Наблюдение за игрой ребенка и диагностика его развития
Виталина Астанина
Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей
Тема: Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей.
Автор: Астанина Виталина Валерьевна
ГБДОУ д/с №8 Кировского района С-Пб
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразные, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Д. В. Менджерицкая.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всёпереплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры, повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.
Главное внимание в работах ведущих педагогов — дидактов обращается на сюжетно — ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным
стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры:
· знакомство ребенка с реальным миром;
· овладение игровыми умениями в раннем возрасте;
· примерное планирование занятий по конструированию.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Я предприняла попытку отобрать и систематизировать из методической литературы, технологий разных авторов основные методы и приемы проведения сюжетно-ролевой игры.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры. Исполнение воспитателем главной роли
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком,
Внесение образных игрушек
Прием параллельной игры
Прием ролевой игры с продолжением
Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение
детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни
Игра в телефон
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений. Игры. Облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»);
Участие воспитателя в игре (главная роль);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера»;
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Создание разновозрастных игровых триад.
Косвеные приёмы руководства Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
Изменение игровой среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации;
Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зелёный цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.
Педагогические рекомендации
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Список литературы
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. // Дошкольное воспитание. – 2003. — №4. — С. 18-23
2. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. — 2004. — №12
3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в воспитании дошкольников. -М 2008
4. Игра дошкольника под ред. Т. И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
5. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. — М. 2005.
Источник
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры
(Автор О.В. Солнцева)
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2011г; апрель 2012г.
Количество диагностированных: 25человек.
Диагностику провела: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель
Уровни освоения сюжетно- ролевой игры детьми четвертого года жизни.
Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен в игровом общении, ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Диагностическая карта
Дата проведения________
Фамилия , имя ребенка_____________ лет,__________мес.
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной оценке |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. Общий балл: | В комментариях следует отметить: -степень разнообразия содержания сюжетно-ролевых игр, Преобладающие темы игр, -предпочитаемое ребенком содержание сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, — меняет интонацию голоса в зависимости от роли. Общий балл | В комментариях следует отметить: -любимые роли ребенка, -примеры ролевых диалогов. |
Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. Общий балл | В комментариях следует отметить: -типичные для ребенка действия с предметами-заместителями, -преобладание одного из видов действия игрового замещения. — |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу сюжета, -показывает связь между действием и игровым сюжетом Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими, Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. | 1.6 (53%) | 2 (66%) |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, — меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | 1.5 (50 %) | 1.8( 60%) |
3. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. | 1.7 (51) | 1.9(63.3%) |
4. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. | 1.6 (53%) | 2 (66 %) |
5. Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими | 1.5 (50%) | 2 (66%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. | 2 (66%) | 2.3(76%) |
Средний балл | 1.6(53%) | 2 (66,6%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на начало года (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими и повлияли на выбор гибко выбранной тактики педагогического взаимодействия с детьми. Что позволило проследить динамику развития сюжетно- ролевой игры во второй младшей группе с 53% -66% .Поэтому одной из задач на следующий год станет продолжение тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре.
Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2012г.
Количество диагностированных: 27 человек.
Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.
Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.
Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.
Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной системе |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события Общий балл | В комментариях следует отметить : -преобладающие темы игр, -Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры. -разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и степень освоения ролевого поведения: — называет свою роль до начала игры, — способен к смене роли во время игры, — обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником Общий балл | В комментарии следует отметить : — любимые роли ребенка. |
Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами — заместителями, — наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. Общий балл | В комментарии следует отразить: -типичные для ребенка действия с предметами заместителями, -примеры речевого замещения. |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла. Общий балл | В комментарии следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: — выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. Общий балл | В комментарии следует отразить: -приемы проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события | 2.4 (80%) |
2. Наличие и степень освоения ролевого поведения: — называет свою роль до начала игры, — способен к смене роли во время игры, — обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником | 2.3(76%) |
3. Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами — заместителями, — наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. | 2.4(80%) |
4. Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла | 2.5(83%) |
5. Способность создавать обстановку для игры: — выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. | 2.5(83%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. | 2.6(86%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения- 2.3(76%) ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей станет продолжение работы над проектом » Развитие познавательных интересов через сюжетно- ролевую игру»
Источник