Направления раннего развития ребенка
Развитие детей с пеленок теряет свою актуальность, но по-прежнему остается довольно модным направлением.
Если вы желаете серьезно и гармонично развивать своего малыша, то важно правильно подойти к этому важному делу и выбрать направление раннего развития, подходящее вам и вашему малышу во всех отношениях.
Принципы, лежащие в основе систем раннего развития, иногда настолько разнятся, что противоречат друг другу.
Чтобы помочь вам разобраться и сделать выбор, как развивать ребенка, мы подготовили обзор самых популярных методик.
Кубики Зайцева
Это четкая система, которая позволяет постепенно, в своем ритме, научить ребенка чтению и счету. Эта методика не имеет привязки к определенному возрасту, но обычно её используют для подготовки к школе.
Кубики и таблицы дают большое количество информации малышу, но легко понятны и запоминаемы. Для этого разработаны четкие правила. На самих кубиках написаны слоги, а не буквы, так как именно слоги учится произносить ребенок – “ма”, “па”, “ба”.
Обучение происходит в рамках игры – дети поют слоги, хлопают в ладоши, бегают и прыгают. Обучение чтению возможно уже с 1 года, но в возрасте 3-4 лет ребенок научится читать намного быстрее и легче, за несколько занятий. Счет рекомендуют осваивать после 3 лет.
Методика Никитиных
Многодетные родители Борис и Елена Никитины на своем опыте сформировали всестороннюю систему раннего развития детей. Родителям предлагается внимательно наблюдать за своим ребенком, замечать его интерес к новому, стимулировать его и вовремя давать всё необходимое для познания мира.
Гармоничный рост ребенка по их мнению включает в себя творчество, физическую подготовку, интеллектуальные игры. Но именно через игровые задачи происходит интеллектуальный рост. Как пособие для этого разработаны кубики Никитина, а также используются другие материалы – кирпичики, фигуры из картона, детали конструктора и т.д.
Метод Марии Монтессори
“Помоги мне сделать это самому” – основной принцип данной методики. Это значит, что поощряя ребенка в выполнении простых задач, мы помогаем ему самостоятельно справляться с трудностями и элементарным самообслуживанием, искать новые пути решения проблем, любить учиться и мыслить креативно.
Малыш сам выбирает, что ему интересно, и таким образом совершенствует в комфортном темпе свои индивидуальные способности. И при этом даже не замечает, что в этот момент он учится по специальным пособиям. Потому что ему интересно.
Основная причина для критики этой системы заключается в том, что она была разработана для детей, отстающих в развитии. Тем не менее в любом случае у детей отмечаются хорошие результаты.
Разработано множество пособий для малышей в рамках Монтессори-среды. Многие из них можно сделать своими руками из подручных средств. Многие идеи можно взять на вооружение, чтобы научить ребенка навыкам бытового самообслуживания.
Карточки Домана
Развитие с помощью карточек Домана предполагает дать ребенку как можно больше информации в период, когда он легко запоминает новую информацию.
Карточки – это изображения их самых разных отраслей знаний – растения, животные, великие люди, знаменитые произведения искусства, математика (изображение точек в разном количестве), исторические события.
Карточки следует показывать детям начиная с возраста нескольких месяцев по определенной системе. Они показываются несколько раз в день сериями, карточка называется родителем и показывается быстро, не долее 2 секунд. Каждую карточку показывают 30 раз.
Хоть это и прекрасный способ как развивать ребенка, так и расширить кругозор и увеличить словарный запас, но имеет ряд критических замечаний. Во-первых, это большой объем информации, которая просто-напросто не нужна ребенку. Во-вторых, это занимает много времени подчиняет весь распорядок дня под постоянный показ карточек по определенной системе.
В общем, стоит взять некоторые идеи метода Домана, но не стоит фанатично её придерживаться.
Вальдорфская педагогика
Это направление раннего развития отрицает несвоевременное интеллектуальное стимулирование. Здесь акцент делается на эмоциональный интеллект, воображение, интуицию, и всё это достигается посредством игровой деятельности.
До школы вальдорфская методика предлагает детям только играть, не вводя раньше времени буквы и цифры, ограждая ребенка от компьютера и телевидения. Игрушки берутся самые простые, обычно из натуральных материалов.
Это куклы без определенного выражения лица, деревянные фигурки животных и даже просто куски дерева – всё это позволяет во время игры придавать им самый разный характер и смысл, обогащая воображение и душевные качества.
Метод интеллектуального развития ребенка Павла Тюленева
Это самое что ни на есть раннее развитие с пеленок. Раньше, чем ходить, ребенка учат читать, писать, печатать на клавиатуре, дают представление о музыкальной грамоте, изобразительном искусстве, умению руководить и предпринимательстве.
Цель методики – вырастить гения любой ценой. И успеть сделать это в период, который, как раньше считалось, позволяет ребенку легко записывать любую информацию на “подкорку”.
Нужно ли раннее развитие?
Отвечает Ольга Юрковская, психолог, консультант по управлению бизнесом со степенью МВА, автор книг, мама троих детей:
Прежде чем начать активно развивать своего малыша и учить его читать раньше, чем ходить, оцените все за и против. Преждевременное чтение не является необходимым, так же как и многие другие знания. Дети, подвергавшиеся в раннем детстве “интеллектуальному насилию”, вовсе не обязательно станут успешными в жизни.
Скорее наоборот, наблюдается большое количество психических и эмоциональных отклонений у маленьких гениев. Потому что в детстве они упускают возможность развить другие жизненно важные умения – общаться, постоять за себя, играть, любить, наблюдать за жизнью вокруг, заниматься любимым делом…
В 2 года ребенок тратит намного больше времени и сил, чтобы научиться читать, чем в 7 лет. И в 2-3 года эту энергию следует направить на более важные вещи – например, на физическое и эмоциональное развитие. Пусть всё происходит своевременно.
Поэтому стоит взять лучшие идеи, разные направления раннего развития и позволить малышу двигаться в своем темпе. Системы раннего развития детей не учитывают индивидуальные потребности вашего чада. Как развивать ребенка? Просто любите его безусловно.
Читайте также:
Развивающие игрушки своими руками
Развитие зрения и слуха у детей
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Источник
Что входит в раннее развитие ребенка? Как развивать ребенка? Споры о раннем развитии малышей не утихают. Одни родители стремятся вырастить гения, а другие — подарить крохам детство. Где искать золотую середину?
Вам решать, что значит раннее развитие ребенка дошкольного возраста конкретно для вас. Вы можете вложить в это понятие то особенное, только ВАШЕ, уникальное и важное, что затем передадите малышу. Мы же подскажем вам в каких направлениях нужно развивать детей, чтобы ваш ребенок был умный и по годам развитый. Важно, чтобы кроха познавал мир с улыбкой и восторгом.
Обучение чтению
Уже в возрасте нескольких месяцев малышу предлагаются слова, написанные на карточках (методика Домана), или слоги (кубики Зайцева). Главная их задача в том, чтобы научить малыша читать раньше сверстников.
Внимание! Чтение пригодится ребенку не раньше 5–6 лет, а к эмоциональной передаче читаемого текста он будет готов лишь в 7–9 лет. Помните, что, пока кроха учится читать, он может не успеть сформировать навыки, которые положены по возрасту.
Изучение языков
Знание языка (чаще всего английского) считается обязательным атрибутом успешного человека. Родители слышали, что учить язык нужно „в период активного роста мозга”, то есть уже в младенческом возрасте. Якобы потом трудно и вообще поздно. В ход идут видеофильмы, аудиозаписи, изучение по книгам, повторение слов.
Внимание! Ребенок, находящийся в самом начале познания родного языка, с трудом переключается на чужой. Происходит путаница в словообразовании. В результате малыш начинает говорить на родном языке позже.
Развитие речи
Не чтения, не письма, а именно устной речи, родного языка. Если при этом от годовалого малыша не требуют произнесения слова „электростанция”, то от этого нет никакого вреда. Если родители стремятся заложить в своего кроху хороший запас пассивной речи (то есть внутреннего словарного запаса), он затем перейдет в актив, когда ребенок начнет говорить.
Внимание! Если ожидания родителей превышают возможности ребенка, то это закладывает почву для проблем в развитии речи (например, заикания). Не стоит требовать от малыша большого количества слов и четкой дикции.
Математические способности
Одни математические методики нацелены на развитие логического мышления крохи. Например, у Сесиль Лупан одной из главных рекомендаций является логичное и последовательное поведение родителей, которое наблюдает малыш. Несомненно, это — лучшая база для становления логического мышления. Есть другие методики, по которым занимаются математикой, предъявляя малышу карточки с красными точками по числу от 1 до 100.
Внимание! Если польза от некоторых методов сомнений почти не вызывает, то механическое запоминание чисел и точек — метод гораздо более спорный.
Познание мира
Когда родители позволяют малышу познавать мир, следя за его безопасностью, это лучше всего способствует его развитию. Бесполезно слушать классическую музыку, учить английскому, но при этом ограничивать малыша в желании ползать, карабкаться, трогать все подряд руками, отвлекать от интересных предметов. Никакого раннего развития не получится!
Как позволить крохе познавать мир? Меньше ограничивать, позволять участвовать во взрослых делах, быть рядом. Создать особенную среду и дома, и вне его, чтобы стимулировать познавательную активность крохи.
Эстетическое развитие
В это понятие входит знакомство с музыкальными произведениями, с поэзией, с картинами, архитектурой. Малышу включают классическую музыку (и не только), читают, например, „Руслана и Людмилу”. Конечно, он „не поймет”, но мелодику стиха уловит обязательно!
Развитие мелкой моторики
На сегодняшний день доказано, что развитая моторика пальцев рук напрямую связана с уровнем развития интеллекта и речи. Поэтому родители уделяют немало внимания этой теме. В общем-то, вреда от этого нет, а польза очевидна. Игры с крупами и прищепками, пальчиковое рисование, лепка, игры с лентами и тканями — все эти совместные развлечения нравятся деткам.
Физическое развитие
Годовичок, бесстрашно забирающийся на шведскую стенку и даже не думающий оттуда падать? Это возможно! Физическое развитие с помощью гимнастики, плавания, занятий на специальных комплексах для малышей — это просто здорово. Родители, нацеленные на то, чтобы развивать не только интеллект, но и тело, оказывают ребенку огромную услугу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Источник
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник