Нарушения привязанности и ее влияние на развитие личности ребенка

Нарушения привязанности и ее влияние на развитие личности ребенка thumbnail

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Читайте также:  Влияние речи на развитие памяти ребенка

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Источник

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Общие сведения

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Расстройства привязанности у детей

Расстройства привязанности у детей

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Патогенез

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Читайте также:  Процесс развитие ребенка от 1 до 2 лет

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Источник

От автора: «Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.» — иногда формирование привязанности у ребенка приобретает болезненный характер.

Каждый раз, когда на консультацию приходят родители с детьми, невольно отмечаешь некоторые особенности поведения у ребенка. Некоторые проблемные моменты невозможно не заметить, как говорится «с порога». Еще до начала знакомства и беседы с родителями можно увидеть предупредительные признаки расстройства привязанности у детей.

Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей

Диагностика расстройства привязанности у детей основывается на поведении ребенка, но не малое значение в оценке его привязанности имеет их отношение и восприятие. В различных культурах по-разному оценивается поведение ребенка. Культура представляет собой важный контекст в оценке поведения детей, как и среда, в которой растет ребенок, но все же есть определенные особенности, которые указывают именно на расстройство привязанности у ребенка.

Ключевые моменты расстройства привязанности у детей.

Расстройство привязанности у детей встречается не часто, но в последнее время, отмечается тенденция к его увеличению. Причиной является патогенный опыт в начале жизни ребенка.

Расстройство привязанности  имеет две различные формы:
— реактивное расстройство привязанности;
— расторможенное расстройство социальной активности. 

Первая форма предполагает неспособность ребенка иметь привязанность к родителям или одному из них, а второй включает в себя неизбирательную коммуникабельность и расторможенность в поведении привязанности.

Общим причинным фактором для обоих вариантов расстройства привязанности, является ранний патогенный опыт, то есть отсутствие или недостаточность возможности у ребенка для формирования здоровой привязанности. С точки зрения теории привязанности, в ее классическом понимании, потребность ребенка в физической близости с привязанностью к значимому взрослому, это видоспецифичная особенность человека и она усиливается в стрессовых условиях. 

Считается, что первые девять месяцев жизни ребенка являются критическим периодом для развития привязанности. В некоторых источниках пишется, что этот критический период первые три года жизни ребенка. Отмечено, что дети, которые имеют привязанность к двум-трем людям в начале своей жизни легко могут исследовать окружающую их среду и отступать в безопасное место, если ситуация кажется им угрожающей. Пробные поведенческие реакции помогают построить у ребенка чувство эффективности и контроля в социальной среде.

К сожалению, исследований на тему формирования привязанности у детей, а тем более болезненной привязанности не так много. На практике с этой проблемой приходится сталкиваться гораздо чаще. Причем, проблема болезненной привязанности ребенка к матери встречается чаще в тех случаях, где ребенка воспитывает одна мать, и, как правило, сама она тоже имеет нарушение привязанности.

Случай из практики: Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве.

За помощью обратилась мать ребенка 4 с половиной лет. Она рассказала, что ее сын находится постоянно в каком-то непонятном для нее состоянии: он большую часть времени грустит, слабо реагирует на болевые ощущения, правда при этом, старается отдалиться от других членов семьи или забиться в угол. Попытки матери утешить его он отвергает, поворачивается спиной и не подпускает на расстояние вытянутой руки. В детском саду он ведет себя так же, воспитатели говорят, что он не подпускает к себе никого. К помощи взрослых он прибегает только в тех случаях, когда без нее не обойтись, например, надеть верхнюю одежду или справиться с замком.

Мать, говорит, что ребенок получил в раннем детстве мало внимания взрослых, так как воспитывать ей пришлось его одной, а отец был всегда в разъездах по роду своей деятельности и сына почти не видел. Часто ребенок оставался на руках у чужих людей, и она мало знает о том, как к нему относились люди, на которых она вынуждена была его оставлять.

Читайте также:  Таблиц развития ребенка по месяцам

Когда ребенку исполнилось девять с половиной месяцев, его отец не вернулся из очередной поездки, она до сих пор не знает где он и что с ним. Ей пришлось много работать, чтобы содержать семью, с ребенком она почти не виделась. Сейчас она уже не беспокоится о своем финансовом положении, ее беспокоит ее ребенок, который совсем не выказывает ей своей привязанности.

Ее ребенок не может испытывать привязанность к своей матери. В свое время у него не было возможности сформировать эту привязанность из-за отсутствия опыта, а возможно, тот опыт, который у него был, стал для него как раз тем патогенным опытом, который и не позволил сформировать здоровую привязанность к его матери. Ему не хватило физической близости, возможности исследовать мир так, чтобы он был для него безопасным.

Случай второй: расторможенное социальное расстройство у ребенка.

На прием пришла мама с ребенком шести с половиной лет, для оценки его школьной зрелости. Обратиться к психологу им порекомендовал воспитатель детского сада, который не раз выражал  свою озабоченность его поведением. Ребенок не умел выстраивать отношения ни со своими сверстниками, ни с взрослыми. Не выполнял установленные правила, имел задержку в развитии.

Мама сообщила, что ее ребенок единственный в семье. Сама она воспитывалась в приемной семье, ее родители взяли ее из детского дома в возрасте двух с половиной лет, но и в приемной семье ей уделялось внимания немного, она росла на три семьи, так как родители работали, и оставляли ее на неделю, то в семье одной бабушки, то в другой. Ее мать обижается на нее за то, что она занимает не центральное место в ее жизни.

Во время беседы ребенок неоднократно пытался обнять свою мать, прижаться к ней, но она его все время отстраняла от себя, мало эмоционально реагировала на его проявления привязанности. Ребенок точно так же как к матери стал прижиматься ко мне, постоянно о чем-то говорить, требовать внимания к себе, даже во время беседы, когда потребовалось выйти из помещения за диагностическим материалом в другую комнату, он захотел последовать за мной. В это время мать ничуть не была озабочена поведением ребенка, даже в то время когда он катался под столом, пытался залезть на кресло, чтобы достать с полочки приглянувшийся ему предмет, не предназначенный для игры. Он перескакивал с места на место, меняя свои предпочтения, причем совершенно не требовал помощи взрослых и абсолютно не реагировал ни на какие замечания. Он делал, что хотел и как хотел.

Мама как будто не замечала того, что ребенок ведет себя не совсем уместно в данной ситуации, по ее словам ему легче разрешить и не мешать, чем потребовать исполнения каких-либо условий, если она ему перечит, то он становится грубым и дерзким. Формальная проверка развития его психических процессов и психологической готовности к школьному обучению  показала слабые, но существенные задержки в его развитии. Ребенку будет сложно адаптироваться в новой его школьной среде, его не избирательность в привязанности будет препятствием для развития здоровых отношений с другими людьми. Его расторможенное социальное расстройство будет проблемой во многих социально значимых для человека ситуациях в его будущем.

Оба  этих случая объединяет нарушение привязанности у ребенка.

Нарушения привязанности и ее влияние на развитие личности ребенка

Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве и расторможенность расстройства социальной активности. В обоих случаях дети получили травму развития связанную со стрессом и с социальной запущенностью, которые оказались столь значительными, что нарушили возможность сформировать привязанность к предпочтительному взрослому у детей. Не смотря на то, что конкретные элементы патогенного влияния, на развитие расстройства привязанности недостаточно хорошо изучены, даже в этих описанных случаях из практики, можно выделить значительные факторы, которые, несомненно, имели влияние на формирование болезненной привязанности в обоих ее проявлениях.

Обратите внимание на основные критерии, по которым можно определить реактивное расстройство уже в младенчестве.

  • Если у вашего ребенка в возрасте 9 месяцев отмечаются неадекватные формы поведения (именно в это время ребенок способен формировать выборочные привязанности), а так же в возрасте 5 лет, если ребенок имеет слабо выраженную избирательность в привязанности или ее вовсе нет.
  • Стойкие социальные и эмоциональные расстройства, по крайней мере, в двух из следующих ситуаций: отсутствие чувствительности к другим, ограниченная способности испытывать и/или показывать положительные эмоции, такие как удовольствие или удивление, необъяснимая раздражительность, печаль или боязливость при взаимодействии ничем не угрожающими им взрослыми.
  • Отсутствие критериев для расстройства аутического спектра.
  • История патогенного ухода за ребенком.

Посмотрите на следующее критерии, по которым определяется, есть ли расторможенное расстройство социальной активности у ребенка:

  • Как ребенок взаимодействует с незнакомыми взрослыми в двух  следующих ситуациях: снижение скрытности, не избирательность привязанности, уменьшение значимости взрослого, готовность уйти с незнакомым взрослым.
  • Поведение не характерно для импульсивности, как и в случае с СДВГ.
  • История патогенного ухода за ребенком в возрасте девяти месяцев.

Если Вы заметили у своего ребенка отклонения в развитии привязанности, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Детям с расстройством привязанности также могут потребоваться дополнительный метод коррекции агрессии и оппозиционного поведения. 

Проявляйте особую осторожность при выборе метода коррекции. Некоторые методы  с целью увеличения привязанности, такие как физическое ограничение, или «переделка» травмы, регрессивные методы могут причинить вред вашему ребенку.

Здоровых Вам отношений!

Источник