Направление развития ребенка образовательные области
Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
— развитие физических качеств
— правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
— правильное выполнение основных движений
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
— физическая культура
2.Художественно — эстетическое развитие:
— развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
— приобщение к искусству
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
— конструктивно – модельная деятельность
— музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
— речевое развитие
— приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование познавательных действий становление сознания
— развития воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
— развитие познавательно – исследовательской деятельности
— приобщение к социокультурным ценностям
— формирование элементарных математических представлений
— ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
— развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
— формирования готовности к совместной деятельности
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
— социализация, развитие общения, нравственное воспитание
— ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
— самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
— формирование основ безопасности
Источник
Образовательные области
задачи
Виды деятельности
Формы деятельности
Социально-коммуникативное развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п.2.6.)
Свободное общение на разные темы.
Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок.
Специальное моделирование ситуаций общения.
Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)
Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности).
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные),
игры диалоги. Дидактические словесные
(в том числе народные) игры, викторины.
Игра (индивидуальная, совместная с воспитателем, совместная со сверстниками), чтение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация,
экскурсия, ситуация морального
выбора, проектная деятельность,
праздник, совместные действия, рассматривание, просмотр и анализ
мультфильмов, видеофильмов, телепередач, экспериментирование,
поручение и задание, дежурство, упражнение, совместная деятельность
взрослого и детей тематического характера.
Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
(ФГОС ДО п.2.6.)
Опыты, исследования, игры-экспериментирования с разными материалами.
Рассматривание, обследование, наблюдение.
Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов.
Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет.
Оформление тематических выставок.
Оформление уголка природы.
Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов). Игры:
дидактические, интеллектуальные, развивающие, сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-путешествия.
конструирование, экспериментирование,
игра, наблюдение, проблемная ситуация, рассказ, беседа, коллекционирование,
моделирование, проектирование,
исследование,
Речевое развитие
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п.2.6.)
Художественно-речевая деятельность: Специальное моделирование ситуаций общения:«Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.
Дидактические словесные (в том числе народные) игры.
Викторины.
Чтение, беседа, рассматривание,
решение проблемных ситуаций.
Разговор с детьми
Игра
Проектная деятельность
Создание коллекций
Интегративная деятельность
Обсуждение.
Рассказ.
Инсценирование
Ситуативный разговор с детьми
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
различных видов театра
Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
(ФГОС ДО п.2.6.)
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр
Экспериментирование со звуками.
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.
Драматизация песен.
Музыкально-театрализованные игры
Музыкальные и музыкально-дидактические игры.
Концерты-импровизации.
Разнообразная интегративная деятельность:
*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.
Восприятие литературных произведений с последующими:
*свободным общением на тему литературного произведения,
*решением проблемных ситуаций,
*дидактическими играми по литературному произведению,
*художественно-речевой деятельностью,
*игрой-фантазией,
*рассматриванием иллюстраций художников,
придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,
*просмотром мультфильмов,
*созданием этюдов, сценариев для театрализации,
*театрализованными играми,
*созданием театральных афиш, декораций,
театральных кукол,
*оформлением тематических выставок .
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
Создание макетов, коллекций и их
оформление
Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкально- дидактическая игра
Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
Интегративная деятельность
Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
Музыкальное упражнение.
Попевка. Распевка
Двигательный, пластический
танцевальный этюд
Танец
Творческое задание
Концерт- импровизация
Музыкальная сюжетная игра
Физическое развитие
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
(ФГОС ДО п.2.6.)
Физические упражнения.
Физминутки и динамические паузы.
Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
Ритмика, ритмопластика.
Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.
Игры-имитации, хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Пальчиковые игры.
Спортивные упражнения
Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке
Физкультурное занятие
Утренняя гимнастика
Игра
Беседа
Рассказ
Чтение
Рассматривание.
Интегративная
деятельность
Контрольно-
диагностическая
деятельность
Спортивные и
физкультурные досуги
Спортивные состязания
Совместная деятельность
взрослого и детей
тематического характера
Проектная деятельность
Проблемная ситуация
Источник
Предварительный просмотр:
Содержание воспитательно-образовательной работы
по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО
(памятка для педагогов ДОО).
№ п/п | Образовательная область согласно ФГОС ДО | Система работы по образовательной области | Образовательная область согласно ФГТ |
1. | Социально-коммуникативное развитие |
| «Социализация» |
«Безопасность» | |||
«Труд» | |||
2. | Познавательное развитие |
| «Познание» (ФЦКМ) |
«Познание» (ФЭМП) | |||
3. | Речевое развитие |
| «Коммуникация» |
«Чтение художественной литературы» | |||
4. | Художественно-эстетическое развитие. |
| «Художественное творчество» |
«Музыка» | |||
5. | Физическое развитие |
| «Физическая культура» |
«Здоровье» |
Условные обозначения направлений
непосредственно образовательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие | СКР (ИГ) | Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) |
СКР (ПВ) | Социально-коммуникативное развитие (патриотическое воспитание) | |
СКР (ДНВ) | Социально-коммуникативное развитие (духовно-нравственное воспитание) | |
СКР (ОБЖ) | Социально-коммуникативное развитие (основы безопасности жизнедеятельности) | |
СКР (Т) | Социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание) | |
Познавательное развитие | ПР (ОЭД) | Познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
ПР (ОЗОМ) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы и социальным окружением) | |
Речевое развитие | РР (КН) | Речевое развитие (коммуникативные навыки) |
РР (ОХЛ) | Речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
ХЭР (К) | Художественно-эстетическое развитие (конструирование) | |
ХЭР (М) | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание) | |
Физическое развитие | ФР (ФЗ) | Физическое развитие (физкультурные занятия) |
ФР (ЗТ) | Физическое развитие (здоровьесберегающие технологии) | |
ФР (ДР) | Физическое развитие (двигательный режим) |
Условные обозначения направлений
образовательной деятельности по ПООП «От рождения до школы»
(под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Социально-коммуникативное развитие | СКР (СОН) | Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание) |
СКР (ССП) | Социально-коммуникативное развитие (ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание) | |
СКР (ССТ) | Социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) | |
СКР (ОБ) | Социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности) | |
Познавательное развитие | ПР (ПИД) | Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности) |
ПР (СКЦ) | Познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям) | |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
ПР (ОМП) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) | |
Речевое развитие | РР (РР) | Речевое развитие (развитие речи) |
РР (ХЛ) | Речевое развитие (художественная литература) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
Физическое развитие | ФР (ЗОЖ) | Физическое развитие (формирование представлений о здоровом образе жизни) |
ФР (ФК) | Физическое развитие (физическая культура) |
Условные обозначения направлений
образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Образовательная область | Условное обозначение | Содержание образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | СКР (СОН) | Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание) |
СКР (ССП) | Социально-коммуникативное развитие (ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание) | |
СКР (ССТ) | Социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) | |
СКР (ОБЖ) | Социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности жизнедеятельности) | |
Познавательное развитие | ПР (ПИД) | Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности) |
ПР (ОЗОМ) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы и социальным окружением) | |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
Речевое развитие | РР (РР) | Речевое развитие (развитие речи) |
РР (ХЛ) | Речевое развитие (художественная литература) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
ХЭР (К) | Художественно-эстетическое развитие (конструирование) | |
ХЭР (М) | Художественно-эстетическое развитие (музыкально-художественная деятельность) | |
Физическое развитие | ФР (ФК) | Физическое развитие (физическая культура) |
ФР (ЗОЖ) | Физическое развитие (формирование представлений о здоровом образе жизни) |
Источник