Направление работы с ребенком с нарушением интеллектуального развития
Елена ДМИТРИЕВА
Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Традиционно в специальной педагогике и специальной психологии существует два основных направления осуществления коррекционного воздействия. Одно из них реализуется в области коррекции высших психических функций. Другое направление работы базируется на признании значимости коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребёнка. Первый подход можно обозначить как психологический, второй — педагогический.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляютсяв системе Министерства образования на базе следующих учреждений: специальные (коррекционные)образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых); группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.
Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного пребывания. При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основныхлиний развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен,что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.
Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.
В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности [19].
Вся воспитательно — образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.
При организации коррекционно — воспитательной работы с умственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором каждый ребёнок чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя -дефектолога. Педагоги группы должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтоб иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо специально уделять этому серьёзное внимание:
· Совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении. Совместно составлять перспективный план работы.
· Проводить совместное изучение детей.
· Вместе проводить подготовку ко всем детским праздникам и развлечениям и участвовать в их проведении.
· Проводить работу с родителями.
Работа педагога с ребёнком дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проводится по следующим направлениям:
1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребёнка с близкими взрослыми (устанавливают эмоциональный контакт педагога с ребёнком как основу его сотрудничества со взрослым (вызывают у него эмоциональный отклик на присутствие взрослого; формируют потребность в общении со взрослым и др.)
2. Формирование образа «Я» («Я сам») (у ребёнка формируют представления о себе: о своём имени, фамилии и своей внешности; представления о схеме своего тела).
3. Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие люди») (ребёнка учат выделять близких взрослых, обращать внимание на других взрослых и сверстников, формируют положительные навыки взаимодействия с ними в процессе совместной продуктивной деятельности).
4. Формирование представлений об окружающем предметном мире и адекватных способах действия в нём («Я и окружающий мир») (у малыша формируют адекватное восприятие окружающих предметов и явлений: знакомят с предметами, их словесным обозначением; с их свойствами и назначением; учат способам действия с предметами путём совместных действий и др.);
5. Формирование способов усвоения общественного опыта (у ребёнка формируют совместные действия; жесты, подражательные способности; умение выполнять действие по речевой инструкции).
6. Формирование навыков социального поведения (регулируют и организовывают поведение ребёнка в соответствии принятыми правилами и нормами через формирование интереса к совместным действиям с близким и незнакомым взрослым (педагогом, затем сверстником; учат следовать речевой инструкции).
7. Формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков (формируют ориентировку ребёнка в окружающем пространстве путём обучения его навыкам опрятности и гигиены, самостоятельности в еде; навыкам использования предметов и приборов в быту).
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Корекционно — развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».Она состоит из пояснительной записки и 6 разделов:
1. Раздел «Здоровье». Рассматривает условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка. Здесь же перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми приёмами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.
2. Раздел «Социальное развитие» охватывает блоки психолого-педагогической работы, описанной на стр. 13. Социальное развитие проблемного ребёнка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» совершенствует функции формирующегося организма ребёнка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, тонкую ручную моторику и развитие зрительно-двигательной координации.
4. Раздел «Познавательное развитие»включает в себя: развитие внимания; тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти; формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представлений; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте.
5. Раздел «Формирование деятельности».Этот раздел представлен следующими блоками: формирование у детей предметной деятельности; Формирование у детей игровой деятельности, обучение детей продуктивным видам деятельности, обучение детей элементарной трудовой деятельности.
6. Раздел «Эстетическое развитие»включает в себя следующие виды эстетического воспитания: музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность.
Источник
Ирина Седова
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС
Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого — педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.
Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Обучающиеся с неосложнённой формой умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)обеспечивается:
выделением пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
введением учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
овладением разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
возможностью обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
психологическим сопровождением, направленным на установление взаимодействия семьи и организации;
постепенным расширением образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Обучение в коррекционной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков.
Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л. С. Выготский, 1985)
Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие обучающихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.
Исправление недостатков развития у обучающихся коррекционных школ происходит медленно и неравномерно, поэтому учителю обычно бывает трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов у обучающихся, в формировании волевых и других качествах личности. Педагог хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.
Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям
Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-умения планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)
5. Коррекциянарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Одной из основных форм организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать не только учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и осуществлять коррекционно-компенсирующую направленность обучения, включающего
• комплексное воздействие на обучающихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
• использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
• формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
• осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
• практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
• использование охранительно-педагогического режима обучения.
Содержание уроков определяется Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учебным планом ОУ и зависит от особенностей психофизических особенностей ученика.
В своей работе педагогам необходимо использовать как общепедагогические методы и приёмы обучения, так и специальные, отбор и сочетание которых отвечает специфике коррекционной работы. Например, на начальном этапе изучения нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, рассказа или беседы, а позднее – словесные методы занимают ведущее место, но при этом дополняются наглядными или практическими методами.
При выборе методов для коррекционной работынеобходимо учитывать:
• предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития;
• при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих;
• отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических методов; с учётом не только отдалённых коррекционно-образовательных задач, но и ближайших конкретных целей обучения.
Так, для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта, необходимо применение элементов личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, метода проекта.
Их применение позволяет педагогу, работающему в системе специального образования, использовать наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала обучающимися.
Поэтому, очень важно применять в своей работе не только разнообразные таблицы, схемы и т. д., предлагаемые современными издательствами, но и разработанные авторские пособия, которые позволяют школьнику получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов.
Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения в специальном коррекционном образовании является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес обучающихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету.
Для развития мыслительных операций школьников, создания представлений об объектах, явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом).
В настоящее время получили распространение технические средства обучения, применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности.
Большое внимание на уроках уделяется самостоятельной работе с раздаточным материалом, который подбирается индивидуально для каждого ученика с учетом сложности заданий.
Таким образом, урок направлены на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится не только в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении). А так же в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог.
Основными направлениямидеятельности психолога являются:
1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
2. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
Педагог-психолог реализует коррекционно – развивающие программы,включающие в себя следующие блоки: коррекция психомоторной, сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.
Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед.
Цель работы учителя – логопеда – восполнение пробелов звуковой, лексико-грамматической сторон речи, развитие коммуникативных навыков у учащихся, коррекция недостатков письменной речи.
Социальную помощь, связь с родителями, их представителями, органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог. С целью профилактики асоциального поведения учащихся социальный педагог проводит специальные занятия по правовому просвещению учащихся.
Медицинские работники оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции.
Таким образом, все специалисты ОУ активно включаются во все сферы образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогической коррекции.
Источник