Напряжены руки у ребенка в 2 года

Напряжены руки у ребенка в 2 года thumbnail

Тонус мышц есть у всех людей – это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания тела и обеспечения его движений. Нарушенный тонус мышц – свидетельство неблагополучия в организме и признак многих заболеваний, причем не только нервной системы. 

Как узнать, что у ребенка тонус мышц?

Есть ли у ребенка тонуса мышц, оценивают специалисты – педиатр, невролог, ортопед. Осматривая малыша, врач обращает внимание на активный и пассивный мышечный тонус. Об активном тонусе он судит, наблюдая, как и в какой позе малыш лежит на пеленальном столике или животом на ладони и какие движения он при этом совершает, какие двигательные навыки приобрел к своему возрасту. Пассивный тонус у ребенка врач проверяет, последовательно сгибая и разгибая ручки и ножки младенца, ощупывая их, оценивая и сравнивая сопротивление, которое оказывают мышцы. 

На первом году жизни малыша педиатр оценивает тонус у ребенка ежемесячно во время профилактических осмотров, невролог и ортопед делают это в 1, 3, 6 и 12 месяцев, а при наличии нарушений – чаще. Впрочем, наблюдая за движениями и развитием своего крохи, мама сама может судить о состоянии его тонуса мышц.

Напряжены руки у ребенка в 2 года

Как определить нормальный мышечный тонус?

До рождения малыш находится в ограниченном пространстве матки, его ручки и ножки компактно прижаты к телу, головка наклонена вперед (это так называемая «поза эмбриона»), и у крохи почти нет возможности активно двигаться. Все его мышцы находятся в состоянии напряжения. Поэтому большинство мышц новорожденного к рождению пребывают в состоянии физиологического гипертонуса. Это является нормой.

Обычная поза здорового новорожденного малыша – лежа на спине, ножки согнуты в коленях, слегка разведены и прижаты к животику, ручки согнуты в локтях, прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачки, головка слегка запрокинута назад, положение правой и левой сторон симметрично. 

  • Малыш может активно двигать ножками, сгибать и разгибать их, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрещивать их. Объем движений ручек меньше: в основном он двигает ими на уровне груди, сгибая в локтях и запястьях, кулачки кроха разжимает редко.
  • Если взять кроху за запястья и осторожно потянуть на себя, пытаясь посадить, его ручки немного разогнутся в локтевых суставах, а затем он всем телом потянется за ними.
  • При попытке развести в стороны согнутые в коленных и тазобедренных суставах ножки новорожденного угол разведения не превышает 90° (по 45° с каждой стороны), причем ощущается сопротивление этому движению из-за физиологического повышения тонуса в этих мышцах. При повторной попытке их развести в норме сопротивление уменьшается. Сжатые кулачки новорожденного тоже можно разжать.
  • В положении на животе кроха повернет головку в сторону, расположив ручки под грудью и сгибая ножки, как бы совершая ползательные движения. К концу месяца малыш пытается на несколько секунд поднимать и удерживать голову.
  • Если держать ребенка ладонью в области живота лицом вниз, то голова его свисает, временами новорожденный пытается ее поднять; ручки и ножки находятся в согнутом положении. Если взять малыша под мышки вертикально, то его ножки совершают попеременные движения сгибания и разгибания, но чаще согнуты. Поставленный на опору, малыш выпрямляется и стоит на полусогнутых во всех суставах ножках, опираясь на полную стопу. К 1,5 месяцам этот рефлекс опоры в норме исчезает.

Малыш растет – изменяется и тонус мышц: то, что считалось нормой для новорожденного, в более старшем возрасте может быть признаком нарушений. В идеале мышечный тонус у ребенка в возрасте 1,5–2 лет должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но негладкое течение беременности и родов, стрессы, плохая экология довольно часто могут спровоцировать нарушения тонуса у ребенка.

Существует несколько наиболее распространенных нарушений: снижение тонуса мышц у ребенка называется мышечной гипотонией, или гипотонусом; повышение – мышечной гипертонией, или гипертонусом; неправильное распределение напряжения и расслабления групп мышц – мышечной дистонией. О них и поговорим более подробно.

Мышечный гипертонус у ребенка

Малыш, у которого с рождения повышенный тонус, чрезмерно напряжен и зажат. Часто родители отмечают у младенца беспричинное беспокойство и плач, плохой сон, дрожание подбородка. Такой ребенок не расслабляется даже во сне, его ручки согнуты и плотно прижаты к груди, ножки подтянуты к животу, кулачки плотно сжаты, приходится приложить усилие, чтобы разжать их. Отмечается выраженное сопротивление во время сгибания-разгибания ручек и ножек. При исследовании рефлекса опоры малыш встает не на полную стопу, а на цыпочки, поджимает пальчики, рефлекс сохраняется дольше 1,5 месяцев. При потягивании за руки он совершенно не разгибает рук, полностью поднимаясь за ними всем телом. В положении животом на ладони лицом вниз ребенок удерживает голову на одной линии с телом. Такие дети практически с рождения могут удерживать головку в вертикальном положении.

Читайте также:  Прыщики на бороде у ребенка 2 года

Повышенный тонус может быть симметричным (во всех группах мышц, только в руках или ногах) или несимметрично – на одной стороне тела. При длительном повышенном тонусе мышц-сгибателей малыш сохраняет сгибательную «позу эмбриона». Крайним выражением повышенного тонуса мышц-разгибателей является патологическая поза опистотонуса при некоторых заболеваниях, когда голова запрокинута назад, спина выгнута дугой, ноги и руки разогнуты и напряжены, пальцы сжаты в кулачки, ноги перекрещены в нижней трети голеней, сгибание и разгибание во всех суставах затруднено.

Чем опасен гипертонус у детей?

Опасность гипертонуса у ребенка заключается в снижении темпов двигательного развития малыша. Если своевременно не начать лечение, то такой ребенок позднее сядет, поползет, пойдет, при движении будет быстро утомляться, а во время ходьбы – с трудом перераспределять центр тяжести. Нарушается и общее состояние: из-за чрезмерного напряжения мышц такие дети излишне возбуждены, плохо спят, часто срыгивают. В более старшем возрасте нарушается мелкая моторика кистей.

Мышечная гипотония у ребенка

Обратная ситуация, когда тонус меньше нормы, называется мышечной гипотонией. При этом ручки и ножки малыша разогнуты, ручки лежат вдоль тела. Это обычное явление для недоношенного ребенка, оно связано с незрелостью нервной системы. Выраженным проявлением мышечной гипотонии является так называемая «поза лягушки», когда в положении на спине ручки малыша вяло лежат вдоль туловища, пальцы не сжаты в кулачок, ножки широко разведены в тазобедренных и немного согнуты в коленных суставах, живот распластан. У таких детей часто снижены рефлексы. При сгибании суставов не ощущается сопротивления, объем движения в них увеличен, суставы как бы «болтаются», поднятая вверх и отпущенная ручка падает. Ножки ребенка можно развести в тазобедренных суставах почти на 180° без всякого усилия.

При гипотонусе ребенок плохо или совсем не опирается на стопы, когда его поддерживают под мышки. При потягивании за ручки на себя они полностью распрямляются, голова откидывается назад. Когда новорожденный лежит животом на ладони взрослого, голова и конечности малыша свисают вниз. При выкладывании на животик он не сгибает рук и утыкается лицом в поверхность, выглядит обмякшим.

Обычно такие младенцы чрезмерно спокойны, редко плачут, плохо сосут, хуже набирают вес, мало двигаются.

Напряжены руки у ребенка в 2 года

Чем опаснен гипотонус у ребенка?

Гипотонус у ребенка опасен тем, что такие детки позже начинают удерживать голову, брать предметы в руки, садиться, ходить, но уже по причине недостаточной мышечной силы. В вертикальном положении они не сохраняют позу, из-за этого работа внутренних органов напряжена. Недостаток движения замедляет рост костей и мышц ребенка, физически малыш выглядит младше своего возраста, в дальнейшем возможно формирование сколиозов, кифозов и других деформаций скелета, нарушений походки.

Мышечная дистония у ребенка

Чаще всего встречается смешанное нарушение тонуса, когда в одних группах мышц он повышен, а в других снижен или во время проверки из состояния гипотонуса переходит в гипертонус. Это называется мышечной дистонией. Признаками мышечной дистонии могут быть, например, неправильные положения кистей – выпрямленные и широко расставленные пальчики, иногда рука повернута внутрь. Еще одной разновидностью мышечной дистонии является асимметрия мышечного тонуса. При этом в одной стороне тела он может быть выше, чем в другой. Иногда при этом тело может быть изогнуто дугой и голова чаще повернута в одну сторону. В таком случае малыш начинает переворачиваться только в одну сторону, явно предпочитая ее другой, ползать, подтягивая одну ногу и т.д.

Чем опасна мышечная дистония?

Опасность мышечной дистонии заключается в том, что в процессе развития у таких детей может отмечаться задержка формирования двигательных навыков: они начинают переворачиваться со спины на живот лишь после 5–6 месяцев, садятся после 7 месяцев, а начинают ходить после 12 месяцев. Выраженная дистония может привести к асимметрии тела и нарушениям походки.

Методы обследования

Выявленные нарушения тонуса наблюдают в динамике и сопоставляют с другими признаками нарушения развития ребенка. На основании этого специалист может определить, патология это или индивидуальная особенность малыша. Если у мамы есть сомнения по поводу тонуса у ребенка, следует обязательно обратиться к врачу-педиатру и неврологу.

Для более точной диагностики причины нарушений могут потребоваться дополнительные методы исследования, например, нейросонография, электроэнцефалография, электронейрография и др.

Читайте также:  Температура при отравлении ребенку 2 года

Изучение хромосомного набора и особого белка крови альфа-фетопротеина позволяет исключить хромосомные заболевания, а исследование крови на внутриутробные инфекции (герпес, цитомегаловирус и др.) – инфекционные заболевания головного мозга.

Напряжены руки у ребенка в 2 года

Приступаем к лечению тонуса мышц

Чем раньше у ребенка выявлены нарушения тонуса и начато лечение, тем лучше, ведь восстановительная способность клеток нервной системы в раннем возрасте очень высока.

Не нужно заниматься самолечением или лечением по советам родителей других детей, так как степень нарушений у каждого конкретного малыша разная, а от этого зависит назначаемая терапия. Комплекс лечения должен прописывать только специалист. При нарушениях тонуса применяют лечение движением – массаж, гимнастику, плавание; физиопроцедуры – ультразвук, электрофорез, магнитотерапию, тепло- и водолечение и др. При необходимости используют лекарственные средства.

Массаж при тонусе путем воздействия на нервные окончания в коже изменяет нервную возбудимость – повышает или понижает ее в зависимости от воздействия, а также оживляет рефлексы, улучшает проводимость нервных импульсов по нервам.

Массаж при тонусе можно делать в поликлинике или дома, после обучения родителей его основным приемам. Малышу процедура должна приносить только положительные эмоции. Ведь если он плачет или испытывает боль, это может еще больше повысить тонус. 

На первом месяце жизни лечебный массаж не назначают – малышу будет достаточно легких поглаживающих движений маминых рук. Для профилактики нарушений мышечного тонуса следует чаще менять положение тела ребенка, совершать с ним разнонаправленные движения, чаще брать его на руки: это стимулирует развитие двигательных навыков. 

Массаж при тонусе следует проводить в комфортной для крохи обстановке, ласково разговаривая с ним. При гипертонусе делают расслабляющий массаж, который включает поглаживания от периферии к центру, обхватывающие поглаживания конечностей, легкое растирание. Недопустимы рубящие и хлопающие движения: они усилят мышечное напряжение.

После массажа осторожно и нежно делают специальные упражнения, направленные на растяжение напряженных мышц. Эффект будет лучше, если проводить такой массаж перед вечерним купанием: теплая вода дополнительно расслабит напряженные мышцы, усиливая эффект массажа.

Малышам, у которых обнаружен гипотонус, проводится стимулирующий массаж, чтобы активизировать работу мышц. В этом случае оправданы рубящие, хлопающие движения, перекатывание костяшками пальцев – они приводят мышцы в тонус.

При дистонии опытный массажист знает, какие группы мышц необходимо расслабить, а какие, наоборот, стимулировать, поэтому родителям не рекомендуется делать такой массаж самостоятельно: неправильные действия могут нанести вред малышу.

Напряжены руки у ребенка в 2 года

Гимнастика и плавание закрепляют рефлексы, поддерживающие правильную позу, выравнивают тонус мышц (повышают пониженный и наоборот), развивают мышцы, оказывают мощное общеукрепляющее действие. Хорошим действием обладают занятия на гимнастическом мяче (фитболе), а плавать можно либо в большой ванне дома (после обучения у инструктора), либо в бассейне для грудничков, которые часто бывают при детских поликлиниках.

Физиолечение с использованием физических факторов улучшает нервно-мышечную проводимость, в зависимости от вида воздействия тонизирует или успокаивает нервную систему, соответственно повышая или снижая мышечный тонус.

Причины нарушений

Нарушение мышечного тонуса – это не самостоятельная болезнь, а только отдельный признак, симптом неблагополучия. Чаще всего причина нарушений заключается в гипоксии – недостатке кислорода и нарушении кровоснабжения головного мозга ребенка до рождения или после него. Гипоксия нередко возникает при гестозе, нарушениях кровообращения в плаценте, курении, употреблении алкоголя, а также при стрессах, длительном безводном периоде и т.п. Гипоксия мозга – частая, но не единственная причина нарушения тонуса. Он повышается также при инфекциях, травмах, сосудистых заболеваниях головного мозга, детском церебральном параличе и некоторых других проблемах.

Источник

Напряжены руки у ребенка в 2 года

Ваш ребёнок не находит себе места, ему наскучили все игры? Это может быть разовой историей, плохим настроением, а может и указывать на то, что его что-то сильно тревожит. Педагог Виктория Кузнецова рассказывает о том, какие симптомы могут указывать родителям на проблемы во взаимоотношениях с детьми.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Соберу в этом посте все признаки, которые отличают напряжённого, или, как говорят психологи, тревожного ребёнка, у которого есть проблемы во взаимоотношениях с родителем, а ещё точнее, у родителя есть проблемы во взаимоотношениях с ребёнком.

За 20 лет практики через меня прошла, наверное, уже не одна сотня детей. Да и опыт, прожитый со своими тремя, дал возможность безошибочно выявлять тревожных детей, а, соответственно, и тревожных родителей. Порой достаточно даже просто беглого взгляда, чтобы выяснить, в какой обстановке и в каком состоянии ребёнок пребывает бОльшую часть времени.

Почему это так важно? Потому что все мы ждём высоких результатов в обучении и возлагаем большие надежды на наших детей. Порой настолько большие, что дети оказываются не в состоянии даже сдвинуть возложенное с места. Вот и получается, что мы негодуем, возмущаемся, топаем ногами, читаем нотации, изо всех сил занимаемся воспитанием, отобрали интернет и телефон, запретили общаться с нежелательными друзьями, ограничили прогулки и просмотр мультфильмов, а воз и ныне там.

Читайте также:  Ребенок 2 года жалуется на боль в руке

Корень же проблемы нужно искать совсем в другом месте. Предлагаю вам внимательно понаблюдать за своими детьми на предмет следующих симптомов, указывающих на то, что что-то пошло не так.

1. Синдром «тяжёлого лица»

Понаблюдайте за преобладающим выражением лица вашего ребёнка в разные моменты: когда вы к нему обращаетесь, задаёте вопросы, когда он занят чем-либо или, наоборот, как вам кажется, находится в праздном бездействии. Какое у него лицо? Что выражает? Радость, умиротворение? Черты лица светлы, как бы расправлены, мышцы лица расслаблены или же наоборот? У тревожных детей часто брови нахмурены, губы сжаты, взгляд выражает тревогу. Выражение лица напоминает маленького старичка, повидавшего всякое.

2. Согнутая, удручённая поза

Спина «коромыслом», плечи приподняты, а то и на разном уровне, как бы перекошены, голова втянута в плечи, подбородок опущен, руки сцеплены вместе (за спиной или спереди) или спрятаны в карманы. По просьбе вынуть руки из карманов ребёнок плотно прижимает их к телу «по швам».

3. Особая походка

Осмотрительная, несмелая, мелкими шажками, а то и боком. Отсутствие помощи при ходьбе руками. Носки ботинок часто направлены внутрь. Расслабленный ребёнок умеренно размашисто помогает телу при ходьбе руками.

4. Специфика движений

Движения неравномерные, то замедленные, то рывками. Время от времени ребёнок вздрагивает, совершает много лишних навязчивых движений: ёрзает на стуле, теребит края одежды, пуговицы, уши, нос, тетради, книжки, грызёт ногти, ручки, карандаши, наматывает волосы на палец (карандаш, ручку), чешется, трёт ладонями подбородок, щёки, лоб, постоянно облизывает губы. Бывает и такое: ребёнок при ответе на вопрос подпрыгивает, хватается за мебель. В целом, всё общее поведение вызывает беспокойство и тревогу.

5. Нервные тики

Подрагивание подбородка, моргание глазами, перекашивание мышц лица (кажется, что ребёнок передразнивает вас), неоправданные и регулярные повороты и кивки головой.

6. Речь

Может быть замедленной, отрывистые короткие односложные фразы. Отсутствует образность, эмоциональность. Возможны и другие характеристики. Речь слишком громкая, крикливая. Спокойный разговор по душам в обоих случаях невозможен, в нём отсутствуют плавность и логика. Ребёнок ничем не делится, ни о чём не рассказывает. При первой же возможности пытается уйти, убежать от разговора.

7. Ориентировка в пространстве

Тревожные дети стремятся уединиться, спрятаться, не попадаться на глаза, передвигаясь в помещении. Они движутся ближе к стене, прячутся в угол, за предметы мебели и прочее. Просишь сесть — садятся на краешек стула, дивана, кресла, как бы сжимаясь в комочек: колени вместе, ладони могут быть зажаты между коленями или на них. Спина «коромыслом», голова втянута, взгляд исподлобья, плечи приподняты, носки ног повернуты навстречу друг другу. Встречается и другая крайность. Ребёнок слишком развязан. Разваливается на стуле, колотит ногами по мебели, не знает куда деть руки. При ходьбе попинывает мебель, стены, предметы, попадающиеся под ноги.

8. Рассеянное внимание

Порой вообще кажется, что ребёнок вас не слышит. Он как будто выключается из разговора, проваливается в забытье или глубоко погружается в собственные мысли. Разговора по душам, диалога снова не получается, он становится похож на допрос с пристрастием.

9. Особенности поведения

Колеблется от «тише воды, ниже травы», когда ребёнка не видно и не слышно (он не возражает, делает всё что попросят, «удобный» молчаливый) до крайне вызывающего. Ребёнок дерзит, грубит, как будто нарочно провоцирует конфликт, портит вещи, в руках всё горит. Суетлив, хватается то за одно, то за другое, не способен сосредоточиться. Ни одно дело не может довести до конца. Нелогичен, непоследователен в действиях.

10. Постоянно требует внимания и ответа взрослых

Одна девочка у меня на занятиях постоянно громко кричала «Посмотрите!», когда брала в руки новый предмет или меняла местоположение в классе. Такой тип нуждается в постоянной поддержке и одобрении: «У меня получилось? Вам нравится? Я хорошо сделал?».

11. Контакты с другими детьми

Опасливое, боязливое или, наоборот, агрессивное отношение, высокая обидчивость, конфликтность. Ребёнок всё время находится в режиме обороны. Ему кажется, что его игнорируют, постоянно обижают, с его мнением не считаются, не принимают его в игру.

12. Виды деятельности

Чем преимущественно занят ваш ребёнок? Расслабленный ребёнок много танцует, поёт, бесконечно фантазирует, обыгрывает какие-то воображаемые ситуации, изредка разговаривает сам с собой, лепит, рисует, всё время что-то изобретает, импровизирует. Тревожный ребёнок не может найти себе занятие по вкусу, а найдя, быстро остывает, бросает, жалуется на скуку. К творческой работе равнодушен, говорит, что это неинтересно, скучно, «только для девочек» или «для маленьких».

Естественно, все симптомы не могут встречаться у одного ребёнка. Если это так, то ситуация вообще патовая. Поэтому здесь представлен перечень симптомов, которые, даже встретившись единично, должны насторожить вас и заставить задуматься. Возможно, стоит пересмотреть некоторые свои воспитательные позиции.

Хочется особенно отметить, что всё вышесказанное вовсе не является прямым следствием того, что ребёнка в семье наказывают физическим воздействием через боль. Как сказал один замечательный человек: «Словом можно убить, словом можно спасти». Порой то, что слетает с наших уст в адрес ребёнка, действует не менее губительно, чем шлепок.

Источник