Направления развития ребенка по детству

Наталья Стребкова
«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника

«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника»

Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети,

Детство – это значит мы!

Р. Рождественский

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Особенности содержания программы Детство

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направленона их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

В каждом разделе программыпредусматривается действие общего механизма:

происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Девиз Программы Детство

«Чувствовать-Познавать-Творить».

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Линия познания. Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Линия самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Принципы программы «Детство»

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

содействия и сотрудничества детей и взрослых.

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.

В обновленной Программев соответствии с ФГОС дошкольного образования:

определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие;

описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс,включающий:

программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;

методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития качеств ребенка:

— Сформированы основные физические качества

— Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,

— Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

— Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

— Способен самостоятельно действовать

— Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Читайте также:  Роль семьи в развитии речи умственно отсталого ребенка

— Откликается на эмоции близких людей и друзей.

— Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

— Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства

— Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

— Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником

— Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых

— Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

— Соблюдает правила поведения на улице в общественных местах

— Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, гак и им самим;

— Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,

— Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

— Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

— У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

— сформированны социальных чувств и нравственных переживаний воспитанников;

— повышен уровень познавательной активности и любознательности;

— сформировано умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию;

— повышен уровень развития речи;

— повышен уровень творческой активности детей и творческой самостоятельности;

Источник

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-

Коммуникативное

 развитие

Художественно –

Эстетическое

 развитие

Цель и задачи

цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

задачи:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи: 

— сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи: 

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Читайте также:  Норма и отклонение от нормы в процессе развития и социализации ребенка

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Средства

— Физические упражнения

— Воспитание культурно – гигиенических навыков

— Подвижные и спортивные игры

—  Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода

—  внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

-игры

-Познавательные занятия

— применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры

— разнообразные виды игр

— искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества

Методы и приемы

— наглядные,

— словесные,

— практические

-игра

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.

Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание),  организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми

метод приучения,

.

— метод убеждения,;

— метод приучения,;

— метод проблемных ситуаций,

— метод побуждения.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Формы организации

физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

— Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы

— дидактические и развивающие игры,

Индивидуальная работа,

Прогулки,

Организованная образовательная деятельность,

применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,

Организованная образовательная деятельность,

с/р игры,

— дидактические и развивающие игры.

Организованная образовательная деятельность,

Досуги,

утренники,

театральная деятельность,

музыкальные занятия,

самостоятельная деятельность.

Источник

Татьяна Долгова
Образовательная программа «Детство»

Организацию образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленными в образовательных областях по материалам примерной образовательной программы «Детство».

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Программа «Детство» является результатом научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова

Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа, которая разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года);

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

СанПина ;

Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования».

Программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Для достижения цели необходимо решение задач,которые обеспечат:

укрепление физического и психического здоровья ребенка

обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; познавательной, творческой активности и воображения

органическое вхождение ребенка в современный мир

приобщение ребенка к красоте, добру, культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить».

Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка год месяцев

Условия реализации Программы ориентированы на:

создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей, эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития

обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка

Ведущими  принципами построения содержания программы являются:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

содействие и сотрудничество детей и взрослых

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи Программы направлены на

развитие ребенка как субъекта детской деятельности.

целостность развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:выделено три раздела: целевой, содержательный организационный

Целевой раздел содержит

-пояснительную записку,

-принципы и походы к формированию программы

-Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста,

-целевые ориентиры образования

В содержательном разделе представлено

— содержание и особенности организации образовательного процесса

характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в 5 образовательных областях

вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

-Образовательная деятельность по коррекции нарушений в развитии детей

В организационном разделе определено

— материально техническое обеспечение

— режим дня

— особенности традиционных событий, мероприятий;

-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

И непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Особенности и направления детской инициативы проявляется по выбору и интересам Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В программе характеризуются 5 образовательных областей

-социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

— речевое развитие

Я изучила материалы программы и хочу представить вашему вниманию характеристику образовательныхобластей для работы с детьми дошкольного возраста 4-5лет: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирует познавательные действия, становление сознания; развивает воображение и творческую активность; первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной для развития координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают

влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования

позволяют наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые надо учитывать, организуя образовательный процесс детского

сада: ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные,

детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать,

радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в программе «Детство».

Источник