Народные обычаи и традиции в физическом развитии ребенка

Народные обычаи и традиции в физическом развитии ребенка thumbnail

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.В. Жукене,

 инструктор по физической культуре

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 33 «Радуга», Губкин

Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры,  народные традиции, физическое развитие, малые фольклорные формы.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному: что-то для себя заново открываем, что-то переоцениваем. Но средства народной педагогики в вопросах воспитания детей никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.

Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и других сферах заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, играх. Все это разнообразие несет в себе народное творчество, богатое по своему содержанию [1].

Народные игры – составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

День сменяет неделю, месяц — год, такие традиционные, сезонные народные праздники, игры, песни существуют для каждого времени года, каждого праздника. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни.

В нашем детском саду давно стало традицией ходить зимой с веселыми колядками по группам, затем собираться всем вместе взрослым и детям, и продолжать праздник песнями, шуточными гаданиями, и конечно, играми («Бабка Ежка», «Жмурки», «Два мороза», «Скакалка», «Прялица», «Бубен», «Сокровищница» и др.), встречать и провожать Масленицу играми («Пирог», «Горелки», «Крута гора», «Лапти», «Салки») [2].

Весна в народном календаре ассоциируется с рождением природы; наши предки считали, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами помогают весеннему пробуждению природы. И мы с детьми во время образовательной, свободной, досуговой деятельности тоже пытаемся способствовать этому, как и наши далекие предки, через игры «Родничок», «Ручеек», «Летят – не летят», «Коршун», «Пчелы и ласточка». На Пасху помимо других традиционных развлечений играем в игры с крашенками. На смену весне приходит лето со своими традициями, праздниками: это и Троицкие игры «В кресты», «Венок», «Ерыкалище», и игры на Никиту-гусятника «Гуси-гуси», «Волк и гуси», «Утка и селезень», и Купальские забавы, и народная спортивная игра «Городки», и много-много других забав [3].

Плавно выплывая из лета, осенняя пора набирает свою золотую силу. Осень так же неповторима своими традиционными обрядами. Когда убран урожай, вспахана земля, дождливым осенним вечером можно собраться на посиделки, где можно и песни спеть, и устроить конкурс скороговорок, и конечно, в интересные игры поиграть, традиционные для этого времени года: «Огородник», «Капуста», «Заря-зарница», различные варианты игры «Пятнашки», «Золотые ворота», «Узнай, кто?», «Жмурки» и др.

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и другие формы малого фольклорного жанра. Неоспорим тот факт, что особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору.

В своей работе с дошкольниками мы широко применяем разные формы малого фольклорного жанра для развития двигательной активности и оздоровления: под масленичную песню дети с удовольствием выполняют упражнения для ступней под попевку «Жаворонки» делают массаж биологически активных зон, отгадывая загадки, выполняют упражнения – отгадки и т.д.

Считалки приучают детей уже со среднего возраста к самостоятельному, честному выбору водящих в играх. Со скороговорками, потешками дети выполняют различные движения, упражнения, сто делает их для детей более интересными, быстро запоминающимися, ритмичными. С весенними закличками мы делаем зарядку. Используем в своей работе народные песни, мелодии как одну из составляющих нравственного развития и, конечно, как средство физического воспитания.

Традиционным средством всестороннего развития и воспитания в народной педагогике, бесспорно, является сказка. В своей работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, используем сюжеты народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Например, русская сказка «Колобок» стала основой оздоровительных досугов «В гости к Колобку», «Зимнее путешествие Колобка».

Таким образом, используя, традиции народной культуры в физическом воспитании детей помогают не только физически развить ребенка, но и сформировать   устойчивое отношение к культуре родной страны,   создать  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.

Литература

  1. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – Волгоград, 2008. – 43с.
  2. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лялина. – М., 2008. – 56с.
  3. Петров, В.М., Гришина, Г.Н., Короткова, Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М., 2002. – 16с.
Читайте также:  Роль игрушки в воспитании и развитии ребенка

Источник

наталья Вязникова
Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Русские традиции

как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Всем известен термин «Толерантность». Россия многонациональная страна. В настоящее время актуальной является задача сохранения русских национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наши наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Второй момент-это ДА (двигательная активность). Движение-это жизнь, тоже всем известно.

Владение навыками здорового образа жизни, повышение ДА в режиме дня, у взрослых и детей находится на чрезвычайно низком уровне. Одновременно с этим состояние здоровья подрастающего поколения не может удовлетворить современное общество, поскольку не отвечает требованиям общественного производства. Здоровье дошкольников напрямую зависит от уровня развития их двигательной активности (М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»).

Тем не менее, повысился интерес общества к возрождению русской национальной культуры, происходит переоценка ценностей, однако современные городские семьи не готовы к этому. Только в тех семьях, где сохраняются традиции и преемственность поколений, родители создают все условия для приобщения дошкольников к русской народной культуре, через организацию русских подвижных народных игр, праздников.

Существует и проблема:

-количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной направленности в установлении правил игры, которое складывается на уровне русских национальных традиций и учитывает социальные и духовные ценности русского народа.

Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр.

Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.

Повышено внимание общественности к личности современного ребенка, однако нет конкретных телепередач по приобщению дошкольников к русским народным играм.

Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.

В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни и отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Русские традиции, народная культура рассматривается, как средство становления у подрастающего поколения здоровье сберегающего опыта.

Истинно русские календарно-обрядовые праздники -Рождество, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров», «Пасхальный звон», «Масленица»;сезонные игровые праздники: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц».

На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое бесполезное время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

В русских традициях ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, природа, национальные устои, много юмора, шуток, задора, есть фольклорный текст, и музыка, и динамичность движений, и азарт. Происходит знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях и это привлекает детей в русских народных подвижных играх, хороводах, праздникам – передача социального опыта.

Поэтому приобщение дошкольников к русским народным подвижным играм актуально и соответствует потребностям времени и детского сада. Идет возрождение к народной педагогике (К. Ушинский). Только через народную педагогику возможно приобщение к наследию русского народа.С фольклорно го материала: потешки и прибаутки, пестушки, колыбельные –это то, что мы начинаем делать в яслях, далее загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, на развитие двигательной активности.

Это игры «городки», «волчок», «биты», «скакалки», «юла», «мишень», «камушки» и другие. История русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту, глазомер и хорошую координацию движений. Игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка — выручалочка». игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность» «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, стать победителем. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, воспитатели создают наилучший образ путем воображения в движении — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки, так как отражается быт, труд людей (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку.

Интересны интегрированные занятия, связанные с легендарными русскими богатырями,с историческим прошлым нашего народа можно применять игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали в популярности нынешним современным киногероям. Все это найдет отражение в православных праздниках, например, «Богатыри Земли русской».

Славилась Русь и кулачными боями. Умение показать свою удаль, силу, сноровку, проявить своё «Я» помогут народные игры «Тяни-толкай», «Бои смелых», «Перетяжки». Девочки проявят себя в смекалке, ловкости, плавности движений, аккуратности. Но есть игры, которые учат оказывать знаки внимания к противоположному полу, проявлять с уважением свои симпатии (гендерный подход).

Читайте также:  Какие отрицательные моменты развития ребенка

Говоря об инновационных формах приобщении дошкольников к русским народным подвижным играм можно провести фестиваль «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай» на основе русских традиций.

Двигательную активностьможно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физминутки, прогулка, закаливающие процедуры, логоритмика, музыкальные занятия, свободная двигательная деятельность ребенка и т. д.).

У старших дошкольников средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут в весенне-летний сезон.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, а включение фольклора в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию.

Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом достигает 80%. Данные наработки могут существенно обогатить содержание ООП ДО в соответствии с ФГОС.

Детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, рассказывают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации,мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнения с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной. Идет обогащение словарного запаса. Дети активно употребляют такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т. п. На музыкальных занятиях дети погружаются в образы животных и нарабатывают движения. Также хороводы помогают создать атмосферу

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Спортивные фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию физических качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Здесь:

— культура движения, выраженная в представлениях о движениях и их особенностях назначении, характере, направленности, о взаимосвязи и взаимозависимости между движениями человека и изменениями в жизни и в природе, о ценностях движения – красота, созидательность, результативность, в самостоятельной двигательной активности и др. ;

— культура телосложения, отраженная в представлениях ребенка о строении тела человека и животного, женского и мужского, физическом идеале, взаимосвязи и взаимозависимости строения тела и возраста, видами деятельности, способах сохранения здоровья и др. ; эмоционально-ценностных отношениях к состоянию своего тела и др. ;

— культура здоровья, включающая представления о своем состоянии, способах сохранения здоровья, детский активный опыт сохранения здоровья в самостоятельной двигательной деятельности.

Таким образом, уровень ДА включает в себя не только объем (количество) движений за единицу времени в период бодрствования детей, но и качество и характер движений (не хаотичные, бессмысленные, импульсивные с агрессивной мотивацией, а осмысленные, с соразмерной возрасту нагрузкой, развивающиекак основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость; дополнительные,влияющие на характер движений: ритмичность, пластичность, гибкость и т. п., так и личностные качества. И этому фольклор-надежный творческий помощник.

Проектная деятельность, включение в перспективное планирование фольклора, как составляющей части любой образовательной области, разработка конспекта занятия, досуга, развлечения- вот далеко не полный перечень деятельности педагогов в реализации повышения и развития двигательной активности воспитанников через ознакомление с русскими традициями.

Источник

Русская деревня зимой

(физкультурное занятие в старшей группе)

Задачи:

  • Упражнять в беге между предметами, поставленными в 1 ряд; метании мяча в цель.

  • Закреплять навык ходьбы с высоким подниманием коленей, на носках, на пятках, «змейкой» в колонне; навык прыжков на 2 ногах с продвижением и пролезания в обруч.

  • Развивать ловкость при прокатывании мяча между предметами и беге между предметами; быстроту реакции, координацию движений, ориентировку в пространстве во время подвижных игр.

  • Познакомить детей с занятиями деревенских жителей в зимнюю пору.

  • Прививать желание участвовать в совместных играх, воспитывать любовь к русским народным традициям через игры.

Ход мероприятия

В зал входят дети, их встречает инструктор, приветствует и обращает внимание на то, что сегодня у них в зале гости. Дети строятся стайкой возле инструктора.

Ах ты, зимушка-зима,

Все дороги замела.

Все дороги, все пути,

Не проехать, не пройти.

Ребята, а вы зиму любите? (ответы детей). Зима – прекрасное время года.

Русский народ всегда любил зиму. И не пугали русского человека не лютый мороз, не злая метель. Я приглашаю вас сегодня побывать в русской деревне и посмотреть, чем занимались её жители зимой.

Строимся в колонну по 1, шагом марш! (музыка «Кабы не было зимы»)

  • Ходьба обычная в колонне по 1;

  • Ходьба на носках, руки в стороны – «снег идёт».

  • Ходьба на пятках, руки на пояс – «по льду».

  • Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на плечи – «через сугробы».

  • Лёгкий бег в колонне по кругу, «змейкой» между предметами (стулья)– «метелица» с переходом на ходьбу.

Стулья расставляются заранее в 2 ряда спинками вперёд.

Метель замела все дороги, и нам пешком не пройти, поэтому поедем дальше на санках (стулья).

Читайте также:  Школа для развития ребенка

По сигналу инструктора дети расходятся по стульям.

ОРУ «Саночки»  (со стулом).

  1. «Варежки» —  и.п.: стоя на полу, руки  спрятать за спину.

1 – вытянуть руки вперед – «показать варежки».

2 — спрятать за спину.

3, 4 – повторить.

2.   «Проверка санок» — и.п.: стоя на полу, поднять руки вверх.

1 — наклониться вперед, коснуться ладонями сиденья – «проверить исправность санок».

2 — выпрямиться, руки вверх.

3, 4 – повторить.

3. «Изучаем дорогу» — и.п.: сидя на стуле, руки на спинке стула, хват с

боков.

1 – поворот головы вправо, ладонь правой руки приложить ко лбу.

2 – и.п.

3 – поворот головы влево, ладонь левой руки приложить ко лбу.

4 – и.п.

4. «Спуск с горы» — и.п.: сидя на стуле, руки на спинке стула, хват с

боков.

1 – поднять прямые ноги вперёд.

2 – поставить ноги на пол.

3,4 – повторить.

5. «Крутой спуск» — и.п.: сидя на стуле, руки на спинке, хват с боков, ноги

стоят на полу.

1- наклон вправо.

2 – и.п.

3 – наклон влево.

4 – и.п.

6. «Осмотр санок» — и.п.: стоя за стулом, держаться руками за спинку стула

(перевернуть стул спинкой к себе)

1 — присесть, держась за спинку стула сверху – «заглянуть под

санки».

2 – встать.

3,4 – повторить.

7. «Смазка полозьев» — и.п.: сидя на полу, одна нога под стулом, другая

согнута в колене. Поменять положение ног на счёт.

8. «Прыжки» — и.п.: стоя на полу, руки на спинке стула. Прыжки на месте

на 2 ногах – «радуемся».

9. «Носик вдохнул – ротик подул» — и.п.: стоя, ладони прижаты к груди,

локти разведены в стороны.

вдох через нос, руки развести в стороны.

выдох через рот, руки в и.п.

Вот мы и добрались до нашей деревни. Наши саночки мы поставим к стене и отправляемся по деревне.

(дети убирают стулья к стене и подходят к инструктору)

Ребятишки на улице в снежки играют да бабу снежную лепят. Мы им поможем.

Соревновательная игра «Прокати ком»: дети делятся на 2 команды. Каждой команде даётся «ком» (фитбол), который нужно прокатить «змейкой» между предметами, поставленными в 1 ряд, обратно прямо, не отпуская мяч от себя. Повторяется 3 раза.

Взрослые и дети в деревне зимой всегда ходили в валенках. От того что в них ходили много, валенки изнашивались и их приходилось ремонтировать – подшивать. Этим в деревне занимаются дедушки. И мы с вами поможем ремонтировать валенки. Мы будем с вами иголочкой, которая тянет ниточку.

Соревновательная игра «Подшивка валенок»: дети делятся на 2 команды. Каждой команде даётся валенок. Ребёнок обувает валенок, бежит «змейкой» между стойками, поставленными в 1 ряд, берёт обруч, пролезает в него. Обратно бежит прямо, передаёт валенок следующему. При повторении игры выдаётся второй валенок.

Молодые парни и взрослые мужчины зимой в деревне ходят на охоту. Мы отправимся с ними охотиться на зайцев.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»: выбираются 2 охотника, они располагаются по краям площадки, у каждого охотника в руках мяч. Остальные дети – зайцы, они располагаются в середине площадки. Зайцы передвигаются только прыжками. По сигналу охотники начинают охоту – бросают мяч в зайцев. Заяц, в которого попал мяч, выбывает из игры. Отмечаются самые меткие охотники и самые ловкие зайцы. Повторяется 3 раза. Охотники выбираются новые на каждый повтор.

Охотникам и зайцам после охоты необходимо восстановить силы и успокоится, подышать свежим зимним воздухом.

Дыхательное упражнение «Половинка»: 2 вдоха и выдоха носом, одной ноздрёй, ко второй прижат палец, рот закрыт; затем другой ноздрёй.

Женщины в деревне зимой занимаются домашним хозяйством и рукоделием. Вот и мы с вами займёмся рукоделием.

Русская народная игра «Как я улком шла»: играющие выстраиваются за водящим — «рукодельницей» в колонну, берут друг друга за руки. «Рукодельница» идет неторопливым шагом, увлекая за собой игроков, все поют игровой текст. «Рукодельница» меняет направление, убыстряет или замедляет темп ходьбы.

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Нитка тянется, перетянется,

Клубок катится, перекатится,

Нитка доле, доле, доле.

«Рукодельница» выводит играющих в круг, все останавливаются, поднимают руки вверх.

Я за ниточку взялась,

Тонка нитка порвалась.

Дети резко опускают руки вниз, размыкают их и разбегаются по площадке. «Рукодельница» догоняет детей, кого задела, тот выбывает из игры. В первой игре роль «рукодельницы» выполняет инструктор, затем дети. Повторяется 3 раза.

Какой бы работой не занимались люди в деревне, они всегда пели песни.

И мы с вами споём.

Дыхательное упражнение «Песенка А»: вдох носом, на выдохе, пока не кончится воздух, петь звук «А», сначала тихо, затем вполголоса, и громко.

Гостей в деревне зимой всегда угощали ароматным чаем с баранками. И я вас хочу угостить баранками.

(инструктор вручает воспитателю связку бубликов для детей)

Быстро время пролетело, вот и пора нам отправиться в обратный путь.

В колонну становись! Шагом марш!

Мы шагаем по дорожке.

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки.

Раз, два! Раз, два!

Я иду, и ты идёшь.

Раз, два! Раз, два!

Я пою, и ты поёшь.

Раз, два! Раз, два!

Мы идём, и мы поём.

Раз, два! Раз, два!

Очень дружно мы живём.

Раз, два! Раз, два!

(ходьба по залу с хлопками на счёт)

Дети уходят в группу.

Источник