàåò
÷åëîâåêà ÷åëîâåêîì:
äåòåðìèíèðîâàííàÿ ÷àñòü ïðîãðàììû îáåñïå÷èâàåò ïðîäîëæåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî
ðîäà;
îáåñïå÷èâàåò âèäîâûå çàäàòêè ÷åëîâåêà êàê ïðåäñòàâèòåëÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà,
çàäàòêè ðå÷è, ïðÿìîõîæäåíèÿ, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ìûøëåíèÿ;
îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì ïåðåäàþòñÿ âíåøíèå ïðèçíàêè (îñîáåííîñòè òåëîñëîæåíèÿ,
êîíñòèòóöèè, öâåò âîëîñ, ãëàç è êîæè);
æåñòêî ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàíî ñî÷åòàíèå â îðãàíèçìå ðàçëè÷íûõ áåëêîâ,
îïðåäåëåíû ãðóïïû êðîâè, ðåçóñ-ôàêòîð;
ê íàñëåäñòâåííûì ñâîéñòâàì îòíîñÿòñÿ îñîáåííîñòè íåðâíîé ñèñòåìû,
îáóñëîâëèâàþùèå îñîáåííîñòè ïðîòåêàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ïàòîëîãè÷åñêèå
íåäîñòàòêè íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè ðîäèòåëåé, âûçûâàþùèå, íàïðèìåð, øèçîôðåíèþ,
ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïîòîìñòâó); íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð èìåþò áîëåçíè êðîâè
(ãåìîôèëèÿ), ñàõàðíûé äèàáåò, íåêîòîðûå ýíäîêðèííûå ðàññòðîéñòâà (íàïðèìåð,
êàðëèêîâîñòü), îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ïîòîìñòâî îêàçûâàþò àëêîãîëèçì è
íàðêîìàíèÿ ðîäèòåëåé.
ïåðåìåííóþ ÷àñòü — îïðåäåëÿåò òî îñîáåííîå, ÷òî îòëè÷àåò
ëþäåé äðóã îò äðóãà, îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå ñèñòåì, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçìó
÷åëîâåêà ïðèñïîñîáèòüñÿ ê èçìåíåíèþ óñëîâèé åãî ñóùåñòâîâàíèÿ; êàæäûé
÷åëîâåê äîïîëíÿåò ýòó ÷àñòü ïðîãðàììû ñàìîñòîÿòåëüíî ïóòåì ñàìîðàçâèòèÿ è
ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, òàêèì îáðàçîì, íåîáõîäèìîñòü âîñïèòàíèÿ çàëîæåíà â
÷åëîâåêå ïðèðîäîé.
Ñ ïåäàãîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò 3 ãëàâíûå
ïðîáëåìû:
1. Íàñëåäîâàíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ êà÷åñòâ.
Äåòè íàñëåäóþò íå ãîòîâûå ñïîñîáíîñòè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè, à
òîëüêî çàäàòêè — ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ
ñïîñîáíîñòåé. Ïðè ýòîì èìåþùèåñÿ ðàçëè÷èÿ â òèïàõ âûñøåé íåðâíîé
äåÿòåëüíîñòè èçìåíÿþò ëèøü ïðîòåêàíèå ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, íî íå
ïðåäîïðåäåëÿþò êà÷åñòâà è óðîâíÿ ñàìîé èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Óíàñëåäîâàííûå ÷åëîâåêîì çàäàòêè ðåàëèçóþòñÿ èëè íå ðåàëèçóþòñÿ â
çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ (óñëîâèé æèçíè, ñðåäû, ïîòðåáíîñòåé
îáùåñòâà, îò ñïðîñà íà ïðîäóêò òîé èëè èíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà).
Èçâåñòíûé ãåíåòèê, àêàäåìèê Í. Ï. Äóáèíèí ñ÷èòàåò îøèáî÷íûì
ðàñïðîñòðàíåííîå ìíåíèå î òîì, ÷òî óðîâåíü èíòåëëåêòà ïåðåäàåòñÿ îò
ðîäèòåëåé ê äåòÿì. Âìåñòå ñ òåì ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò, ÷òî
ñóùåñòâóåò íåáëàãîïðèÿòíàÿ äëÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ
ñïîñîáíîñòåé íàñëåäñòâåííîñòü (âÿëûå êëåòêè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé
àëêîãîëèêîâ, íàðóøåííûå ãåíåòè÷åñêèå ñòðóêòóðû ó íàðêîìàíîâ, íàñëåäñòâåííûå
ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ). Ñîâðåìåííàÿ ïåäàãîãèêà äåëàåò àêöåíò íå íà
âûÿâëåíèè ðàçëè÷èé è ïðèñïîñîáëåíèè ê íèì âîñïèòàíèÿ, à íà ñîçäàíèè
ðàâíûõ óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ èìåþùèõñÿ ó êàæäîãî ÷åëîâåêà çàäàòêîâ äëÿ
ðàçâèòèÿ ñâîèõ óìñòâåííûõ ñèë.
2. Íàñëåäîâàíèå ñïåöèàëüíûõ êà÷åñòâ.
Ñïåöèàëüíûìè íàçûâàþòñÿ çàäàòêè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè
(ìóçûêàëüíûå çàäàòêè, õóäîæåñòâåííûå, ìàòåìàòè÷åñêèå, ëèíãâèñòè÷åñêèå,
ñïîðòèâíûå è äð.). Óñòàíîâëåíî, ÷òî äåòè, îáëàäàþùèå ñïåöèàëüíûìè
çàäàòêàìè, äîñòèãàþò çíà÷èòåëüíî áîëåå âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ è ïðîäâèãàþòñÿ â
èçáðàííîé îáëàñòè äåÿòåëüíîñòè áûñòðûìè òåìïàìè. Ïðè ñèëüíîé âûðàæåííîñòè
òàêèõ çàäàòêîâ îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå, åñëè ÷åëîâåêó
ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ.
3. Íàñëåäîâàíèå ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ.
Âåäóùèì ïîëîæåíèåì îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêè äîëãîå âðåìÿ áûëî óòâåðæäåíèå î
òîì, ÷òî âñå ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè íå íàñëåäóþòñÿ, à ïðèîáðåòàþòñÿ â
ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ðåáåíîê
íå ðîæäàåòñÿ íè çëûì, íè äîáðûì, òî åñòü â ãåíåòè÷åñêèõ ïðîãðàììàõ ÷åëîâåêà
íå çàëîæåíà èíôîðìàöèÿ î ñîöèàëüíîì ïîâåäåíèè (äóøà íîâîðîæäåííîãî —
«÷èñòûé ëèñò»). Äåéñòâèòåëüíî, ðàñøèôðîâûâàÿ ãåíåòè÷åñêèå ïðîãðàììû,
ó÷åíûå íå îáíàðóæèëè íè ãåíîâ äîáðà èëè çëà, íè ãåíîâ àãðåññèè èëè
ïîêîðíîñòè, íè äðóãèõ ãåíîâ, ïðè÷àñòíûõ ê íðàâñòâåííîñòè.
Âìåñòå ñ òåì â çàïàäíîé ïåäàãîãèêå (Ì. Ìîíòåññîðè, Ê. Ëîðåíö, Ý. Ôðîìì è
äð.) äîìèíèðóåò óòâåðæäåíèå î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà
÷åëîâåêà áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíû, òî åñòü ëþäè ðîæäàþòñÿ äîáðûìè èëè
çëûìè, ïðèðîäîé ÷åëîâåêó äàåòñÿ àãðåññèâíîñòü, æåñòîêîñòü. Òàêèå âûâîäû
äåëàþòñÿ íà îñíîâàíèè ïðèçíàíèÿ íàëè÷èÿ èíñòèíêòîâ (èíñòèíêòû íàñëåäóþòñÿ) è
ðåôëåêñîâ ó æèâîòíûõ è ëþäåé, òî åñòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ïðèçíàåòñÿ
èíñòèíêòèâíûì, ðåôëåêòîðíûì. Â ïîëüçó íàñëåäñòâåííîé îáóñëîâëåííîñòè
íðàâñòâåííîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ îòêðûòî âûñêàçûâàþòñÿ
àêàäåìèê Ï. Ê. Àíîõèí, Í. Ì. Àìîñîâ è äð. ó÷åíûå, óêàçûâàÿ, ÷òî ÷åëîâåê êàê
áèîëîãè÷åñêèé âèä ïîäâåðãñÿ î÷åíü íåçíà÷èòåëüíûì èçìåíåíèÿì çà âñþ èçâåñòíóþ
ëþäÿì èñòîðèþ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, — ýòî ÿâëÿåòñÿ äîêàçàòåëüñòâîì
íåèçìåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû.
Òàêèì îáðàçîì, âîïðîñ î íàñëåäîâàíèè ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ÿâëÿåòñÿ äî
ñèõ ïîð îòêðûòûì è ñëîæíûì.
×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, òî
åñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå,
ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò.
Íàóêå èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåòåíûøåé âîëêàìè, 5 —
ìåäâåäÿìè, 1 — ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí — íå ìåíåå 10 ñëó÷àåâ,
1 ðåáåíîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, 1 — îâöîé. Â 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã
îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå äâóõ äåâî÷åê — 2 ëåò è 5-7 ëåò: âûâåçåííûå èç
äæóíãëåé äåòè õîäèëè è áåãàëè íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷åì òîëüêî íî÷üþ, à äíåì
ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë; ìëàäøàÿ äåâî÷êà — Àìàëà — ñêîðî óìåðëà, òàê
íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ — Êàìàëà — ïðîæèëà äî 17 ëåò (äâà ãîäà
ïðèøëîñü ó÷èòü åå ñòîÿòü, çà 10 ëåò îáó÷åíèÿ ëåêñèêîí äåâî÷êè ñîñòàâèë ñòî
ñëîâ — äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîøåë, äåâî÷êà íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè,
ïèòü èç ñòàêàíà, â 17 ëåò ïî óðîâíþ ðàçâèòèÿ Êàìàëà ñîîòâåòñòâîâàëà
4-ëåòíåìó ðåáåíêó).
Ñðåäà — ýòî ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé
ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà:
ñîöèàëüíàÿ ñðåäà (îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ
îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, äð.); ñîöèàëüíóþ ñðåäó îòíîñÿò ê
îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ;
áëèæíÿÿ ñðåäà (ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ).
Ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû, îäíàêî ïðè îöåíêå
ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû âçãëÿäû ïåäàãîãîâ íå ñîâïàäàþò, òàê êàê àáñòðàêòíîé
ñðåäû íå ñóùåñòâóåò — åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå
óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î
âëèÿíèè ñðåäû, òî èìåþò â âèäó, ïðåæäå âñåãî, ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ.
Äîìàøíÿÿ ñðåäà îêàçûâàåò îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà,
îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã èíòåðåñîâ è
ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé ðåáåíêà; ñåìüÿ ïðåäîñòàâëÿåò
óñëîâèÿ (â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå) äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ ðåáåíêà;
â ñåìüå çàêëàäûâàþòñÿ íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Êðèçèñ
ñîâðåìåííîé ðîññèéñêîé ñåìüè (ðîñò ÷èñëà ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðîñò
÷èñëà ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé) ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ,
ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ — çíà÷èòåëüíîå
÷èñëî ïðàâîíàðóøåíèé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â
âîçðàñòå 14-18 ëåò.
Ïî âîïðîñó î òîì, ÷òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå
÷åëîâåêà — ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü — ñóùåñòâóþò äâå ïîçèöèè:
ïðèâåðæåíöû áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå îòäàþò
ïðåäïî÷òåíèå íàñëåäñòâåííîñòè;
ïðèâåðæåíöû ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî) îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ñðåäå.
Àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) óñòàíîâèë êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: 64% — íàñëåäñòâåííûå
âëèÿíèÿ, 16% — ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû, 3% — ðàçëè÷èÿ â
âîñïèòàíèè äåòåé â ñåìüå, 17% — ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå
íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).
Îáùèé âûâîä ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ
ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå
áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ. Êàæäûé ÷åëîâåê ðàçâèâàåòñÿ ïî-ñâîåìó, è
«äîëÿ» âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.
Âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû êîððåêòèðóåòñÿ âîñïèòàíèåì.
Ýôôåêòèâíîñòü âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â
öåëåíàïðàâëåííîñòè, ñèñòåìàòè÷íîñòè è êâàëèôèöèðîâàííîì ðóêîâîäñòâå. Âìåñòå
ñ òåì ñëàáîñòü âîñïèòàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíî îñíîâûâàåòñÿ íà
ñîçíàíèè ÷åëîâåêà è òðåáóåò åãî ó÷àñòèÿ, òîãäà êàê íàñëåäñòâåííîñòü è ñðåäà
äåéñòâóþò áåññîçíàòåëüíî è ïîäñîçíàòåëüíî.
Äèàïàçîí îöåíîê ðîëè âîñïèòàíèÿ øèðîê: îò óòâåðæäåíèÿ ïîëíîé áåññèëüíîñòè âîñïèòàíèÿ (ïðè íåáëàãîïðèÿòíîé
íàñëåäñòâåííîñòè è îòðèöàòåëüíîì âëèÿíèè ñðåäû) äî ïðèçíàíèÿ åãî
åäèíñòâåííûì ñðåäñòâîì èçìåíåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû. Ñïðàâåäëèâûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå ôðàíöóçñêîãî ïðîñâåòèòåëÿ
Ä. Äèäðî î òîì, ÷òî âîñïèòàíèåì ìîæíî äîñòèãíóòü ìíîãîãî, îäíàêî âîñïèòàíèå ðàçâèâàåò òî, ÷òî äàëà ðåáåíêó ïðèðîäà.
Òàêèì îáðàçîì, âîñïèòàíèå — ýòî çàïîëíåíèå ïðîáåëîâ â
ïðîãðàììå ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îäíà èç âàæíåéøèõ çàäà÷ ïðàâèëüíî
îðãàíèçîâàííîãî âîñïèòàíèÿ — âûÿâëåíèå ñêëîííîñòåé è äàðîâàíèé, ðàçâèòèå â
ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà, åãî ñïîñîáíîñòÿìè è
âîçìîæíîñòÿìè. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî âîñïèòàíèå
ìîæåò îáåñïå÷èòü ðàçâèòèå îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ, òîëüêî îïèðàÿñü íà
çàëîæåííûå ïðèðîäîé çàäàòêè. Èññëåäîâàíèÿ Í. Í. Ëàäûãèíîé-Êîòñ ïîêàçàëè,
÷òî âîñïèòàíèå äåòåíûøåé îáåçüÿíû â îäèíàêîâûõ óñëîâèÿõ ñ ðåáåíêîì — ïðè
íàëè÷èè òåõ æå êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè, õîðîøåãî ïèòàíèÿ è óõîäà, — íå ïðèâåëî ê
ïðèîáðåòåíèþ äåòåíûøàìè îáåçüÿíû íè îäíîãî ïñèõè÷åñêîãî êà÷åñòâà,
ñâîéñòâåííîãî ÷åëîâåêó.
Âîçäåéñòâóÿ íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, âîñïèòàíèå ñàìî çàâèñèò îò ðàçâèòèÿ è
ïîñòîÿííî îïèðàåòñÿ íà äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, òî åñòü
ðàçâèòèå — ýòî öåëü, à âîñïèòàíèå — ñðåäñòâî. Ýôôåêòèâíîñòü
âîñïèòàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ óðîâíåì ïîäãîòîâëåííîñòè ÷åëîâåêà ê âîñïðèÿòèþ
âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, îáóñëîâëåííîãî âëèÿíèåì íàñëåäñòâåííîñòè è
ñðåäû. Ëþäè ïîääàþòñÿ âîñïèòàíèþ íåîäèíàêîâî — îò ïîëíîãî íåïðèÿòèÿ
âîñïèòàòåëüíûõ òðåáîâàíèé äî àáñîëþòíîãî ïîä÷èíåíèÿ âîëå âîñïèòàòåëåé.
Ñèëà âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò îò ðÿäà óñëîâèé. Îòå÷åñòâåííûé
ïñèõîëîã Ë. Ñ. Âûãîòñêèé îáîñíîâàë çàêîíîìåðíîñòü, ñîãëàñíî êîòîðîé
öåëè è ìåòîäû âîñïèòàíèÿ äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü íå òîëüêî óðîâíþ
ðàçâèòèÿ, óæå äîñòèãíóòîìó ðåáåíêó (óðîâíþ àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ),
íî è çîíå åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ òåìè
âîçìîæíîñòÿìè ðåáåíêà, êîòîðûå îí ìîæåò ðåàëèçîâàòü â íàñòîÿùèé ïåðèîä
òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî è êîòîðûå, áëàãîäàðÿ ñîòðóäíè÷åñòâó ñî âçðîñëûì,
áóäóò ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ðåáåíêà â áëèæàéøåå âðåìÿ.
Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñîçäàòü «çîíó áëèæàéøåãî
ðàçâèòèÿ», êîòîðàÿ â äàëüíåéøåì ïåðåøëà áû â «çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ».
Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè
ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé
09.06.2010
Источник