Нарушения в социальном развитии ребенка
«Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Татьяна Георгиевна Семёнова – учитель – дефектолог
Город Усолье Сибирское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 7»
В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.
К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.
Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания вправление в жизнь аномального ребёнка, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время. Ведь традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменилось. Если раньше он мог вызывать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учётом современного подхода необходимо изменить отношение общества к ребёнку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушением интеллектуального развития предлагает делать это на основе принципов, один из которых:
— Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.
Каждый возраст, по Л. С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребёнка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Дошкольный возраст детей с общей интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.
Закономерностью психического развития детей с нарушением интеллекта является трудность их адаптации в социуме, затруднённое взаимодействие с социальной средой.
Такой ребёнок живёт в определённой социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и имеет своё функциональное назначение, а значит и общественно выработанный способ его употребления. Ребёнок с общей интеллектуальной недостаточностью вынужден пользоваться этими предметами, вынужден в той или иной мере удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению, т. е. должен быть социализирован.
Цель раздела «Социальное развитие» в программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой формировать у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыкам поведения, соответствующих общественным нормам.
Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:
- Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;
- Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;
- Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.
Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.
У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.
Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.
Литература:
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, Москва, 2003 г.
- Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004 г.
- С. И. Зырянова «О социализации детей с особыми образовательными потребностями» Дошкольная педагогика № 8 2010 год.
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Методические рекомендации, Москва, «Просвещение», 2009 г.
- Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей и дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2010 г.
Источник
Тема: «Социализации детей с нарушениями в развитии»
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.
Социализация происходит как стихийно, так и в условиях целенаправленного воспитания личности. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении. Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека:
реакция на другого человека как на равного себе;
реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, т.е. выделение этих норм и стремление следовать им;
характер переживания своей относительной зависимости от других людей.
Изменения в обществе могут превратить уже сформированную социализацию в неудачную, если человек не научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Успешная социализация зависит от:
способности к изменению ценностных ориентации;
умения находить баланс между ценностями и внешними требованиями;
ориентации не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.
Иными словами, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе. Личность, адаптированную в обществе и неспособную противостоять ему, можно рассматривать как жертву социализации, неадаптированную — такой же жертвой, человеком с девиантным поведением.
Однако существуют специфические особенности социализации данной категории детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века.
На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) утверждают: «главное – содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры».
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:
– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;
– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включения их в общество.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью. В которую входят различные направления.
Нравственное направление: Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.
Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Классные часы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.
Национально-патриотическое направление: Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знакомство с терминами «гражданин», «патриот» и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.
Экономическое направление: Знакомство с понятиями «деньги», «цена», «стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.
Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.
Правовое направление: Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы-интерната.
Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.
Трудовое направление: Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина и других материалов.
Эстетическое направление: Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.
Физическое направление: Знакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр.
Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. «Веселые старты», соревнования по игровым видам спорта.
Таким образом, для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо включать их в процесс активной практической деятельности. Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.
В перспективе развития специализированных социальных и образовательных сервисов нетипичным детям и их семьям представляются наиболее важными следующие направления организационной деятельности по улучшению их качества:
I. Образование будущих специалистов социального профиля:
— пересмотр профессиональных образовательных программ, включение теоретических и практических курсов социального профиля;
— повышение уровня информационной готовности к сотрудничеству в ранней интеграции.
II. Повышение квалификации профессионалов по работе с детьми дошкольного возраста имеющими отклонения в развитии:
-просветительская работа по деятельности служб ранней интервенции;
— инициация разработок программ абилитации;
— Участие в научно-исследовательской работе;
— расширение возможностей знакомства с зарубежным опытом.
III. Проведение образовательной работы с родителями детей дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии:
— образовательные программы для родителей;
— расширение контактов между родителями детей с отклонениями в развитии;
— ориентация на сотрудничество с профессионалами в процессе социально-реабилитационной работы.
Для успешности и эффективности процесса абилитации на всех уровнях нам представляется необходимым выделить иновационные направления развития специального (коррекционного) образования:
1. Разработка программы и проведения междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.
2. Разработка институциональной модели координации услуг на протяжении развития ребенка с учетом переходов из одной институциальной в другую.
3. Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения детей имеющих отклонения в развитии в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.
4. Формирование информационной готовности общества к социальному включению детей имеющих отклонения в развитии, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в развитии в рамках всего социума.
Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.
Результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с отклонениями в развитии действовать, с представлением о самом себе и своим образом идентичности. Если структура и сфера поведения недостаточно развиты, существует риск появления психически или социально девиационных форм действий и поведения, осложняющих дальнейшее развитие личности. Организация контроля и поддержания оказания своевременной помощи специалистов детям, имеющим отклонения в развитии и их семьям, образовательная и социально-реабилитационная работа с детьми, семьями и обществом в целом может предотвратить возникновение девиационных форм действий и способствовать успешности социализации.
Источник