Нарушение мелкой моторики у ребенка 5 лет
Сейчас, в преддверии летних каникул, самое время вспомнить о школе и поговорить о том, что может помешать вашему ребенку учиться. Например, это различные нарушения моторики.
Среди большого числа форм нейромоторных функциий, выполняемых организмом, можно выделить три, особо важные для обучения в школе: скорость мелкой моторики, графологическая беглость и координация крупных двигательных актов. Нарушение функции мелкой моторики может приводить к проблемам при занятиях художественной самодеятельностью и на уроках труда, осложнять обучение игре на музыкальных инструментах или управление компьютерной мышкой. Дискоординация движений глаз и рук может проявляться в невозможности быстрой и точной интеграции зрительных стимулов со специфической моделью движений рук. Дети могут испытывать трудности при попытке вспомнить последовательность тонких двигательных актов, осуществляемых во время игры на музыкальных инструментах или при завязывании шнурков.
Детская диспраксия относится к нарушению формирования идеомоторного плана, выполнению координированных двигательных актов и регулированию модели действий с целью исполнения определенного задания. Термин «графомоторная функция» относится к специфическим двигательным компонентам письма. Выделяют несколько подтипов графомоторной дисфункции, нарушение которых приводит к значительному расстройству письма. Например, у ребенка может быть нарушена визуализация в процессе письма, он испытывает затруднения, связанные с изображением букв и слов при письме. У него неразборчивый почерк с неравномерными и неадекватными промежутками между словами.
При нарушении графомоторной памяти у детей нарушается способность быстро и точно вспомнить форму букв и цифр. Они испытывают затруднения при написании отдельных букв и предпочитают пользоваться печатными, а не письменными буквами. Иногда можно наблюдать признаки пальцевой агнозии или нарушение графомоторной обратной связи: детям трудно определять расположение пальцев рук при письме. В этом случае они стараются очень близко приближать глаза к странице и слишком сильно надавливают на карандаш. | При дефиците графомоторной продукции дети испытывают затруднения при выполнении высоко координированной последовательности двигательных актов, необходимых в процессе письма. Этот феномен называется диспраксическая дисграфия. Выражается в том, что ребенок может понимать и представлять, что он собирается написать, но в то же время испытывает затруднения при назначении ролей различным мышечным группам кистей рук в процессе письма. |
Бывает, что при хорошей скорости мелкой моторики при выполнении механических действий, у ребенка очень низкая графомоторная скорость, что выражается в затруднении при письме или неразборчивом почерке.
При нарушениях функций крупных двигательных актов дети могут испытывать проблемы с переработкой внешней пространственной информации: они не способны поймать или бросить мяч, так как не могут точно оценить его траекторию в пространстве.
Если у ребенка есть нарушения поступления или интерпретации проприоцептивной и кинестетической информации (импульсов) от периферических суставов и мышц, у него изменено чувство положения тела. Ему трудно даются виды деятельности, требующие поддержание равновесия и соответствующего контроля за движениями тела.
При несоответствии требованиям, предъявляемым к моторному праксису для выполнения некоторых видов активности, в которых задействована крупная моторика, детям бывает трудно вспомнить или планировать выполнение сложных двигательных актов: танец, плавание или занятия гимнастикой. Дети с нарушением крупной моторики могут испытывать значительные проблемы на уроках физкультуры. Расстройство крупной моторики у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.
И, конечно, самый главный вопрос: что делать? Для устранения проблем, связанных с нарушением моторики, применяются различные упражнения, развивающие игры и специальная гимнастика. Но об этом мы поговорим в отдельной статье.
Источник
Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.
Роль мелкой моторики
Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.
Вовлечены следующие сферы:
- Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
- Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
- Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
- Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
- Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.
Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.
Виды моторики
Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.
Этапы развития моторных навыков
В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:
- 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
- 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
- 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
- 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
- 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
- 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
- 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
- 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
- 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
- 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.
В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.
С какого возраста нужно помогать в развитии
Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.
Что должен делать родитель
Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:
- Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
- Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
- Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
- Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
- Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
- Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
- Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.
Занятия с мелкими предметами
Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.
Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.
Пальчиковая гимнастика
Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.
Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.
Лепка из пластилина или глины
Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.
Дополнительные предметы
Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.
Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.
Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.
Методички по занятию с детьми
Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.
С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.
Источник
мария махнова
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 5–6 лет с речевыми нарушениями»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение «Детский сад №21 «Белочка»
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
Выполнила: Махнова М. М.
2019 год
Проект
«Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями»
Актуальность проекта:
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В логопедическую группу нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства по развитию мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей, взаимодействие
с ребёнком в процессе этих упражнений.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники: дети с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Сроки реализации: сентябрь 2018г. — май 2019г.
Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Проблема: дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
— Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
— Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
— Внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
— Развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
— Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
— Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
— Сформировать элементарные специфические графические навыки;
— Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
— Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Предполагаемый результат:
1. Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики.
2. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
3. Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук.
4. Пополнение развивающей среды группы.
5. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.
Этапы реализации проекта.
I этап — подготовительный (сентябрь 2018 г. — октябрь 2018г.)
• Выбор темы проекта и его разработка.
• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
• Подбор методического материала по данной теме.
• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
• Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Разработка консультаций для родителей.
II этап – основной (ноябрь 2018г. – май 2019г.)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей.
• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
III этап – заключительный (май 2019г.)
• Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам.
• Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
• Семинар-практикум «Речь на кончиках пальцев» для педагогов МДОБУ. Методическая разработка «Игры и упражнения с использованием массажного шарика Су-джок и колец»
Буклет «Развиваем мелкую моторику» для педагогов МДОБУ.
Оформление информационного стенда для родителей «Развиваем руку – развиваем речь»
Механизм реализации проекта.
• В начале учебного года провела обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений.Использую задания:
•
• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Заяц», «Солдатик», «Перебор пальцев».
•
• Координация движений (упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц», пальчиковая гимнастика).
•
• Работа с карандашом (умение держать карандаш, умение рисовать линии, обводка по контуру, штриховка).
Результаты диагностики выявили, что у 75% детей группы графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. Они очень плохо владеют ножницами, страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.). Так как дети — логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.
Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия. Предметно-развивающуюсреду представляют следующие компоненты:
• Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
• «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами.
•Контейнеры с разнообразным материалом: счетные палочки, скрепки, прищепки, бусины, мячики «Су-джок».
•Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, листья, плоды.
• Мелкая мозаика.
• Разрезные картинки
• Информационные стенды для родителей.
На своих занятиях я использую игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со стихотворными текстами, контрастотерапия и массаж кистей и пальцев рук, в частности Су — джок терапию.
Пальчиковые игры с мелкими предметами
На развитие мелкой моторикирук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами, работа с тестом, “Пальчиковый театр”. Детям интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Так же ребенок ощупывает предметы, что позволяет определять их свойства, температуру, материал из которого сделан и т. д. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальчики становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.
Пальчиковые игры без предметов
Пальчиковые игры мы начинаем использовать с младенчества: сорока белобока, ладушки и т. п. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право — лево.
Поэтому на своих занятиях я активно использую пальчиковые игры, сопровождающиеся речью и движением. Практикую пособие А. В. Никитиной «Покажи стихи руками», которое направлено на развитие мелкой моторики, и движения рук, а так же на расширение словаря детей по лексическим темам. Дети с большим удовольствием разучивают и показывают данные стихотворения.
Массаж кистей и пальцев рук
Восточная медицина всегда отличалась своими нетрадиционными способами лечения человека. Они первые придумали применять пальцевой массаж и надо отметить, что использование данного массажа оказывает благотворное влияние на весь организм человека.
Японскими учеными доказано,что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
• массаж большого пальца – повышает активность мозга
• массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
• массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
• массаж безымянного пальца – стимулирует печень
• массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи, способствует возникновению успокаивающего эффекта.
Массажные шарики СУ — ДЖОК
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.).
В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа рук для развития тонких движений пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Массаж осуществляется двумя способами – специальным шариком и эластичным кольцом.
Первый способ — массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Второй способ — массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
В логопедических целях Су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно — логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов:
• Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму»;
• Обогащение предметно – развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики);
• Открытый мастер-класс для родителей по нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Результативность: использование приемов развития мелкой моторики рук позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в мае 2019г. показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а так же выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
В ходе работы над проектом были разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук, включающие различные виды детской деятельности, систематизирован материал по развитию мелкой моторики рук (игры, упражнения).
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Источник