Нарушение сна у ребенка 2 года комаровский
Беспокойный детский сон по ночам — проблема довольно распространенная. Многие мамы и папы мечтают, чтобы ребенок сам выспался как следует и дал им, родителям, поспать хотя бы 8 часов. Не все мамы и папы знают, почему их чадо плохо спит ночью, часто просыпается, вздрагивает, беспокойно ворочается. С этими вопросами родители обращаются к авторитетному детскому врачу и автору книг и статей о здоровье детворы Евгению Комаровскому.
О проблеме
Причин нарушения ночного детского сна довольно много. Это и начинающаяся болезнь, когда ее симптомы еще не замечают окружающие, и эмоциональные потрясения, обилие впечатлений.
Часто плохой сон по ночам — отголосок непродуманного режима дня, когда кроха слишком много спит в светлое время суток.
Малыш может беспокойно спать и часто просыпаться и плакать, если ему холодно или жарко, если его перекармливают. До 4 месяцев причина ночного беспокойства может крыться в кишечных коликах, до 10 месяцев и старше ребенок может плохо спать из-за неприятных ощущений, вызванных прорезыванием зубов.
Новорожденный и грудной малыш до года может плохо спать, если он испытывает голод. У всех без исключения детей плохой сон может быть симптомом серьезного заболевания — рахита, энцефалопатии, диагноза неврологического характера.
Дефицит сна опасен для детского организма. От постоянного недосыпа разбалансируются многие органы и системы, ребенок испытывает дефицит многих ферментов и гормонов, которые вырабатываются именно во время сна. Поэтому наладить сон — задача первостепенная.
О нормах детского сна
Между понятиями «детский сон» и «сон всей семьи» Евгений Комаровский ставит жирный знак равенства. Если малыш хорошо спит, то и у его родителей получается высыпаться. Все семейство в результате чувствует себя отлично. В противном случае страдают все домочадцы.
В педиатрии принято оценивать качество суточного сна ребенка по определенным усредненным нормам:
- Обычно новорожденный спит до 22 часов в сутки.
- Ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев — около 20 часов.
- В возрасте от 6 месяцев крохе требуется не менее 14 часов сна, из них на ночной должно приходиться от 8 до 10 часов.
- Годовалый ребенок, чтобы оставаться здоровым, должен спать не менее 13 часов в сутки, из них около 9-10 часов отводится на ночь.
- Если малышу от 2 до 4 лет — во сне ребенок должен проводить около 12 часов.
- После 4 лет — не менее 10 часов.
- В 6 лет чадо должно спать ночью 9 часов (или 8 часов, но тогда обязательно ложиться еще на часок днем).
- После 11 лет ночной сон должен быть никак не меньше 8-8,5 часов.
При этом, напоминает Комаровский, необходимо учитывать и те часы, которые ребенок спит днем. Тут единых стандартов нет, все довольно индивидуально. В целом ребенку до года достаточно 2-3 небольших «тихих часов» днем. Малышу до 3 лет — одного-двух. Ситуация, когда ребенок в 2 года не спит днем — не очень нормальная, поскольку он еще слишком мал, чтобы выдержать весь день без отдыха. Если чадо в 5 лет отказалось от дневного сна, это вполне может быть вариантом нормы, поскольку сон во многом зависит и от темперамента самого маленького человечка.
Как наладить сон?
Наладить сон по ночам не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Евгений Комаровский на этот случай предлагает десять «золотых правил здорового детского сна».
Правило первое
Выполнять его желательно сразу, как только вы с малышом приехали из роддома. Нужно максимально быстро и бесповоротно расставить приоритеты. Ребенок должен интуитивно понимать, что есть время, когда все окружающие отдыхают.
Комаровский рекомендует сразу определиться, какой промежуток подходит для сна всем домочадцам. Это может быть с 21 часа до 5 утра или с полуночи до 8 утра. Ребенка следует укладывать на ночной сон именно в это время (временные рамки никуда не сдвигать).
От всех членов семьи потребуется дисциплина и соблюдение ими самими установленного правила.
Понятно, что первое время кроха может просыпаться ночью, чтобы поесть. Но уже к 6 месяцам большинство малышей не нуждается в ночном кормлении, и мама сможет получить свои 8 часов сна, не просыпаясь на трапезу сына или дочки.
Часто родители жалуются, что малыш спит только на руках. Как только его перекладывают в кроватку, он сразу просыпается и начинает выражать недовольство. Этот случай — отсутствие дисциплины у самих родителей. Достаточно помнить, что укачивание на руках никаким образом не влияет на здоровье и крепость сна, это лишь прихоть самих родителей. Поэтому выбор за ними — качать или не качать. Мнение Комаровского — ребенок должен спать в своей кроватке и ложиться в нее в одно и то же время.
Правило второе
Это правило вытекает из предыдущего. Если семья определилась, во сколько должен начинаться ночной сон, то самое время продумать режим дня для самого младшего домочадца. Во сколько он будет купаться, гулять, спать днем. Очень быстро новорожденный привыкнет именно к такому расписанию, которое предложили ему родители, и проблем со сном не будет ни днем, ни ночью.
Правило третье
Нужно заранее определиться, где и как будет спать ребенок. Комаровский считает, что для малыша до 3 лет наилучший вариант — собственная детская кроватка, причем до года она вполне может находиться в спальне родителей, ведь так маме будет удобнее ночью кормить кроху и переодевать, если случится непредвиденное.
После года, говорит Евгений Олегович, для ребенка лучше всего отвести отдельную комнату и переставить его кровать туда (если, конечно, такая возможность существует). Совместный сон с родителями, который сейчас пытаются практиковать многие мамы и даже папы – не лучший вариант. Евгений Комаровский считает, что никакого отношения к крепкому сну такой отдых не имеет, да и здоровья ни маме с папой, ни ребенку не добавляет. А потому в нем попросту нет смысла.
Правило четвертое
Пользоваться им не потребуется, если режим дня крохи хорошо продуман его родителями. Но если по ночам карапуз много ворочается, спит «урывками» по 30 минут или по часу, и при этом доктора не нашли у него никаких физических заболеваний или неврологических диагнозов, скорее всего, он просто чрезмерно высыпается днем. Евгений Комаровский рекомендует не стесняться и решительно будить заспавшегося малыша днем, чтобы час-два «ушли» в пользу ночного отдыха.
Правило пятое
Сон и пища — основные потребности малыша в первый год жизни. А потому родителям нужно найти правильный баланс между ними. Для этого Комаровский советует оптимизировать режим питания. От рождения до 3 месяцев малыш биологически может нуждаться в кормлении по ночам 1-2 раза. От 3 месяцев до полугода — достаточно кормить ночью один раз. После полугода — кормить ночью не надо вообще, говорит доктор.
С реализацией этого правила на практике больше всего проблем возникает в семьях, которые стараются кормить ребенка по требованию. Если есть четкий режим или часто рекомендуемый смешанный режим (по требованию, но через определенные промежутки времени – не меньше 3 часов), то малыш привыкает кушать именно так. Но если при каждом писке ему сразу дают грудь, то не стоит удивляться, что кроха просыпается каждые 30-40 минут и плачет. Он может это делать уже потому, что просто хронически переедает, у него болит животик.
Лучше всего в предпоследнее кормление предложить малышу легкий перекус, а в последнее перед отходом к ночному сну — сытно и плотно покормить его.
Правило шестое
Чтобы крепко спать ночью, нужно хорошенько устать днем. Поэтому с ребенком нужно больше и чаще гулять на свежем воздухе, заниматься развивающими играми, соответствующими возрасту, практиковать гимнастику, делать массаж и закаливать кроху. Однако вечером, за несколько часов до отхода ко сну, лучше ограничить активные игры, сильные эмоции. Лучше почитать книжку, послушать песенки, посмотреть (недолго) любимый мультик. Комаровский напоминает, что лучшего снотворного, чем мамина колыбельная, в природе не существует.
Правило седьмое
Оно регламентирует микроклимат в помещении, в котором спит ребенок. Малышу не должно быть жарко или холодно, он не должен дышать слишком сухим или слишком влажным воздухом. Комаровский рекомендует придерживаться следующих параметров микроклимата: температура воздуха — от 18 до 20 градусов, влажность воздуха — от 50 до 70%.
Спальню следует проветривать, следить за чистотой воздуха. На батарею отопления в квартире лучше поставить специальные задвижки, которые позволят предотвратить пересыхание воздуха зимой.
Правило восьмое
Чтобы сон крохи стал более крепким, не стоит забывать о массаже перед вечерним купанием. Само купание Комаровский советует проводить в большой взрослой ванне, наполненной прохладной водой (не выше 32 градусов). После такой процедуры хороший аппетит и здоровый сон гарантированы.
Правило девятое
Родителям, которые хотят высыпаться по ночам, следует позаботиться о том, чтобы ребенок спал с комфортом. Особое внимание следует обратить на качество матраса. Он не должен быть слишком мягким и продавливаться под весом малыша. Лучше, если он будет наполнен экологически чистыми материалами с пометкой «гипоаллергенно».
Постельное белье должно быть сшито из натуральных тканей. Не стоит покупать яркие простыни и пододеяльники с мультяшными персонажами. Для малыша куда более полезно, если в белье нет текстильных красителей, оно будет обычного белого цвета. Стирать белье надо специальным детским порошком и тщательно полоскать. Подушка малышу не требуется как минимум до 2 лет, говорит Евгений Комаровский. После этого возраста подушка должна быть небольшой (не более 40х60).
Правило десятое
Это самое деликатное правило, которое сам Евгений Комаровский называет самым важным из всей десятки. Спокойный сон может быть только у малыша, которому сухо и комфортно. А потому очень придирчиво следует отнестись к выбору одноразового подгузника. Лучше отдать предпочтение дорогим подгузникам с «умным» впитывающим слоем, проверенным поколениями и безопасным.
Советы
Если перед родителями стоит задача наладить сон ребенку, который уже давно вырос из подгузников, то маме с папой придется потрудиться. Во-первых, чаду нужно будет увеличить физические нагрузки и существенно уменьшить приток новых впечатлений (временно не покупать новые игрушки, книжки и не показывать новые фильмы). Иногда стоит отказаться от дневного сна в пользу ночного.
Точно такой же тактики следует придерживаться и родителям малышей, которые, как говорят в народе, перепутали день и ночь. Только беспощадное дневное ограничение сновидений поможет в течение недели перевести ребенка на нормальный режим, когда он начнет отдыхать по ночам.
Если нарушения ночного сна не устраняются даже при систематическом соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций, ребенка обязательно должен обследовать врач.
Родители же должны внимательнее приглядеться и понаблюдать за характером сна крохи и позами, в которых ему все-таки удается заснуть. Если малыш спит, запрокинув голову назад, это может быть признаком повышенного внутричерепного давления. Если малыш часто вздрагивает во сне, это может быть как проявление неврологических проблем, так и дефицит кальция и витамина D.
Если ребенок спит с приоткрытыми глазами, это может быть признаком повышенной нервной возбудимости. Нарушение сна у ребенка очень редко требует какого-либо медикаментозного лечения, не стоит пичкать малыша транквилизаторами и ноотропными препаратами. Но иногда можно использовать препараты на растительной основе или отвары пустырника, валерианы, мяты.
Сон на животе, о котором ведется столько споров на родительских форумах в интернете, Комаровский считает вполне приемлемым и даже очень полезным вариантом. Для ребенка такое положение тела во время отдыха вполне естественно. Никакой связи между сном на животе и синдромом внезапной младенческой смерти не существует, говорит Комаровский.
Маленькие дети очень метеочувствительны. Даже при соблюдении всех рекомендаций иногда все-таки могут быть бессонные ночи, если «скачет» атмосферное давление, резко меняется погода, за окном — сильная гроза.
В видео ниже Доктор Комаровский расскажет, какие условия должны быть созданы днем, чтобы ночью малыш хорошо спал.
Источник
Авторы: Островерхова Анна
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
- Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
- Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
- Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
- Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
- Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
- Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
- Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
***
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
Источник
опубликовано 17/08/2018 20:25
обновлено 08/01/2019
— Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни
Источник