Наблюдение как метод исследования развития ребенка
СТАТЬЯ
«Наблюдение как метод
психолого-педагогической диагностики»
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации с последующей обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов.
Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Существенными недостатками метода наблюдения являются:
1) его длительность;
2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;
3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.
Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.
Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.
Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения, с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов нужно рассматривать способность к эмпатии. Педагог должен уметь становиться на точку зрения ребенка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека, могут служить рефлексивные суждения.
Метод наблюдения – главный и наиболее доступный для педагога. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.
Выделяют стандартизированное и не стандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при не стандартизованном наблюдении достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол.
Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения — та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения.
При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.
В своей практической работе педагоги чаще всего вынуждены обращаться к не стандартизованному, включенному наблюдению. Это негативно сказывается на генерализации результатов наблюдения, однако не должно соблазнять к отказу от соблюдения методических правил. Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и не включенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение — наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение — наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение — оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение — непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Не включенное наблюдение — осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым. При не включенном наблюдении, наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает.
Полевое наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.).
Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени для проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому, часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.
Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Источник
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу боле подробно рассмотреть такую форму мониторинга в ДОО, как педагогическое наблюдение и разобраться в том, для чего оно необходимо и как его осуществлять и фиксировать.
2 слайд
Федеральный государственный стандарт ДО не предусматривает определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов, сравнение воспитанников в степени освоения программы является грубейшим нарушением закона.
Вы скажете, зачем же тогда мы говорим о мониторинге?
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится с целью определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
В каждом дошкольном учреждение разработана система осуществления педагогического мониторинга, существуют необходимые положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей, специалистов. Я не буду останавливаться на этих аспектах. Понятно, что без учета мониторинга освоения программы, воспитательно-образовательный процесс будет строится формально, как и осуществление индивидуального сопровождения ребенка.
3 слайд
Что же такое педагогическое наблюдение?
Определение Вы можете видеть на слайде.
Многие опытные воспитатели часто говорят о том, что педагог, находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка, замечает особенности поведенческих реакций, предугадывает возможные проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.
Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы затрудняется.
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.
4 слайд
Чем же руководствоваться при проведении наблюдений? Являются ли они обязательными?
В каждой образовательной программе ДОУ этот вопрос озвучен, и методисты должны информировать воспитателей о методах, формах отчета.
Необходимо отметить, что педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется, как я уже упоминала, Программой.
5 слайд
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.
— получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их
— получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий
В связи с этим, вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.
6 слайд
Различают несколько видов наблюдений. Это
Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.
Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.
Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.
Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом — применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.
Другие виды педагогического наблюдения вы видите на слайде. Их названия говорят сами за себя.
7 слайд
Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.
— Определение цели — например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.
— Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
— Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.
8 слайд
Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.
9 слайд
Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.
Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.
Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.
Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.
Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, воспитатель должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников (гиперссылка) и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим воспитателям в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.
Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.
Хочется отметить, что при выборе оптимального способа фиксации наблюдений, следует внимательно изучить содержание карт, которых множество в интернете. При подготовке к выступлению, я просмотрела много вариантов. На глаза попалась карта, которую хочу вам показать. Такое ощущение, что цель этого документа в кавычках, найти все отрицательное в ребенке, здесь даже не указаны параметры положительной оценки. Поэтому целесообразно рассмотреть варианты вместе с методистами или авторитетными для вас коллегами.
Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.
Именно здесь педагогическое наблюдение поможет воспитателю проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка. Наблюдение за игрой, в процессе поручений, в режимные моменты можно фиксировать, используя карты психологического фона.
Вы скажете, что это больше психологическая диагностика. В какой-то степени я соглашусь, но в большинстве детских садов нет педагога-психолога, но даже если он и есть, то все-таки именно воспитатель ответственен за эмоциональный фон в детском коллективе, ему и содействовать комфортному пребыванию ребенка в группе.
10 слайд
- Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
- Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
11 слайд
Как и любой метод мониторинга, педагогическое наблюдение имеет положительные и отрицательные стороны. Вы можете проанализировать их, глядя на слайд. Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:
- Настроение наблюдателя
- Его предубеждение
- Усталость
12 слайд
Поэтому нельзя дать однозначного ответа, важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие вас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты
Стереотипы, собственные представлений о морали зачастую мешают адекватно проанализировать данные наблюдения.
13 слайд
Подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что мониторинг никуда не делся, он присутствует в нашей педагогической деятельности, но в несколько иной интерпретации.
Хочется пожелать вам успеха в работе с детьми, желания, энтузиазма и отдачи от приложенных сил, времени, нервов.
Здоровья вам и вашим семьям.
Спасибо за внимание!
Источник