Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Наша история ребенок с отклонениями в развитии thumbnail
 
История одной матери

Истории родителей детей с эпилепсией, умственной отсталостью, нарушенияем психического развития, нарушением интеллекта и психиатрическими заболеваниями, другими органичиескими заболеваниями головного мозга. Истории детей с эпилепсией, ЗПР, и другими нарушениями ГМ Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией

 
Помогите, к чему готовиться?
Ещё маленький совсем, сейчас за полтора месяца очень сильно ….
Олеся Олесенька
Сыну 1,3 года. Подозрение РАС 🙁
Вчера вечером перед сном он сбежал в зал, заходит, меня види ….
Владимир, папа Кирилла
интернет-магазин для детей
Mom House – это уютный дом, в котором Вы найдете все, что мо ….
momhouseru
Как отвадить товарисщщщща)
Нужно ходить к писологам, на сегодняшни день, — это нормальн ….
Christopher
Цераксон
miha сын то прям молодец, интересуется всем, внимател ….
Владимир, папа Кирилла
Ребёнок аутист и компьютер
МамаТата это хорошо что задумываетесь о будущем и наш ….
Владимир, папа Кирилла
Синдром Луи Барр
Здравствуйте. хотелось бы пообщаться с родителями деток, кому ….
МамаТата
Ищу прозорливого старца
Алексей Ильич Осипов. Это профессор Духовной Академии. У нег ….
Fedor1234567890
Микротоковая рефлексотерапия
Я новичок на форуме. У нас мозаичная форма СД. Дочке 7 мес. ….
Nastya_mamaAni
Заготовки на зиму
Видели [url=https://getvegetable.com/product-category/konser ….
Pavlycha
Хотим общаться!!!
Здравствуйте! моей дочке 2 года и где то неделю назад нам пос ….
EvgeniaAsb
Гипоплазия и аплазия конечностей
Приветы .. а нас кто нить помнит?))) ….
solnzesveta
Обучение указательному жесту
Мы тоже пытаемся освоить УЖ, сейчас 1.4. Было спонтанно за п ….
Владимир, папа Кирилла
Барсучий жир!!
[q]Барсучий жир лечит все лёгочные заболевания, в том числе и ….
Pavlycha
Приглашаю принять участие в исследовании
Здравствуйте! Я мама мальчика с РАС. Пишу дипломную работу ….
Brjunetka07
Госпитализация без прививок
Здравствуйте! Скажите пожалуйста на сегодняшний день принима ….
Vlodimirovna1
Протокол Немечека. Отзывы
Я только начинаю его вводить, слышала и читаю много положит ….
Tarie
АВА-терапия в Екатеринбурге
Только сейчас в другой теме писала именно про Екатеринбург. ….
Cvetik-semicvetik
Отдых на Черном море
Действительно, иногда очень важно просто расслабиться, ни о ….
gating
Альтернирующая гемиплегия
LinaKotLinaKot здравствуйте! Как можно попа ….
СандриньЯ
Логин:
 Пароль:

Обычный
Безопасный
Запомнить пользователя

Зарегистрироваться
Забыли пароль?

 
 

 
Форум ребёнок-инвалид »   Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией »   Истории детей с эпилепсией, ЗПР, и другими нарушениями ГМ »   История одной матери

История одной матери

<<Назад 
Вперед>>
Печать

 

HeyMao

Новичок

Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
8 июля 2018

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 17:18

Здравствуйте дорогие мамы. В какой то степени мне стыдно писать вам, воспитывающим своих больных деток. Моя история немного другая. Меня терзает БЕЗЫСХОДНОСТЬ! Моему сыну не повезло с мамой, и за это я буду корить себя и судьбу всю жизнь.
Родила я своего сыночка Сашеньку в 18 лет(2004) г. Беременность проходила с угрозами во всех трех триместрах, тянущие боли и все. По УЗИ и прочим исследованиям все в порядке было. На 20 неделе была выявлена острая форма цитомегаловируса. И все! Больше ничего не было. Никто ничего не говорил. Прокапывали альбумином, свечи с вифероном. И мои светлые, счастливые надежды поскорее увидеть своего любимого ребеночка.
Родила в 38 недель, стремительные роды, пропали схватки и потуг так и не началось. В нашем прекрасном роддоме при 15 ГКБ выдавили мне его из живота. Все смутно как в тумане полусонные акушеры, смутно помню. Ребеночек мой посинел и не дышал 2 мин. Потом откачали. Выписали. Все вроде в порядке. Беспокойный, плохо сосал, синий носогубный треугольник. Гипертонус, ЗПР. В 3 месяца только наш знакомый педиатр услышала что у Сашеньки шумы в сердце. Дальше закрутилось как в аду. Бакулевка, тройной порок сердца, в 6 месяцев операция на сердце.( Не буду описывать ощущение когда кладешь своего ребенка на операционный стол с такой сложной операцией в 6 мес. И ждешь, ждешь, ждешь, мучительно, долго, когда выйдет хирург и скажет « Все прошло хорошо». Маленький, с разрезанной грудиной, ему больно дышать, не то что плакать… накачанный лазексом, отекшие глазки и тельце мой любимый ребеночек. СПАСЛИ!!! Ребенок жить будет… Далее…Прогрессирует задержка психоречевого развития. Гиперактивный, возбудимый, плаксивый, долго не мог есть крупную пищу, даже рисинками давился, я пюре делала и каши. Речи нет, понимания нет, памперсы, инвалидность до 18 лет и признан комиссией не обучаемым. Отец его как я потом узнала умер в 26 лет, но от чего не имеется возможности узнать. Я выхожу замуж. Живем вместе с года. Муж «святой» все терпит…. Однокомнатная квартира, прикрученные шкафы, тумбочки, телевизор, забитые деревянными решетками окна чтоб не выпал.. В 2007 году рожаю дочку. Малышка здорова, все в порядке. Продолжаем жить вместе, муж с Сашей в комнате я с дочкой на полу на кухне. Все можно пережить. Не буду писать сколько раз мне предлагали его сдать… Пока есть силы сами понимаете… Держалась. Дочь растет… С детьми не гуляю, или только в лесу, где нет дорог, где нет детей, где нет ничего, бегаю за Сашей оставив Веронику стоять. Хождение в поликлинику отдельная тема. Дочь начинает повторять навязчивые движения Сашеньки. Сейчас ей 11 и до сих пор она прижимает руки к щекам и давит на щеки. Не знаю пройдет ли это когда нибудь. Хорошо хоть прошли покачивающиеся движения на полу ( вроде она их забыла). Вердикт психиатра оформить Сашу в спецучреждение чтоб не делать больными двоих детей. Но КАК? КаК? Не хочу! Не могу! Ведь согласитесь все кто тут есть. МРТ, генетики, никто не может до сих пор сказать ПОЧЕМУ???? Что случилось с Сашенькой…. Остаются до сих пор одни предположения.
Последний поход в поликлинику, держу детей за руки, стоим на остановке ждем троллейбуса, дочь просит купить в палатке сок, на минуту отпускаю Сашину руку отдать деньги. Оглядываюсь…Вижу как женщина ловит Сашеньку за руку когда он почти выбежал на дорогу и уже на бордюре…Он очень любит круглые предметы и колеса от машин…. Рассыпаюсь в поклонах со слезами благодарности…
Сердце и голову терзает мысль «Не прощу себя если что ни будь с ним случится!!! ». Сверлит мысль « Наверно надо согласиться…Оформить в садик интернат… Там хоть клетки есть чтоб такие детки безопасно гуляли…
И я решилась… Не знаю как … смогла..
Сейчас езжу, навещаю, привожу сладости, ему сейчас 15 лет, стал агрессивный, сил удержать его нет на прогулку когда его беру, если ему что то не нравится он падает на дорогу и кричит.
В 18 году родилась Надежда, сейчас ей 3 месяца.
Больно, что Сашенька живет без моего тепла и ласки…
Сказали что когда ему будет 18 лет я должна буду от него отказаться и его переведут куда то для взрослых с такими нарушениями. Наверно это психиатрическая больница..
Я бы очень хотела забрать его домой. Кто его обогреет? Кто защитит? Но как? В праве ли я? По отношению к другим детям? Почему же тогда он самый несчастный? Что же с ним будет? Чаша весов. На одной его сестры, моя работа, наша свобода и жизнь, ипотека, на другой мой любимый несчастный сын…. Чтоб его забрать сейчас не могу создать условий, это не ребенок уже, справлюсь ли я? Сердце и душа разрывается.. Как жить дальше…Как о нем позаботиться… Как дать ему себя… Свою любовь… Как он будет после меня…

Что же мне делать?…

Наверх

Мальта

Долгожитель форума

Всего сообщений: 1348
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
12 авг. 2015

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 17:41

Если вы его оставите у себя как вы видите его будущее, когда вам самой нужна будет помощь в старости? Вы планируете что его возьмет кто то из сестер?

Причин никто не скажет. Иногда так случается.

Наверх

tanusik

Долгожитель форума

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2099
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 21:11

HeyMao, а что, если вы официально откажетесь, то посещать его уже не сможете? Так же как сейчас, например? Ведь вы и сейчас его домой забрать не можете. И долго ли вы выдержите, забрав его? На сколько хватит терпения и любви? А дочкам точно жизнь отравите. Не всё в наших силах, к сожалению. Лично я вас понимаю и не осуждаю.

Наверх

tanusik

Долгожитель форума

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2099
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 21:17

А вообще может подростковый возраст пройдет и он станет спокойнее… Ведь 15 лет и у обычных трудный период. А там посмотрите, к 18-ти.

Наверх

HeyMao

Новичок

Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
8 июля 2018

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 22:19

Меня беспокоит отношение к людям в этих госучреждениях. Сейчас он ребенок хоть одна надежда на сочувствие персонала, а во взрослых мне почему то страшно представить. Конечно я могу его все так же навещать и передавать гостинцы или что потребуется, просто я боюсь что там происходит. Конечно когда сестры подрастут и смогут понять и принять его заболевание я попрошу их не забывать про него и заботиться по возможности. Я боюсь что его там загубят…

Наверх

Мальта

Долгожитель форума

Всего сообщений: 1348
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
12 авг. 2015

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 июля 2018 23:55
Сообщение отредактировано: 9 июля 2018 0:02

Вообще это сокльзкая тема с отказом. Юридически это означает что вы не сможете никаких претензий предъявить на то как к нему относятся. Ни забрать его оттуда. С этого момента отказа его опекуном станет учреждение. Они могут поступать с ним как им заблагорассудится, напичкать транквилизаторами и привязать к кровати. Итд. Делать все что угодно, если это не ведет к смерти (это УК) хотя я уверена там и смерть никто расследовать не будет.

Если есть возможность рассматривайте помещение его куда либо без юридического отказа от опеки.

Проконсультируйтесь с хорошим юристом перед этим, имеют ли они право требовать отказ. Опять же, он как ваш сын имеет и свое право в наследстве. И даже его недееспособность его этого права лишить не может, формально его получит его опекун (то есть учреждение). Мне известно что когда то была преступная схема по наследствам недееспособных людей.

Наверх

HeyMao

Новичок

Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
8 июля 2018

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 9 июля 2018 14:57

Мне интересно есть ли здесь на форуме родители деток таких? Не маленьких, а именно совершеннолетних с похожей ситуацией. Если есть то куда и как своих деток оформляли после достижения ими совершеннолетия.

Наверх

Anemonas

Долгожитель форума

Откуда: Испания
Всего сообщений: 1459
Рейтинг пользователя:

1

Дата регистрации на форуме:
7 фев. 2015

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 9 июля 2018 16:47

HeyMao
Скажите, а какой диагноз стоит у сына?
В каком возрасте вы его определили в интернат?

Наверх

HeyMao

Новичок

Всего сообщений: 4
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
8 июля 2018

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 9 июля 2018 22:55

Глубокая умственная отсталость. Более подробно мне не называли. В 6 лет.

Наверх

Olgalexa

Новичок

Всего сообщений: 1
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
7 июня 2016

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 30 июля 2018 23:30

Я прочитала ваше письмо….. и честно говоря посеветовать вам не смогу. У меня тоже ребенок 21 год с таким же диагнозом, но живет с нами(муж, я и его брат 12 лет). Ежедневно себе говорю что схожу сума сил нет, но в условия которые создали в нашем государстве для таких инвалидов я своего ребенка всетаки не отдам. А вся история и про ипотеку и ребенка здорового все и у нас также. Наверное каждый сам несет свой крест как может.

Наверх

Нюша

Долгожитель форума

Всего сообщений: 1685
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
3 нояб. 2014

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 1 августа 2018 13:15
Сообщение отредактировано: 1 августа 2018 13:16

HeyMao Даже не знаю, что посоветовать в Вашем случае. Может, переехать в деревню, купить там дом, а для него отдельное помещение построить, типа летней кухни( если он агрессивный). Я бы так поступила скорее-всего. А еще оформите опеку с 14 лет ( с лишением дееспособности) на себя. А там уже к 18 годам с ориентируетесь, как будет дальше. Подыщите нормальный( насколько это возможно) интернат, поговорите с руководством, почитайте устав интерната — в каких случаях они полномочны оформлять опеку над постояльцами, условия содержания, может, дополнительные платные услуги и пр)

Наверх

масик

Начинающий

Всего сообщений: 28
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
25 мая 2014

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 7 августа 2018 21:51

Ребенку 17 лет, диагноз аутизм с уо, в общем примерно все как у НеоМао, только нет других детей. Каждый раз когда достанет, думаю всё сдам тебя. Но приходит утро — куда же сдам я свою кровиночку… Но рано или поздно придёт время — останется мой сын один, и где найти хороший интернат — не знаю, вот это меня очень волнует. А для НеоМао может быть, действительно, рассмотреть вариант с покупкой дома в деревне, меня кстати тоже такие мысли посещают.

Наверх

tanusik

Долгожитель форума

Откуда: Беларусь
Всего сообщений: 2099
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
18 мар. 2016

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 8 августа 2018 8:05

Дом в деревне хорошо на двоих с мужем, а если останешься одна там с больным сыном — это пипец! Никуда не выехать, его одного не оставить, помощи нет, полное забвение и ад. Можно так остаться «вариться» в этом до конца дней своих. И это жизнь? Медицинская помощь там далеко, а в старости она нужна поближе((. И я вообще не деревенский житель. На мой взгляд, лучше дом, но в черте города. И чтоб там была отдельная комната для сына и участок более-менее, забор повыше.

Наверх

Gulli42

Новичок

Всего сообщений: 2
Рейтинг пользователя:

Дата регистрации на форуме:
17 сен. 2018

Профиль | Игнорировать
NEW! Сообщение отправлено: 17 сентября 2018 13:56

Добрый день! Я мама совершенно летней дочери инвалида с тяжёлой умственно отсталостью. Вначале она находилась до 10 лет дома, после я оформила в дет. дом, забирала часто на каникулы, а после 18лет её оформила в Пни, т. к других вариантов нет. У меня новая семья, родился здоровый ребёнок, все хорошо… Но, когда в Пни стали постоянно её отправлять в психику, я не выдержала и сделала безумный шаг- забрала её из Пни. Следующий шаг- это только все платное- Пни, Сиделка. Выбирать, отдавать или нет в Пни, — трудно советовать, но спать спокойно точно сможете только в том случае, если вашему ребёнку будет хорошо. Это очень тяжело держать дома. В нашей стране нет больше вариантов как Пни. Нужно найти хорошее Пни и тогда можно отдать и чтобы иметь возможность забирать на каникулы домой, оформлять будете временную опеку, которая даёт право забрать на несколько дней, может больше недееспособного не опеку ну, т. к опекуном будет директор Пни

Наверх

<<Назад 
Вперед>>
Печать
Форум ребёнок-инвалид »   Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией »   Истории детей с эпилепсией, ЗПР, и другими нарушениями ГМ »   История одной матери
 

 

IntB Green2 Style © Fisana 

Источник

О правах детей с особенностями на «обычную» жизнь, стигме в детских садах и школах, новом смысле жизни для семей и главном страхе всех родителей — психоневрологическом интернате — «Афише Daily» рассказала директор центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова.

Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Кто такие «дети с особенностями» и как им помогают сегодня

Дети с особенностями — это очень широкое понятие. Разумеется, мы все с особенностями: один блондин, другой брюнет, третий любит грызть ногти, а четвертому нравится есть по ночам.

Есть законодательно утвержденный термин «Дети с ОВЗ», то есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что с ребенком что‑то произошло, какие‑то неприятности, у которых есть медицинское название. И здесь все бывает очень по-разному. Например, неспособность выговаривать две буквы — это тоже особенность развития, у которой есть название «дислалия». Для нее есть стандарт оказания услуги, когда с ребенком должен позаниматься логопед.

Но логопед — это педагогическая помощь, а не лечение. В других случаях может быть необходимо лечение, психологическая поддержка или помощь, специализированные занятия или педагогическая коррекция. Часто помощь должна быть мультидисциплинарной. Помимо прочего, существует творческая реабилитация, спортивная, терапия с животными: канистерапия, иппотерапия (виды терапии, в которой задействованы собаки и лошади соответственно. — Прим. ред.).

Мы имеем очень большой разброс — от детей, у которых есть небольшая особенность, до детей с тяжелыми нарушениями развития, мешающими им адаптироваться, жить в обществе. Раньше мир делился на «это быстро исправим, и все пройдет» и на «эти дети очень тяжелые, мы будем считать их необучаемыми, сделаем для них неплохие условия существования, и пускай они полежат спокойно». Сейчас во всем цивилизованном мире считается, что любой человек имеет право быть вовлеченным в общую жизнь: работать, учиться, заводить семью. Мы должны организовать общество так, чтобы самые разные люди жили достойно.

Экология, радиация, гены и другие причины «особенностей»

Есть несколько процессов. Во-первых, мир стал более открытым. Раньше людей с особенностями прятали в специализированных учреждениях, их было сложно увидеть на улице. В России много предрассудков и стигм.

Я знаю семьи, которые скрывали своих детей дома, не водили гулять в дневное время, чтобы никто не увидел их ребенка. Сейчас родители стали храбрей, и мы видим больше людей с ОВЗ.

Во-вторых, детей с особенностями стали лучше выхаживать.

В-третьих, появились новые проблемы, частично связанные с экологией. Мы как‑то были в одном из регионов России, где из‑за смога дышать было сложно. Я думаю, что там высокий процент людей с нарушениями — выше, чем в целом по стране. В местах, где были радиационные аварии, — просто вспышка таких случаев. Женская яйцеклетка очень подвержена радиации, поэтому в зонах экологических катастроф чаще рождаются дети с нарушениями развития. Есть международные данные, это мировая проблема.

В-четвертых, есть заболевания, которых становится больше, например, аутизм. Мы не знаем почему, но цифры растут. В Америке 1 из 40 детей рождается с аутизмом. Всемирная ассоциация здравоохранения называет цифру 1 на 160 по миру. По России точной статистики до сих пор нет .

Ряд аутистических расстройств обусловлен генетическими факторами, которые мы еще до сих пор не расшифровали, но исследования на эту тему идут. Я знакома с семьей, в которой воспитывается трое детей с РАС (расстройства аутистического спектра. — Прим. ред.). Детям и родителям сделали полную генетическую панель и обнаружили у всех одинаковую «поломку». Мы понимаем, что имеет место генетический фактор, но мы думаем и про средовые факторы, которые дают ей запуск.

Как родители понимают, что их ребенок не такой, как все

Определенный процент родителей еще в начале беременности знает о том, что у них родится ребенок с особенностями. Раньше на беременных оказывали сильное давление, могли вынудить сделать аборт. Сейчас разработан этический кодекс, согласно которому медицинские работники не должны мешать человеку принять решение. Но это регулярно нарушается: врачи в роддоме или больнице уговаривают родителей отдать ребенка с особенностями. Бывают ситуации трагические: когда мама хочет сохранить беременность, а папа категорически против.

При беременности выявляется, например, Spina bifida — спинномозговая грыжа, при защемлении которой человек не может ходить. Появилась операция, которую делают внутриутробно. Она стоит безумных денег, но в итоге рождается здоровый ребенок. Но часто заболевания — тот же синдром Дауна — обнаруживаются уже при рождении, потому что дородовая диагностика пока еще неточная.

Однако большинство заболеваний проявляется не во время беременности или после родов, а гораздо позднее. Это становится очень большим стрессом для семьи, такой факт трудно принять. Иногда нужны годы, чтобы родители поняли: ряд состояний вылечить совершенно невозможно, можно только улучшить ситуацию. А в некоторых случаях и улучшить нельзя, если речь идет о прогрессирующем заболевании — например, о мышечной атрофии. Ребенок рождается, все в порядке, но вдруг — хлоп — и он быстро начинает терять навыки.

Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Ты думал, что он у тебя пойдет в три года в детский сад, а вместо этого ребенок лежит, он весь в трубках, а ты должен все время слушать, дышит он или не дышит.

Но, как верно замечают коллеги из фонда «Вера» и детского хосписа «Дом с маяком», «если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь».

Когда родители начинают подозревать у своего ребенка какие‑то особенности, они обычно идут к педиатру или к неврологу — особенно если это физический спектр. Иногда к психиатру, но для маленького возраста психиатров у нас совсем мало.

На приеме у врача многое зависит от того, как он подаст информацию. Мы много говорим с Минздравом о том, что должна быть этика сообщения тяжелого диагноза. Пока это, на мой взгляд, развито слабо. Допустим, в семье родился ребенок с синдромом Дауна. Хочется, чтобы врач помимо диагноза сообщал, что поблизости есть центр ранней помощи. Что ребенок сможет учиться в обычной школе или в специальной — по выбору. Что есть колледжи, которые берут детей с таким диагнозом, существуют рабочие места. В Англии, например, одновременно с диагнозом дают телефоны родительской ассоциации, чтобы мама и папа могли связаться с другими семьями, где есть дети с таким же диагнозом. На недавней встрече с неврологами из разных районов Москвы я спросила: «Вы, знаете, где у нас находятся центры ранней помощи?» Выяснилось, что многие не знают.

Неправильная постановка диагноза случается, но здесь все зависит от региона. В Москве, конечно, больше возможностей, за ее пределами с этим гораздо хуже. Где‑то просто очень мало детских психиатров и детских неврологов. Однажды я приехала в один из регионов в дом ребенка и увидела там множество детей с гидроцефалией — у них огромные головы (при этом заболевании в головном мозге скапливается цереброспинальная жидкость. — Прим. ред.). Я возмутилась: «Почему не оперируете?» Оказалось, нет детского невролога, а ближайший — в 200 километрах от того места. Нужно записаться, взять направление, съездить, а при гидроцефалии ситуация за две недели становится близкой к неоперабельной. Или бывает, что даже в достаточно большом городе нет детского психиатра. Ребенка лечит взрослый психиатр и назначает ему взрослые дозы.

Подробности по теме

Психиатр Аркадий Шмилович о душевном здоровье россиян: «Чтобы оставаться психически здоровым, надо быть толерантным человеком»

Психиатр Аркадий Шмилович о душевном здоровье россиян: «Чтобы оставаться психически здоровым, надо быть толерантным человеком»

Как ведут себя родители и другие родственники

Действительно, лет тридцать назад из семей, в которых появлялись дети с особенностями, уходили отцы, а матери ставили на себе крест. Сейчас есть множество полных семей, где папа такой же заботливый, как и мама. Бывает, что папа даже больше вовлечен в проблемы ребенка: мама — бизнесвумен, а папа занимается реабилитацией, ездит с детьми на занятия. По моему опыту, когда ребенок совсем тяжелый, на грани жизни и смерти, мужчины обычно собираются. Если маму не поддержал папа, ей могут начать помогать родственники: бабушка, сестра, тетя. Иногда группой поддержки становятся друзья, кому‑то дает силы религия. Есть семьи, которые живут очень по-современному, невзирая на уровень тяжести ребенка.

Когда в семье появляется ребенок с особенностями, это очень встряхивает всех ее членов. Иногда родители говорят, что он придал смысл их жизни: «Я был менеджером, ходил в кино, ничего интересного не происходило. Да, жизнь полностью изменилась, да, никакого кино больше не будет. Но я живу полной жизнью, в ней появился смысл. Я помогаю маленькому человеку».

Кроме того, есть органы соцзащиты, которые должны помогать семье: это услуги сиделки; юридическая и информационная помощь; летний оздоровительный отдых. У нас есть программа «Передышка»: на несколько часов приходит сиделка, а мама за это время успевает сходить в парикмахерскую или в кино.

Мы учим родителей тому, что нужно оставлять время для себя. Это нормально, когда человек отдыхает, позволяет себе хотя бы раз в неделю куда‑то сходить, даже если ребенок очень тяжелый.

Детский сад и его обязанности

Сама я категорический противник яслей. Я убеждена, что до трех лет для психического здоровья ребенка важно, чтобы он оставался дома — с мамой или другим близким человеком. Но иногда ясли необходимы: есть случаи, когда ребенка отдают в дом ребенка только потому, что маме надо выходить на работу и ей не с кем его оставить.

Если говорить о детских садах, то в Москве можно найти учреждение на любой вкус и размер. Но есть дети, которым физически сложно посещать его, — например, те, кто находится на аппарате ИВЛ. Хотя по закону каждый ребенок имеет право на дошкольное воспитание. В регионах бывает по-разному. Где‑то ребенка берут на надомное обслуживание: воспитатель детского сада приходит, проводит занятия, привлекает его к хоть какой‑то социальной жизни. Есть регионы, которые платят маме, если не могут принять ее ребенка в детсад.

Детям с ментальными нарушениями после заключения психолого-педагогической комиссии могут предложить тьютора или персонального ассистента для детского сада: если в группе 30 человек, воспитатели не смогут за ним уследить. Если учреждение отказывается привлекать ассистента, родители со всеми документами могут обратиться к учредителю образовательного учреждения или в прокуратуру. В Москве после такого обращения, как правило, быстро выдают ассистента. Ребенок ни в чем не виноват, и родители должны отстаивать его права.

Дети могут столкнуться со стигмой в детском саду, но она исходит от взрослых— в первую очередь, от воспитателей. Если сотрудник учреждения нормально относится к особенному ребенку, то и другие дети в группе будут так же к нему относиться.

Подробности по теме

«Нас просто травят»: как в школах и детских садах обращаются с особыми детьми

«Нас просто травят»: как в школах и детских садах обращаются с особыми детьми

Коррекционные школы vs. инклюзия

Мне кажется, что в Москве наступил какой‑то новый век. Если ты готов пойти в ближайшую школу около дома — ты в нее пойдешь. Могу привести в пример семью с достаточно проблемной девочкой: она только частично пользуется речью, не может усидеть за партой, иногда любит покричать, а иногда может укусить соседа. В школе для нее выделили сопровождающего и сделали индивидуальное расписание. Девочка заходит в класс на маленькие кусочки уроков, когда ей это интересно, — немножко на музыку, немножко на физкультуру. У нее индивидуальные маршрут, график и расписание. С ней занимается дефектолог, психолог. Школа в диалоге с семьей. Я знаю семьи, которые просят продленку — и им дают. Но здесь многое зависит от позиции семьи.

Закон об образовании подразумевает, что все образовательные учреждения могут работать в рамках сетевого взаимодействия. Например, в школу пришел незрячий ребенок, а у тебя нет специалиста, работающего с  такими детьми, — тифлопедагога. Но где‑то в регионе он есть. Школа может заключить договор, и ребенку будут оказывать помощь специалисты другого учреждения. Либо ребенка возят в другую школу на занятия с профильными специалистами.

Конечно, существуют регионы, где практически ничего нет. Тогда учителей отправляют на курсы. Я вынуждена сказать, что по стране качество образования разное.

Наша история ребенок с отклонениями в развитии

Но есть закон: каждый ребенок имеет право на образование, так что будьте добры — образовывайте.

Что касается коррекционных школ, то со времен советской власти здесь сохранилось деление на восемь видов. Они все разделены по нозологиям: для глухих, для умственно отсталых, для детей с ДЦП, детей с нарушениями речи. Но это, конечно, не идеальная система. Во-первых, не было типа школ для детей с аутизмом, поэтому они не обучались. Во-вторых, бывают случаи, что у человека несколько особенностей. В-третьих, если у тебя целая школа людей, которые не пользуются речью, то непонятно, у кого они научатся говорить.

Есть страны, которые закрыли все специальные школы, а есть те, которые оставили. Я была в Великобритании в тот момент, когда там шли народные дискуссии: закрывать или нет. В итоге ввели инклюзию: то есть все школы обязаны брать детей с проблемами, если родители хотят. Образовательные учреждения должны осуществить достаточную поддержку, согласно своим нормативам и законам. В то же время часть родителей не хотела в инклюзию: они считали, что ребенку будет лучше в специализированной школе, где меньше глаз, больше внимания, лучше специалисты. В результате Англия не закрыла специальные школы. Мне кажется, важно, чтобы было разнообразие.

Мы поддерживаем инклюзию, но есть дети, которым тяжело в обычной школе. Почти для всех детей с аутистическим спектром лучше инклюзия. Для детей с ДЦП — тоже, но школа должна быть адаптирована. Дети с множественными нарушениями развития очень утомляются, поэтому им трудно в большом классе. В Японии, кстати, не делают специальную школу, потому что для них это потеря лица. Они создают инклюзивные классы внутри обычной школы. Мне такая модель кажется более правильной, потому что обычные дети хотя бы видят особенных детей. Мы должны видеть их, они такие же люди, как мы. Мир разный, нужно принимать разнообразие.

Подробности по теме

Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз

Как выпускник коррекционного интерната сломал систему и поступил в вуз

Что происходит после школы

Пока возможностей для профессионального развития детей с особенностями мало — это единичные случаи. У нас есть несколько колледжей, которые берут таких детей, но у них все очень плохо с доступной средой. Мы надеемся, что проблема сдвинется с места, потому что профессиональное образование — это тоже неотъемлемое право каждого человека. Надо учить родителей добиваться. Только энергия мам и пап может пробить эту стену.

Сейчас люди задумываются: если есть колледж, куда берут слепых, и есть колледж, куда берут глухих, то с какой стати колледжи не берут людей с ментальными особенностями? Человек, каким бы он ни был, должен иметь возможность получать профессиональную подготовку, которая поможет ему потом получить работу. Когда читаешь о западных моделях трудоустройства, хочется плакать, потому что мы еще даже близко не подошли к этому.

Очень важны и жизненные компетенции. Человека нужно учить самостоятельно планировать бюджет, покупки. Даже у самого тяжелого ребенка должна быть привычка выбирать то, что он хочет, иметь свою точку зрения.

Мы все увлекаемся академическими навыками — умением читать или писать. Человек не умеет вести себя в социуме, зато мы с ним выучили таблицу умножения!

Нет, пусть уж лучше умеет себя вести, а таблица умножения подождет. Я говорю о привычках, которые позволят потом человеку решать самостоятельно, что ему делать и как ему жить, — это самое главное. Вся образовательная программа — в детском саду, в школе — должна быть посвящена таким вещам.

Главный страх всех родителей

Сейчас в стране очень-очень мало альтернатив психоневрологическим интернатам (ПНИ). Именно туда попадают люди с особенностями, родители которых больше не могут за ними ухаживать.