Нарушение развития слепоты у ребенка

Нарушение развития слепоты у ребенка thumbnail

Что такое куриная и врожденная слепота, и почему все больше детей рождаются с такими проблемами – эти вопросы волнуют родителей, которые столкнулись со страшным недугом. Очень важно, чтобы родители на раннем этапе заметили, что ребенок стал хуже видеть, и незамедлительно обратились к специалистам. Помните, что чем раньше вы обратитесь к врачу, тем быстрее выявят недуг, и тем скорее начнут лечение. Поэтому так важно владеть всей информацией о зрении, какие могут быть нарушения и как вовремя распознать отклонения от нормы.

Потеря зрения

Слепота – такое отклонение от нормы, полное или частичное отсутствие работы зрительной системы. По этиологии она бывает врожденной либо приобретенной. Существуют следующие виды:

  • Абсолютная характеризуется полным отсутствием цветоощущения между темнотой и светом, формой, цветами;
  • Предметная – когда человек не может определить форму предметов, но при этом распознает свет и его интенсивность;
  • Частичная (неполная, практическая) – выражается в том, что у больного ограничены возможности зрения. У него отмечается цветоощущение и восприятие света, но самостоятельно передвигаться и обслуживать себя не может;
  • Дальтонизм заключается в неспособности различать цвета или определенные оттенки цветовой гаммы. Встречается преимущественно у мужского пола (в 8 раз чаще, чем у женщин).
  • Куриная слепота – наблюдается при низком уровне освещения, когда зрение при темноте ухудшается, нежели при свете.

Врожденная

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке и не провожает ее взглядом, то родителю необходимо бить тревогу и немедленно обращаться к офтальмологу, так как это первые признаки утраты зрения. Причины потери зрения у новорожденного – катаракта или врожденные дефекты. Врожденная катаракта – помутнение прозрачного хрусталика глаза. Данный недуг сильно снижает видение и требует хирургической операции.

Часто потеря зрения возникает в связи с тем, что ребенок является недоношенным. Его зрительная система не успевает сформироваться к моменту преждевременного рождения.

Очень редко бывает врожденная патология, которая называется нистагм. Внешне болезнь проявляется в виде колебательных непроизвольных движений глаз. Появляется с рождения или в раннем детстве, но бывает у взрослых в результате заболеваний или травм. Причины болезни у детей – нарушения неврологии или наследственного характера.

Лечение нистагма проводят хирургическим методом, которое направлено на уменьшение частоты и амплитуды колебательных движений. Также скорректировать зрение помогут контактные линзы или очки. Если нистагм вызван каким-либо заболеванием, то надо начать лечение именно с этой болезни.

Еще одна болезнь – альбинизм. Врожденная патология, заключающаяся в отсутствии пигмента в оболочках глаза, ресницах, а также самой коже. Альбинизм приводит к светобоязни и уменьшению остроты видения.

Если во время беременности женщина переболела вирусными заболеваниями или гриппом, малыш может родиться слепым.

Если будущая мать во время беременности переболела краснухой, то вероятность того, что у младенца при рождении будет выявлена катаракта, очень высока. Такой же риск вызывает заражение токсоплазмозом или плохое питание мамы во время вынашивания плода, ребенок при этом может родиться слепым.

Куриная

Куриная слепота имеет такой термин, как гемералопия, что в переводе с греческого звучит как «дневная» – это был ошибочный перевод, так как такой вид слепоты характеризует плохое видение в темноте, а не на свету. Но данный термин так прижился на постсоветских территориях, что несмотря на то, что в нем сделана ошибка, он так и употребляется по сей день. В англоязычных странах куриная слепота имеет терминологию – никталопия («ночная»).

Гемералопия – расстройство зрения в сумерках, при этом днем человек видит хорошо. Этот недуг может стать причиной травм ввиду того, что во время хождения в темноте, человек способен споткнуться или столкнуться с чем-то.

Куриная слепота отсутствует у жителей Севера ввиду того, что большую часть времени те проводят в полярной ночи, и их глаза привыкли видеть в темноте. Аборигены Австралийского континента также, как и северяне, видят в темноте лучше, чем жители европейских государств.

Заболевание бывает трех видов:

  • Врожденная обладает генетическим характером;
  • Симптоматическая возникает в результате заболеваний глаз с повреждением сетчатки, глаукомы, осложненной формы близорукости;
  • Эссенциальная проявляется из-за нехватки витамина А в организме.

Дети с этим недугом при плохом освещении утрачивают способность различать цвета. Для них все становится однотонным, очертания предметов – размытыми, дети жалуются на ухудшение видения в темноте. Также сюда относится и такое явление как появление пятен при переходе из темного места в более светлое.

Диагностика

Диагностика проводится на основании жалоб пациента. Вслед за тем, как врач офтальмолог сделает выводы на основании симптомов больного, он приступает к самой диагностике, которая заключается в изучении глазного дна. Кроме того, проводится периметрия, которая определяет сужение полей зрения. Адаптометрия заключается в следующем: исследуемый должен глядеть на яркий экран на протяжении двух минут. Потом на экран устанавливают предмет и отмеряют время, в течении которого пациент заметит его. Обычно это происходит в течение 45 секунд, а при гемералопии это время увеличивается.

Лечение и профилактика

Терапия проводится в зависимости от того, к какому типу относится заболевание:

  • Эссенциальная гемералопия лечится путем введения специальной диеты, богатой витаминами А, а именно: печень, помидоры, шпинат, яйца, ягода, фрукты, морковь, молоко, сливочное масло, крыжовник, вишню, зеленый лук и салат. Помимо этого, назначаются такие витамины, как РР и В2;
  • Симптоматическая куриная слепота начинается с лечения основного заболевания, спровоцировавшего гемералопию;
  • Врожденная куриная слепота лечению не подлежит.

Профилактические меры заключаются в достаточном употреблении витамина А.

Современная медицина позволяет предупредить возникновение потери зрения во многих случаях. При некоторых заболеваниях это возможно при своевременном обращении и постоянном наблюдении у офтальмологов. А иногда помогает правильное сбалансированное питание, богатое витаминами, наблюдение за уровнем сахара в крови, весом.

Если у вашего ребенка есть признаки заболевания, связанные с утратой зрения, немедленно обратитесь к офтальмологу. Таким образом вы можете не только избежать полной или частичной потери зрения, но и восстановить его. Крайне важно для родителей иметь полные информативные сведения о том, каким заболеванием страдает их ребенок и как проводить лечение. Если при лечении назначены препараты, следует четко соблюдать дозировку.

Оцените статью: 39 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 39 , средняя оценка: 3,79 из 5

Загрузка…

Источник

Причины слепоты и нарушения зрения у детей

Правильной оценке относительной значимости различных причин нарушений зрения, а также сравнению их роли в разных странах и внутри страны в различные периоды времени способствовало введение двойной классификации, в которой для каждого ребенка пораженная «анатомическая структура» сопоставляется с этиологическими факторами, разделенными на категории в зависимости от возраста их воздействия.

Читайте также:  Щитовидная железа развитие ребенка

Сначала эта классификация была использована в развивающихся странах, в настоящее время она применяется при исследованиях и в индустриально развитых странах; классификация приведена в таблице ниже.

Данные из различных источников за 1999 год, собранные или переработанные в соответствии с данной системой классификации, представлены в таблицах ниже. Большая часть данных по развивающимся странам получена при обследовании детей из школ для слепых; данные по индустриально развитым странам в основном взяты из регистров слепых. Поражения более высоких отделов зрительных путей при преждевременных родах преобладают в наиболее богатых странах. В беднейших странах преобладает приобретенная детская патология, вызывающая рубцевание роговицы.

Для повторного анализа по регионам в период между 1999 и 2010 годами было опубликовано недостаточное количество данных. Однако снижение смертности и слепоты в азиатских странах может быть связано со снижением частоты коревой инфекции и недостаточности витамина А среди детей дошкольного возраста. Во многих регионах катаракта — наиболее значимая излечимая причина слепоты у детей.

Структура этиологических факторов нарушения зрения у детей в отдельно взятой стране определяется соотношением между биологическими, экологическими и социальными факторами развития заболеваний глаз, а также доступностью методик и средств их лечения и профилактики. Этим вызваны региональные различия относительной значимости различной патологии, но возможно, нельзя сравнивать данные из различных источников или из источников, использующих разные определения случая.

Основные национальные тенденции зависят от определяемого экономическим и социальным развитием соотношением между факторами риска и мерами по лечению или профилактике. Например, в индустриально развитых странах частота офтальмии новорожденных и других причин рубцевания роговицы значительно снижена, но возросло число церебральных нарушений зрения, ROP и наследственных дистрофий сетчатки.

Врожденные катаракты остаются важной причиной тяжелого снижения зрения во многих развивающихся странах, несмотря на недавние значительные успехи в лечении этой патологии в индустриально развитых странах. Наиболее заметные изменения произошли в странах «среднего достатка» — в Латинской Америке и Восточной Европе, где в настоящее время ROP является наиболее частой причиной слепоты у детей. Вероятно, что эта тенденция продолжается в быстро развивающихся странах Азии, где повышается качество неонатальной помощи и повышается выживаемость недоношенных детей.

Относительная значимость различных заболеваний также варьирует в зависимости от того, какая степень нарушения зрения подлежит изучению. Значение альбинизма и врожденной катаракты выше при обследовании детей с любыми степенями нарушениями зрения (нарушения зрения, в т.ч. тяжелые или слепота), тогда как ROP и церебральные нарушения зрения становятся более значимыми, если исследуются только слепые дети.

Полученные картины могут различаться в зависимости от того, изучается ли встречаемость или заболеваемость, поскольку важную роль может играть выживаемость. Исследования, ограниченные детьми среднего и старшего школьного возраста с имеющимся снижением зрения (встречающиеся случаи) недооценивают число детей за счет заболеваний, связанных с ранним летальным исходом, например рубцеванием роговицы при острой недостаточности витамина А или зрительными нарушениями, связанными с крайне низким весом при рождении или тяжелыми системными заболеваниями.

Такие искажения могут быть особенно выраженными в странах, где доступ к врачу-специалисту затруднен.

Данные, приведенные в статьях на сайте, не учитывают детей с нарушениями зрения вследствие только недиагностированных или некорригированных аномалий рефракции. Они составляют огромное количество детей — в настоящее время, возможно, 2 миллиона — большинство из которых живут в Юго-Восточной Азии и страдают некорригированной миопией.

Классификация причин нарушения зрения и слепоты у детей
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Частота слепых детей и их излечимых причин

— Также рекомендуем «Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020″

Оглавление темы «Эпидемиология болезней глаз»:

  1. Проблемы эпидемиологии глазных болезней — офтальмологической эпидемиологии
  2. Критерии ребенка с нарушением зрения
  3. Нарушения зрения у детей как причина инвалидности
  4. Эпидемиология нарушения зрения и частоты слепоты у детей
  5. Причины слепоты и нарушения зрения у детей
  6. Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020

Источник

Слепота у детей диагностируется уже в первый месяц жизни ребенка в тот самый период, когда у ребенка впервые появляются несвязные движения глазок.

Если во время обследования глаз ребенка врачом-офтальмологом в возрасте 31-й недели появляется подозрение, что у ребенка зрачки плохо реагируют на свет, необходимо в полном объёме обследовать глазки ребенка.

Дело в том, если имеется плохая реакция зрачков ребенка на свет, можно в полнее обоснованно предположить, что у ребенка слепота обоих глаз. Если у ребенка слепота обоих глаз, то в возрасте четырех месяцев и старше, то свидетельствующим признаком этого будет ярко выраженное неспособность фиксировать взгляд.

Причины врожденной слепоты

Врожденная слепота у ребенка может иметь, как явные причины, которые влекут за собой структурные изменения глаз, так и латентные, то есть скрытые, без видимых структурных изменений. Давайте рассмотрим и немного разберем их.

— Аниридия –  порок развития цветной структуру глаза, может быть врождённым или приобретённым. Данный порок развития, диагностированный при рождении, встречается значительно чаще, чем приобретенный.

— Врожденная катаракта – весьма распространённое врожденное заболевание. Диагноз врожденная катаракта ставиться более чем в 50% случаях. Среди всех патологий глаз диагностируемых при рождении, эта патология является самой распространённой. Для неё характерно как одностороннее развитие (на одном глазу), так и двухстороннее (на обоих глазах), кроме этого она может развиваться параллельно с другой патологией глаз.

— Ретинопатия недоношенных – порок врожденного развития, при котором нарушается развитие сетчатки в силу воздействия различных факторов, среди которых: преждевременные роды, ИВЛ (искусственная вентиляция легких), кислородная зависимость, воздействия инфекций в период развития плода, общая незрелость.

— Гипоплазия зрительного нерва – чаще всего это врожденный дефект развития, чем приобретенный, при котором размер диска зрительного нерва маленький в результате недоразвития нервных волокон. К причинам относят СЗРП (синдром задержки развития плода), гормональный дефицит во время беременности, употребление алкоголя и табака, наркотических веществ в первые три месяца беременности, некоторых специфических препаратов, например, стероидов, лекарственный препаратов от простуды в последующие месяцы беременности. Гипоплазия зрительного нерва может быть односторонней, двусторонней, изолированной. Часто протекает совместно с косоглазием, двусторонняя гипоплазия в ряде случаев сочетается с синдромом Морсье.

Читайте также:  Социализация и развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

— Врожденная атрофия зрительных нервов – возникает при полном или частичном разрушении волокон зрительного нерва с последующей заменой их соединительной ткани. Причина врожденной атрофии зрительного нерва носит наследственно-генетический характер развития, чаще всего встречается болезнь Лебера. Различаю первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. У детей врожденная атрофия зрительного нерва встречается редко.

— Врожденное нарушение сумеречного зрения – имеет наследственно-генетическую природу развития. При данной патологии нарушается адаптация глаз к условиям с плохой освещенностью (сумерки, темнота, искусственное затемнение). Очень часто наблюдается при синдроме Ашера, наследственном пигментном ретините и другой патологии передающейся по наследству. Симптомы этого заболевания заметны уже в раннем возрасте, наблюдается сужение полей зрения и снижение зрения. Снижение зрения при этой патологии не поддается лечению. Дети с такой патологией боятся темноты, поэтому часто кричат и плачут.

— Ахроматопсия — это  врожденная патология, для которой характерно полное отсутствие цветового восприятия. Заболевание имеет две формы: палочковая монохромазия и колбочковая монохромазия. При палочковой монохромазии отсутствуют колбочки, поэтому человек видит весь мир в сером цвете, а вот при колбочковой монохромазии мир воспринимается только в каком-то одном оттенке цвета.

— Выраженные аномалии рефракции –  миопия, гиперметропия, астигматизм.

Обследования для выявления слепоты у детей

— Для выявления той или иной причины, необходимо собрать данные о ребенке, матери и отца, а также о наследственных заболеваниях, как протекала беременность, в какой срок родился ребёнок, антропометрические данные ребёнка.
— Оценивают способность ребенка фиксировать взгляд
— Оценивают реакции зрачков на свет, их симметричность
— Определяют степень рефракции после циклоплегии
— Обязательно необходимо пройти консультацию у невролога
— Если у ребенка имеется неврологическая симптоматика, назначают КТ и МРТ головного мозга.

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка может быть разным и проводится на основании установленной причины, поэтому носит индивидуальный и специфический характер. Лечение проводится под наблюдением офтальмолога, педиатра и невролога.

Источник

2.4.3. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà äåôåêòà ïðè ñëåïîòå è ñëàáîâèäåíèè. Ïðîáëåìà êîìïåíñàöèè íàðóøåíèé çðåíèÿ

Âûäåëåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà äàåò âîçìîæíîñòü íå òîëüêî ñèñòåìàòèçèðîâàòü íàáëþäàåìóþ ñïåöèôèêó â ðàçâèòèè ðåáåíêà, íî è ïðîãíîçèðîâàòü îñîáåííîñòè åãî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ, îïðåäåëèòü íàïðàâëåíèÿ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè äàííîìó ðåáåíêó Êðîìå òîãî, ÷åðåç ïðîñëåæèâàíèå ìåõàíèçìà ôîðìèðîâàíèÿ ñèñòåìíûõ íàðóøåíèé, ÷åðåç óñìîòðåíèå ôîðìèðóþùåéñÿ ñòðóêòóðû äåôåêòà íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæíî óâèäåòü ñïåöèôèêó ôîðìèðîâàíèÿ ñîçíàíèÿ ðåáåíêà, èìåþùåãî äåôèöèò ñåíñîðíîé èíôîðìàöèè (Â.Ì. Ñîðîêèí). Èçâåñòíûé ïñèõîëîã Ë.È. Ñîëíöåâà ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî ïðè ïîñòðîåíèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà íåîáõîäèìî ïîìíèòü î òîì, ÷òî ìîìåíò íà÷àëà ïîâðåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ñïåöèôè÷åñêèì ôàêòîðîì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé è âçðîñëûõ ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ. Ãëóáèíà è õàðàêòåð ïîðàæåíèÿ äåÿòåëüíîñòè çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà ñêàçûâàþòñÿ íà ðàçâèòèè ñåíñîðíîé ñèñòåìû, îïðåäåëÿþò âåäóùèé òèï ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî, åãî ìîäàëüíîñòü, òî÷íîñòü, ïîëíîòó îáðàçîâ âíåøíåãî ìèðà.  ñâÿçè ñ ýòèì ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà îòðàæåíèÿ âíåøíåãî ìèðà ðàçëè÷íà ïðè ðàçíûõ ïîðàæåíèÿõ çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà. Äåòè ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ ðàçëè÷àþòñÿ ïî ñïîñîáàì îçíàêîìëåíèÿ ñ îêðóæàþùèì, ïî ñïîñîáàì îñóùåñòâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè, òàê æå, êàê è ïî ñïîñîáàì êîíòðîëÿ çà åå âûïîëíåíèåì. Ñîîòâåòñòâåííî îïèñàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè íàðóøåíèÿõ çðåíèÿ íå ìîæåò íîñèòü æåñòêèé è îäíîçíà÷íûé õàðàêòåð: â ëó÷øåì ñëó÷àå â ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðå äåôåêòà ìîæíî ðàññìîòðåòü îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ íàðóøåíèé è î÷åð÷èâàòü îñíîâíûå ïðîáëåìíûå îáëàñòè â ðàçâèòèè ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà.

Ðàññìàòðèâàÿ âåäóùèå ëèíèè ôîðìèðîâàíèÿ ñòðóêòóðû äåôåêòà ó äåòåé ñ ãëóáîêèìè íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ, îñòàíîâèìñÿ íà âûäåëåíèè ìåõàíèçìà ôîðìèðîâàíèÿ ïåðâè÷íûõ è âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé âñëåäñòâèå îòñóòñòâèÿ èëè íåäîñòàòêà çðèòåëüíîé èíôîðìàöèè.

Çðèòåëüíûé àíàëèçàòîð ïî ñâîåìó óñòðîéñòâó è ôóíêöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ñëîæíûì è íàèáîëåå ñîâåðøåííûì. Îí òåñíåéøèì îáðàçîì ñâÿçàí ñ êîðîé áîëüøèõ ïîëóøàðèé ìîçãà è ïîäêîðêîâûìè îáðàçîâàíèÿìè. Ñ ïåðâûõ æå äíåé æèçíè ðåáåíêà çðèòåëüíûé àíàëèçàòîð âñòóïàåò â òåñíîå âçàèìîäåéñòâèå ñ äâèãàòåëüíûì, òàêòèëüíûì, ñëóõîâûì, îáðàçóÿ ñëîæíûå äèíàìè÷åñêèå ñèñòåìû ñâÿçåé. Ôèçèîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ïîÿâëåíèÿ ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ â ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðå äåôåêòà ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà. Òàêèì îáðàçîì, ïåðâè÷íûì íàðóøåíèåì â ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðå äåôåêòà ïðè íàðóøåíèÿõ çðåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü îòñóòñòâèå (ïðè ñëåïîòå) èëè çíà÷èòåëüíîå íàðóøåíèå (ïðè ñëàáîâèäåíèè) çðèòåëüíûõ îùóùåíèé è çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ. Çðèòåëüíûå îùóùåíèÿ è ôîðìèðóþùèåñÿ íà èõ îñíîâå îáðàçû çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ïîçâîëÿþò âûäåëÿòü è ôèêñèðîâàòü îáðàçû ïðåäìåòîâ è èõ õàðàêòåðèñòèêè íà ðàññòîÿíèè (äèñòàíòíî). Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå óñêîðÿåò ôîðìèðîâàíèå îäíîìîìåíòíîãî (ñèìóëüòàííîãî) è öåëîñòíîãî çàïå÷àòëåíèÿ ñëîæíîãî îáðàçà ïðåäìåòà èëè ÿâëåíèÿ. Ýòî èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, äëÿ ñòàíîâëåíèÿ ïðàêòè÷åñêè âñåõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé – ïàìÿòè, âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, ðå÷è, à òàêæå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ñòðóêòóð äåÿòåëüíîñòè è âàæíåéøèõ ëè÷íîñòíûõ îáðàçîâàíèé (îáðàç «ß», îáðàç «Äðóãîãî», îáðàç ìèðà). Ôîðìèðîâàíèå îáðàçîâ âíåøíåãî ìèðà ïðè íàðóøåíèÿõ çðåíèÿ íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ ñåíñîðíîé ñèñòåìû, ãëóáèíû è õàðàêòåðà ïîðàæåíèÿ çðåíèÿ.

Îáðàùàÿñü ê ëîãèêå âîçíèêíîâåíèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, ìîæíî âûäåëèòü îïðåäåëåííûå ýòàïû èëè ñòóïåíè ôîðìèðîâàíèÿ âòîðè÷íûõ ñèìïòîìîâ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà. Íàèáîëåå áëèçêî ê ïåðâè÷íîìó íàðóøåíèþ (è äàæå ïðàêòè÷åñêè ñëèâàÿñü ñ íèì) ñòîèò ñèìïòîì íåâîçìîæíîñòè èëè çíà÷èòåëüíîé çàòðóäíåííîñòè â ôîðìèðîâàíèè çðèòåëüíî-ìîòîðíîé êîîðäèíàöèè íà ïåðâûõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå è â ðàííåì äåòñòâå. Ýòîò âòîðè÷íûé ñèìïòîì â âèäå íåäîñòàòêà êîîðäèíàöèè äâèæåíèé ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïåðâûõ ñèãíàëîâ èìåþùåãîñÿ ó ðåáåíêà íàðóøåíèÿ çðèòåëüíûõ ôóíêöèé. Èìåííî ýòîò íåäîñòàòîê ïðîñòðàíñòâåííîé êîîðäèíàöèè è óñóãóáëÿåò òðóäíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ îáðàçîâ ïðåäìåòîâ, òàê êàê ðåáåíîê íå èìååò âîçìîæíîñòè ñâîáîäíî îïåðèðîâàòü ïðåäìåòàìè, ïîëó÷àòü äîñòàòî÷íóþ èíôîðìàöèþ î äàííîì ïðåäìåòå è îáúåäèíÿòü ýòó èíôîðìàöèþ â åäèíûé ñèñòåìíûé îáðàç. À.Â. Çàïîðîæöó è åãî ñîòðóäíèêàì ýêñïåðèìåíòàëüíî óäàëîñü ïîêàçàòü ñëîæíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ äâèæåíèé è ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ çðèòåëüíîãî îáðàçà ó ÷åëîâåêà. Çðèòåëüíûå îùóùåíèÿ ìîòèâèðóþò äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü ðåáåíêà, òàêòèëüíîå èçó÷åíèå ïðåäìåòà ôîðìèðóåò ãîòîâíîñòü ê ôèêñàöèè îäíîìîìåíòíîãî ñèìóëüòàííîãî çðèòåëüíîãî îáðàçà. «Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ïåðâîíà÷àëüíî ñêëàäûâàåòñÿ íà îñíîâå ðàçâåðíóòîé ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñ ïðåäìåòîì… è ëèøü ïîñòåïåííî ïðèîáðåòàåò ñâîþ îòíîñèòåëüíóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è ñâîþ èäåàëüíóþ ôîðìó» (À.Â. Çàïîðîæåö)[247]. Ó ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà íåò äîñòàòî÷íîé ìîòèâàöèè äëÿ íàïðàâëåííîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè â îáëàñòè èññëåäîâàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà. Êðîìå òîãî, ïðè íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ (íàïðèìåð, ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ íåïðèÿòíûìè èëè áîëåçíåííûìè îùóùåíèÿìè ïðè îñóùåñòâëåíèè ñàìîñòîÿòåëüíîé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè) ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ ìîòèâàöèÿ çàùèòû è èçáåãàíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ïðåäìåòíûì ìèðîì.

Ïðè íåäîñòàòêå íàáëþäåíèÿ çà îêðóæàþùèì ìèðîì è âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè âîçíèêàåò ñïåöèôèêà ôîðìèðîâàíèÿ ñîçíàòåëüíûõ ñòðóêòóð ñëåïîãî èëè ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà.  ñâÿçè ñ íåäîñòàòî÷íûì çðèòåëüíûì êîíòðîëåì äâèæåíèé è òðóäíîñòÿìè â ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ó ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ âîçíèêàåò çíà÷èòåëüíàÿ ñïåöèôèêà â ðåãèñòðàöèè æèâîãî äâèæåíèÿ, ÷òî ñîñòàâëÿåò áèîäèíàìè÷åñêóþ òêàíü ñîçíàíèÿ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé áûòèéíîãî ñëîÿ ñîçíàíèÿ (Â.Ï. Çèí÷åíêî)[248].

Читайте также:  Семья и гармоничное развитие личности ребенка

Îòñóòñòâèå èëè íåäîñòàòî÷íîñòü çðèòåëüíîé èíôîðìàöèè è çðèòåëüíî-ìîòîðíûõ ñâÿçåé ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ñëåïîé è ñëàáîâèäÿùèé ðåáåíîê íóæäàåòñÿ â äîïîëíèòåëüíîé ðàáîòå ïî äîñòðàèâàíèþ îáðàçà, êîãäà íåîáõîäèìî îáúåäèíÿòü â öåëîñòíîñòü ðàññûïàþùèåñÿ ÷àñòè (êóñî÷êè, îñêîëêè) äåéñòâèòåëüíîñòè, îñíîâûâàÿñü íà òîé èíôîðìàöèè, êîòîðóþ îí ïîëó÷àåò ñ ïîìîùüþ ñîõðàííûõ àíàëèçàòîðîâ. Óæå çäåñü õîòåëîñü áû îòìåòèòü îãðîìíóþ ðîëü âêëþ÷åííîñòè âçðîñëîãî â ñîâìåñòíóþ äåÿòåëüíîñòü ñî ñëåïûì ðåáåíêîì ïðè îðãàíèçàöèè ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà. Ïðè íåäîñòàòî÷íîé ìîòèâàöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è îãðàíè÷åíèè äâèãàòåëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïðåäìåòà ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ íà÷èíàþòñÿ òðóäíîñòè â îáðàçîâàíèè öåëîñòíîãî ñèñòåìíîãî îáðàçà, âîçíèêàåò åãî èñêàæåííîñòü. Òàêèì îáðàçîì, ïîÿâëÿåòñÿ ñóùåñòâåííîå â ñâîåîáðàçèè è â ÷óâñòâåííîé òêàíè ñîçíàíèÿ ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà. Îí âîñïðèíèìàåò âíåøíèé ìèð ðàñïëûâ÷àòî, íåòî÷íî, íå÷åòêî, ñìàçàííî, îáðàçû ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé âíåøíåãî ìèðà êàê áû ðàñïëûâàþòñÿ[249]. Âíåøíèé ìèð íå ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ÷åòêèé, ÿñíûé è îïðåäåëåííûé. Ó ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà âîçíèêàþò ñëîæíîñòè ñ ôèêñàöèåé ðåàëüíîé îáúåêòèâíîé êàðòèíû ìèðà è îðèåíòàöèåé â íåé. Ýòî çàòðóäíÿåò âûäåëåíèå ñåáÿ èç îêðóæàþùåãî ìèð è óñòàíîâëåíèå ãðàíèö ïðåäìåòîâ.

 ñâÿçè ñ ýòèì â êà÷åñòâå îñíîâíîãî âòîðè÷íîãî íàðóøåíèÿ â ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðå ñëåïîãî èëè ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà ìîæíî âûäåëèòü èìåííî íåäîñòàòî÷íîñòü öåëîñòíîñòè îáðàçîâ ïðåäñòàâëåíèé êàê íàãëÿäíûõ îáðàçîâ ïðåäìåòîâ èëè ÿâëåíèé, âîçíèêàþùèõ íà îñíîâå ïðîøëîãî îïûòà. Ýêñïåðèìåíòàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò íåïîëíîòó îáðàçîâ ïðåäñòàâëåíèé ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ, èõ ôðàãìåíòàðíîñòü, óçîñòü, ñõåìàòè÷íîñòü, íåäîñòàòî÷íóþ îáîáùåííîñòü (À.Ã. Ëèòâàê, À.È. Çîòîâ, Â.À. Ôåîêòèñòîâà)[250]. Íà îñíîâå ïðåäñòàâëåíèé ðàáîòàþò ïðîöåññû ïàìÿòè è âîîáðàæåíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå è íàãëÿäíî-îáðàçíîå ìûøëåíèå, ðàçâèâàåòñÿ ðå÷ü. Ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî íåãàòèâíîå âëèÿíèå ñëåïîòû è ãëóáîêèõ íàðóøåíèé çðåíèÿ íà ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ îòêëîíåíèé ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññàõ. Âîçíèêàåò ñïåöèôè÷íîñòü íå òîëüêî â ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, íî è â ñòðóêòóðå ôóíêöèîíàëüíûõ ñâÿçåé, ðàáîòàþùèõ âíóòðè êàæäîé ôóíêöèè – íàïðèìåð, èçìåíÿåòñÿ ñîîòíîøåíèå îáðàçíûõ è âåðáàëüíûõ êîìïîíåíòîâ â ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîì ìûøëåíèè è âîîáðàæåíèè ñëåïûõ. Òàêèì îáðàçîì, âñëåä çà âòîðè÷íûìè íàðóøåíèÿìè ñôåðû îáðàçîâ-ïðåäñòàâëåíèé âîçíèêàåò öåëûé ðÿä íàðóøåíèé òðåòüåãî ïîðÿäêà â ïîçíàâàòåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññàõ. Ïðîèñõîäÿò êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ ñèñòåìû âçàèìîîòíîøåíèé àíàëèçàòîðîâ, âîçíèêàþò ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ îáðàçîâ, ïîíÿòèé, ðå÷è, â ñîîòíîøåíèè îáðàçíîãî è ïîíÿòèéíîãî â ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, â îðèåíòèðîâêå â ïðîñòðàíñòâå è ò. ä. Çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè: çàìåòíî íàðóøåíèå òî÷íîñòè äâèæåíèé, èõ èíòåíñèâíîñòè, ñòàíîâÿòñÿ ñïåöèôè÷åñêèìè õîäüáà è äðóãèå äâèãàòåëüíûå àêòû. Ñëåäîâàòåëüíî, ó ðåáåíêà ñ íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ ôîðìèðóåòñÿ ñâîÿ, î÷åíü ñâîåîáðàçíàÿ ñèñòåìà ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êà÷åñòâåííî è ñòðóêòóðíî íåñõîæàÿ ñ ñèñòåìîé íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà (Ë.È. Ñîëíöåâà).

Ñëåäóþùèé âèòîê ñïåöèôèêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ äåòåé íîñèò óæå áîëåå îïîñðåäîâàííûé õàðàêòåð è ñâÿçàí ñ ãëóáèíîé âûøåóêàçàííûõ âòîðè÷íûõ è òðåòè÷íûõ íàðóøåíèé. Íà ýòîì óðîâíå ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò êîìïåíñàöèÿ âëèÿíèÿ ïåðâè÷íûõ íàðóøåíèé íà ïðîöåññ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïîÿâëÿåòñÿ ïðèçíàê ôàêóëüòàòèâíîñòè, ò. å. íåîáÿçàòåëüíîñòè ñóùåñòâåííûõ îòêëîíåíèé â ñðàâíåíèè ñ íîðìîé. Ìîñòèêîì â êîìïåíñàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèè ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîñòü ðå÷åâîãî îáùåíèÿ è åñòåñòâåííîãî óñâîåíèÿ çíà÷åíèé ñëîâ. Èìåííî òàêàÿ âîçìîæíîñòü, ïî ìíåíèþ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùåé â ðàçâèòèè ñëåïîãî ðåáåíêà. Òàêèì îáðàçîì, ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïðîèçâîëüíàÿ ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêàÿ ïàìÿòü, ïðîèçâîëüíàÿ îðèåíòàöèÿ â ïðîñòðàíñòâå, ðàçâåðíóòàÿ ìîíîëîãè÷åñêàÿ óñòíàÿ è ïèñüìåííàÿ ðå÷ü ìîãóò èìåòü êàê äîñòàòî÷íî âûðàæåííûå íàðóøåíèÿ, òàê è áûòü ñãëàæåííûìè çà ñ÷åò àäåêâàòíîé è ñâîåâðåìåííîé êîìïåíñàöèè è êîððåêöèè. Íà ýòîì óðîâíå ôîðìèðîâàíèÿ ñèìïòîìîâ âòîðîãî è òðåòüåãî ïîðÿäêîâ íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò âëèÿíèå «ñâåðõó-âíèç», êîãäà ðàçâèòèå âûñøèõ, îïîñðåäîâàííûõ ôóíêöèé ñòèìóëèðóåò ïåðåñòðîéêó áàçàëüíûõ, âíîñÿ â íèõ íîâûå çàäà÷è è öåëè (Â.Â. Ëåáåäèíñêèé).

Ôîðìèðîâàíèå è ôóíêöèîíèðîâàíèå ðåôëåêñèâíîãî ñëîÿ ñîçíàíèÿ ñâÿçàíî ñ ðå÷åâûì îáùåíèåì è óñâîåíèåì çíà÷åíèé òåõ ñëîâ, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ â ðå÷è. Îäíàêî íàäî îòìåòèòü, ÷òî â ñâÿçè ñ îòñóòñòâèåì èëè íåäîñòàòêîì çðèòåëüíûõ îáðàçîâ âîñïðèÿòèÿ ó ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ íàðóøåíà ÷óâñòâåííàÿ òêàíü êàê ñîâîêóïíàÿ ñåíñîðíàÿ áàçà ïåðöåïòèâíûõ îáðàçîâ è ñëîâ. Ýòî îáóñëîâëèâàåò ñïåöèôèêó â ôîðìèðîâàíèè çíà÷åíèé, âõîäÿùèõ â ðåôëåêñèâíî-ñîçåðöàòåëüíûé ñëîé ñîçíàíèÿ. Íàáëþäàþòñÿ òðóäíîñòè îñâîåíèÿ îáùåñòâåííî ñëîæèâøèõñÿ çíà÷åíèé, ïîñêîëüêó îíè îïèðàþòñÿ íà ïðåâàëèðóþùèå â îáùåñòâå âèçóàëüíûå îáðàçû. Îäíàêî ðå÷åâàÿ ðåàëüíîñòü, â êîòîðîé ïðîèñõîäèò îñâîåíèå çíà÷åíèé è âûäåëåíèå ñìûñëîâ, âñå æå ÿâëÿåòñÿ îòêðûòîé äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ. È ýòî ìíîãîå ðåøàåò â äàëüíåéøåì ðàçâîðà÷èâàíèè ñòðóêòóðû äåôåêòà. Ñôåðà ñìûñëîâ, ïðåäïîëàãàþùàÿ óãëóáëåíèå çíà÷åíèé, ïðèäàíèå èì ëè÷íîñòíîé îêðàñêè, ïðîðàáîòêè â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè, îñòàåòñÿ îòêðûòîé äëÿ ñëåïîãî. Áîëåå òîãî, îáîñòðåíèå ïðîáëåìû óñâîåíèÿ çíà÷åíèé ìîæåò ñòàâèòü ïåðåä íåçðÿ÷èì è ñëàáîâèäÿùèì ÷åëîâåêîì çàäà÷ó îñâîåíèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ çíà÷åíèé â ñâîåé æèçíè, ÷òî è ïðèâîäèò ê îñìûñëåíèþ, ïîñêîëüêó ñìûñë ñâÿçûâàåò çíà÷åíèÿ ñ ðåàëüíîñòüþ ñàìîé æèçíè ÷åëîâåêà â ýòîì ìèðå, ñ åå ìîòèâàìè è öåííîñòÿìè. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé íåîäíîêðàòíî ïîä÷åðêèâàë, ÷òî ó ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ ëþäåé åñòü âîçìîæíîñòü ïîãðóæåíèÿ â óñòíóþ, êóëüòóðíóþ òðàäèöèþ, è ýòî ïîçâîëÿåò ïðîíèêàòü â ñìûñëû ÷åðåç ïðåîäîëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàòðóäíåíèé â îñâîåíèè çíà÷åíèé ñëîâ, ñâÿçàííûõ ñ íåäîñòàòêîì è èñêàæåííîñòüþ ÷óâñòâåííîãî îïûòà.  ðàññêàçàõ èçâåñòíîãî ðóññêîãî ïèñàòåëÿ À.Ì. Ðåìèçîâà, ïðåäñòàâëåííûõ â ñáîðíèêå «Ïîäñòðèæåííûìè ãëàçàìè»[251], ìîæíî íàéòè õóäîæåñòâåííîå îïèñàíèå âíóòðåííåãî ìèðà ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà, ñïåöèôèêó ïîñòðîåíèÿ èì îáðàçà ìèðà è ïîñòåïåííîå óâëå÷åíèå ñëîâåñíîé ðåàëüíîñòüþ, ïîçâîëÿþùåé ðåáåíêó ïðîíèêàòü â ãëóáèíó ñîáûòèé è îñìûñëèâàòü ïðîèñõîäÿùåå.

Âîçíèêíîâåíèå ñïåöèôèêè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, ñôåðû ïîòðåáíîñòåé è ëè÷íîñòè ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ ëþäåé ìîæíî îòìå÷àòü èìåííî â ñâÿçè ñî ñâîåîáðàçèåì ðàçâèòèÿ ó íèõ ðåôëåêñèâíîãî óðîâíÿ ñîçíàíèÿ. Ãîâîðèòü î íåèçáåæíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíîé ñôåðû ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ ëþäåé íåâîçìîæíî, ïîñêîëüêó ðàçâèòèå ýòèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé çàâèñèò íå òîëüêî è íå ñòîëüêî îò êîãíèòèâíûõ íàðóøåíèé, ñêîëüêî îò êà÷åñòâà îáùåíèÿ è îñìûñëåíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà, ÷òî ïåðåäàåòñÿ áëèæàéøèì îêðóæåíèåì â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ. Àíàëèç âçàèìîîòíîøåíèé ëþäåé â ïðîöåññå îáùåíèÿ ñòàíîâèòñÿ ìàòåðèàëîì ïîñòðîåíèÿ ñìûñëîâûõ îðèåíòèðîâ äëÿ ñëåïîãî è ñëàáîâèäÿùåãî ðåáåíêà. Ðåøàþùåå çíà÷åíèå çäåñü èìåþò êà÷åñòâî è ïîëíîòà îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè. È èìåííî ïðè äåïðèâàöèè ñìûñëîâûõ ïîòðåáíîñòåé âîçíèêàþò èñêàæåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, ÷òî íàïðÿìóþ íå ñâÿçàíî ñ ôàêòîì íàðóøåíèÿ çðèòåëüíûõ ôóíêöèé.

Источник