Нарушение социальной ситуации развития ребенка
Социальные ограничения как следствие органических нарушений
Теперь, основываясь на рассмотренном ранее содержании процесса социализации, исследуем, каким образом протекает данный процесс у детей, имеющих особенности развития.
Л. С. Выготский [6] говорит о том, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений конвергируют, взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности «.
У ребенка, имеющего те или иные нарушения, такого слияния не наблюдается; оба плана развития обычно более или менее резко расходятся. Причиной этого расхождения является органическое нарушение. Культура человечества созидалась при условии устойчивости и постоянства биологического человеческого типа. Органическое нарушение создает отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывает выпадение отдельных функций, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, тем самым нарушается течение процесса «врастания» ребенка в культуру.
Своеобразие структуры развития, например, глухого ребенка, можно представить в следующем виде: первичное нарушение — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушение развития речи (невозможность овладения языком), которое создает одно из самых тяжелых осложнений всего культурного развития.
Таким образом, первичные нарушения развития увеличивают риск «выпадения» ребенка из социальной и культурной среды, либо может грубо нарушиться его связь с социумом и культурой, как источником развития, поскольку та ориентирована на типичного человека, и атипичное развитие, обусловленное органическим нарушением, не может непосредственно и прямо, как это имеет место у обычного ребенка, «врастать в культуру».
Особые образовательные потребности как следствие социальных ограничений
«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой»[6]
Как и все остальные дети, ребенок, имеющий те или иные нарушения, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические нарушения влияют на процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Важнейшей задачей, поэтому является предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их компенсация. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.
Следует помнить, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (то есть ребенок просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочем). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «особенный» ребёнок, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности:
навыки ориентировки в пространстве и во времени;
самообслуживание и социально-бытовую ориентацию;
различные формы коммуникации (включая альтернативные);
навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
физическую и социальную мобильность;
восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей;
развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы;
формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию.
Попытаемся определить смысл термина «ребёнок с особыми образовательными потребностями», то есть определить, в чем же именно нуждается такой ребёнок в процессе своего развития.
Ребёнок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:
на уровне возраста — совпадение начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка. Так, если нарушение зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребёнка, то и обучение должно начаться в первые месяцы жизни;
на уровне содержания образования — выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования типично развивающегося сверстника. Например, ребёнок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта, нуждается в специальном разделе обучения — социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации;
на уровне методов обучения — построение «обходных путей», обучения [6] , использование специфических средств, методов, приемов обучения, более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которые не применяются в образовании типично развивающегося ребёнка. «Важно ведь не то, чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать»[6], то есть освоил механизм превращения содержания текста в личный социальный и эмоциональный опыт. Например, для обучения слепых детей чтению применяется шрифт Брайля;
на уровне организации — это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны типично развивающемуся ребёнку. Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение;
на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, означающего необходимость постоянного целенаправленного обучения ребёнка за пределами образовательных учреждений;
на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения, практически такой ребёнок нуждается в образовании на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом его задачи будут принципиально меняться;
Итак, как мы уже установили, особые образовательные потребности являются следствием социальных ограничений, обусловленных в свою очередь теми или иными психофизическими нарушениями. Ограничения могут проявляться в том, что ребёнок может не овладеть наравне со сверстниками речью, двигательными навыками и навыками самообслуживания, могут быть не развиты высшие психические функции, способность к субъективному контролю, способность к включению в отношения с другими людьми. Ограничение может быть ярко выражено, если потребность в специальных средствах развития не удовлетворяется, ребёнок не получает в полной мере социальной помощи — а может быть значительно сглажено, если общество идет навстречу, создает благоприятные условия для образования и социализации. Речь идет о том, чтобы разработать всестороннюю реабилитационно-образовательную программу с учетом особенностей ребёнка и, по мере возможности, скорректировать его собственные проблемы для успешной интеграции с обществом.
Источник
На чтение 9 мин.
Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника
Предпосылки к изменению социальной ситуации
Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.
Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).
Социальное развитие дошкольников
Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.
Что представляет собой социальная ситуация?
В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.
Социальная ситуация -проявления
Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика
Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.
Социализация детей – этапы
К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.
Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.
Общение со сверстниками – важная составляющая социализации
Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.
Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.
Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.
В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.
Тестирование дошкольников психологом
Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.
Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.
Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.
Направления социализации в схеме
Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.
Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.
Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:
- Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
- Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
Домашний любимец – один из важный элементов социализации
Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.
Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.
Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.
Роль игры в социализации неоспорима
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.
Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему
Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.
Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое
Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.
Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.
Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер
Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.
Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.
Игры приобретают совместный характер
Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.
Кризис семилетнего возраста
После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).
Источник