Народные средства для развития внимания у ребенка
Как развить внимательность у ребенка 10 лет?
Для успешного освоения письма и чтения у ребенка должно быть довольно развитое внимание. В раннем возрасте оно рассеянное, но постепенно становится фиксированным, в результате чего одно дело может увлечь малыша надолго. Особенно важно быть внимательным и собранным на уроках, когда объясняется новая информация, которую предстоит изучить. Если же у ребенка 10 лет имеются трудности с концентрацией внимания, ему помогут специальные упражнения и задания.
Форма проведения занятий
Для формирования внимания у школьника используют разнообразные упражнения и игры, во время которых ищут ошибки, соответствия и изменения. Главной задачей таких занятий является воздействие на основные характеристики внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию.
При правильно организованном обучении у родителей и учителей получается развить у детей важное качество любого успешного человека: внимательность.
Заниматься с ребенком можно и прицельно, выделяя для тренировок определенное время несколько раз в неделю и между делом. Чтобы улучшить внимание в повседневной жизни, обсуждайте с ребенком увиденное или прочитанное, стараясь подмечать максимум деталей. К примеру, возвращаясь домой из кинотеатра, можно вспоминать лучшие моменты фильма или описывать внешний вид героев.
Не пренебрегайте и таким прекрасным способом развить внимание и мышление, как настольные игры. В нарды, шахматы, шашки, лото или уно можно играть всей семьей.
Найдите игру, которая понравится ребенку, и вы завладеете его вниманием надолго, а также научите, как логически мыслить, планировать свои ходы и предугадывать действия соперника.
Простые задания
Чтобы развить внимание и память у детей 10 лет, можно использовать такие игры и задания:
- описывать по памяти персонажа только что прочитанной сказки или истории;
- разучивать песни, не читая их текст, а на слух;
- искать отличия на 2 похожих картинках;
- положить в мешочек несколько предметов, а потом угадывать на ощупь, что именно попалось под руку;
- восстанавливать правильный порядок предметов или картинок после их перемешивания;
- обводить определенные цифры или буквы;
- раскрашивать определенные фигуры;
- искать на рисунке заданные предметы;
- угадывать правильные слова, если в заданном слове перепутаны слоги;
- читать слова наоборот;
- повторять движения за взрослым;
- перечислять предметы в комнате, название которых начинается с заданной буквы;
- разгадывать кроссворды.
Это далеко не все варианты занятий, способствующих развитию внимательности, улучшению памяти и других психических процессов. Если включить фантазию, то можно придумать десятки увлекательных игр, во время которых ребенок будет активно усваивать, запоминать и воспроизводить информацию.
Все они помогут в школе – научат сосредотачиваться на нужном материале, справляться с поставленными задачами и продуктивно работать на уроках.
Эффективные упражнения
Желая повысить внимание школьника, часто обращаются к таблицам Шульте. Они представляют собой таблички с цифрами, которые специально располагаются вразброс. Задача ребенка – отыскивать все числа по порядку, переключая внимание как можно быстрее.
Количество ячеек таблиц Шульте варьируется от 9 (в таких табличках лишь 3 столбика по 3 ячейки, и предназначены они для младших школьников, которые только начали изучать цифры) до 256 (такие таблицы имеют размер 16Х16, они наиболее сложные). Самыми распространенными являются таблички на 25 ячеек (5Х5), соответственно, в них находятся числа от 1 до 25.
Помимо стандартных, существуют также буквенные таблицы. Занимаясь с ними, ребенок должен искать буквы, вспоминая алфавит. Кроме того, есть цветной вариант, который называется таблицами Горбова-Шульте. В отличие от стандартных, в них цифры напечатаны на красном и черном фоне. Второй вариант – фон белый, но сами цифры красные или черные.
Занятия с любым видом таблиц Шульте развивают внимание, периферийное зрение, память и устный счет. Тренировки по буквенным табличкам помогают освоить скорочтение.
Есть еще несколько интересных упражнений на концентрацию внимания.
- «Слова». Выбирается определенная тематика, затем взрослый называет одно слово, ребенок повторяет его и называет еще одно слово, взрослый повторяет уже 2 слова и добавляет третье, и так далее. К примеру, если выбрана тема «Фрукты», один участник говорит «апельсин», второй – «апельсин-киви». Следующий – «апельсин-киви-банан», следующий – «апельсин-киви-банан-яблоко», и так далее. Задача – запоминать последовательность слов. Игра станет еще интереснее, если участников будет несколько.
- «Буквы». Ребенку дают лист с текстом и задание: внимательно все прочитать, вычеркнув определенную букву, скажем, «и». Буквы также можно подчеркивать или просто подсчитывать. Для усложнения задания можно загадать сразу несколько букв, например, «а» надо зачеркнуть, а «е» – подчеркнуть.
- «Поиск спрятанного». Первый вариант такого упражнения – это поиск слов, вписанных в беспрерывные ряды букв. Второй вариант – искать определенную комбинацию чисел в рядах многочисленных цифр.
Советы специалистов
Чтобы научить ребенка быть более внимательным и выработать навык концентрации внимания, следует:
- заниматься регулярно, без долгих пауз;
- предлагать разнообразные задачи, учитывая интересы ребенка;
- исключить влияние внешних раздражителей, на которые ребенок будет отвлекаться;
- четко и кратко объяснять задание, убедившись, что ребенку все понятно;
- не делать замечаний и не оставлять комментарии, когда ребенок сосредоточен на упражнении;
- не ругать при неудачах и ошибках.
Кроме того, психологи и учителя отмечают, что снижение внимания и ухудшение памяти могут быть симптомами переутомления. Если у ребенка плохо организован режим дня, он спит меньше положенной по возрасту нормы (для 9–10 лет это 9–11 часов), перегружен дополнительными занятиями, мало гуляет или неполноценно питается, это непременно скажется на состоянии его нервной системы.
Вследствие хронического недосыпа и нехватки питательных веществ ребенок будет хуже усваивать информацию, постоянно отвлекаться, испытывать трудности с выполнением домашних заданий, поэтому в первую очередь нужно оценить и откорректировать режим, а потом уже приступать к занятиям по тренировке внимательности.
О том, как повысить внимание школьника, смотрите в следующем видео.
Источник
Как легко повысить внимательность ребенка. Простой метод гениальных людей
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. ???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание . Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
Источник
Как развить внимательность у ребенка 6-8 лет?
Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу или уже пошли в первый класс, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее, лучше сосредотачивался на нужной информации, меньше отвлекался и не забывал о важных вещах. Если проявились какие-то проблемы, то переживать не стоит, так как существуют специальные упражнения на развитие внимания и концентрацию, которые успешно применяются у детей 6, 7 и 8 лет.
Особенности проведения занятий
Поскольку игровая деятельность является основной в раннем возрасте, развивать детей лучше всего именно с помощью игр. Если организовать их правильно, малышам легко справляться с поставленными задачами, они с интересом вовлекаются в процесс и развиваются без какого-либо принуждения. Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:
- Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
- Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
- Последовательность. Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.
Также нужно учитывать свойства, которые выделяют у внимания. Если ребенок рассеян и неорганизован, у него могут быть проблемы с концентрацией.
Если у крохи не получается обобщать предметы и классифицировать их, это указывает на недостаточный объем внимания.
Длительность работы над определенным заданием характеризуют как усидчивость, а возможность одновременно следить за несколькими делами называют переключением и распределением внимания. Бывает, что одно из таких свойств требует коррекции, в то время как другие не страдают. Это влияет на выбор заданий и упражнений для конкретного малыша.
Виды игр
Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на такие большие группы:
- Игры с бумажными пособиями. Они весьма популярны и предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.
- Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные. Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
- Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.
- Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.
Упражнения на развитие избирательности внимания
Существует немало интересных заданий, с помощью которых можно тренировать внимательность в 6, 7 и 8 лет. К ним относят:
- Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
- Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.
- Поиск пар. На предложенном листе имеется много картинок, большинство из которых имеют пару (нарисованы дважды). Однако есть и два изображения, у которых пара отсутствует. Именно их и нужно отыскать, сконцентрировав свое внимание.
- Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.
- Разделение изображений. На предложенном листе ребенок видит несколько контуров изображений, перекрывающих друг друга. Для самых маленьких каждый контур делают отдельного цвета, чтобы было легче найти отдельные изображения.
- Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.
- Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.
Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.
Чаще всего таблица имеет 25 ячеек (5х5), соответственно, в ней «спрятано» 25 чисел. Однако существуют и другие размеры – от 9 элементов (3х3) до 256 (16х16).
Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.
Отдельно выделяют таблицы Горбова-Шульте, отличающиеся от стандартных цветом. В них используются красный и черный цвет, который может быть как у фона, так и у чисел.
Помимо внимательности, применение таблиц Шульте способствует также развитию устного счета, памяти и периферийного зрения, а буквенный вариант используется в изучении скорочтения. Младшие школьники также с удовольствием занимаются с текстом, например, вычеркивают в нем все буквы «а», «о» или «м». Также можно подчеркивать определенную букву или подсчитывать ее в заданном отрывке текста.
Советы специалистов
Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.
Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.
В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.
Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.
Источник
Источник
Сегодня рассеянный ребенок — это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но… это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе — вот такая особенность внимания. Я даже не говорю о синдроме дефицита внимания, который все больше набирает обороты.
Я сама столкнулась с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг. Соответственно, это мешает учиться и ему и окружающим. Хотя в нашей ситуации этот фактор еще и сильно мешал становлению речи. Все ведь взаимосвязано.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот о нескольких из них моя статья сегодня. А еще есть ее продолжение вот тут.
1. Шифровка
Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова.
Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось?
Тогда усложните задачу — составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.
емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
2. Логические шифровки
Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру «Найди лишнее слово»? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление.
А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:
чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач… последнее явно не в тему)
тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка… что же тут лишнее?)
Корректор
Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность.
Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью — зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой — минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.
В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.
Филлворд (Fillword)
Это тоже известный способ, когда в массиве слов ребенку нужно найти заданные слова. Задание вроде бы простое и незатейливое. Вот только уровень сложности у таких таблиц разный. Представьте, что найти нужно 30 слов… справитесь? 🙂
Графический диктант
Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему? Он развивает способность слушать, концентрироваться на словах окружающих. В моем случае это постоянная проблема, над решением которой мы работаем. Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.
Это простые способы, но повторюсь, от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте — они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала.
Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи 🙂 Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.
Все бы хорошо, но где взять столько материала. Ведь не будешь вычитывать одно и тоже. Я пользуюсь учебными пособиями для психологов. Это более серьезные книжечки, чем тоненькие сборники для дошколят. Еще составляю материал сама, использую разные онлайн-ресурсы и иногда приложения в телефоне. Не хочу рекламировать, поэтому если вам интересно, то напишите об этом в комментариях. С удовольствием расскажу подробнее.
Если эта тема для вас актуальна, то расскажите какие упражнения или игры вы используете с ребнком. Вдруг что-то пригодится и нам.
Дочитали статью? Не забывайте поставить лайк, если она вам понравилась или подписывайтесь на наш канал!
Источник