Нарушение волевой сферы у ребенка 3 года

Нарушение волевой сферы у ребенка 3 года thumbnail

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

Мальчик закрыл лицо рукамиВ дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  •  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

 Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

Мальчик грызет палецВ дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1.  перенесённые стрессы;
  2.  отставание в интеллектуальном развитии;
  3.  недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4.  социально-бытовые причины;
  5.  фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6.  ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

 Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Читайте также:  Ранее развитие ребенка 3 года

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

 Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Сын и отецЧто делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Ребёнок сидит на полуТаковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник

Нарушение эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

Подготовила педагог-психолог Якимова О.А.  МДОУ детский сад № 4 «Теремок»

г. Козьмодемьянск, 2016 г.

Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника.

 Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. 

Эмоционально-волевая сфера развивается под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторы внешнего воздействия – это  условия социальной среды, в которых находится ребёнок, а факторы внутреннего воздействия – это наследственность и особенности  физического развития ребенка.

Развивается  эмоционально-волевая сфера  ребенка в  соответствии с  основными этапами  психического развития. Начиная с раннего детства до ранней юности характерен определенный уровень психического реагирования ребенка  на различные воздействия социальной среды, где проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности свойственные определенному  возрастному периоду.  Эти  проявления считаются нормой возрастного развития:      

  • 0 —  3 года.  В данном возрастном периоде у ребенка могут наблюдаться состояния дискомфорта,  недомогания,  повышенная эмоциональная возбудимость, нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.
  • 3 — 7лет. В данном возрастном периоде у ребенка наблюдаются повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, формирование различных реакций страха, испуга. В первую очередь это психологические факторы, которые связаны с возрастными кризисами трех и семи лет.
  • Во время 3-х летнего кризиса над ребенком преобладают реакции протеста, негативизма, упрямства, обидчивости и плаксивости.
  • Семилетний кризис сопровождается внутренними переживаниями на основе  имеющегося социального общения, именно в этот период закрепляются как позитивные, так и негативные эмоциональные реакции. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.

Основные нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Нарушения в эмоционально-волевой сфере чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. У таких детей с первых дней  жизни стойко нарушен сон –   ребенок с трудом засыпает, часто  просыпается. Возбуждение может возникать даже при  обычных тактильных прикосновениях, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

Читайте также:  Стричь ребенка в 3 года

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью и склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Факторы, влияющие на эмоционально-волевые нарушения:

  • тип темперамента – с темпераментом ребенок рождается и на его основе, примерно с трехлетнего возраста начинает формироваться характер;
  • социальные факторы – это тип семейного воспитания, отношение воспитателя, педагога, отношение окружающих.

Наиболее выраженные группы  детей, имеющие проблемы

в эмоциональной сфере:

Агрессивные дети. Двигательная разбалансированность, резкость и импульсивность. Ломает игрушки, легко ссорится и вступает в драку, любит быть первым, командовать, подчинять себе других, отказывается подчиняться правилам, стремится сделать все наоборот. Это стремление одного существа причинить вред другому. Формы таких причин являются: словесная агрессия, агрессия действия, агрессия мысли. Где причины могут быть следующими:

1. Боязнь быть травмированным;

2. Пережитая обида.

У агрессивного ребенка неадекватная самооценка (он не переносит, когда над ним пошучивают, завистлив, мстителен, винит других в собственных ошибках). У него слабый контроль над эмоциями, частые эмоциональные вспышки, высокий уровень личностной тревожности.

Родителям и педагогам необходимо ребенку развивать позитивную самооценку, учить управлять своим гневом, снижать уровень личностной тревожности и т.д.

Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. Склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Работа с тревожным ребенком заключается в следующем:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Методика Р. Сирса поможет Вам, уважаемые родители, выявить первоначальные признаки тревожности у ребёнка. Предлагаю Вам, уже сейчас проверить, насколько выражена тревожность или ее отсутствие у вашего ребенка.  Я,  зачитаю утверждения, а Вы отметите только количество совпадений с данными утверждениями.

Вопросы:

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

3. Легко пугается.

4. Сверхчувствителен.

5. Плаксив.

6. Часто агрессивен.

7. Обидчив.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет, бледнеет.

10. Имеет трудности в ситуации, а особенно экстремальной.

11. Суетлив, много лишних жестов.

12. Потеют руки.

13. С трудом включается в работу.

14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов:

Нет признаков = нет тревожности.

1 – 4 признака = слабая тревожность.

5 – 6 признаков = выраженная тревожность.

7 – 14 признаков = высокая тревожность.  

Это, конечно же, предварительная диагностика, но если Вы насчитали от 5 и выше совпадений, то Вам необходимо подойти на консультацию к психологу для более полного и точного обследования ребенка.

       Застенчивые дети – застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся. «Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению. Сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов – это и есть чувство застенчивости. Застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с взрослыми, сверстниками, местом, временем и т. д.

Причины Застенчивости: 

  • Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
  • Несформированность у ребенка навыков общения с другими людьми.
  • Особые условия воспитания. Хотя, если один из родителей застенчив, то возрастает вероятность того, что и ребенок может быть застенчивым.
  • Если ребенку навешивать ярлык застенчивости.
  • Среди первенцев чаще встречаются застенчивые дети.
  • Глубоко застенчивые дети – это те дети, которых преждевременно психологически отлучили от матери.

При работе с застенчивыми детьми необходимо:

1. Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах.

2. Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с активным общением с другими.

3. Создать для ребенка благоприятную среду, обеспечить для ребёнка доброжелательное отношение к окружающим его людям.

              Гиперактивные дети.  Ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему трудно  спокойно заниматься одним делом в течении некоторого времени.  Это психопатологическое состояние, особенностями которого являются раннее начало, нарушение внимания и способности сосредотачиваться, распространенность на все сферы деятельности ребенка. Первые признаки имеют место уже на 3-4 году жизни. А  гиперактивное поведение начинает появляться после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста.

Читайте также:  Конкурсы дня рождения ребенка 3 года

Что следует помнить?

Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1. Специалистами (врачом-неврологом, невропатологом)

2. А так же по результатам специальной диагностики и непрерывного наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение, он часто создает конфликтные ситуации, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает, он чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такой ребенок неуклюж, что-то проливает, ломает.

Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от  стратегии и тактики взрослого. Гиперактивный ребенок очень чувствителен к похвале. Необходимо  найти что то, за что действительно можно похвалить гиперактивного ребенка. У гиперактивного ребенка часто  занижена самооценка. Физические наказания, окрики, запреты, непоследовательность взрослых будет порождать все новые и новые капризы ребенка. Мягкая форма замечаний и запретов, необходимо заменить категоричным, но кратким «нельзя», после чего  ребенку предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе мягкий мячик».

Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. Если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

Необходимо также помнить о том, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив задание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной  активности, нет смысла подавлять ее.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Какой родитель, такой ребёнок. Помните родители,  ребёнок в большей степени зависит, от Вас. Его психическое, физическое и умственное здоровье в Ваших руках. А как создать условия микросферы своего дома для хорошего обитания, если у каждого есть проблема с обладанием своих эмоций, чувств, восприятия окружающего мира, ситуаций. Чтобы помочь своему малышу, нужно для начала распознать проблемы в самом себе. Сейчас я предлагаю Вам пройти несложный тест, где Вы сможете самостоятельно определить  состояние своей нервной системы.

Тест  «Состояние моей нервной системы»

Ответы:

нет =0

редко = 3

да = 5

частенько = 7

очень часто = 10

Вопросы:

1. Часто ли вы раздражены?

2. Часто ли у вас учащенный пульс, сильное сердцебиение?

3. Часто ли вы устаёте?

4. Страдаете ли вы чувствительностью к шуму, яркому свету?

5. Бывают ли у вас резкие изменения настроения?

6. Вы спите беспокойно, вас мучает бессонница?

7. Страдаете потто выделением, проявление смеха?

8. Затекают мышцы, беспокоят сосуды?

9. Страдаете забывчивостью?

10. Страдаете (при неврозе, переживаниях) зудом?

11. Вам всегда необходимо быть на высоте?

12. У вас частенько плохое настроение?

13. Копите ли вы в себе неприятности?

14. Ощущаете недовольство собой, окружающими?

15. Курите ли вы?

16. Бывают ли у вас неприятности, мучают страхи?

17. Есть ли у вас недостаток подвигаться на свежем воздухе?

18. Есть ли у вас недостаток разрядиться, обрести равновесие?

Результаты:

0 – 25  Не беспокойтесь, ваша нервная система можно сказать в

идеале, но это не повод не заботиться о себе.

26 – 45  Больших поводов для беспокойств нет, обратите свое

внимание на предупредительные сигналы, не упускайте

момент для отдыха, момент обойти ситуацию для стресса.

46 – 60 Ваша нервная система ослаблена, найдите время для

решения проблем. Старайтесь обходить их, от ваших

переживания страдают другие.

60 …. Ваши силы сильно истощенны, обратитесь к врачу.  Страдают все, ваше окружение подвергнуто вашему  эмоциональному стрессу, а вы зачастую этого не видите.

Уважаемые Родители, обратите внимание на себя и своё поведение, а затем,  постарайтесь правильно воспитывать своих детей.

Желаю  удачи!

Источник