Начальная школа развитие познавательной активности ребенка

Гайдарова Джамиля Магомедхановна
Развитие познавательной активности младших школьников

Гайдарова Д. М. ,

студентка психолого-педагогического

факультета,5 курса,

филиал СГПИ г. Буденновске

г. Буденновск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос об активизации познавательной деятельности младших школьников. Школа выступает в главной роли в жизни человека. В статье описано, что познавательную активность необходимо развивать и какие методы, и приемы для этого используются. Актуальность данной статьи содержит в себе необходимость пополнять учебный процесс занимательным содержанием, новыми методами, приемами и формами работы. Все это пойдет на пользу ребенку, так как дети будут лучше воспринимать информацию, у них появится желание учиться и развиваться дальше.

Ключевые слова

Познавательная активность, мотивация, младший школьник, методы и приемы познавательной активности. Учебным заведением, в котором ребенок получает общее образование, является школа [1, с. 89].

Данное учебное заведение является важным элементом в существовании общества и выступает в главной роли в судьбе каждого человека. Нынешняя жизнь требует от человека самостоятельного решения своих проблем, способности быть создателем собственной жизни. Таким образом, необходимо помочь обучающемуся стать таким субъектом [1].

Начальная школа считается фундаментом в образовательной системе. Именно здесь зарождаются знания и умения, которые дети будут увеличивать и формировать в будущем. Важная цель начальной школы – предоставить учащимся обусловленный круг крепких знаний и умений. Способность учиться содержит в себе цепь умений,которые соединены с освоением знаний: умение читать, писать, наблюдать явления вокруг нас, думать, выражать свою мысль словами. Данные умения можно назвать инструментом, без которого сложно представить себе жизнь [2, с. 56].

Большинство педагогов и психологов аргументировало, что процесс обучения усваивается намного эффективнее, если у школьников достаточно высокая планка познавательной активности [2, с. 60].

Познавательная активность у младших школьников произвольно не появляется, она является результатом целенаправленных педагогических действий [4, с. 5].

В период обучения с первого по четвертый классы совершается становление человека. Данный процесс не завершается до конца начальных классов, и как раз в эти годы происходит самый напряженный отрезок человеческой жизни. Начальная школа является целым этапом нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития ребенка [4, с. 12].

В России, особенно в последние годы, существует много споров о том, какой должна быть отечественная система образования. Все же зачастую все приходит к тому, какие задания дать обучающимся. В этом случае на задний план уходит весьма главная функция образования – это воспитание подросткового поколения [3, с. 44].

Пробел в системе школьного образования связан с отсутствием трудового воспитания. У современного подрастающего поколения из-за того, что трудовому воспитанию уделяется мало внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. Лень у младших школьников не возникает на пустом месте. Имеются такие причины,как: недостаток мотивации, неуверенность в собственных силах, темперамент, переутомление, чрезмерная опека [5, с. 55].

Взрослым не нужно выполнять все обязанности за своих детей. Необходимо попытаться закрепить за подростками некоторые поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными [3].

Вопрос об активизации познавательной деятельности школьников на всех этапах развития образования был одним из острых, т. к. активность считается нужным условием формирования умственных качеств личности [4].

Многие психологи полагают, что дети младшего школьного возраста несут в себе большие нереализованные возможности в постижении окружающего мира[4].

Успех в развитии познавательной активности школьников заключается в присутствии постоянной учебной мотивации. Отрицательное отношение к обучению появляется при недостатке успехов. В школе часто случается ситуация, когда школьники младшего возраста достигают особенного успеха. Например, правильно ответил на трудный вопрос, сказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь огромное значение [3].

Активность, которая вызвана стремлением к похвале и всеобщему одобрению, преобразовывается в искренний интерес к самостоятельной работе [3].

Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне приближается к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов [5].

Дети младшего школьного возраста в отличие от детей дошкольного чаще прибегают к наглядно-образным и логическим способам мышления. Это объединено с увеличением запаса знаний и способов их обработки [5].

Таким образом, в процессе обучения важным является не столько объем этих знаний, сколько их качество, умение детей употреблять данные знания во внутреннем плане, в уме [5].

Младший школьный возраст считается таким периодом в жизни человека, в котором создаются наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психологических свойств и видов поведения. Именно этот период связан с развитием наглядно-образных форм мышления [4].

Созревание мышления близко находится по отношению к особенностям внимания. Доминирующим видом внимания младших школьников в начале обучения считается невольное внимание, в основе которого находится рефлекс. Дети не умеют в полной мере управлять вниманием, поэтому школьники подвластны внешним впечатлениям. Даже при сосредоточении внимания школьники не замечают существенного [3].

Познавательный интерес нужно формировать. Активность ребенка в различных видах его деятельности тоже необходимо вырабатывать, т. к. процесс познания у детей младшего школьного возраста не всегда целенаправлен, в основном шаток [3].

Основной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться [5].

Одним из элементов познавательной активности младших школьников является ИКТ, что обеспечивает развитие познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность обучающегося. Например, познав программы для составления слайдов, создается анимационную поддержку урока, создаются презентации к урокам [5].

Для эффективного увеличения степени познавательной активности школьников и ускорения системы овладения знаниями, умениями и навыками необходимо организовать индивидуальную работу. Умения и навыки различного вида вырабатываются в процессе самостоятельной работы. Главное раскрыть учащимся, с какой целью им предоставляется это или другое задание [3].

Следующим элементом познавательной активности детей младшего школьного возраста являются интегративные уроки. Они считаются частным проявлением интегрального подхода к педагогическому процессу, сущность которого раскрывается через такие признаки, как целостность, многосторонность и единая образовательно-мировоззренческая направленность всех приемов и методов воспитания, преемственность и последовательность в содержании, планомерность и согласованность в организации [5].

Еще одним элементом формирования познавательной активности младших школьниковявляется проведение внеурочных занятий по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное [5].

Данные занятия внеурочной деятельности устремлены на воспитательные результаты, усиление получаемых школьниками знаний, вырабатывание творческих и познавательных способностей [5].

В играх вырабатывается активность и нравственные качества личности. Ребенок учится изъявлять помощь товарищам, ему необходимо интересоваться мнением других, сдерживать свои собственные желания. У дошкольников развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер [5].

Исходя из всего сказанного, можно сказать, что благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, мотивации, поощрения дети, которые учатся хорошо, могут в еще большей степени расширить свое познание, а дети, которые слабо успевают — находить нестандартные решения, для них самих, могут обрести уверенность в своих силах [1].

Список использованной литературы

1. Иванникова Л. В., Кашурина Л. Ф. Общая характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Омск, 24 ноября 2017). / В 4ч. Ч. 2 –Стерлитамак: АМИ,2017. – 269 с. – С. 89-93.

2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 2012. 157 с.

3. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 2013. 183 с.

4. Кондратьева С. В. К вопросу о регулятивной функции понимания учителем личности учащихся // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. Ростов н/Д, 2013. 265 с.

5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 2012. 230 с.

© Гайдарова Д. М., 2018

Источник

Выступление на методическом объединении.

Тема: «Развитие познавательной деятельности младших школьников».

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Развитие познавательных способностей младших школьников эффективно выполнять через внеурочную деятельность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс у младших школьников является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

В процессе организации внеурочной работы необходимо научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, праздники, игры, викторины, классные часы, беседы, уроки этикета, наблюдения, эксперименты и другие.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание в школе радостным.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности — не самоцель. Цель — воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Я, в процессе обучения, опираюсь на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз «Учись обучая» и на психологическую парадигму «Успех рождает успех».

Познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школы и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учителя и воспитателя, формирует новые знания и умения.

Познавательная деятельность в интернате осуществляется в ситуациях, более приближенных к естественным, имеет большую практическую направленность. По содержанию она выходит за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащимися широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию познавательных интересов учащихся, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, мышления.

В различных видах учебно-познавательной деятельности (выполнение домашних заданий, экскурсии, тематические прогулки, внеклассное чтение, занятия в кружках и др.) у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, более четко осознается свое место в обществе, формируется направленность личности. Остановимся на некоторых видах познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность в интернате реализуется, прежде всего, при организации самоподготовки. Самоподготовка проводится в классных комнатах. Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки в школе-интернате являются:

— преемственность в работе и единство действий учителя и воспитателя;

— тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала и методики работы над ними с учащимися, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);

— единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и своевременной индивидуальной помощи со стороны воспитателя;

— проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня и продолжительного отдыха воспитанников.

В ходе самоподготовки педагогами решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, а может носить и более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

Организация любой экскурсии требует определенной подготовки: определение учебных, воспитательных и коррекционных задач, ее содержания, разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы в целом, подготовка оборудования, предварительное ознакомление с местом проведения экскурсии, подготовка к экскурсии учащихся.

В ходе экскурсии я руковожу наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, даю словесные пояснения наблюдаемому, вовлекаю детей в общение, слежу за выполнением индивидуальных заданий, оказываю помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания закрепляются при изготовлении рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Кружковая работа в школе-интернате для детей направлена на расширение кругозора и удовлетворение любознательности учащихся, развитие их творческих и спортивных способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение языка, речи в условиях разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Участие в кружковой работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой и др.). Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких кружков.

В начальных классах в кружки необходимо привлекать не только самых способных или интересующихся ребят, а всех детей, так как интересы и склонности в этом возрасте еще не определились, а правильно поставленная работа кружка разовьет у ребят интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь. Для младших школьников особенно значима предметно-практическая направленность работы кружка, наличие элементов занимательности и наглядности.

Разновозрастный состав группы позволяет привлекать старших учащихся для помощи и совместной деятельности с младшими и тем самым способствовать развитию общения, взаимопомощи, терпению, милосердию и познавательной активности детей.

Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников в интернате. Оно направлено на формирование ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах. В самых младших классах коллективное чтение сочетается с рассказом воспитателя или учителя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью игрушек, подвижной аппликации, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др. По мере овладения умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение.

Я не только организую внеклассное чтение, но и помогаю детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, веду учет и контроль внеклассного чтения (беседы прочитанного).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения учащихся литературы. Для этого я рассказываю о писателях, их биографиях, организую просмотр кино или мультфильма по одному из произведений писателя.

Внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (кружки, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, игры, тематические прогулки).

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами, стоящими передо мной, являются: развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых детям игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии ребенка.

Организуя игры в интернате, я учитываю особенности игровой деятельности детей с НОДА. Вследствие этого создают необходимые условия для проведения игры и руковожу ею, обучая детей самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизирую необходимый для игры словарь, ввожу новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами.

Важными условиями успешной организации и проведения игр являются:

— тщательная подготовка к проведению игры;

— наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;

— обучение детей пользованию этими предметами;

— обучение пользованию предметами-заменителями;

— обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;

— создание речевой среды в процессе игры и активизации общения между играющими;

— поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Важная роль в развитии познавательных способностей принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря, стимулирует общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Спортивные игры выступают одновременно и как средство реализации двигательной активности и как средство коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры я обеспечиваю рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры.

Среди игр в интернате значительное место отводится сюжетно-ролевой игре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей мышление, воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными.

В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей – многое из того, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, заимствовать из нее информации.

Познавательная деятельность сопровождается радостью и усталостью, пониманием и непониманием, вниманием и невниманием, посторонними увлечениями

Цель познавательной деятельности: целенаправленно формировать интересы, ценные качества личности, содействующие творческой активности, его целостному развитию.

Источник