Нарушение развития ребенка это

Нарушение развития ребенка это thumbnail

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

Методы коррекции нарушений развития у детейУ детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.Способы профилактики нарушений развития у детей

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения — лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Ðàññìîòðåíèå ôîðì, âèäîâ è ïðè÷èí îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èçó÷åíèå ñîâðåìåííûõ ïîäõîäîâ ê èõ âûÿâëåíèþ, ïðîâåäåíèþ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû. Êëàññèôèêàöèÿ è äèàãíîñòèêà ôóíêöèîíàëüíûõ è îðãàíè÷åñêèõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ìíîãîïëàíîâû è ìíîãîàñïåêòíû. Îíè âûðàæàþòñÿ â èíòåëëåêòóàëüíîé, äâèãàòåëüíîé, ðå÷åâîé èëè ñåíñîðíîé íåïîëíîöåííîñòè. Îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè áûâàþò ðàçíûõ ôîðì è ðàçíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè. ×àñòî îíè ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíûìè, è, åñëè ñâîåâðåìåííî íå ïðèíÿòû íåîáõîäèìûå ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíûå è ïåäàãîãè÷åñêèå ìåðû, ìîãóò âîçíèêíóòü âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ â ñòðóêòóðå äåôåêòà. Ïîýòîìó î÷åíü âàæíî ñâîåâðåìåííî îáíàðóæèòü îòêëîíåíèå â ðàçâèòèè è îêàçàòü ðåáåíêó íåîáõîäèìóþ ïîìîùü. Ðîäèòåëè è âîñïèòàòåëè íå âñåãäà ìîãóò àäåêâàòíî îöåíèòü ñîñòîÿíèå ðåáåíêà, îáíàðóæèòü èìåþùèåñÿ ó íåãî ïðîáëåìû è îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, ïîýòîìó ïåäàãîãàì îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé íåîáõîäèìî èìåòü îïðåäåëåííûé çàïàñ ñâåäåíèé ïî ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè è êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå è âëàäåòü íàâûêàìè êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ.

Îðãàíèçì ðåáåíêà, åãî çäîðîâüå, ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ðàññìàòðèâàþòñÿ ñîâðåìåííîé íàóêîé ñèñòåìíî, öåëîñòíî, ìíîãîàñïåêòíî.

Ïåäàãîã äîëæåí èìåòü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ôîðìèðîâàíèÿ èíäèâèäà, ëè÷íîñòè, ïðè ýòîì âàæíî àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò ÷àñòíîñòåé è äåòàëåé. Ó ïåäàãîãà äîëæíî áûòü ñôîðìèðîâàíî ñèñòåìíîå ïðåäñòàâëåíèå, ñèñòåìíîå ìûøëåíèå è â öåëîì ñèñòåìíàÿ ïàðàäèãìà â èçó÷åíèè, îáó÷åíèè è âîñïèòàíèè ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è ðåáåíêà ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè.

Читайте также:  Калькулятор развития ребенка по месяцам рост вес

Ñîâðåìåííûé ïîäõîä ê êîððåêöèè è êîìïåíñàöèè îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ìîæåò áûòü îõàðàêòåðèçîâàí êàê êîìïëåêñíûé è ëè÷íîñòíî-îðèåíòèðîâàííûé, ò.å. ïðè îöåíêå ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ äàííûå ðàçíûõ ñïåöèàëèñòîâ, õàðàêòåðèçóþùèå ðàçíûå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ðåáåíêà, è îêàçûâàåìàÿ ðåáåíêó ïîìîùü äîëæíà áûòü ìíîãîïëàíîâîé. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàþòñÿ èíäèâèäóàëüíî-ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà, ò.å. êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå íå ìîæåò è íå äîëæíî áûòü ñòàíäàðòèçèðîâàííûì.

Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà âñåãäà ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì âçàèìîäåéñòâèÿ ìíîãèõ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ. Îäíè èç ýòèõ ôàêòîðîâ íàñëåäóþòñÿ, íà äðóãèå âëèÿåò îêðóæàþùàÿ ñðåäà, ïðîöåññû âçðîñëåíèÿ è îáó÷åíèÿ. Çà ñâîþ æèçíü ÷åëîâåê ïðîõîäèò ìíîãî ðàçíûõ ñòóïåíåé ðàçâèòèÿ, êàæäîé èç êîòîðûõ õàðàêòåðåí îïðåäåëåííûé êîíêðåòíûé óðîâåíü.

Ñóùåñòâóåò ìíîãî ôàêòîðîâ, ñïîñîáíûõ âûçâàòü íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. ×àñòàÿ ïðè÷èíà — íàðóøåíèå ôóíêöèè ãîëîâíîãî ìîçãà, íàñëåäóåìîå èëè ïðåäîïðåäåëåííîå òðàâìîé, èëè áîëåçíÿìè. Íàðóøåíèå ãîðìîíàëüíîãî îáìåíà âûçûâàåò íàðóøåíèå ôèçè÷åñêîãî ðîñòà è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Äåòè, ÷üå ðàçâèòèå íàðóøåíî, îòëè÷àþòñÿ ñâîåé áåñïîêîéíîñòüþ. Òàêîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðåäîïðåäåëÿþò ôàêòîðû, êîòîðûå ìîãëè áûòü îáíàðóæåíû â ïåðèîä áåðåìåííîñòè, âî âðåìÿ ðîäîâ èëè â ïåðâûé ãîä æèçíè ìëàäåíöà.

Íàèáîëåå ÷àñòûå ïðè÷èíû íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà:

Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè.

Íàðóøåíèå ãîðìîíàëüíîãî ðàâíîâåñèÿ.

Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà áåðåìåííîé.

Èíôåêöèè.

Íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå.

Ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû.

Îêðóæàþùàÿ ñðåäà.

Ïîâðåæäåíèÿ, ñïîñîáíûå íàðóøèòü ðàçâèòèå, ñëó÷àþòñÿ è âî âðåìÿ ðîäîâ, îñîáåííî áîëüøàÿ îïàñíîñòü âîçíèêàåò ïðè íåõâàòêå êèñëîðîäà (ãèïîêñèè). Îäíàêî âàæíûì ÿâëÿåòñÿ è ðîñò ïëîäà â ïåðèîä âñåé áåðåìåííîñòè.  çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè ïîâðåæäåíèÿ íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü î÷åíü òÿæåëûìè èëè ïðè ðîæäåíèè äàæå íå çàìå÷åííûìè, à âûÿâëåííûìè â ïðîöåññå ðîñòà ðåáåíêà. Êðîìå òîãî, ðàçâèòèå ìîæåò íàðóøèòüñÿ âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ öèðêóëÿöèè è ñòîêà ñïèííîìîçãîâîé æèäêîñòè è ìîçãîâîãî êðîâîòå÷åíèÿ. Ðàçâèòèå ðåáåíêà 1-3 ëåò ìîæåò íàðóøèòüñÿ ïîñëå ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ òðàâì, èíôåêöèé èëè ïñèõè÷åñêèõ òðàâì.

ðàçâèòèå íàðóøåíèå ðåáåíîê îòêëîíåíèå

Äèàãíîñòèêà íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Ïîâåäåíèå ðåáåíêà ìîæåò èçìåíèòüñÿ: âíèìàíèå åãî ëåãêî íàïðàâëÿòü; åìó òÿæåëî ñêîíöåíòðèðîâàòüñÿ; îí ïîñòîÿííî ïîâòîðÿåò îäíè è òå æå äåéñòâèÿ.  øêîëå òàêèå äåòè áåñïîêîéíû, äâèæåíèÿ èõ áûñòðû ñ ïîäåðãèâàíèåì, îíè ïîñòîÿííî ãðèìàñíè÷àþò; ïèøóò, ñèëüíî íàæèìàÿ íà êàðàíäàø. Èíòåëëåêò òàêèõ äåòåé ìîæåò áûòü íîðìàëüíûì, îäíàêî íåêîòîðûå ïîçíàâàòåëüíûå êîìïîíåíòû çàíÿòèé (íàïðèìåð, êðàòêîâðåìåííàÿ ïàìÿòü, ïëàíèðîâàíèå äåéñòâèé) íàðóøåíû, çàìåäëèëîñü èõ ðàçâèòèå. Ìîãóò âûÿâèòüñÿ ðàçíûå ÷àñòè÷íûå íàðóøåíèÿ: ðå÷è, äâèæåíèé è îðèåíòàöèè. ×àñòîå íàðóøåíèå â ýòîé îáëàñòè — ýòî ëåãàñòåíèÿ (òðóäíîñòè â îáó÷åíèè íàâûêàì ïèñüìà è ÷òåíèÿ).

 íàñòîÿùåå âðåìÿ åäèíûõ ïðèíöèïîâ êëàññèôèêàöèè â ðàçâèòèè íå ñóùåñòâóåò. Íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ãðóïïû äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè:

1) äåòè ñ ñåíñîðíîé íåïîëíîöåííîñòüþ (ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, çðåíèÿ, ðå÷è, ôóíêöèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è ñåíñîìîòîðèêè);

2) äåòè ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ;

3) äåòè ñ àñòåíè÷åñêèì è ðåàêòèâíûì ñîñòîÿíèåì è êîíôëèêòíûìè ïåðåæèâàíèÿìè;

4) äåòè ñ ïñèõîïàòîïîäîáíûìè (ïñèõîïàòè÷åñêèìè) ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ);

5) óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè (îëèãîôðåííûå â ñòåïåíè äåáèëüíîñòè, èìáåöèëüíîñòè, èäèîòèè);

6) äåòè ñ íà÷àëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé (øèçîôðåíèÿ, ýïèëåïñèÿ, èñòåðèÿ è äð.)

Ýòèîëîãèÿ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ

Ýòèîëîãèÿ (ãðå÷. aitia -ïðè÷èíà, logos — ó÷åíèå) — ó÷åíèå î ïðè÷èíàõ âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíè. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíè ìîãóò áûòü âûçâàíû ýíäîãåííûìè è ýêçîãåííûìè ôàêòîðàìè.

Ýíäîãåííûå ôàêòîðû (ãðå÷. endon — âíóòðè, genos — ðîä, ïðîèñõîæäåíèå) — âîçíèêøèé ïî ïðè÷èíàì, ëåæàâøèé âî âíóòðåííåé ñðåäå îðãàíèçìà.

Ýêçîãåííûå ôàêòîðû (ãðå÷. exo — ñíàðóæè, genos — ðîä, ïðîèñõîæäåíèå) — âîçíèêøèé ïî ïðè÷èíàì, ëåæàâøèé âíå îðãàíèçìà(òðàâìû, èíôåêöèè, íàðóøåíèÿ ïèòàíèÿ).

Äèçîíòîãåíåç — îòêëîíåíèå â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà — ñëîæíûé äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, â íåì îòìå÷àþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è íåðàâíîìåðíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ôóíêöèé. Íà êàæäîé èç óñëîæíÿþùèõñÿ ñòàäèé ðàçâèòèÿ âûÿâëÿåòñÿ åå ñâÿçü ñ ïðåäøåñòâóþùåé è ïîñëåäóþùèìè ñòàäèÿìè, êàæäûé âîçðàñòíîé ýòàï õàðàêòåðèçóåòñÿ êà÷åñòâåííûì ñâîåîáðàçèåì, îòëè÷àþùèì åãî îò äðóãèõ ýòàïîâ.

Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîãóò áûòü âûçâàíû è ðàçëè÷íûìè ïðèæèçíåííûìè ôàêòîðàìè: îïóõàëè ìîçãà (ìåíèíãèîìà), íåéðîèíôåêöèè (ìåíèíãèòû è ýíöåôàëèòû), èíôåêöèîííûå áîëåçíè ñ îñëîæíåíèåì íà ìîçã, îòêðûòûå è çàêðûòûå òðàâìû ÷åðåïà, ñîòðÿñåíèå ìîçãà, êîíòóçèè è ò.ä.

Íàðóøåíèÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîãóò èìåòü ìåñòî ïðè íàðóøåíèÿõ ïèòàíèÿ è ñíà äåòåé, ïðè äëèòåëüíûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, âûçûâàþùèõ èñòîùåíèå ðåáåíêà è ïîðàæåíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè ïîâûøàåòñÿ ó íåäîíîøåííûõ äåòåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíüøå ñðîêà èëè ñ ìàëûì âåñîì òåëà.

Íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííûå ñ îðãàíè÷åñêèì ïîðàæåíèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, íàçûâàþòñÿ îðãàíè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè.

Äåôåêòû ðàçâèòèÿ ìîãóò áûòü âûçâàíû ôóíêöèîíàëüíûìè, à íå îðãàíè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, òîãäà ãîâîðÿò î äåôèöèòàðíîì ðàçâèòèè.  èõ ÷èñëå: ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ çàïóùåííîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ äåïðèâàöèÿ (íåäîñòàòî÷íîñòü ýìîöèîíàëüíîãî ïîëîæèòåëüíîãî êîíòàêòà ðåáåíêà ñî âçðîñëûì), äâóÿçû÷èå (èëè ìíîãîÿçû÷èå) â ñåìüå, íàðóøåíèå ðå÷è îêðóæàþùèõ, îãðàíè÷åííîñòü ðå÷åâûõ êîíòàêòîâ ðåáåíêà è äð.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию ребенка в раннем возрасте

Óñòàíîâëåíî, ÷òî áëàãîïîëó÷íîå ðàçâèòèå ðåáåíêà áûâàåò òîëüêî â ñëó÷àÿõ ðàâíîâåñèÿ ìåæäó âíóòðåííèìè è âíåøíèìè óñëîâèÿìè ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà. Ïî ñëîâàì È.Ï.Ïàâëîâà, áîëåçíü âîçíèêàåò òàì è òîãäà, êîãäà íàðóøàåòñÿ ðàâíîâåñèå âíóòðåííèõ è âíåøíèõ óñëîâèé æèçíè îðãàíèçìà, êîãäà íà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêðóæàþùåé ñðåäû ðåáåíîê íå ìîæåò äàòü ñîîòâåòñòâóþùóþ îòâåòíóþ ðåàêöèþ, íå ìîæåò ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ýòîìó âîçäåéñòâèþ.

Ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ áîëåå ëåãêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ îðãàíè÷åñêèìè, è ïðè óñòðàíåíèè íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèå èíòåíñèôèöèðóåòñÿ, à ïðè ïðîâåäåíèè ñïåöèàëüíîé êîððåêöèîííîé ðàáîòû ðåáåíîê ìîæåò äîãíàòü â ðàçâèòèè ñâåðñòíèêîâ. Ôóíêöèîíàëüíûå íàðóøåíèÿ îáðàòèìû è ïðè ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííûõ êîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèÿõ îáû÷íî ïðîõîäÿò áåññëåäíî.

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé âûäâèíóë òåçèñ îá îáùíîñòè çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ÷òî áûëî ïîäòâåðæäåíî ðÿäîì áîëåå ïîçäíèõ èññëåäîâàíèé. È â íîðìå, è ïðè ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå èìååò ïîñòóïàòåëüíûé, ïîýòàïíûé õàðàêòåð. Êàæäûé ýòàï çàâåðøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì íîâûõ, áîëåå ñîâåðøåííûõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäûäóùèìè êà÷åñòâ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé äëÿ áóäóùåãî ñêà÷êà â ðàçâèòèè. Ñâîéñòâà ïñèõèêè ôîðìèðóþòñÿ íà îñíîâå ÷åðåäîâàíèÿ ýâîëþöèè ïðèçíàêîâ ñ ðåâîëþöèîííûì, ñêà÷êîîáðàçíûì ôîðìèðîâàíèåì íîâûõ êà÷åñòâ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà ïîä÷èíåíà åäèíûì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì, ïðè ýòîì êàæäûé âèä àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñâîèìè îñîáåííîñòÿìè. Äåòè ñ îòêëîíåíèÿìè ïî âñåì ïàðàìåòðàì îòëè÷àþòñÿ îò äåòåé ñ íîðìàëüíûì ðàçâèòèåì.

Êàæäûé âèä àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìíûì ïðîÿâëåíèåì, â êîòîðîì âûäåëÿþòñÿ ïåðâè÷íûå è âòîðè÷íûå îòêëîíåíèÿ.

Ïðè ðàçíûõ âèäàõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äîìèíèðóþùèì ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, êîãäà ó ðåáåíêà íàðóøåíà ñïîñîáíîñòü ê ïðèåìó è ïåðåðàáîòêå èíôîðìàöèè. Ýòî îáùàÿ çàêîíîìåðíîñòü âñåõ àíîìàëüíûõ äåòåé. Ïðè àíàëèçå êîíêðåòíîãî âèäà íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ âàæíî ó÷èòûâàòü îáùèå äëÿ âñåé ãðóïïû ïðîÿâëåíèÿ íàðóøåíèé, à òàêæå èíäèâèäóàëüíûå õàðàêòåðîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Îäíà êàòåãîðèÿ àíîìàëüíûõ ïðîÿâëåíèé îòëè÷àåòñÿ îò äðóãîé ïî ðÿäó äèàãíîñòè÷åñêèõ è ïðîãíîñòè÷åñêèõ çíà÷èìûõ ïîêàçàòåëåé.

Âàæíîé çàêîíîìåðíîñòüþ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àíîìàëüíûõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ òðóäíîñòü èõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, çàòðóäíåíèÿ âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ è âçàèìîäåéñòâèÿõ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé.

Âîñïèòàíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè îòëè÷àåòñÿ ñâîåîáðàçèåì, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ â êîððåêöèîííîé íàïðàâëåííîñòè, â íåðàçðûâíîé ñâÿçè êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ ñ ôîðìèðîâàíèåì ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ è óìåíèé. Îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà çàâèñÿò îò õàðàêòåðà, èìåþùåãîñÿ ó íåãî äåôåêòà, îò ñòåïåíè âûðàæåííîñòè íàðóøåíèé îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ôóíêöèé, îò âîçðàñòíûõ è êîìïåíñàòîðíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà, îò õàðàêòåðà ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ, îò óñëîâèé æèçíè è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà è ðÿäó äðóãèõ ôàêòîðîâ. Îäíè äåòè íóæäàþòñÿ òîëüêî â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîì âîçäåéñòâèè, äðóãèì òðåáóåòñÿ è ñåðüåçíàÿ ëå÷åáíî-îçäîðîâèòåëüíàÿ ïîìîùü. Âñå ýòî ïîä÷åðêèâàåò íåîáõîäèìîñòü ðàííåé äèàãíîñòè÷åñêîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû, èáî ðàíåå âûÿâëåíèå íàðóøåíèé — çàëîã ýôôåêòèâíîñòè èõ ïðåîäîëåíèÿ.

Íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ ó äåòåé — ýòî ëþáîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, âîçíèêàþùåå â ìëàäåí÷åñêîì èëè äåòñêîì âîçðàñòå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ çàäåðæêîé áèîëîãè÷åñêè íåîáõîäèìûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, íàïðèìåð, ðàçâèòèÿ ðå÷è.

×àùå òàêîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ âñòðå÷àåòñÿ ó ìàëü÷èêîâ, ÷åì ó äåâî÷åê, îäíàêî ñî âðåìåíåì îíî ïîñòåïåííî ïðîõîäèò.

 ïåðâûé ãîä æèçíè íà÷èíàåòñÿ àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ, ýìîöèé, èíòåëëåêòà, ðå÷è è ëè÷íîñòè. Ýòî ïåðèîä ñàìîãî áóðíîãî ðàçâèòèÿ âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, ÷òî îáóñëîâëåíî ðîñòîì è íåâåðîÿòíîé ïëàñòè÷íîñòüþ äåòñêîãî ìîçãà.

Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ìàëûøà ñòðîèòñÿ íà áàçå ñåíñîðíîãî ðàçâèòèÿ — ÷åðåç îðãàíû ÷óâñòâ (çðåíèå, ñëóõ, òàêòèëüíîå âîñïðèÿòèå).

Âèäû è ïðè÷èíû îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ó äåòåé

Ïñèõîìîòîðíîå ðàçâèòèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ è íåðàâíîìåðíîñòüþ ñîçðåâàíèÿ îòäåëüíûõ ôóíêöèé, êà÷åñòâåííûì èõ ïðåîáðàçîâàíèåì íà íîâîì âîçðàñòíîì ýòàïå. Ïðè ýòîì êàæäàÿ ïîñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ íåðàçðûâíî ñâÿçàíà ñ ïðåäûäóùåé.

Ðàçëè÷íûå íåáëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå ðàçâèòèÿ, âî âðåìÿ ðîäîâ (ðîäîâàÿ òðàâìà, àñôèêñèÿ), à òàêæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ìîãóò ïðèâîäèòü ê íàðóøåíèÿì ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Äëÿ óñïåøíîé ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, âàæíîå çíà÷åíèå èìååò çíàíèå ïðè÷èí è õàðàêòåðà íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.

Õîðîøî èçâåñòíî, ÷òî äåòè, ñòðàäàþùèå îäíèì è òåì æå çàáîëåâàíèåì, ïî-ðàçíîìó îòñòàþò â ðàçâèòèè. Ýòî ñâÿçàíî ñ ãåíîòèïè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè èõ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñ ðàçëè÷íûìè âëèÿíèÿìè îêðóæàþùåé ñðåäû, à òàêæå ñ òåì, íàñêîëüêî ñâîåâðåìåííî ïîñòàâëåí ïðàâèëüíûé äèàãíîç è íà÷àòà ëå÷åáíî-êîððåêöèîííàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà.

Ïîä ïðè÷èíîé îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè ïîíèìàþò âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì âíåøíåãî èëè âíóòðåííåãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ôàêòîðà, êîòîðûé îïðåäåëÿåò ñïåöèôèêó ïîðàæåíèÿ èëè íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ôóíêöèé.

Èçâåñòíî, ÷òî ïî÷òè ëþáîå áîëåå èëè ìåíåå äëèòåëüíîå íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà ðàçâèâàþùèéñÿ ìîçã ðåáåíêà ìîæåò ïðèâåñòè ê îòêëîíåíèÿì â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè. Èõ ïðîÿâëåíèÿ áóäóò ðàçëè÷íû â çàâèñèìîñòè îò âðåìåíè íåáëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ, ò. å. îò òîãî, íà êàêîì ýòàïå ðàçâèòèÿ ìîçãà îíî èìåëî ìåñòî, åãî äëèòåëüíîñòè, îò íàñëåäñòâåííîé ñòðóêòóðû; îðãàíèçìà è ïðåæäå âñåãî öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå îò òåõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé, â êîòîðûõ âîñïèòûâàåòñÿ ðåáåíîê. Âñå ýòè ôàêòîðû â êîìïëåêñå îïðåäåëÿþò âåäóùèé äåôåêò, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåäîñòàòî÷íîñòè èíòåëëåêòà, ðå÷è, çðåíèÿ, ñëóõà, ìîòîðèêè, íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, ïîâåäåíèÿ.  ðÿäå ñëó÷àåâ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî íàðóøåíèé, òîãäà ãîâîðÿò îá îñëîæíåííîì èëè ñëîæíîì äåôåêòå.

Читайте также:  Игры на развитие эмоционально волевой сферы ребенка

Ñëîæíûé äåôåêò õàðàêòåðèçóåòñÿ ñî÷åòàíèåì äâóõ èëè áîëåå íàðóøåíèé, â îäèíàêîâîé ñòåïåíè îïðåäåëÿþùèõ ñòðóêòóðó àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ è òðóäíîñòè îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Íàïðèìåð, ñëîæíûé äåôåêò èìååò ìåñòî ó ðåáåíêà ñ îäíîâðåìåííûì ïîðàæåíèåì çðåíèÿ è ñëóõà, èëè ñëóõà è ìîòîðèêè è ò. ï.

Ïðè îñëîæíåííîì äåôåêòå âîçìîæíî âûäåëåíèå âåäóùåãî, èëè ãëàâíîãî, íàðóøåíèÿ è îñëîæíÿþùèõ åãî ðàññòðîéñòâ. Íàïðèìåð, ó ðåáåíêà ñ íàðóøåíèÿìè óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìîãóò íàáëþäàòüñÿ íåðåçêî âûðàæåííûå äåôåêòû çðåíèÿ, ñëóõà, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ýìîöèîíàëüíûå è ïîâåäåí÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.

Îñîáåííîñòüþ äåòñêîãî ìîçãà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî äàæå åãî íåáîëüøîå ïîðàæåíèå íå îñòàåòñÿ ÷àñòè÷íûì, ëîêàëüíûì, êàê ýòî èìååò ìåñòî ó âçðîñëûõ áîëüíûõ, à îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà âñåì ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ïîýòîìó ðåáåíîê ñ íàðóøåíèåì ðå÷è, ñëóõà, çðåíèÿ, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà ïðè îòñóòñòâèè ðàííèõ êîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé áóäåò îòñòàâàòü â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.

Îïèñàííûå âûøå íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâè÷íûìè. Îäíàêî íàðÿäó ñ ïåðâè÷íûìè ÷àñòî èìåþò ìåñòî òàê íàçûâàåìûå âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ, ñòðóêòóðà êîòîðûõ çàâèñèò îò õàðàêòåðà âåäóùåãî äåôåêòà. Òàê, îòñòàâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ îáùèì ñèñòåìíûì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è, ïðåæäå âñåãî, áóäåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñëàáîñòè ñëîâåñíîé (âåðáàëüíîé) ïàìÿòè è ìûøëåíèÿ, à ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì — â íåäîñòàòî÷íîñòè ïðîñòðàíñòâåííûõ ïðåäñòàâëåíèé è êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ó äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ñëóõà íàðóøàåòñÿ ðàçâèòèå ïîíèìàíèÿ îáðàùåííîé ðå÷è, ñ òðóäîì ôîðìèðóþòñÿ àêòèâíûé ñëîâàðü è ñâÿçíàÿ ðå÷ü. Ïðè äåôåêòàõ çðåíèÿ ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàòðóäíåíèÿ ïðè ñîîòíåñåíèè ñëîâà ñ îáîçíà÷àåìûì ïðåäìåòîì, îí ìîæåò ïîâòîðÿòü ìíîãèå ñëîâà, íåäîñòàòî÷íî ïîíèìàÿ èõ çíà÷åíèå, ÷òî çàäåðæèâàåò ðàçâèòèå ñìûñëîâîé ñòîðîíû ðå÷è è ìûøëåíèÿ.

Âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè çàòðàãèâàþò, ïðåæäå âñåãî, òå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, êîòîðûå íàèáîëåå èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ â ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðå÷ü, òîíêàÿ äèôôåðåíöèðîâàííàÿ ìîòîðèêà, ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ, ïðîèçâîëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ äåÿòåëüíîñòè.

Áîëüøóþ ðîëü â âîçíèêíîâåíèè âòîðè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè èãðàåò íåäîñòàòî÷íîñòü èëè îòñóòñòâèå ðàííèõ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííûõ è ïåäàãîãè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé è îñîáåííî ïñèõè÷åñêàÿ äåïðèâàöèÿ. Íàïðèìåð, îáåçäâèæåííûé ðåáåíîê ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì, íå èìåþùèé îïûòà îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, îòëè÷àåòñÿ ëè÷íîñòíîé è ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé íåçðåëîñòüþ, èíôàíòèëüíîñòüþ, ïîâûøåííîé çàâèñèìîñòüþ îò îêðóæàþùèõ.

Íå âûÿâëåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, íàïðèìåð, ñëàáî âûðàæåííûå äåôåêòû çðåíèÿ è ñëóõà, ïðåæäå âñåãî çàäåðæèâàþò òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, à òàêæå ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ôîðìèðîâàíèþ âòîðè÷íûõ ýìîöèîíàëüíûõ è ëè÷íîñòíûõ îòêëîíåíèé ó äåòåé. Íàõîäÿñü â ìàññîâûõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, íå èìåÿ ê ñåáå äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà è íå ïîëó÷àÿ ëå÷åáíî-êîððåêöèîííîé ïîìîùè, ýòè äåòè äëèòåëüíîå âðåìÿ ìîãóò ïðåáûâàòü â ñèòóàöèè íåóñïåõà.  òàêèõ óñëîâèÿõ ó íèõ ÷àñòî ôîðìèðóåòñÿ çàíèæåííàÿ ñàìîîöåíêà, íèçêèé óðîâåíü ïðèòÿçàíèé; îíè íà÷èíàþò èçáåãàòü îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, è ïîñòåïåííî âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ âñå áîëåå óñóãóáëÿþò èõ ñîöèàëüíóþ äåçàäàïòàöèþ.

Òàêèì îáðàçîì, ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà, ìåäèöèíñêàÿ è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ ïîçâîëÿþò äîáèòüñÿ çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè.

Îòêëîíåíèÿ âîçíèêàþò â ïðîöåññå âíóòðèóòðîáíîãî, ïîñëåðîäîâîãî ðàçâèòèÿ èëè â ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ.  çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ àíîìàëèé è íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ èõ ïîäðàçäåëÿþò íà âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòîâ è íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ ðàçíîîáðàçíû.

Ê ïåðâîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ ïàòîãåííûå ôàêòîðû, âûçûâàþùèå çàáîëåâàíèÿ ìàòåðè â ïåðèîä áåðåìåííîñòè: òîêñèêîçû, èíòîêñèêàöèÿ, íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ, èììóííî-ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ è ìíîãîîáðàçíàÿ àêóøåðñêàÿ ïàòîëîãèÿ (óçêèé òàç, çàòÿæíûå èëè ñòðåìèòåëüíûå ðîäû, îáâèòèå ïóïîâèíîé, íåïðàâèëüíîå ïðåäëåæàíèå ïëîäà è äð.). Ïîìèìî óêàçàííûõ ôàêòîðîâ îïðåäåëåííóþ ðîëü èãðàþò íåêîòîðûå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, ðàäèîàêòèâíîå èçëó÷åíèå. Íàèáîëåå òÿæåëûå ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, îðãàíîâ ñëóõà, çðåíèÿ, íàðóøåíèÿ â ôèçè÷åñêîì è ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè áûâàþò ïðè òîêñîïëàçìîçå. Âîçáóäèòåëü ïðîíèêàåò èç îðãàíèçìà ìàòåðè â ïëîä ÷åðåç ïëàöåíòó. Ïðè âðîæäåííîé êðàñíóõå îòìå÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïîðàæåíèÿ çðåíèÿ, à òàêæå äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ. Ê ïîñëåäñòâèÿì âíóòðèóòðîáíûõ èíôåêöèé íåðâíîé ñèñòåìû îòíîñÿò ìèêðîöåôàëèþ, ãèäðîöåôàëèþ, ñïàñòè÷åñêèå ïàðàëè÷è è ïàðåçû, íåïðîèçâîëüíûå íàâÿç÷èâûå äâèæåíèÿ (ãèïåðêèíåçû).

Êî âòîðîé ãðóïïå âðîæäåííûõ íàðóøåíèé îòíîñÿòñÿ íàñëåäñòâåííûå ãåíåòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ. Îíè õàðàêòåðèçóþòñÿ ðàçíîîáðàçíûìè íàñëåäñòâåííî îáóñëîâëåííûìè îòêëîíåíèÿìè â îáìåíå âåùåñòâ. Ýëåìåíòàðíûìè åäèíèöàìè íàñëåäñòâåííîñòè ÿâëÿþòñÿ ãåíû, ðàñïîëîæåííûå â õðîìîñîìàõ — íèòåâèäíûõ ñàìîâîñïðîèçâîäÿùèõñÿ ñòðóêòóðàõ êëåòî÷íîãî ÿäðà. Òàê, íàðóøåíèÿ õðîìîñîìíûõ íàáîðîâ ðîäèòåëåé ìîãóò ïðèâåñòè ê íàñëåäîâàíèþ íåêîòîðûõ ôîðì îëèãîôðåíèè (áîëåçíü Äàóíà), ðàçëè÷íûõ òèïîâ ãëóõîòû, îïðåäåëåííûõ äåôåêòîâ çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà.

Ïðèîáðåòåííûå íàðóøåíèÿ âêëþ÷àþò ðàçíîîáðàçíûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, âûçâàííûå ïðåäðîäîâûìè è ïîñëåðîäîâûìè ïîðàæåíèÿìè îðãàíèçìà ðåáåíêà.

Íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû îêàçûâàþò íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà ãåíåòè÷åñêîì óðîâíå. Ïîñëåäñòâèÿ íåãàòèâíîãî âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник